И выявленным закономерностям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И выявленным закономерностям



Методологические подходы Выявленные закономерности процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках
1. Праксиологический подход Целенаправленное моделирование условий и средств организации процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках на основе синтеза теоретических знаний и эмпирического опыта обеспечивает активность проявления ребенком присвоенных культурных компетенций в условиях включения в разнообразные культурные практики (различные виды деятельности.
2. Системный подход Способность педагога ставить реально выполнимые и достигаемые цели позволяет предвидеть реальный ожидаемый результат (активность детей в культурных практиках, высокий уровень самостоятельности, способность детей применять ранее полученные навыки в новых условиях); развитие критической рефлексии способствует рациональному целеполаганию
3. Синергетический подход Повышение мотивации педагога к организации педагогического сопровождения детей в культурных практиках обеспечивает самоорганизованность, активность детей
4. Деятельностный подход Готовность педагога к самообразовательной деятельности обеспечивает высокий уровень организации процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках  
5. Личностно-ориентированный подход Освоение педагогом модели личностно ориентированного взаимодействия обеспечивает активность детей в реализации содержания культурных практик, их удовлетворенность этим процессом
6. Андрагогический подход Повышение мотивации педагога к организации педагогического сопровождения детей в культурных практиках обеспечивает высокий уровень включенности детей в освоение культурных практик
7. Акмеологический подход Адекватность самооценки и самопозиционирования педагога в организации педагогического сопровождения детей в культурных практиках обусловливает развитие критической рефлексии, способствует рациональному целеполаганию; обогащение способов педагогического сопровождения детей в культурных практиках способствует повышению его качества
8. Аксиологический подход Интерес педагога к новым психолого-педагогическим знаниям обеспечивается его общей удовлетворенностью профессиональной деятельностью; переход на модель личностно ориентированного взаимодействия с детьми обеспечивает позитивный настрой детей на образовательный процесс по включению в культурные практики
9. Компетентностный подход Способность педагога ставить реально выполнимые и достигаемые цели позволяет предвидеть реальный ожидаемый результат (продукт); обогащение коммуникативных умений происходит при условии готовности педагога к освоению новых форм, способов и техник общения

Закономерности и связи, которые мы рассмотрели, указывают на общие направления и конкретные педагогические ориентиры разработки принципов, составляющих ядро концепции и реализующих регулятивную функцию.

Следующей составляющей нашей авторской концепции педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках являются принципы.

Под принципом в обобщенном смысле понимается основное исходное положение какой - либо теории, учения, науки, мировоззрения[34]. Принцип должен иметь глубокое и развернутое научное обоснование (выражать способ достижения социально значимых целей на основе учета объективных закономерностей) и носить обобщенный характер (быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). В современной педагогической науке принципы рассматриваются в качестве отправной точки построения педагогической деятельности, в зависимости от направления педагогической деятельности выделяются и различные принципы. Опираясь на концепцию В.И. Загвязинского[35], мы под принципом в контексте нашего исследования будем понимать инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методологическое отражение познанных законов и закономерностей; знание о целях, сущности, содержании, структуре процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики.

Кроме того, важным представляется тот факт, что каждый принцип регулирует разрешение частных противоречий, возникающих в процессе организации педагогического сопровождения детей в культурных практиках, а взаимодействие принципов ‑ разрешение основных её противоречий.

Понимание принципа как выражения педагогической концепции и методологического отражения познанных законов и закономерностей соответствует общим нормам процесса педагогического сопровождения, обусловленным общественными потребностями. Поэтому данная трактовка интересует нас в меньшей степени. Основная сущность принципа видится в понимании его как знания о целях, сущности, содержании, структуре, форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики. Следовательно, в основу выделения и характеристики принципов, составляющих вместе с закономерностями ядро концепции педагогического сопровождения детей в культурных практиках, будет положено именно данное определение.

При определении принципов педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках мы исходили из понимания того, что принципы являются отражением и обобщением существующих закономерностей, конкретизируют цель и определяют содержание, методы, формы и приемы инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. С учетом определенных закономерностей в исследовании выделены следующие принципы:

· принцип ориентации на «зону ближайшего развития ребенка », предполагающий определение «границ» индивидуальной зоны ближайшего развития каждого ребенка, включенного в культурную практику, что позволяет проектировать развитие процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках с ориентацией на их индивидуальность и субъектный опыт;

· принцип «амплификации », заключающийся в создании условий для полноценной актуализации и самореализации личности ребенка, совершенствования его возможностей и способностей посредством включения в различные формы культурных практик;

· принцип непрерывности, позволяющий рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации дошкольного образования, в том числе процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках;

· принцип диверсификации, обеспечивающий профессиональное развитие личности самого педагога, формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных технологий дошкольного образования, расширение опережающей подготовки кадров к организации педагогического сопровождения детей в культурных практиках;

· принцип партисипативности, предполагающий субъект-субъектное взаимодействие педагога и детей, включенных в культурные практики для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы;

· принцип фасилитации, представляющий нормативное положение для создания условий осознания педагогами индивидуальной сущности, самостоятельности, становления ребенка в культурных практиках, развитие их самостоятельности и компетентности применять полученные ранее культурные знания, умения и навыки в новых условиях и на более высоком уровне проявления самостоятельности;

· принцип субъектности, предусматривающий развитие ребенка как субъекта деятельности, как субъекта процесса культурной практики;

· принцип рефлексивности, помогающий педагогам реально оценить уровень активности ребенка в культурной практике, готовности осваивать новые способы деятельности.

Таким образом, концепция раскрывает систему взглядов на проблему организации педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках; в качестве основной рассматриваемой идеи определяется сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности процесса педагогического сопровождения.

Из приведенных в содержании главы определений следует, что концепция это: система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов, определенный замысел, ведущая, руководящая мысль, ведущий принцип научного исследования. Следовательно, концептуальный подход к исследованию проблемы организации педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках связан с выделением системы частных идей, призванных поэтапно решать обозначенную проблему. Вместе с тем, в концепции должна быть интегративная идея, объединяющая все другие идеи и подчиняющая их достижению основной цели. Концепция выступает как теоретико-методологическое пространство, в котором реализуется гипотеза исследования. Составной частью концепции исследования является теория, на основе которой изучаются процессы и явления. Теория означает обобщение опыта в форме выводов, положений.

При разработке нашей концепции мы опирались на эти определения и положения. Кроме того, мы пришли к выводу, что авторская концепция педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках должна учитывать основные дефиниции: теоретико-методологические основы проблемы, ядро, содержательно-смысловое наполнение, модель, технологическое моделирование реализации концепции, включающее педагогические условия эффективного развития исследуемого феномена, верификацию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.011 с.)