Пособие может быть также полезно всем интересующимся вопросами нутрициологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие может быть также полезно всем интересующимся вопросами нутрициологии.



ВВЕДЕНИЕ

  Позволь пище быть твоим лекарством.                                                 Гиппократ
  Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.                                                  Л. Толстой

Нутрициология, как наука о здоровом питании и кормлении животных, широко известна в странах Запада и США. В широком смысле слова это практическая наука для всех здоровых людей.

В нашей стране термин «Нутрициология» научно обоснованно стал применяться впервые доктором технических наук, профессором И.М. Скурихиным в 90-х годах прошлого века.

Поскольку в большинстве стран мира науку о лечебном питании (медицинское направление) называют не диетологией, как в РФ, а клинической нутрициологией, то всеобщая нутрициология, в зависимости от направления практического приложения состоит из элементарной, общей, практической, функциональной или технологической и др.

Технологическая нутрициология – наука на стыке разделов технологии пищевых продуктов, процессов пищевых производств, методов контроля пищевого сырья и продукции, призванная искать эффективные способы оптимизации незаменимых нутриентов, посредством создания функциональных пищевых продуктов (для всех потребителей) и специализированных продуктов питания для конкретной группы лиц (дети, подростки, спортсмены, беременные, кормящие матери, пожилые люди и т.д.).

Факт, но современные агротехнологии, сельскохозяйственное животноводство, пищевое производство при сложившемся уровне экологии, гиподинамии и стрессовой нагрузки привели к тому, что в среднем россиянин уже не может получить из пищи все необходимые для здоровья организма нутриенты. Качество многих пищевых продуктов, пищевая ценность которых при использовании современных технологий производства значительно снижено. Даже идеально построенный рацион взрослых, рассчитанный на средние 2500 ккал в день, дефицитен по большинству витаминов и минеральных веществ, по крайней мере, на 20%.

В соответствии с Указами Президента, Постановлениями Правительства и соответствующими решениями Государственной Думы Российской Федерации определены приоритеты в области агропромышленного комплекса страны, направленные на создание собственной сырьевой базы, внедрение современных технологий переработки сельскохозяйственной продукции, производство пищевых продуктов массового потребления и специализированного назначения, отвечающих требованиям европейских и международных стандартов по качеству и безопасности.

Применение – мать учения (Батурина Г.Т.), в противном случае теряется важнейшее условие сознательного обучения. Учебное пособие «Технологическая нутрициология биоэлементов» делает ставку на развитие у студентов креативности, или опыта творческой деятельности, ведь нутрициология - одна из многих наук, развитие которой идёт семимильными шагами, концепции, задачи и условия реализации в которой постоянно меняются.

Самая важная составляющая опыта творческой деятельности – способность творчески мыслить. Творческое мышление обладает двумя специфическими чертами, проявляющимися при решении проблем (Оржековский П.А.). Первой такой специфической чертой представляется способность к преодолению стереотипов. С одной стороны, без глубоких и осознанных знаний творчество невозможно. Но парадокс в том, что чем лучше человек знает предмет, тем больше у него формируется стереотипов, т.е. представлений, о сути которых он уже не задумывается.

Творчество можно рассматривать как средство повышения глубины и осознанности знаний, если оно постепенно приобщает к креативности: от решения задач, относящихся к типовым, привязанным к конкретной теме, до требующих использования знаний различных разделов науки, нескольких наук.

В качестве следующей специфической черты творческого мышления можно выделить способность к поиску решения в условиях неопределённости. Если студенты сталкиваются с ситуацией, когда неясно ни направление поиска решения, ни необходимая глубина решения, ни какие конкретно знания нужно использовать, то такая неопределённость подталкивает к озарению, появлению продуктивных идей, с последующим логическим обоснованием решения и его обобщением.

Способность к сотрудничеству – важнейшее для развития креативности качество личности. Умение сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложения другого человека, аргументированно критиковать свои и чужие идеи – способствует выработке оригинального решения. Это связано с тем, что при формулировании идеи человек её лучше понимает. Кроме того, каждый студент индивидуально воспринимает и оценивает условие задачи, свои идеи и предложения других. Сотрудничество в процессе решения творческой задачи и создание кейса (Приложение 1) позволяет научиться проектированию на примере области разработки функциональных продуктов питания и функциональных кормовых продуктов для сельскохозяйственных животных.

