Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1 концептуально-методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках
1.1. Эволюция концепций и теорий дошкольного образования в России ХХ-ХХI вв. 1.2. Методологическое обоснование педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста в культурных практиках ГЛАВА 2 ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ 2.1. Психолого-педагогические предпосылки построения концепции сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках 2.2. Концепция педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках 2.3. Модель реализации концепции педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках ГЛАВА 3 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ 3.1. Познавательно-исследовательские культурные практики: опыт педагогического сопровождения 3.2. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности как в культурной практике 3.3. Педагогическое сопровождение речевого развития детей в культурных практиках 3.4. Сопровождение детей дошкольного возраста в здоровьеформирующих культурных практиках: проблемы и опыт решения 3.5. Игровая деятельность детей как культурная практика: технологии педагогического сопровождения 3.6. Литературно-ориентированное образовательное пространство как условие организации художественного чтения в ДОУ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Предисловие
Монография представлена авторским коллективом ГБОУ ДПО ЧИППКРО (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования) кандидатами педагогических наук кафедры развития дошкольного образования: Яковлевой Галиной Владимировной[i] (заведующий кафедрой развития дошкольного образования); Сваталовой Тамарой Александровной[ii] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования); Обуховой Светланой Николаевной[iii] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования); Кузнецовой Галиной Николаевной[iv] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования); Пелиховой Анной Валерьевной[v] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования); Зайцевой Ксенией Павловной[vi] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования).
В монографии осуществлено концептуально-методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках. Определена теоретико-методологическая стратегия, включающая системный и синергетический подходы. Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) предоставил возможность исследовать процесс педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках как целостную многомерную, многоуровневую и полифункциональную систему. Использование системного подхода обеспечивает целостность и структурированность исследуемого процесса, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных компонентов. При этом главное внимание уделяется не отдельным ее элементам, а тем взаимосвязям, которые ее конституируют. Использование синергетического подхода (М.А. Весна, В.Г. Виненко, В.А. Герович, Д.Ф. Ильясов, А.М. Ковалев, И.В. Лупандин, Л.Я. Няпинен, Г.Н. Сериков, М.И. Сетров, Г. Хакен и др.) позволяет рассматривать процесс педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках как открытую, сложную самоорганизующуюся систему, развитие которой подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода, имеющую множество путей и собственных тенденций развития. Методологические подходы, образующие практико-ориентированную тактику исследования, определяют видение путей и особенностей реального осуществления процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках. Сложившееся представление о сущности и внутреннем строении процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках обусловили использование основных положений таких подходов, как праксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, аксиологический, акмеологический, андрагогический и компетентностный. Выстроена и описана праксиологическая концепция педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках, а также модель ее реализации, а также модель ее реализации в практической деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Монография состоит из введения, предисловия и трех глав: глава 1 Концептуально-методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках, глава 2 Праксиологическая концепция педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках, глава 3 Прикладные аспекты реализации концепции сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках. Идея раскрытия (обсуждения) проблемы педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках состоит в ее рассмотрении с точки зрения методологии, концептуальных подходов и прикладных аспектов реализации модели педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках. Предложенные теоретические материалы изложены, следуя логике движения от общего к частному: от концепций, теорий к практике их воплощения в виде конкретных педагогических методов и приемов. Материалы монографии предназначены педагогам дошкольного образования, реализующим Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. А также для использования в системе повышения квалификации педагогов.
Введение С 2013 года определены новые тренды в государственной политике в сфере образования, в том числе в сфере дошкольного образования. Это нашло свое отражение в актуальных нормативно-правовых документах. В Федеральном законе «О образовании в Российской Федерации»[1] в статье 48. Обязанности и ответственность педагогических работников отмечается, что педагогические работники обязаны: 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации[2] на период до 2020 года определена в качестве основной цели формирование личности инновационного типа. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: · способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; · способность к критическому мышлению; · способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высоко конкурентной среде. Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения, поощряющих и вознаграждающих людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха.
Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению будет расширена государственная поддержка дошкольного образования, включая развитие автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, а также услуг дополнительного образования. Национальный проект «Образование» и входящий в его состав федеральный проект «Успех каждого ребенка» закрепляет направленность на создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[7] определяет основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее ‑ индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. В Указе Президента №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[3] поставлена задача: «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года[4] одной из задач определено повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей. Современные стандарты всех уровней образования выстроены на основе культурно-исторического системно-деятельностного подхода. Это в свою очередь требует от педагогов создания условий для включения детей в разнообразные, свойственные возрасту, виды деятельности, то есть в культурные практики по различным направлениям. Для успешного освоения детьми содержания дошкольного образования должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Таким образом, в современной педагогической науке и практике актуализируется проблема сопровождения детей дошкольного возраста в различных видах деятельностей и культурных практиках. Н.Б. Крылова[5] считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта»[6]. Технология культурных практик представляет собой определенный алгоритм действий, операциональных шагов по освоению их детьми. Целью реализации технологии культурных практик выступает проектирование образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в процессе освоения культурной практики.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.019 с.) |