Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические предпосылки построения концепции педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках
Объективная значимость и сложность педагогического сопровождения детей в культурных практиках предполагает наличие соответствующего психолого-педагогического сопровождения, которое бы обеспечивало эффективность её реализации. Необходимость сопровождения педагогов продиктована потребностью в поддержке, помощи при принятии решений в проектировании и реализации технологии педагогического сопровождения в культурных практиках. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик рассматривается нами как процесс поддержания педагогов в авторском функционировании и творческой реализации технологии в её осознанном ценностно-смысловом воплощении в условиях, оптимальных для успешного раскрытия личностного потенциала каждого при обеспечении взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Педагогическое сопровождение детей в технологии культурных практик требует разработки концепции, обеспечивающей эффективность данного вида деятельности. В новом тысячелетии актуализировалась проблема определения взаимосвязи культуры и образования. Современное образование направлено в сторону более глубокого понимания культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников, результатом которого выступает культурный взаимообмен. Подвергается пересмотру отношение к ребенку как объекту педагогических воздействий и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. Создание условий для развития и осознания субъектного опыта, индивидуально-личностных способностей, свойств, педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели образования. Связь культуры и образования сегодня, как никогда, представляется как часть одного процесса, с одной стороны, обеспечивая усвоение ребенком культурного опыта, накопленного человечеством, с другой стороны, выступая условием для пополнения и преумножения его культурных богатств в дальнейшем. В настоящее время механизмы преобразования культуры в мир личности признаны образующим фактором, влияющим на становление личности[21].
Федеральный государственный образовательный стандарт на этапе завершения дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры воспитанников. Их содержательная составляющая включает приобретение ребенком опыта общечеловеческой культуры. Деятельностная составляющая представлена способностями ребенка к творческому проявлению и самостоятельному выбору, что предполагает использование вариативных и гибких формы организации педагогического взаимодействия. Культурные практики в современном образовательном процессе рассматриваются «в качестве эффективного способа реализации культурообразующей функции образования, а также придания образованию активного деятельного характера, предполагающего субъектную позицию воспитанника. Культурные практики помогают объяснить особенности развития и саморазвития ребенка в процессе освоения культурных норм и расширения культурного опыта». Понятие «культурные практики» было представлено Н.Б. Крыловой в 2000 году. Ею было обосновало выделение культурных практик из видов детской деятельности, как возможности самостоятельного принятия решения о важности, ценности, содержании, объеме, способах присвоения социальных норм и культурного опыта. В литературе можно встретить несколько определения понятия «культурные практики». Автор понятия Н.Б. Крылова в качестве определений раскрывает многочисленные аспекты его содержания и условий реализации. По мнению автора «культурные практики» – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта». Культурные практики рассматриваются как универсальные культурные умения – это готовность и способность ребенка действовать на основе принятия и освоения общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности, поведения и отношений. По мнению О.А. Бакулевич, культурные практики представляют собой освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, помощи, дружбы, альтруизма, заботы, а также негативного опыта недовольства, протеста, ревности, обиды, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