В качестве составляющей опыта креативности выступают все решённые студентом творческие задачи (проблемы). В процессе работы над ними студент овладевает общими приёмами решения творческих задач, называемых эвристическими. К ним относятся:  видение новой функции объекта, осознание структуры объекта;  поиск альтернативных решений, комбинирование ранее известных способов решения;  расширение области поиска решения; фиксация промежуточных результатов поиска;  анализ и сопоставление различных вариантов решения,  глубокая проработка вариантов решения и др.

Описание общих больших вызовов, стоящих перед исследованиями в сфере разработки и производства продуктов здорового питания - подробно изложены в масштабных работах нутрициологов.  Отсутствие реагирования на современные проблемы нутрициологии грозит дальнейшим снижением показателей здоровья населения.

Продукты здорового питания – пищевые продукты, соответствующие по показателям качества и безопасности требованиям нормативных или технических документов и удовлетворяющие требованиям человека в пищевых веществах и энергии в зависимости от особенностей своего химического состава. Естественно, что к продуктам здорового питания относятся продукты как общего, так и специального назначения.

Глоссарий (Приложение 2), приведённый в учебном пособии, основан на официально принятых в нутрициологии терминах и определениях с учетом необходимости их правильного трактования в практической работе. Предложено несколько авторских формулировок с обоснованием прикладной значимости новых определений.

Творческие вопросы и задания, приведённые, с последовательным усложнением, в конце каждой главы направлены на поощрение выполнения как индивидуальных заданий (презентации, доклады, публикации), так и работы в мини-группах, в которых обучающийся прорабатывает самостоятельно, или в сотрудничестве с другими студентами большое количество дополнительных источников литературы, в том числе проводит патентный поиск. Рассмотрение биоэлементов с позиций новой классификации, использующей латинские названия приставок (макро-,  милли-,  микро-, наноэлементы),  готовит обучающихся к решению в будущем таких задач в области технологической нутрициологии, которые ещё не поставлены теоретической наукой.

 

Учебное пособие предназначено для будущих биохимиков, технологов пищевых производств различных направлений, зоотехников и ветеринаров и призвано по методу кейса систематично подготовить их к деятельности нутрициолога в области функциональных и специализированных пищевых и кормовых продуктов с биоэлементами.

Технологическая нутрициология биоэлементов – предмет, или раздел сельскохозяйственной биотехнологии при изучении которого студенты находят решения нормализации элементного статуса собственного организма (все студенты); почвы и растений (агрономические специальности); корма и подкормок (будущие зооинженеры и ветеринары); пищевых продуктов (инженеры и технологи пищевых производств).

Литература по ГЛАВЕ 1

1. Спиричев В.В., Шатнюк А.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минералами. Наука и технология. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, – 2004 - 548 с.

2. Коденцова В. М., Погожева А. В., Громова О. А. Ших Е. В.

Стуклов Н.И., Семенова Е.Н. Лечение железодефицитной анемии. Что важнее, эффективность или переносимость? Существует ли оптимальное решение? // Журнал международной медицины. - 2013. - № 1  - C. 47-55.

8.  Тырсин Ю.А., Кролевец А.А., Чижик А.С. Микро- и макроэлементы в питании. - М.: ДеЛи плюс, 2012. - 224 с.

9 Взаимодействие железа и кальция [Электронный ресурс]: Русский медицинский журнал. Follow us: rusmedjournal on Facebook  URL: https://www.rmj.ru/articles/obshchie-stati/Vzaimodeystvie_gheleza_i_kalyciya/#ixzz5wUv18rCq (дата обращения: 19.01.2020).

10. Препарат для улучшения здоровья и продуктивности животных и птиц: пат. 2652824. Рос. Федерация: МПК 51 А 23К 20, А 23К 50 / Полянская И.С., Закрепина Е.Н.. и др.; заявитель и патентообладатель Вологодская ГМХА. - № 2016148064; заявл. 07.12.2016; опубл. 03.05.2018 Бюл. № 13.

11. Способ производства функционального кормового продукта для сельскохозяйственных животных: пат. 2652155. Рос. Федерация: МПК 51 А 23К 10/28, А 23К 10/18 / Закрепина Е.Н., Полянская И.С. и др.; заявитель и патентообладатель Вологодская ГМХА. - № 2017108025; заявл. 13.03.2017; опубл. 25.04.2018 Бюл. № 12.

