Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И выявленным закономерностям
Закономерности и связи, которые мы рассмотрели, указывают на общие направления и конкретные педагогические ориентиры разработки принципов, составляющих ядро концепции и реализующих регулятивную функцию.
Следующей составляющей нашей авторской концепции педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках являются принципы. Под принципом в обобщенном смысле понимается основное исходное положение какой - либо теории, учения, науки, мировоззрения[34]. Принцип должен иметь глубокое и развернутое научное обоснование (выражать способ достижения социально значимых целей на основе учета объективных закономерностей) и носить обобщенный характер (быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). В современной педагогической науке принципы рассматриваются в качестве отправной точки построения педагогической деятельности, в зависимости от направления педагогической деятельности выделяются и различные принципы. Опираясь на концепцию В.И. Загвязинского[35], мы под принципом в контексте нашего исследования будем понимать инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методологическое отражение познанных законов и закономерностей; знание о целях, сущности, содержании, структуре процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики. Кроме того, важным представляется тот факт, что каждый принцип регулирует разрешение частных противоречий, возникающих в процессе организации педагогического сопровождения детей в культурных практиках, а взаимодействие принципов ‑ разрешение основных её противоречий.
Понимание принципа как выражения педагогической концепции и методологического отражения познанных законов и закономерностей соответствует общим нормам процесса педагогического сопровождения, обусловленным общественными потребностями. Поэтому данная трактовка интересует нас в меньшей степени. Основная сущность принципа видится в понимании его как знания о целях, сущности, содержании, структуре, форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики. Следовательно, в основу выделения и характеристики принципов, составляющих вместе с закономерностями ядро концепции педагогического сопровождения детей в культурных практиках, будет положено именно данное определение. При определении принципов педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках мы исходили из понимания того, что принципы являются отражением и обобщением существующих закономерностей, конкретизируют цель и определяют содержание, методы, формы и приемы инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении. С учетом определенных закономерностей в исследовании выделены следующие принципы: · принцип ориентации на «зону ближайшего развития ребенка », предполагающий определение «границ» индивидуальной зоны ближайшего развития каждого ребенка, включенного в культурную практику, что позволяет проектировать развитие процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках с ориентацией на их индивидуальность и субъектный опыт; · принцип «амплификации », заключающийся в создании условий для полноценной актуализации и самореализации личности ребенка, совершенствования его возможностей и способностей посредством включения в различные формы культурных практик; · принцип непрерывности, позволяющий рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации дошкольного образования, в том числе процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках; · принцип диверсификации, обеспечивающий профессиональное развитие личности самого педагога, формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных технологий дошкольного образования, расширение опережающей подготовки кадров к организации педагогического сопровождения детей в культурных практиках; · принцип партисипативности, предполагающий субъект-субъектное взаимодействие педагога и детей, включенных в культурные практики для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы; · принцип фасилитации, представляющий нормативное положение для создания условий осознания педагогами индивидуальной сущности, самостоятельности, становления ребенка в культурных практиках, развитие их самостоятельности и компетентности применять полученные ранее культурные знания, умения и навыки в новых условиях и на более высоком уровне проявления самостоятельности;
· принцип субъектности, предусматривающий развитие ребенка как субъекта деятельности, как субъекта процесса культурной практики; · принцип рефлексивности, помогающий педагогам реально оценить уровень активности ребенка в культурной практике, готовности осваивать новые способы деятельности. Таким образом, концепция раскрывает систему взглядов на проблему организации педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках; в качестве основной рассматриваемой идеи определяется сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности процесса педагогического сопровождения. Из приведенных в содержании главы определений следует, что концепция это: система взглядов, то или иное понимание явлений и процессов, определенный замысел, ведущая, руководящая мысль, ведущий принцип научного исследования. Следовательно, концептуальный подход к исследованию проблемы организации педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках связан с выделением системы частных идей, призванных поэтапно решать обозначенную проблему. Вместе с тем, в концепции должна быть интегративная идея, объединяющая все другие идеи и подчиняющая их достижению основной цели. Концепция выступает как теоретико-методологическое пространство, в котором реализуется гипотеза исследования. Составной частью концепции исследования является теория, на основе которой изучаются процессы и явления. Теория означает обобщение опыта в форме выводов, положений. При разработке нашей концепции мы опирались на эти определения и положения. Кроме того, мы пришли к выводу, что авторская концепция педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках должна учитывать основные дефиниции: теоретико-методологические основы проблемы, ядро, содержательно-смысловое наполнение, модель, технологическое моделирование реализации концепции, включающее педагогические условия эффективного развития исследуемого феномена, верификацию.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.011 с.) |