Шахматы. Первый год обучения. Сборник занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шахматы. Первый год обучения. Сборник занятий



Сборник занятий

Шахматы. Первый год обучения.

 

(из опыта работы Глухих Т.В., учителя начальных классов

 МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

 Частоозерского района Курганской области)

 

 

Курган

2019


 

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

 

 

Сборник занятий

Шахматы. Первый год обучения.

 

(из опыта работы Глухих Т.В., учителя начальных классов

 МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

 Частоозерского района Курганской области)

 

 

Курган

2019


УДК 373.167.1

ББК 75.581я7

С 23

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом

ГАОУ ДПО ИРОСТ. Протокол №     от                       2019 г

 

Автор-составитель:

Глухих Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»;

 

Рецензенты:

Толстых Л. С., методист Отдела дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРОСТ;

Шевелева С.П., учитель начальных классов МБОУ г. Кургана «Гимназия № 32»

 

Сборник занятий. Шахматы. Первый год обучения/ авт.сост.: Глухих Т.В.; по ред. Ю.В. Панченко.-Курган,2019.- 32 с.

 

Содержание сборника направлено на оказание помощи учителю начальных классов в проведении занятий по обучению игре в шахматы. В сборнике представлены разработки занятий для обучающихся первого класса.

 

 

УДК

ББК

 

 
© Глухих Т.В., 2019 ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2019  

Пояснительная записка

В центре современной концепции общего образования лежат идеи развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы являются школой творчества для детей. Это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Основные цели представленных в сборнике занятий – это создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирование общей культуры и организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Обучение шахматам строится на следующих принципах:

- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип системно-деятельностного подхода - продвижение к развитию через открытие новых знаний.

В данном сборнике представлены разработки занятий для обучающихся первого класса, составленные на основе материалов учебника Сухина И.Г. «Шахматы. Первый год». Тем не менее, содержание конспектов занятий имеет свои отличительные особенности.

К каждому занятию определены цели, задачи, описано оборудование, включены приложения с демонстрационным и дидактическим материалом.

Помимо решения школьниками шахматных задач, занятия предусматривают проведение игровых упражнений, а также широкое использование занимательного материала: загадок, кроссвордов.

Учащиеся получают информацию из истории развития шахматной игры, о чемпионах мира по шахматам, что, в свою очередь, способствует не только расширению кругозора школьника, но и развитию личностной мотивации, желанию стать похожими на этих людей.

Основными методами обучения являются объяснительно-иллюстра-тивный, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский. Стер-жневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом приоритет отдаётся работе учащихся в парах, что обусловлено не только самой спецификой игры в шахматы, но и направленностью данной организационной формы деятельности на формирование коммуникативных и регулятивных навыков обучающихся.

Контроль за достижением результатов освоения программы учащимися осуществляется с помощью тестов.

 


Урок №1. Ладья

Цель: познакомить с шахматной фигурой «ладья», с правилами хода ладьи, с правилами взятия фигуры.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «ладья»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия.

1. Актуализация знаний.

- Повторим, что изучали на прошлых уроках.

Блиц-опрос.

Как называется дорожка, которая тянется сверху вниз?

Как называется дорожка, которая тянется слева направо?

Как называются шахматные фигуры?

Сколько в каждой партии фигур?

- Рассмотрите карточку №1. Найдите ошибку в расположении фигур на шахматной доске (приложение 1.1)

2. Определение темы и цели урока.

- Посмотрите внимательно на картинки.

Учитель вывешивает картинки ладьи, осадной башни на колёсах, башни замка.

- Что объединяет эти картинки?

- Кто догадался, о какой шахматной фигуре пойдёт речь на уроке?

3. Открытие новых знаний.

- Шахматная фигура «ладья» своим видом и силуэтом напоминает башню средневекового замка и турусу, осадную башню на колёсах. Большинство военных действий в средние века связано со штурмом огромных каменных сооружений. Для штурма крепостных стен городов или замков использовали туру или турусу. Тура двигалась только прямо и била в ворота или крепостную стену. Поэтому в шахматах ладью называли турой. Но в русском языке за ней закрепилось название - ладья. Почему? Это связано с тем, что шахматы пришли на Русь из Индии через купцов или восточных торговцев, которые долго плыли на кораблях, которые назывались в то время, ладьи.