12. Тераевич А.С., Полянская И.С., Серебряков И.А. Обогащение биоэлементами группы цинка и меди рационов КРС // Science Time. - 2016. - № 1 (25). - С. 491-495.

13. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека URL: https://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=4583 (дата обращения: 19.01.2020).

14. Позняковский В.М. Актуальные вопросы современной нутрициологии: термины и определения, классификация продовольственного сырья и пищевых продуктов //Техника и технология пищевых производств. 2012. № 3

15. Химический состав российских пищевых продуктов: справочник / под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: ДеЛи принт, 2002. – 236 с. 

16. Сушанский А.Г., Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания. Т. 1. Питание для здоровья / СПб.: "Издательский дом "Нева"; "М.: "ОЛМА-ПРЕСС", - 1999. – 799 с.

 

Тесты, творческие вопросы и задания по ГЛАВЕ 1.

1. У какого процента женщин репродуктивного возраста в России регистрируется истощенные запасы железа?

А)10-20%

Б)30-40%

В) 40-60%

Б) Растворимые соединения железа (сульфат, глюконат, лактат, цитрат) при обогащении ими могут отрицательно сказаться на органолептических свойствах продукта.

В) Наибольшее количество железа в виде гема содержится в мясных продуктах (говядина, печень, почки), уровень всасывания этого микроэлемента из них максимальны и составляет 55-60%.

3. Многие современные препараты (премиксы для обогащения продукции), кроме железа, содержат дополнительные компоненты, которые способствуют лучшему всасыванию или решают проблемы сочетанного дефицита. Какие нутриентами совместно с железом чаще обогащают продукцию? (несколько правильных ответов)

А) витамин С

Б) медь

В) марганец

Г) цинк

Д) кальций

4. Понижают усвояемость негемового железа в организме (несколько правильных ответов):

А) фитаты злаковых

Б) чай

В) коровье молоко

Г) куриные яйца

Д) волокнистые структуры (клетчатка, отруби и др.)

А) Недостаток пропионовой кислоты, меди и кобальта – одна из ведущих причин развития кетоза у жвачных животных.

Б) Жвачные животные, в противоположность другим животным и человеку, обладающим однокамерным желудком, утилизируют кобальт per se (в чистом виде). В) Витамин В12 в организме человека синтезируется из кобальта, содержащегося в пище.

6. Используя данные таблицы 1, а также справочных материалов [13-16] рассчитайте, сколько биоэлемента железо необходимо внести в каждый из представленных специализированных продуктов с учетом исходного продовольственного сырья.

7. Какие перспективные направления нутрициологии (см. Нутрициология-2040. Горизонты науки глазами учёных [4]) могут быть решены путём обогащения продуктов и кормов для животных биоэлементами железом и кобальтом?

Литература по ГЛАВЕ 2:

1. Ершова, Н.М. Баранов, И.С. Полянская Программа "Школьное мороженое с йодом"  [Электронный ресурс] // Последние тенденции в области науки и образования. – НИЦ Мир науки, - 2019. - С. 36-41. URL: http://science-peace.ru/page-6.html (дата обращения: 19.01.2020).

2. Супролотова Л.А., Макарова О.Г., Шарухо Г.В. и др. Роль питания в профилактике и коррекции йододефицитных состояний на эндемичной территории // Вопр. питания. - 2018. -№ 5. - С. 27-36.

3. Тырсин Ю.А., Королевец А.А., Чижик А.С. Микро- и макроэлементы в питании. – М.: ДеЛи плюс. – 2012. – 224 с.

4. Джатдоева Ф.А., Герасимов Г.А., Сырцова Л.Е. и др. Профилактика дефицита йода: информационная поддержка [Электронный ресурс] // Вопр. питания. – 2011. - №2. URL: http://vp.geotar.ru/ru/jarticles_diet/23.html?SSr=370133544713ffffffff27c__07de0b1b0d252b-971 (дата обращения: 19.01.2020).

6. Коденцова В.М., Вержисинская О.А., Рисник Д.В., Тутельян В.А. и др. Обеспеченность населения России микронутриентами и возможности ее коррекции. Состояние проблемы // Вопр. питания. - 2017. - 4. - С. 113-124.

7. Правительство РФ. Распоряжение. О плане мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г. от 30 июня 2012 г. № 1134-р. Москва.

