Глава 1 концептуально-методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 концептуально-методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках



1.1. Эволюция концепций и теорий дошкольного образования в России ХХ-ХХI вв.

1.2. Методологическое обоснование педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста в культурных практиках

ГЛАВА 2 ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ

2.1. Психолого-педагогические предпосылки построения концепции сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках

2.2. Концепция педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках

2.3. Модель реализации концепции педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках

ГЛАВА 3 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ

3.1. Познавательно-исследовательские культурные практики: опыт педагогического сопровождения

3.2. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности как в культурной практике

3.3. Педагогическое сопровождение речевого развития детей в культурных практиках

3.4. Сопровождение детей дошкольного возраста в здоровьеформирующих культурных практиках: проблемы и опыт решения

3.5. Игровая деятельность детей как культурная практика: технологии педагогического сопровождения

3.6. Литературно-ориентированное образовательное пространство как условие организации художественного чтения в ДОУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ


Предисловие

 

Монография представлена авторским коллективом ГБОУ ДПО ЧИППКРО (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования) кандидатами педагогических наук кафедры развития дошкольного образования: Яковлевой Галиной Владимировной[i] (заведующий кафедрой развития дошкольного образования); Сваталовой Тамарой Александровной[ii] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования); Обуховой Светланой Николаевной[iii] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования); Кузнецовой Галиной Николаевной[iv] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования); Пелиховой Анной Валерьевной[v] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования); Зайцевой Ксенией Павловной[vi] (к.п.н., доцент кафедры развития дошкольного образования).

В монографии осуществлено концептуально-методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках.

Определена теоретико-методологическая стратегия, включающая системный и синергетический подходы.

Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) предоставил возможность исследовать процесс педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках как целостную многомерную, многоуровневую и полифункциональную систему. Использование системного подхода обеспечивает целостность и структурированность исследуемого процесса, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных компонентов. При этом главное внимание уделяется не отдельным ее элементам, а тем взаимосвязям, которые ее конституируют.

Использование синергетического подхода (М.А. Весна, В.Г. Виненко, В.А. Герович, Д.Ф. Ильясов, А.М. Ковалев, И.В. Лупандин, Л.Я. Няпинен, Г.Н. Сериков, М.И. Сетров, Г. Хакен и др.) позволяет рассматривать процесс педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках как открытую, сложную самоорганизующуюся систему, развитие которой подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода, имеющую множество путей и собственных тенденций развития.

Методологические подходы, образующие практико-ориентированную тактику исследования, определяют видение путей и особенностей реального осуществления процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках. Сложившееся представление о сущности и внутреннем строении процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках обусловили использование основных положений таких подходов, как праксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, аксиологический, акмеологический, андрагогический и компетентностный.

Выстроена и описана праксиологическая концепция педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках, а также модель ее реализации, а также модель ее реализации в практической деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Монография состоит из введения, предисловия и трех глав: глава 1 Концептуально-методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках, глава 2 Праксиологическая концепция педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках, глава 3 Прикладные аспекты реализации концепции сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках.

Идея раскрытия (обсуждения) проблемы педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках состоит в ее рассмотрении с точки зрения методологии, концептуальных подходов и прикладных аспектов реализации модели педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках.

Предложенные теоретические материалы изложены, следуя логике движения от общего к частному: от концепций, теорий к практике их воплощения в виде конкретных педагогических методов и приемов.

Материалы монографии предназначены педагогам дошкольного образования, реализующим Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. А также для использования в системе повышения квалификации педагогов.


 


Введение

С 2013 года определены новые тренды в государственной политике в сфере образования, в том числе в сфере дошкольного образования. Это нашло свое отражение в актуальных нормативно-правовых документах.

В Федеральном законе «О образовании в Российской Федерации»[1] в статье 48. Обязанности и ответственность педагогических работников отмечается, что педагогические работники обязаны:

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации[2] на период до 2020 года определена в качестве основной цели формирование личности инновационного типа.

Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:

· способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

· способность к критическому мышлению;

· способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высоко конкурентной среде.

Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения, поощряющих и вознаграждающих людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха.

Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству, развития навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде и их подготовки к школьному обучению будет расширена государственная поддержка дошкольного образования, включая развитие автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, а также услуг дополнительного образования.

Национальный проект «Образование» и входящий в его состав федеральный проект «Успех каждого ребенка» закрепляет направленность на создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[7] определяет основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее ‑ индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

В Указе Президента №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[3] поставлена задача: «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года[4] одной из задач определено повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей.

Современные стандарты всех уровней образования выстроены на основе культурно-исторического системно-деятельностного подхода. Это в свою очередь требует от педагогов создания условий для включения детей в разнообразные, свойственные возрасту, виды деятельности, то есть в культурные практики по различным направлениям.

Для успешного освоения детьми содержания дошкольного образования должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Таким образом, в современной педагогической науке и практике актуализируется проблема сопровождения детей дошкольного возраста в различных видах деятельностей и культурных практиках.

Н.Б. Крылова[5] считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта»[6].

Технология культурных практик представляет собой определенный алгоритм действий, операциональных шагов по освоению их детьми. Целью реализации технологии культурных практик выступает проектирование образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в процессе освоения культурной практики.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.019 с.)