- Сравните ладью с осадной башней. Кто догадался, как будет ходить ладья?

- Если на своём пути ладья встречает фигуру противника, она берёт фигуру и встаёт на её место.

- Ладья считается тяжелой фигурой. Ценность ладьи – 5 пешек.

- Посчитайте количество возможных ходов ладьи в центре и в углу доски. Работа проводится на демонстрационной доске.

- Какой вывод мы сделаем?

Дети должны прийти к выводу, что где бы не находилась ладья, ей будет доступно 14 полей.

4. Первичное закрепление.

- Прочитайте задание №2 на карточке. Белой ладьёй нужно уничтожить пешки чёрного цвета. Возьмите простой карандаш и укажите путь ладьи (приложение 1.2).

Учитель проверяет работу у каждой пары.

Физминута

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Начался вдруг сильный шторм,

Прогремел на небе гром.

Наш кораблик закачался,

Вдаль с волною он умчался

Включение в систему знаний.

- Откройте учебник на с.25,задание №1,4. Найдите путь ладьи до ракеты. Учитель проверяет работу у каждой пары.

- Я вам буду задавать вопросы. Если на вопрос можно ответить «да», вы ставите на листочке знак плюс, а если нужно ответить на вопрос «нет», ставите минус.

- Ходит ли ладья по белым и черным полям?

- Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на чёрное?  

- С черного поля на чёрное? С черного поля на белое?

- Может ли ладья перепрыгнуть через поле?

- Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью?

- Может ли черная ладья перепрыгнуть через белую?

- Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью? Самоконтроль. Ответы представлены на слайде.

- На занятии будем знакомиться не только с шахматными фигурами, но и узнаем о чемпионах мира по шахматам. Сегодня познакомимся с первыми двумя чемпионами мира. Оба они из Австрии. Вильгельм Стейниц - самый первый чемпион. Он дважды защитил свое звание. Звание чемпиона мира шахматисты подтверждают через каждые 5 лет. Стейниц уступил свой титул Эммануилу Ласкеру. Ласкер был чемпионом 27 лет. Помимо шахмат он добился еще известности и как математик.

- Шахматисты любят решать шахматные задачи, головоломки. Одну из таких головоломок мы попробуем разгадать. Существует 40320 способов её решения. Но мы найдём хотя бы один. На шахматной доске надо так расставить 8 ладей, чтобы ни одна из них не била другую (приложение 1.4)

Вместо ладей можно использовать пешки.

Рефлексия.

Продолжите предложения:

- сегодня меня порадовало…

- сегодня меня огорчило…

      

Урок №2. Слон

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «слон», с правилами хода слона, с правилами взятия фигуры.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «слон»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и через информацию о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия.

Актуализация знаний.

- Ребята, угадайте по описанию животное.

Кожа толста, голова велика, с длинными висячими ушами. Из верхней челюсти торчат два огромных бивня. Высота взрослого слона может достигать 4 метра. Нос его вместе с верхней губой образует длинный и подвижный хобот. Слон может прожить до 80 лет. Слоны водятся в Африке и в Индии. Африканские слоны страшно ленивые. Их совсем невозможно заставить работать. Индийские же слоны, наоборот–трудяги. Они никогда не отказываются немножко поработать. Однажды, когда в Африке снимался фильм, то на съемки пригласили индийских слонов, так как африканские работать отказались.

Открытие новых знаний.

- Сколько в шахматах слонов? Найдите эти фигуры.

- Кто знает первоначальную позицию на доске этих фигур?

-Покажите на доске горизонталь, вертикаль.

- Какая дорожка ещё есть на шахматной доске?

- Если соединим эти два слова «слон» и «диагональ», сможем ли мы ответить на вопрос, как ходит слон?

Ценность фигур

Пешка-  1

Конь -   3

Слон -   3

Ладья-   5

Ферзь-  9

Первичное закрепление.