8. Правительство РФ. Распоряжение. [Электронный ресурс]:  Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 г. от 29 июня 2016 г. № 1378-р. URL:http://pravo.gov.ru/laws/acts/54/49515452451088.html (дата обращения: 19.01.2020).

9. Основные положения Стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013 - 2020 гг.

[Электронный ресурс] // URL: http://diacatalog.ru/dev/editorPics/img514785ea517b3 (дата обращения: 19.01.2020).

10. Спиричев В.В., Шатнюк А.Н., Позняковский  В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минералами. Наука и технология. – Новосибирск: Сиб. унив. – 2004. - 548 с.

11. Патент RU (11) 2 708 334 (13) C1 Мороженое с функциональными свойствами. 22.01.2019.

12. Школьное молоко: десятки лет на страже здоровья [Электронный ресурс] URL: http://www.dairynews.ru/news/shkolnoe-moloko-desyatki-let-na-strazhe-zdorovya.html (дата обращения: 19.01.2020).

13. Большакова Л.С., Лисицын А.Б., Чернуха И.М. и др. Оценка эффективности использования молочного йодированного белка для улучшения обеспеченности йодом девушек // Вопр. питания. - 2014. - № 3. - С. 69-73.

14. Полянская И.С., Неронова Е.Ю., Носкова В.И. Сельскохозяйственные и сельхозперерабатывающие аспекты государственной концепции и стратегии здорового питания // Сельскохозяйственные науки. - 2016. № 12-1 (15). С. 45-49.
15. Полянская И.С. Уровни нутрициологии. Технологическая нутрициология // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2017. - С. 34-38.

16. Химический состав российских пищевых продуктов: справочник / под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: ДеЛи принт, - 2002. – 236 с. 

17. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека URL: https://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=4583 (дата обращения: 19.01.2020).

Тесты, творческие вопросы и задания по ГЛАВЕ 2.

Исследования в разных странах мира, показали, что средние показатели умственного развития населения (IQ-индекс), проживающего в регионах йодной недостаточности, ниже таковых в регионах без дефицита йода (продолжите).

А) на 5-10%

Б) на 15-20%  

В) на 20-30%

А) Во взрослом состоянии человека недостаточность йода сказывается на разных системах и органах, включая появление таких эмоциональных расстройств, как раздражительность, подавленное настроение, сонливость, вялость, забывчивость, ухудшение памяти и внимания, понижение интеллекта.

Б) Школьное молоко, как правило, обогащают йодказеином. Технологичность применения йода в "Йодказеине" обусловлена прочной связью биоэлемента с рядом аминокислотных остатков белка казеина, выдерживающей различные температурные и влажностные режимы обработки.

В) Одним из важнейших решением проблемы может быть производство отечественных обогащенных йодидом натрия продуктов питания массового потребления, таких как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные продукты.

Г) Результаты исследования функции памяти (механическое и логическое запоминание) и внимания (эффективность работы и психическая устойчивость) у студентов по окончании коррекции йодной недостаточности обогащённым йодом продуктом показали, что в частности механическое запоминание возросло почти в два раза.

3. Активное применение препаратов йода может спровоцировать рост злокачественных клеток. Поэтому этот биоэлемент рекомендуют принимать только в комплексе с другими биоэлементами и витаминами. Например, витамины. Какими нутриентами совместно с йодом рекомендуют обогащать продукцию? (несколько правильных ответов)

А) витамин С

Б) витамин D

В) витамин Е

Г) селен

Д) кальций

4. Существует два типа обогащения пищевой продукции. Найдите соответствие:

массовое обогащение добровольное или обязательное обогащение пищевых продуктов для отдельных категорий населения
целевое обогащение законодательно закрепленное обогащение продуктов массового потребления почти всегда является обязательным, законодательно закрепленным, обогащение пищевых продуктов [хлебобулочные изделия; молочные продукты, зерновые продукты (каши, мюсли, хлопья), соки, нектары, напитки, йодированная соль], которые повседневно потребляются всеми слоями населения старше 3 лет

5. Заведите продуктовый дневник. Записывайте всё, что вы кушали в течение двух недель, по возможности более точно. Учитывайте количество витаминно-минеральных добавок, если вы их используете в рационе. Используя справочные данные [16, 17 ], рассчитайте процент обеспеченности йодом своего организма.

Литература по ГЛАВЕ 3:

1. Спиричев В.В., Шатнюк А.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минералами. Наука и технология. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, – 2004.- 548 с.

