Белый слон может побить чёрную ладью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белый слон может побить чёрную ладью.



Слон своими ходами может вычертить квадрат или прямоугольник?

-Посчитаем плюсы и минусы. В каком вопросе были затруднения? Наше путешествие окончено.

- Продолжим наше очередное знакомство с чемпионами мира. Третий чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка. Родился на Кубе. Капабланка был шахматным вундеркиндом. Уже в детстве в 4 года он начал играть в шахматы. У кого выиграл титул Капабланка? Капабланка был сторонником теории «ничейной смерти» шахмат, считая, что при правильной игре партии должны заканчиваться вничью.

Рефлексия «Пятёрочка»

- Поставьте руку на локоток. Отвечаем на вопрос и загибаем пальчики.

- Что вы поняли сегодня на занятии?

- Какое задание было интересным или трудным?

- Что ещё хотите узнать?

- Ваше настроение?

- Пальчики сложились в кулачок. Значит, работа была у нас дружная.

 

Урок №3. Ферзь

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «ферзь», с правилами хода ферзя, с правилами взятия фигуры.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «ферзь»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

Ход занятия

1.Актуализация знаний.

- Какая шахматные фигуры спрятались?

ОНСЛ АДЬЛЯ

-Повторим ход каждой фигуры и правила взятия. Будете работать по карточкам.

-Карточка №1. - Взять ладьей все фигуры.

-Карточка №2.- Взять слоном все фигуры.

Ходы слона и ладьи прочертите простым карандашом (приложение 3.1).

  После выполнения задания заслушиваются ответы детей с объяснением и показом на демонстрационной доске ходов шахматных фигур.

Определение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем говорить об удивительной фигуре. Отгадайте загадку:

На шахматной доске -

Сильнейший он.

Плывёт, ну как ладья,

И топает, как слон.

(ферзь)

- Найдите ферзя у себя на доске. Как же ходит ферзь? Подсказка в нашей загадке. Назовите начальную позицию ферзя. Помните, каждый ферзь любит свой цвет.

Открытие новых знаний.

- В далёком прошлом шахматы по своим правилам отличались от современных. Одной из самых неприметных фигур был ферзь. Он ходил лишь на соседнее поле по диагонали. Неприятельские ферзи, подобно разноцветным слонам, никогда друг с другом не встречались, а короли легко избегали угроз, выбирая недоступные для ферзя поля. Так шли века, пока не возник вопрос: «А чем собственно, ферзь занимается?» И всем стало ясно, что ферзь - бездельник. Тогда его превратили в самую деятельную фигуру, заставив работать за ладью и за слона. «Ферзь всяческая» - такое название получила новая шахматная фигура в нашей   стране.
     - Объясните выражение «Без ферзя король беззащитен».

- Объясните, как ходит ферзь.

- Посчитайте, сколько ходов может сделать ферзь с центрального поля.

- А сейчас поставьте ферзя у края доски и посчитайте ходы.

Дети на демонстрационной доске показывают и считают ходы ферзя.

Физминута.

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил, вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

Первичное закрепление.

- Откройте учебник на с.49, задание № 1, 3, 6 («Проберись ферзём к ракете»).

  После выполнения задания выслушиваются ответы детей с объяснением.

Включение в систему знаний.

- Сейчас мы посмотрим могущество нашей фигуры. Для этого решим 2 задачи.

- Задача №1. Дойти ферзём до финиша.

 -Задача № 2. Сбить ферзём 12 фигур за 12 ходов не попадая под бой (приложение 3.2).

После выполнения задания, обучающиеся подробно объясняют решение.

-Давайте проверим, как мы усвоили ходы ферзя. Запишите ответ цифрой.

- Сколько полей держит под ударом ферзь с центрального поля?

- В скольких направлениях может пойти ферзь из углового поля?

- Сколько ферзей в армии белых фигур?

- Сосчитайте все поля, на которые может пойти ферзь из углового поля по горизонтали за один ход.

Самоконтроль. Ответы представлены на слайде.

- Продолжаем наше знакомство с чемпионами мира по шахматам. Четвёртый чемпион мира - Александр Алёхин.

- У кого Алёхин выиграл чемпионский титул?

-Алёхин первый русский чемпион мира. Он родился в России. После разных драматических событий покинул родину и стал жить во Франции. Пятый чемпион мира - Макс Эйве. Он представлял Голландию. Макс Эйве в жизни был умным и разносторонним человеком. Он преподавал математику, имел звание профессора.

-Как мы уже говорили, все шахматисты любят шахматные головоломки. Предлагаю вам очередную шахматную головоломку. Нужно расставить на шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не находился под боем другого. У этой задачи 92 решения (приложение 3.3).

Рефлексия.

- Продолжите предложение:

- Своей работой на уроке я…

Урок №4. Конь

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «конь», с правилами хода коня, с правилами взятия.

  Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «конь»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия

Актуализация знаний.

- Найдите названия шахматных фигур. Расскажите, что знаете о каждой фигуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.009 с.)