- Предлагаю отправиться в виртуальное путешествие в космос. Кто был первый космонавт?

-Любой космонавт должен пройти тренировку. В русском языке есть пословица «Один в поле не воин». Как вы её понимаете?

- Мы с вами эту пословицу перефразируем, и она буде звучать так «Один в поле воин». Исходя из темы нашего урока, кто будет нашим отважным воином?

- Возьмите карточку №2 и выполните задание. Белый слон за один ход должен взять все чёрные фигуры. Простым карандашом укажите ходы слона (приложение 2.3).

- Какие геометрические фигуры вычертил слон?

- Подготовка пройдена на «отлично». А сейчас загружаемся в ракеты, у нас будет три экипажа. Каждый ряд - это экипаж. Чтобы отправиться в полёт вы должны выполнить мои команды. Я буду говорить фразу, показывать действия. Вы повторяете действия, говорите «есть» и повторяете мою фразу.

- Надеть шлемофоны!

(есть надеть шлемофоны)

- Пристегнуть ремни!

(есть пристегнуть ремни)

- Завести мотор!

(есть завести мотор)

- Пуск (аплодисменты)

Включение в систему знаний.

- Чтобы отправиться в полёт, нужно прочитать карту. Каждый экипаж получит задание.

1 экипаж, в озьмите карточку №3, выполните задание. Найдите самый короткий путь слона до ракеты (приложение 2.4).

2 экипаж, в аша карточка №5. Слон должен пробраться к ракете, пройдя по лабиринту, перепрыгивая через заминированные поля (приложение 2.5).

3 экипаж, о ткройте учебник на с.34, задание № 3 «Перехитри часовых». Одна пара 3 экипажа выполнит работу на демонстрационной доске.

После выполнения задания каждая группа озвучивает результат.

- Мы добрались до космической станции. Чтобы попасть внутрь надо пройти тест. Ставьте плюс, если ответ верный, минус если неверный.

Рефлексия «Пятёрочка»

- Поставьте руку на локоток. Отвечаем на вопрос и загибаем пальчики.

- Что вы поняли сегодня на занятии?

- Какое задание было интересным или трудным?

- Что ещё хотите узнать?

- Ваше настроение?

- Пальчики сложились в кулачок. Значит, работа была у нас дружная.

 

Урок №3. Ферзь

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «ферзь», с правилами хода ферзя, с правилами взятия фигуры.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «ферзь»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

Ход занятия

1.Актуализация знаний.

- Какая шахматные фигуры спрятались?

ОНСЛ АДЬЛЯ

-Повторим ход каждой фигуры и правила взятия. Будете работать по карточкам.

-Карточка №1. - Взять ладьей все фигуры.

-Карточка №2.- Взять слоном все фигуры.

Ходы слона и ладьи прочертите простым карандашом (приложение 3.1).

  После выполнения задания заслушиваются ответы детей с объяснением и показом на демонстрационной доске ходов шахматных фигур.

Открытие новых знаний.

- В далёком прошлом шахматы по своим правилам отличались от современных. Одной из самых неприметных фигур был ферзь. Он ходил лишь на соседнее поле по диагонали. Неприятельские ферзи, подобно разноцветным слонам, никогда друг с другом не встречались, а короли легко избегали угроз, выбирая недоступные для ферзя поля. Так шли века, пока не возник вопрос: «А чем собственно, ферзь занимается?» И всем стало ясно, что ферзь - бездельник. Тогда его превратили в самую деятельную фигуру, заставив работать за ладью и за слона. «Ферзь всяческая» - такое название получила новая шахматная фигура в нашей   стране.
     - Объясните выражение «Без ферзя король беззащитен».

- Объясните, как ходит ферзь.

- Посчитайте, сколько ходов может сделать ферзь с центрального поля.

- А сейчас поставьте ферзя у края доски и посчитайте ходы.

Дети на демонстрационной доске показывают и считают ходы ферзя.

Физминута.

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил, вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

Первичное закрепление.

- Откройте учебник на с.49, задание № 1, 3, 6 («Проберись ферзём к ракете»).

  После выполнения задания выслушиваются ответы детей с объяснением.