 2. Полянская И.С. Нутрициологическая химия s-элементов. - М-во сельского хоз-ва РФ. – Вологда. - 2011. – 139 с.

3. Виды переноса веществ через мембрану [Электронный ресурс] // Справочник химика 21. Химия и химическая технология. – С. 54. Электрон. данные. URL: http://chem21.info/info/1567215/ (дата обращения: 19.01.2020).

4. Роль макро- и микроэлементов в обмене веществ и функциях органов и систем [Электронный ресурс] // Электрон. данные. URL: https://www.argo-shop.com.ua/article-11552.html (дата обращения: 19.01.2020).

5. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого: Учебник для вузов. – СПб: Химиздат, 2005. – 784 с.

6. Препарат для улучшения здоровья и продуктивности животных и птиц: пат. 2652824. Рос. Федерация: МПК 51 А 23К 20, А 23К 50 / Полянская И.С., Закрепина Е.Н.. и др.; заявитель и патентообладатель Вологодская ГМХА. - № 2016148064; заявл. 07.12.2016; опубл. 03.05.2018 Бюл. № 13.

7. Химический состав российских пищевых продуктов: справочник / под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: ДеЛи принт, - 2002. – 236 с. 

8. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека URL: https://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=4583 (дата обращения: 19.01.2020).

 

Тесты, творческие вопросы и задания по ГЛАВЕ 3.

А) В отличие от натрия, задерживающего воду в организме, калий, снижая гидратацию тканевых белков, способствует выведению влаги. Избыточное потребление натрия вызывает задержку жидкости в организме, а калия, напротив, способствуют ее выведению.

Б) Реальное среднесуточное потребление соли в России составляет 12-15 г, что десятикратно превышает суточную норму.

В) Примерно половина всей АТФ, что расходуется в состоянии покоя клеткой, уходит на работу калий-натриевого насоса.

Г) избыток натрия в клетках коры головного мозга вызывает депрессию, избыток калия – возбуждение.

2. Используя записи своего продуктового дневника, с учетом витаминно-минеральных добавок и справочных данных [7,8], рассчитайте процент обеспеченности натрием и калием своего организма.

3. Найдите в материале главы проблему или задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, приводящего к созданию определенного продукта (кейса).

Рекомендуемый план работы над проектом:

- обзорная работа – 1-5 страниц;

- исследовательская работа – произведите структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). посмотрите на подготовленный обзорный материал под другим углом зрения, найдите проблему, решение и придумайте название продукта (кейса).

4. Предложите продукты (пищевые матриксы), которые можно обогащать калием. Используя справочные данные [7, 8] рассчитайте количественное значение обогащающих солей калия в специализированном продукте (табл. 1).

Таблица 3.1. – Расчёт необходимого количества функциональных ингредиентов для обеспечения 20% суточной потребности в магнии и кальции

Продукт (пищевой матрикс для обогащения)   Нутриент   Потребность Исходное содержание в мг/100 г продукта Количество обогащающего нутриента

 

Калий      
Натрий      

 

Литература по ГЛАВЕ 4

1. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека https://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=4583 (дата обращения: 19.01.2020).

2. Анчева И.А. Функциональное питание при беременности // Вопр. питания. 2016. № 4. С. 22-29.

3. Питание и здоровье в Европе: новая основа действий [Электронный ресурс] URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0018/74421/E82161R.pdf[ - Заглавие с экрана. (дата обращения: 19.01.2020).

4. Abuajah C.I., Ogbonna A.C., Osuji C.M. Functional components and medicinal properties of food: a review // J. Food Sci Technol. 2015. - Vol. 52. - N 5. P. 2522-2529.

5.Michael Müller, Sander Kersten. Opinion: Nutrigenomics: goals and strategies. Nat Rev Genet. 2003. № 4. P. 315-322.

6. Спиричев В.В., Шатнюк А.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минералами. Наука и технология. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, – 2004.- 548 с.

7. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред. член-корр. МАИ, проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. - М.: ДеЛи принт, 2002. - 236 с.

8. Ковалёва С.А., Полянская И.С. Программируемая роль пробиотиков в перинатальный период [Электронный ресурс] // Наука XXI века: теория, практика, перспективы развития. - НИЦ Мир науки, - 2018. - С. 13-18. URL: http://science-peace.ru/page-6.html (дата обращения: 19.01.2020).