С.В. Масловской приобщение ребенка к миру культуры рассматривается как «разработка и реализация в системе дошкольного образования культурно-антропологических практик, как особого вида деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов предметно-развивающей среды дошкольного образования на основе правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка, практик расширения возможностей ребенка в различных образовательных областях выступает содержанием и условиями формирования интегративных качеств личности дошкольника». В качестве теоретической основы организации культурных практик, обеспечивающих приобщение ребенка к культурному опыту как привычных и естественных способов, обеспечивающих культурное саморазвитие ребенка, выступают положения раскрывающие подходы общенаучного уровня методологии педагогики (М.М. Бахтин, В.С., Библер, Е.В. Бондаревская, Г.Д. Дмитриев[22], Н.Б. Крылова). В современной теории и практике образования ведется постоянный поиск моделей, обеспечивающих взаимосвязь личности и культуры в рамках образовательных программ. Принципы связи образования и культуры, роль свободы во взаимоотношениях учителя и ученика, свободы, основанной на чувстве долга, сформулированы С.И. Гессеном. Вопросы целости образовательного процесса, единства типа культурных впечатлений, поддержки индивидуальности раскрыты В.В. Розановым. Методологической основой к проектированию педагогической деятельности по реализации культурных практик выступает культурологический подход, обеспечивающий психическое развитие ребенка через механизм присвоения им общественной культуры, носителем которой выступает взрослый. Требованиями современного образовательного процесса и реализации в нем культурных практик детей выступают: учет зоны ближайшего развитии ребенка, опора на ведущую деятельность, признание ребенка субъектом собственной деятельности, учет целостности его развития, организация образовательного процесса через осуществление совместной деятельности, учет интересов и потребностей ребенка, учет современной социокультурной ситуации в многообразии национального, поликультурного мира. Культурно-детельностный подход выступает концептуальной основой реализации культурных практик в образовательном процессе (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Культурные практики обеспечивают возможности для целостного, всестороннего развития личности и рассматривается как онтогенетический процесс, при котором формируется внутренняя позиция человека через выработку системы личностных смыслов, в самоопределении места в обществе, в желании стать личностью (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев). Деятельностные и содержательные аспекты многообразных культурных практик подкреплены многими научно-исследовательскими работами в области дошкольной педагогики и педагогики детства. Культурные практики целостностного, духовного, нравственного, этнического, национального развития и саморазвитии ребенка раскрыты в теоретических обоснованиях педагогической антропологии (Б.Г. Ананьев, П.Ф. Каптерев, М.В. Крулехт, А.Ф. Лазурский, М. Монтессори, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и др.). Изучением основ, позволяющих ребенку приобщиться к миру традиций игровой культуры, этнических и национальных особенностей занимались Г.С. Виноградова, Г.Н. Волков, С.В. Григорьев, М. Мид, Д.Б. Эльконин и др.
В процессе приобщении ребенка к культурным практикам ребенок выступает субъектом деятельности, способным к культурному саморазвитию в рамках доступного опыта (К.А. Альбульханова-Славская, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, Е.И. Исаев, Л.М. Кларина, В.И. Слободчиков, О.В. Солнцева и др.). Приобретая культурный опыт посредством культурной практики, ребенок осуществляет пробу своих возможностей и природных задатков, поддерживая единство личности биологического, социального (культурного) и психического компонентов личности. Результатам таких проб в дальнейшем выступает интерес к определенным видам деятельности, являющийся ориентиром его дальнейшего развития. Культурные практики как структурная единица образовательного процесса в ДОО в настоящее время активно обсуждаются (Т.Б. Алексеева, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, С.В. Масловская, О.В. Солнцева, Р.М. Чумичева, А.В. Шилова и др.). С.В. Масловская рассматривает вопросы проектирования культурно- антропологических культурных практик в системе дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Процесс проектирования включает в себя поэтапное проектирование ситуации-пробы, игрового тренинга и собственно самостоятельную деятельность ребенка как индивидуальный/коллективный проект. Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева рассматривают содержание культурных практик с позиций культурологического подхода и ФГОС ДО, раскрывают сущность культурных практик, их роль в развитии культурного опыта, самостоятельности, позитивной социализации и индивидуализации ребенка, определяются педагогические условия проектирования культурных практик в образовательном процессе современного детского сада. Реализация в образовательном процессе ДОО привычных видов организации детской деятельности (современное чтение, бал, игра, фольклор, и др.) как культурных практик позволяют решать задачи формирования личности ребенка как субъекта собственной деятельности (М.Ю. Гудова, Е.А. Никитина, А.А. Фенькина, А.Б. Теплова).