Включение в систему знаний.

- Сейчас мы посмотрим могущество нашей фигуры. Для этого решим 2 задачи.

- Задача №1. Дойти ферзём до финиша.

 -Задача № 2. Сбить ферзём 12 фигур за 12 ходов не попадая под бой (приложение 3.2).

После выполнения задания, обучающиеся подробно объясняют решение.

-Давайте проверим, как мы усвоили ходы ферзя. Запишите ответ цифрой.

- Сколько полей держит под ударом ферзь с центрального поля?

- В скольких направлениях может пойти ферзь из углового поля?

- Сколько ферзей в армии белых фигур?

- Сосчитайте все поля, на которые может пойти ферзь из углового поля по горизонтали за один ход.

Самоконтроль. Ответы представлены на слайде.

- Продолжаем наше знакомство с чемпионами мира по шахматам. Четвёртый чемпион мира - Александр Алёхин.

- У кого Алёхин выиграл чемпионский титул?

-Алёхин первый русский чемпион мира. Он родился в России. После разных драматических событий покинул родину и стал жить во Франции. Пятый чемпион мира - Макс Эйве. Он представлял Голландию. Макс Эйве в жизни был умным и разносторонним человеком. Он преподавал математику, имел звание профессора.

-Как мы уже говорили, все шахматисты любят шахматные головоломки. Предлагаю вам очередную шахматную головоломку. Нужно расставить на шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не находился под боем другого. У этой задачи 92 решения (приложение 3.3).

Рефлексия.

- Продолжите предложение:

- Своей работой на уроке я…

Урок №4. Конь

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «конь», с правилами хода коня, с правилами взятия.

  Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «конь»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия

Актуализация знаний.

- Найдите названия шахматных фигур. Расскажите, что знаете о каждой фигуре.

Л А Ф Е
Д О Н Р
С Ь Я З

Открытие нового знания.

- Почему коня назвали скакуном или прыгуном?

-Ходы коня самые замысловатые, хитрые и коварные. Конь не линей-ная фигура. Еще говорят, что он ходит буквой «Г».

- Поставьте коня на чёрное поле. Сделайте ход. На каком поле он остановился? А сейчас сделайте ход с белого поля. Какой сделаем вывод? Обучающиеся работают на шахматных досках.

- Посчитайте, сколько ходов может сделать конь из центра и из углового поля?

- Где конь сильнее?

- Кто догадался, как конь будет брать чужую фигуру?

- А сейчас выполните задание. Нужно пройти конём из угла доски в противоположный угол.

Обучающиеся выполняют задание на шахматных досках и на демонстрационной.

 4. Первичное закрепление.

 - Посмотрите на демонстрационную доску. Какие фигуры может взять белый конь? (приложение 4.1)

Обучающиеся показывают взятие фигур белым конём.

- Возьмите карточку №1. Помоги шахматному коню добраться до замка, и по дороге в замок наберите 10 очков (приложение 4.1).

  После выполнения задания заслушиваются ответы детей с объяснением и показом на демонстрационной доске решения каждой задачи.

Физминута.

Цок, цок, цок, цок! (топают ножками)
Я лошадка - серый бок! (повороты)
Я копытцем постучу, (ходьба на месте.)
Если хочешь - прокачу! (легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши хвост, и грива. (взмахи руками в одну и в другую сторону)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок! (кружатся на месте)

Включение в систему знаний.

 - Откройте учебник на с.63, задание №1,4. Белым конём взять все чёрные фигуры.

После выполнения задания выслушиваются ответы детей с объ-яснением и показом на демонстрационной доске.

 -Следующее задание на с.65, №1,4. Доберись конём до ракеты.

После выполнения задания выслушиваются ответы детей с объяснением.

- С какими чемпионами мира по шахматам мы познакомились на предыдущих уроках?

-Михаил Ботвинник шестой чемпион мира. У кого выиграл Ботвинник титул чемпиона?