9. Лифляндский В.Г. Новейшая энциклопедия здорового питания. – СПб.: Нева, 2004. – 384 с.

10. Популярная библиотечка химических элементов.– М.: Наука, 1983. - 575 с.

11. Королев. А.А., Гигиена питания. – М.: Медицина, 2006. – 528 с.

12. Пищевая химия / Под ред. А.П. Нечаева.– СПб.: ГИОРД. - 2015.– 640 с.

13. Верников В.М., Арианова Е.А., Гмошкинский И.В., Хотимченко С.А., Тутельян В.А. Нанотехнологии в пищевых производствах: перспективы и проблемы // Вопросы питания.– 2009. - № 2. – С. 4–17.

14. Способ обогащения минеральными веществами пищевого продукта: пат. 2287302 Рос. Федерация: МПК51 А23L 1/30 / Полянская И.С. и др.; заявитель и патентообладатель Вологодская ГМХА. - № 2004114680/13; заявл, 13.05.2004.

15. Попова Т.А. Минеральные воды Кавказа как функциональный пищевой продукт [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития современной науки. - НИЦ Мир науки, 2017. - С. 18-22. URL: http://science-peace.ru/page-6.html (дата обращения: 19.01.2020).

16. Приготовление минерализованных и витаминно-минерализованных вод со сбалансированным составом. Заявка РФ № 2004105584, кл. С02F1/68, 2004.

17. Полянская И.С., Венкова М.С. Классификация бутилированных питьевых вод // Science Time. 2015. № 12. - С. 626.

18.Магниевые минеральные воды [Электронный ресурс]: https://my.mail.ru/community/sexhealthbeauty/174A2C8C88B09D15.html- Заглавие с экрана.

Тесты, творческие вопросы и задания по ГЛАВЕ 4.

А) Больше магния необходимо людям, потребляющих жирную пищу, принимающим слабительные и обезвоживающие средства, спортсменам и банщикам с усиленным потоотделением.

Б) когда человек часто и по любому поводу раздражается, магний, содержащийся в организме, быстрее «сгорает», риск его недостатка возрастает.

В) Повышенная потребность в магнии у беременных женщин и кормящих матерей, в частности в перинатальном периоде.

Г) Нежирные высокобелковые малосолёные мясные продукты с низким содержанием пищевых волокон являются, одной из самых идеальных основ для обогащения их магнием.

2. Используя справочные данные [1, 7] рассчитайте количественное значение обогащающих солей магния в специализированном продукте для беременных женщин и лиц с повышенной потребностью в магнии (табл. 1).

Таблица 4.1. – Расчёт необходимого количества функциональных ингредиентов для обеспечения 20% суточной потребности в магнии и кальции

Продукт (пищевой матрикс для обогащения)   Нутриент   Потребность Исходное содержание в мг/100 г продукта Количество обогащающего нутриента

Молоко (йогурт),

0,5 %-жирности

Магний      
Кальций      

Творог (творожные изделия), 1,5 % -жирности

Магний      
Кальций        

 

Сколько дигидрофосфата магния или цитрата магния (С6Н3О7)2 Mg 3, или магниевой соли D-глюконовой кислоты необходимо внести, чтобы обеспечить необходимое количество обогащающего магния?

3. Используя записи своего продуктового дневника, с учетом витаминно-минеральных добавок и справочных данных [1, 7], рассчитайте процент обеспеченности магнием своего организма.

4. Найдите в материале главы проблему или задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, приводящего к созданию определенного продукта (кейса).

Рекомендуемый план работы над проектом:

- обзорная работа – 1-5 страниц;

- исследовательская работа – произведите структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). посмотрите на подготовленный обзорный материал под другим углом зрения, найдите проблему, решение и придумайте название продукта (кейса).

Литература по ГЛАВЕ 5

1. Мартинчик А.Н. Кальций в рационе детей дошкольного и школьного возраста: основные пищевые источники и факторы, влияющие на потребление // Вопр. питания. - 2018. - № 2. - С. 24-33.

2. Чабанова Н. Б., Матаев С. И., Василькова Т. Н. Роль алиментарных факторов и ожирения у беременных женщин в развитии акушерской и перинатальной патологии // Вопр. питания. - 2017. - № 4. - С. 6-21.

3. Рустамова М.С., Пулатова А.П., Курбанова М.Х. Особенности течения гестационного процесса у женщин при дефиците алиментарного потребления кальция и магния // Докл. Академии наук Республики Таджикистан.  2013. Т. 56. № 11.  С. 926-931.

