Модель реализации концепции педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель реализации концепции педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках



Проекция теоретических положений организации педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках на реальную деятельность дошкольного образовательного учреждения осуществляется в содержательно-смысловом наполнении концепции, которое представлено в монографии в форме модели. Модель раскрывает наиболее общее представление об организации и осуществлении процесса организации педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках и представляет собой единство целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативного компонентов.

Целевой компонент определяет общий стратегический замысел реализации модели и общую направленность процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках. Цель реализации модели – использование потенциала форм, технологий, методов и приемов организации процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках для обеспечения активности детей в предъявлении ими ранее полученных компетенций в самостоятельной деятельности в ходе участия в культурной практике. Данный компонент ориентирован на определение приоритетных направлений процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках и закрепление прогнозируемого уровня развития у детей компетенций по различным видам деятельности для использования в ходе участия в культурной практике.

В качестве приоритетов организации культурных практик могут быть определены следующие:

· формирование, закрепление и развитие общей культуры воспитанников, включающей речевую, коммуникативную, игровую, трудовую, социальную, поведенческую культуры;

· создание условий для возможности проявления ребенком культурных компетенций в различных видах деятельности (познавательной, продуктивной, проектной, игровой);

· обеспечение эффективного процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках, выстроенного на принципах системности, индивидуализации, научности;

· мотивационную готовность педагогов к сопровождению детей в культурных практиках.

Содержательный компонент модели демонстрирует специфику процесса педагогического сопровождения детей в культурных практиках. Особенностью данного компонента является отбор содержания культурных практик, а также форм и технологий педагогического сопровождения детей в культурных практиках.

Отбор содержания культурных практик осуществляется на основе учета возрастных и психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Так для детей младшего дошкольного возраста характерны: игровая деятельность, как культурная практика. В ходе этого вида деятельности педагог учит детей отражать в игре знакомые действия взрослых: мама готовит обед, укачивает малыша, гуляет с ним в парке; доктор ведет прием больных пациентов, рекомендует лечение; парикмахер делает красивые прически мальчикам и девочкам.

В старшем дошкольном возрасте в качестве содержания культурных практик могут использоваться проектная детская деятельность («Готовим театральное представление для малышей»), исследовательская деятельность (самостоятельное проведение опытов с песком, водой, воздухом, магнитом), продуктивная детская деятельность: создание коллективной работы по теме недели, создание игровых макетов «В пустыне», «Лунный ландшафт», «На водоеме».

В качестве форм организации культурной практики могут быть использованы: участие детей в создании проекта, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра), театрализованная детская деятельность, продуктивная, поисковая, исследовательская, опытническая деятельность.

Организационно-деятельностный компонент модели определяет устойчивый, последовательный и целенаправленный характер процесса педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках. Данный процесс является длительным, протекающим поэтапно, на каждом из которых проявляются вполне конкретные психические новообразования у детей дошкольного возраста (культура общения, культура поведения за столом), отражающие уровень готовности детей к участию в культурных практиках, сформированность основных компетенций детей для самостоятельного предъявления в ходе культурной практики.

Результативный компонент определяет успешность предлагаемой модели и отражает промежуточные и конечный ожидаемые результаты уровня педагогического сопровождения детей в культурных практиках. Ожидаемые результаты описаны посредством перечисления совокупности показателей и уровневых характеристик, на основании которых может быть осуществлена оценка сформированности составляющих профессиональной компетентности педагогов по организации педагогического сопровождения детей в культурных практиках: гностического, проектировочного, организаторского, конструктивного и коммуникативного компонентов. Также эффективность модели может быть оценена уровнем достижения детьми целевых ориентиров, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Таким образом, выстроенная концепция педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках и модель ее реализации обеспечивают методологические основания для выстраивания системы данного процесса в ДОУ.

Следующая глава монографии будет посвящена прикладным аспектам концепции сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках, описанию опыта реализации данного процесса в практике современного ДОУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.005 с.)