- Родился Ботвинник в СССР. Так называлось раньше наше государство. Самый первый чемпион нашей страны. Михаил Ботвинник научился играть в шахматы в двенадцать лет. Единственный из чемпионов, который дважды возвращал себе звание чемпиона. И 7 чемпион мира Василий Смыслов тоже из нашей страны. Василий в составе команды десять раз побеждал на шахматных олимпиадах. Получил возможность играть матч с чемпионом мира М.Ботвин-ником, который завершился победой Смыслова.

-Поиграем в игру. Я буду вам задавать вопросы. Если нужно ответить «да» - хлопайте в ладоши, а если нет - закрывайте глаза.

- Может ли конь попасть на белое поле? (да)

- Ходит ли конь по диагоналям? (нет)

- Может ли конь пойти с белого поля на чёрное? (да)

- Может ли конь пойти с черного поля на чёрное? (нет)

- Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да)

- Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет)

- Конь из центрального поля сделает 8 ходов? (да)

- Конь из углового поля сделает 2 хода? (да)

Рефлексия.

- Продолжите фразу:

- на уроке было интересно узнать…

- на уроке было трудно выполнять…

 

Урок №5. Пешка

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «пешка», с правилами хода пешки, с правилами взятия.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «пешка»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, шахматы, раздаточный материал, демонстрационная доска.

 

Ход занятия

Актуализация знаний.

- Соедини выражение с названием фигур.

По вертикали и горизонтали ходит… конь
Эта фигура может перепрыгивать через другие фигуры ферзь
Эта фигура любит свой цвет слон
Ходит только по диагонали ладья

Открытие новых знаний.

- Послушайте внимательно рассказ о пешке и выделите из него,как ходит пешка, как берёт фигуры противника и чем эта фигура удивительна.

Это самая маленькая фигура, но очень значимая. Она идёт на одно поле вперёд. Пешка отличается от всех фигур правилам взятия. Берёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. А когда вступает на последнюю горизонталь - превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля.

- Есть ещё одна особенность пешки: при первом ходе пешка может продвинуться на два поля вперёд.

Первичное закрепление.

-Откройте учебник на с.5, задание №3. Расставьте фигуры на ваших шахматных досках так же, как в задании. Белой пешкой надо взять все чёрные фигуры.

Обучающиеся выполняют задание.

Физминута.

Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем,
Вправо – влево, а потом

Три, четыре - приседаем,
Наши ножки разомнём.

Один, два, три - на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.

Включение в систему знаний.

- Вам предстоит решить несколько задач на карточке №1 и объяснить, какие пешки придут к победе. Ход начинают белые (приложение 5.1).

  Третий вариант хода рассматривается на демонстрационной доске.

- Сегодня мы познакомимся ещё с двумя чемпионами мира по шахматам, которые жили в нашей стране. Михаил Таль -восьмой чемпион мира. Он победил Михаила Ботвинника в матче за чемпионство в возрасте 23 лет. Но судьба не дала ему здоровья. Болезни стали обычным спутником его жизни. Умер Таль так и не побежденным. Тигран Петросян, девятый чемпион мира, сражался за титул с М.Ботвинником и стал чемпионом.

-Проведём пешечную викторину. На каждый ваш правильный вопрос буду выставлять пешку на доске. Если все пешки встанут в ряд, значит, ответы были верны. Если пешки не будет хватать на доске, вернёмся к этому вопросу.

-В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)

-Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

-В каком направлении бьёт пешка? (по диагонали)

-Может ли пешка сделать шаг назад? (нет)

-Бьёт ли пешка назад? (нет)

-В какие фигуры может превратиться пешка? (в ферзя, слона, коня или ладью)

-Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему? (они из одной армии)

-Какой ход может сделать пешка с исходной позиции? (вперёд на 1 поле, или на 2 поля)

Рефлексия.

- Продолжите предложения:

- сегодня я узнал…

- у меня получилось…

Урок №6. Король

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «король», с правилами хода короля, с правилами взятия фигуры.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «король»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: демонстрационная доска, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, шахматы.

 

Ход занятия

Актуализация знаний.

- Расставьте шахматные фигуры в соответствии с нотацией.

Фc4, Лe5, Сf8, Кg2, b 2.

Открытие новых знаний.

 - Я прочитаю вам стихотворение, а вы, внимательно прослушав, постарайтесь услышать и определить как же ходит король.

Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле - вот шага длина,
Не очень проворен Король - старина.

- Как же ходит король?

- Посчитаем ходы короля из угла шахматной доски (из центра, края доски).

Обучающиеся работают на шахматных досках. Если допускают ошибки, работа проводится на демонстрационной доске.

- С какой фигурой похожи ходы короля? Чем отличаются?

- Как вы думаете, как король будет брать фигуры противника?

- Расставьте на досках фигуры так, как дано на карточке №1. Возьмите белым королём все чёрные фигуры (приложение 6.1)

Проверка задания проводится с объяснением и показом на демонстрационной доске.

Первичное закрепление.

- Каждая фигура противника угрожает королю. Возьмите простой карандаш и на карточке №2 укажите путь королю к ракете, не подставляя его под удары чёрных фигур (приложение 6.2).

Обучающиеся объясняют выбор пути короля.

Физминута.

Быстро встала вся пехота, (шагают на месте)

Защищая короля (хлопают в ладоши)

Только в бой им всем охота, (бег на месте)

Начинается игра (прыжки на месте)

Включение в систему знаний.

- Вам предстоит выполнить очень сложное задание. Возьмите карточку №3 и выполните задание. Белому королю нужно взять все чёрные фигуры. Укажите карандашом движение короля (приложение 6.4).

После выполнения задания каждая позиция рассматривается на демонстрационной доске.

- Продолжаем наше знакомство с чемпионами мира по шахматам. Назовите фамилии чемпионов нашей страны. Десятый чемпион мира - Борис Спасский. У какого чемпиона он выиграл титул? Уступил свой титул Б.Спасский Роберту Фишеру из США. Роберт Фишер в пятнадцать лет уже был гроссмейстером. Всю свою жизнь он посвятил шахматам.

Игра "Крестики-нолики".

- Предлагаю поиграть в крестики-нолики. Я буду читать вам вопросы, а вы на листочках будете ставить крестик, если ваш ответ – «да» или нолик, если вашответ – «нет».

- Короля можно ставить под бой?

- Может король пойти с белого поля на белое?

- Король может перепрыгивать через другие фигуры?

- Из центра король может пойти в восьми направлениях?

- Может ли король в начальном положении сделать первый ход?

- Может ли король обойти всю доску?

- Король может прыгать через несколько полей?

- Король может рубить защищённую фигуру?

- Может ли белый король побить белую ладью?

Рефлексия.

- Продолжите предложения.

- С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- 7. Игровая практика.

Урок №7. Мат в один ход

Цель: научить ставить мат разными фигурами.

Задачи:

1)дать представление о мате, как о четкой продуманной системе ходов;

2)формировать навыки обобщения информации, расширять кругозор учащихся через знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3)развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, пре-зентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия.

Актуализация знаний.

- Александр Алёхин говорил: «В шахматах можно стать хорошим масте-ром, лишь осознав свои ошибки и недостатки». Поэтому мы будем с вами учиться, играть, побеждать, проигрывать, анализировать свои ошибки, но при этом всё это будет происходить без обид и ссор.

- Повторим название шахматных фигур. Разгадайте кроссворд (приложение 7.1).

Открытие новых знаний.

- Посмотрите на демонстрационную доску и определите, где шах, а где мат королю (приложение 7.2).

  Учитель на демонстрационной доске расставляет позиции, обучающиеся объясняют свои выводы.

- Откройте учебник на с.44. Рассмотрим, как можно поставить мат раз-ными фигурами.

Дети рассматривают и объясняют позиции.

Первичное закрепление.

- Рассмотрите позицию на демонстрационной доске и объясните, как поставить чёрному королю мат в один ход (приложение 7.3).

Физминута.

Мы поднялись, потянулись – это раз!

Наклонились и прогнулись – это два!

И в ладоши три хлопка – это три!

Руки в стороны пошире – вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – это пять!

И за шахматы сесть – это шесть!

Включение в систему знаний.

- Откройте учебник на с.46. Вы видите 10 карточек. Нужно поставить чёрному королю мат. Попробуйте как можно больше решить карточек за 5 минут. После истечения времени обучающиеся подсчитывают количество карточек и объясняют решение.