4.  Сидельникова В.М., Сухих Г.Т. Невынашивание беременности: руководство для врачей. М.: МИА, 2010. 116 с.

5. Хойфер Д.Ю., Нейльсон Д.П., Афириевич З.Г. и др. Кохрановское руководство. Беременность и роды. М.: Логосфера. 2010.  410 с.

6. Johnson N.P., Hummelshoj L. Reply: Consensus on current man­agement of endometriosis // Hum. Reprod. 2013. - Vol. 28, - N 11. - Р. 3163-3164.

7. Надежда А. Ш., Мурадянц А.А.,  Кондрашов А.А и др. Клиническая эффективность быстрорастворимого козьего молока в комплексной терапии и профилактике остеопороза у больных ревматоидным артритом // Вопр. питания. 2014. № 5. С. 79-85.

8. Hong H., Eun-Kyung Kim, Jung-Sug Lee. Effects of calcium intake, milk and dairy product intake, and blood vitamin D level on osteoporosis risk in Korean adults: analysis of the 2008 and 2009 Korea National Health and Nutrition Examination Survey // Nutr. Res. Pract. 2013.  Vol. 7, N 5.  P. 409-417.

9. Hong H., Eun-Kyung Kim, Jung-Sug Lee. Effects of calcium intake, milk and dairy product intake, and blood vitamin D level on osteoporosis risk in Korean adults: analysis of the 2008 and 2009 Korea National Health and Nutrition Examination Survey // Nutr. Res. Pract. 2013. Vol. 7, N 5.  P. 409-417.

10. Areco V., Rivoira M.A., Rodriguez V., Marchionatti A.M., Carpentieri A., Tolosa de Talamoni N. Dietary and pharmacological compounds altering intestinal calcium absorption in humans and animals // Nutr. Res. Rev. 2015. Vol. 28, N 2. P. 83-99.

11.  Institute of Medicine (US) Committee to Review Dietary Reference Intakes for Vitamin D and Calcium / eds A.C. Ross, C.L. Taylor, A.L. Yaktine, H.B. DelValle. Washington, DC: National Academy Press, 2011.

12. Du X., Zhu K., Trube A., Zhang Q., Ma G., Hu X. et al. School-milk intervention trial enhances growth and bone mineral accretion in Chinese girls aged 10-12 years in Beijing // Br. J. Nutr. 2004. Vol. 92, N 1. P. 159-168.

13. Тырсин Ю.А., Королевец А.А., Чижик А.С. Микро- и макроэлементы в питании. – М.: ДеЛи плюс. 2012. 224 с.

14.   Корсак Т.В., Цибина Л.А., Полянская И.С. Обогащение пищевых продуктов кальцием [Электронный ресурс] // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. НИЦ Мир науки, -  2019.  С. 13-21. URL: http://science-peace.ru/page-6.html (дата обращения: 19.01.2020).

15. Спиричев В.В., Шатнюк А.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минералами. Наука и технология. – Новосибирск: Сиб. Унив, 2004.  548 с.

 

Тесты, творческие вопросы и задания по ГЛАВЕ 5.

В) Важная роль в обеспечении суточной потребности в кальции у детей должна уделяться разнообразию, а также многократному приему (3 раза в день) молочнокислых продуктов, таких как йогурт, кефир, творог и сыр, и традиционных - простокваша, ряженка.

Г) Недостаточное потребление усвояемого кальция, характерное для питания 50–60% людей России в современных социально-экономических условиях связано с избыточным содержанием фосфора, фитатов и др. антагонистов кальция в рационах и недостаточным потреблением молока и молочных продуктов.

В задании 2 после ГЛАВЫ 4 вы рассчитали количество биоэлемента кальция, которым необходимо обогащать специализированный продукт для беременных женщин. Предложите наиболее оптимальные способы обогащения кальцием (соединения кальция). Сколько его необходимо вносить? С каким нутриентами и микронутриентами целесообразно сочетать обогащение продукта кальцием?

3. Используя записи своего продуктового дневника, с учетом витаминно-минеральных добавок и справочных данных [1, 7], рассчитайте процент обеспеченности кальцием и фосфором своего организма.

4. Найдите в материале главы проблему или задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, приводящего к созданию определенного продукта (кейса).