Большую роль в разработке вопроса реализации культурных практик в образовательном процессе ДОО принадлежит О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, которые являются разработчиками инновационной технологии реализации культурных практик в ДОО. В авторских работах раскрывается содержание технологии культурных практик (далее ТКП) коллекционирования, восприятия художественной литературы, фольклора. Представленная технология – это система методов, способов, приемов, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. ФГОС ДО в требованиях к организации образовательного процесса в ДОО указывает на обязательность представления в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольной организации (далее Программа) выбранных и/или разработанных самостоятельно программ, направленных на развитие детей в различных видах деятельности и/или культурных практиках. Содержанием Программы по освоению ребенком культурных практик являются освоение основных способов самопознания – самоопределения – самореализации – саморегуляции личности в системах жизнеобеспечения и жизнедеятельности: человек, общество, культура, природа, и в системах общественных отношений: производственных, правовых, нравственных, культурологических, регулируемых общественным сознанием. Понятие «культурные практики» является интегративным к содержанию образования, к процессам обучения и воспитания, к организации образовательной среды, и направлено на обеспечение целостности развития личности ребенка. Культурные практики это и возможность, и средство получения человеческого опыта для удовлетворения собственной потребности в активной жизнедеятельности. Образовательный процесс современного детского сада предполагает комплексное проектирование особых культурных практик, способствующих становлению универсальных культурных умений, которые обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка в период дошкольного детства Реализация культурных практик в образовательном процессе обеспечивает: освоение социокультурных норм и образцов деятельности; получение опыта и преумножение личных результатов и достижений; получение опыта самостоятельной творческой деятельности; приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества. Методы становления культурных практик (игра, ситуация поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирование, танцы, изобразительная деятельность, фантазирование, наблюдения – изучения – исследования) направлены на развитие универсальных культурных умений – готовности и способности действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм. Реализация культурных практик в ДОО обеспечивается соблюдением единства процессуальной и содержательной сторон присвоения ребенком мира культуры в условиях образовательного процесса в многообразии используемых педагогических технологий и практической деятельности субъектов образования на основе партнерского взаимодействия.
Ценностная значимость реализации культурных практик имеет принципиальное отличие от организации многообразных видов детской деятельности, поскольку формируют индивидуальный образ жизни и стиль взаимодействия. Достигается это за счет проектирования культурных практик на основе инициатив самих детей и особой организации процесса вовлечения, приобщения детей к культурным практикам, инициируемых и направляемых взрослыми. Педагогами-практиками применяются разнообразные формы организации культурных практик в образовательном процессе ДОО: совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры), творческая мастерская (рукоделие, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки, коллекционирование); музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) как форма организации художественно-творческой деятельности детей на литературном или музыкальном материале; детский досуг (праздники, развлечения); коллективная и индивидуальная трудовая деятельность; проектная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; игровые практикумы; коммуникативные тренинги. Культурные практики могут применяться во всех формах образовательной деятельности. В организованной образовательной деятельности детей культурные практики используются для решения образовательных задач: для передачи учебной информации, для усвоения нового материала детьми путем активного запоминания, самостоятельных размышлений или проблемной ситуации; для отработки мыслительных операций логического, индуктивного, дедуктивного характера. Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности (Г.В. Терехова, Н.Ю. Посталюк и др.) и могут быть представлены как: – реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений; – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивает накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений; – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений; – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений. Таким образом, культурные практики включают обычные (применяемые повсеместно и повседневно) способы самоопределения и самореализации ребенка, выступающие содержанием его бытия и ситуациями взаимодействия с другими людьми, обеспечивая способность ребенка применять универсальные культурные умения действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм. Обучение в современном смысле слова – это организация культурных практик, которые позволяют ребенку приобретать универсальные культурные умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни. На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Формы культурных практик: индивидуальные, групповые, смешанные детско- взрослые формы. Результатом освоения культурных практик являются индивидуальные достижения ребенка прикладного характера. Через культурные практики обеспечивается интеграция и укрупнение содержания осваиваемых образовательных областей с акцентом на его проблемность и практическую значимость. Оценке подлежит качество, а не содержание продукта культурных практик. Основным показателем освоения культурных практик служат культурные компетентности ребенка, полученные им в культурных практиках. Воспитанники создают собственные артефакты, образцы и творческие продукты деятельности на основе осваиваемых культурных норм, приобретается опыт работы по суммированию личных результатов и достижений, а также опыт их презентации. Основа культурных практик – роль ценностных ориентаций в саморазвитии, в формировании нравственности, коммуникативной и поведенческой культуры. Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). Система многообразных культурных практик предполагает организацию системного взаимодействия всех специалистов, оказывающих образовательные услуги. Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева рассматривают культурные практики на основе инициатив: возникающие на основе инициатив самих детей и инициируемые, организуемые, направляемые взрослыми. Культурные практики на основе инициатив самих детей представляют собой самостоятельную детскую деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Комплексно- тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания, активизации познавательного и практического опыта детей, объединения детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности. Проанализируем содержание основных примерных образовательных программ, рекомендованных к применению в ДОО, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО с точки зрения включения в образовательный процесс культурных практик. В основе программы «На крыльях детства»[23] под редакцией Н.В. Микляевой положена концепция формирования событийно организованного образовательного пространства на основе детской игры, концепция педагогической поддержки и сопровождения развития детей в условиях ДОО. Реализация культурных практик обеспечивает взаимодействия детей и педагогов, детей между собой в ходе режимных моментов и организации самостоятельной деятельности обучающихся. Система культурных практик обеспечивает единую культурную практику бытийствования в детской группе. Целью программы «Детство»[24] (авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.) выступает создание для каждого ребенка возможности развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном и деятельностно-творческом выражении. Определено место культурных практик в режиме – вторая половина дня. В качестве основных форм используются: совместная игра, ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, творческая мастерская, музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), сенсорный и интеллектуальный тренинг, детский досуг, коллективная и индивидуальная трудовая деятельность, подгрупповая работа. Программа «От рождения до школы»[25] под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой нацелена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Культурные практики представлены как одна из форм детской активности и инициативы по приобщению ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знаниям, морали, искусству, труду). В программе «Миры детства»[26] под редакцией Т.Н. Дороновой подробно раскрыт процесс приобщения ребенка к культурным практикам, который представлен как процесс приобретения ребенком универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. Реализация культурных практик характеризуется как процесс приобщения ребенка к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. К основным культурным практикам относятся игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, которые могут быть дополнены другими культурными практиками: практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое. В подготовительной группе добавляются культурные практики по самообслуживанию, обучению грамоте и элементарной математике. В программе «Мозаика»[27] (авторы-составители В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева) культурные практики определяются как культурные средства деятельности детей определённого возраста. Задача воспитателя заложена в роли проводника общечеловеческого и собственного опыта, гуманистического отношения к людям, носителя социокультурных норм. Коммуникативный аспект качества образования позволяет оценить развитие умений эффективного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми. В других проанализированных нами программах, составленных в соответствии с требованиям ФГОС дошкольного образования (программа «Истоки»[28] Т.И. Алиевой, Е.П. Арнаутовой и др.; в примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой; в программе «Открытия»[29] под редакцией Е.Г. Юдиной; в программе «Детский сад по системе Монтессори»[30], разработанной по заказу общественной организации «Межрегиональная Монтессори Ассоциация»), понятие «культурные практики» не используется, содержание и механизмы реализации культурных практик не раскрываются. Анализ программ позволяет констатировать, что, несмотря на то, что требованием ФГОС ДО выступает организация культурных практик детей в образовательном процессе, не все программы, рекомендованные к использованию, выделяют данный вид педагогической деятельности. В тех программах, которые включают культурные практики, содержание методических, процессуальных, целевых указаний и рекомендаций заметно различается. В заключение отметим, современная педагогическая наука признает важность и значимость культурных практик для развития личности ребенка. Образовательный процесс современного детского сада предполагает комплексное проектирование особых культурных практик, способствующих становлению универсальных культурных умений, которые обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка в период дошкольного детства. Однако остается констатировать, что организация и рекомендации к реализации культурных практик в образовательном процессе ДОО в настоящий момент не имеют единых подходов и требований. Многие педагоги, исследователи, признавая ценностное значение и роль культурных практик в развитии личности ребенка, осуществляют поиск собственных технологий и методов реализации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.78 (0.029 с.) |