- Решите задачу: у белых на доске были король и ладья, а у чёрных только король. При этом чёрный король занимал место в начальном положении, а белая ладья стояла на вертикали «b».

- По описанию вам нужно восстановить позицию фигур на доске и белые должны поставить мат чёрному королю.

Двое детей выполняют работу на демонстрационной доске, остальные на местах.

- Сегодня мы познакомимся с 12 и 13 чемпионами мира. Это чемпионы из нашей страны. Разгадайте ребусы (приложение 7.4).

- Анатолий Карпов вернул чемпионский титул нашей стране. У кого он выиграл титул?

-По количеству выигранных турниров Анатолий Карпов намного превосходит всех остальных шахматистов. Гарри Каспаров стал самым юным чемпионом страны. Около 20 лет Каспаров имел наивысший рейтинг среди шахматистов.

Рефлексия.

Продолжите предложения:

- самым интересным было …

- самым трудным было…

- я узнал, что…

Игровая практика.

Урок №8. Рокировка

Цель: познакомить с понятием «рокировка», условиями проведения рокировки.

Задачи:

1)дать представление о рокировке и условиях проведения рокировки;

2)формировать навыки обобщения информации, расширять кругозор учащихся через знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3)развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, документ камера презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия.

Актуализация знаний.

- На шахматной доске спрятались термины. Найдите эти слова и объясните (приложение 8.1).

  С помощью документ- камеры проектируется изображение шахматной доски с терминами. Дети находят термины и объясняют.

- Решите несколько задач. Восстановите на шахматных досках позицию по условию задачи и поставьте чёрным мат. Ход белых.

1) И у белых, и у чёрных по королю и ладье. При этом все фигуры кроме чёрной ладьи помещались на вертикали «а».

2) У белых на доске были король и пешка, а у чёрных король и слон. При этом короли располагались на одной вертикали.

- Откройте учебник на с.68 и выполните задание. Поставьте мат в один ход. Ход белых.

После выполнения задания обучающиеся объясняют решение.

Аро ров ки к.

Дети отгадывают слово рокировка.

    -Что должны узнать о рокировке?

Первичное закрепление.

- Возьмите карточку №2 и, ориентируясь на позиции фигур, определите можно или нельзя сделать короткую рокировку (приложение 8.3)

Физминута.

Раз и два, и три, четыре ( руки поочередно: вверх, затем на плечи)

Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)

Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)

Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)

Засиделся, застоялся, (руки на плечи)

В шахматы так заигрался. (вращения вперед-назад)

Побежали наши ножки (имитация бега)

Вперед, по шахматным дорожкам,

Чтоб друг с другом поиграть

И задачи порешать….

Включение в систему знаний.

-Откройте учебник на с.66 и объясните, могут ли белые или чёрные рокироваться.

Обучающиеся рассматривают позиции и объясняют возможность или невозможность рокировки.

-Четырнадцатый чемпион мира тоже представитель нашей страны. Это Владимир Крамник. Примерно через год Крамник уступил чемпионское звание Ананду, шахматисту из Индии. Пятнадцатый чемпион мира - Вишванатан Ананд первый международный гроссмейстер в Индии. Сложил с себя полномочия чемпиона мира, проиграв матч Карлсену, шахматисту из Норвегии. 16 чемпион мира Магнус Карлсен шахматный вундеркинд. Гроссмейстером он стал в 13 лет. Совсем недавно, в конце 2016 года, защитил свой титул в матче против Сергея Карякина.

Рефлексия.

- Какое открытие сделали на занятии?

- Что было трудным?

Игровая практика.

 


Приложение №1 к уроку «Ладья».

Приложение 1.1. Карточка №1. Найди ошибку.

 

 

Приложение 1.2. Карточка №2. Взять ладьёй все фигуры.

 

Приложение 1.3. Головоломка о 8 ладьях.

Приложение №2 к уроку «Слон».

Приложение 2.1.

Позиция на демонстрационной доске. Какую фигуру может взять слон?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.279 с.)