Рекомендуемый план работы над проектом:

- обзорная работа – 1-5 страниц;

- исследовательская работа – произведите структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). посмотрите на подготовленный обзорный материал под другим углом зрения, найдите проблему, решение и придумайте название продукта (кейса).

- техническое задание – сформулировать практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов, оригинальность и новизну продукта и пути решения проблемы.

Литература по ГЛАВЕ 6

 

1. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека URL: https://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=4583 (дата обращения: 19.01.2020).

2. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных. Ред. А.П. Калашникова и др.  Министерство сельского хозяйства РФ. М.:  2003. 456 с.

3. Спиричев В.В., Шатнюк А.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минералами. Наука и технология. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. 548 с.

4. Полянская И.С. Новая классификация биоэлементов в биоэлементологии / - Молочнохозяйственный вестник. 2014. - № 1 (13). - С. 34-42.

5. Полянская И.С., Тераевич А.С., Новокшанова А.Л., Забегалова Г.Н. Нутрициологические, микробиологические, генетические и биохимические основы разработки и производства продуктов с пробиотиками. Вологда-Молочное. ИЦ ВГМХА. 2013. 200 с.

6. Пучкова Л.В. Пищевая роль церулоплазмина молока // Вопросы питания. – 2015. - № 4. С. 4-17.

7.  Karlin K.D. Metalloenzymes, structural motif, and inorganic models // Science. 1993. Vol. 261. P. 701-707.

8. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого: Учебник для вузов. – СПб: Химиздат, 2005. – 784 с.

9. Dietary Referense Intakes for vitamin A, vitamin K, Arsenic, Boron, Chromium, Copper, Iodine, Iron, Manganese, Molybdenum, Nickel, Silicon, Vanadium, and Zink // Inst. of med. – National Academy Press, Washington, D.C., 2002. – P. 773.

10. Полянская И.С., Шигина Е.С. Древние и современные концепции обогащения молочных продуктов [Электронный ресурс] // Последние тенденции в области науки и образования. - 2019. URL: http://science-peace.ru/page-6.html (дата обращения: 19.01.2020).

11. Пузин С.Н., Погожева А.В., и др.Оптимизация питания пожилых людей как средство профилактики преждевременного старения // Вопр. питания. -2018. - Т. 87, № 4. - С. 69-77.

12. Тераевич А.С., Полянская И.С., Серебряков И.А. Обогащение биоэлементами группы цинка и меди рационов КРС // Science Time. 2016. № 1 (25). С. 491-495.

13. Медная гепатопатия у собак [Электронный ресурс] // Зооинформ. Электрон. данные. URL: https://zooinform.ru/vete/articles/mednaya-gepatopatiya-u-soba(дата обращения 10.01.2019 г.)

14. Гусев В.В. Динамика содержания меди в почвах сельскохозяйственного использования некоторых районов Карелии.// МГТУ/ - 2000 - http://www.mstu.edu.ru/science/confer

15. Полянская И.С., Куренкова Л.А., Богатырёва Е.В., Фоменко П.А., Забегалова Г.Н. Вологодский функциональный кормовой продукт для сельскохозяйственных // Молочнохозяйственный вестник. 2018. –№ 2 (30). – С. 111-121.

 

Тесты, творческие вопросы и задания по ГЛАВЕ 6

В) Верхний допустимый уровень потребления биоэлемента медь для взрослого человека всего 5 мг/сут. Величина, превышающая этот уровень всего в сотни раз, является сильным цитоплазматическим ядом.

Г) Если соотношение меди к молибдену в рационе животных ниже, чем 3:1, то такой рацион необходимо обогащать медью.

В задании 2 после ГЛАВЫ 4 вы рассчитали количество биоэлемента кальция, которым необходимо обогащать специализированный продукт для беременных женщин. Предложите наиболее оптимальные способы обогащения кальцием (соединения кальция). Сколько его необходимо вносить? С каким нутриентами и микронутриентами целесообразно сочетать обогащение продукта кальцием?

3. Используя записи своего продуктового дневника, с учетом витаминно-минеральных добавок и справочных данных [1, 7], рассчитайте процент обеспеченности кальцием и фосфором своего организма.

4. Найдите в материале главы проблему или задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, приводящего к созданию определенного продукта (кейса).

Рекомендуемый план работы над проектом:

- обзорная работа – 1-5 страниц;

- исследовательская работа – произведите структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.82.93 (0.129 с.)