Семинар «Философия Нового времени. Идеология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар «Философия Нового времени. Идеология



Просвещения» (2 часа)

 

1. Научная революция XVII века и ее связь с философией.

2. Эмпиризм и рационализм – две линии в философии Нового времени.          Проблема метода: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

3. Учение о субстанции. Декарт, Спиноза.

4. Субъективный идеализм Дж. Беркли, Д. Юма.

5. Социально-политическая философия Нового времени. Концепции государства, права, демократии.

6. Г.- В. Лейбниц. Учение о монадах.

     7. Идеология Просвещения.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения

 

1. Какие научные и технические проекты Ф. Бэкона более чем на 300 лет опередили его время?

2. Ф. Бэкон советовал сравнивать ученого не с пауком, а с пчелой, собирающей нектар со всех цветов и перерабатывающей его в мед. В чем смысл этой метафоры?

3. Что такое эмпиризм и рационализм и как эти философские течения связаны со структурой научной деятельности?

4. «Люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом, общем для всех мире». О каких идолах (ложных представлениях) говорит здесь Ф. Бэкон? Обоснуйте свой ответ.

5. Почему положение «Я мыслю, следовательно, существую», по мнению Декарта, может стать основным принципом новой философии?

6. Как называется полностью работа Р. Декарта «Рассуждение о методе»?

7. Почему, по мнению Спинозы, у субстанции бесконечное количество атрибутов?

8. «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», говорит Дж. Локк. Принципом какой философской позиции является это высказывание?

9. Чем отличаются понятие «идея» у Дж. Локка от платоновской «идеи» (эйдоса)?

10. Что такое первичные и вторичные качества вещей по Дж. Локку?

 

Вопросы для дискуссии:

1. Ф. Бэкон разработал учение о преимуществах индуктивного метода познания. Является ли вывод, полученный с помощью индукции, надежным и безупречным?

2. Почему так трудно реализовать на практике рекомендации Р. Декарта, содержащиеся в его учении о методе?

3. О каких ловушках демократии предупреждал Ж.-Ж. Руссо? Избавились ли мы от них?

Задание. Проиллюстрируйте идолы рода, рынка, пещеры и театра современными примерами. С каким идолом связана ксенофобия?

 

Экспресс-контрольная:

 

1. Назовите философов, являющихся приверженцами эмпиризма и рационализма?

2. Случайно ли, что среди представителей рационализма было много математиков?

3. Чем отличается эмпиризм материалиста от эмпиризма идеалиста?

4. Декарт писал: «Я не подражаю скептикам, сомневающимся ради того, чтобы сомневаться, тем, кто упивается своей нерешительностью; наоборот, все мое существо стремится к тому, чтобы ощутить уверенность, и я готов перелопатить землю и песок, чтобы докопаться, где кремень, а где глина». В чем заключается цель универсального методического сомнения, являющегося исходным принципом философии Декарта?

5. Демокрит считал, что «мнимы боль, горький вкус, жара, холод, цвет, истинны лишь атомы и пустота». Какую философскую концепцию представляет в данном случае Демокрит?

6. Что представляет собой «вещь» по мысли Дж. Беркли?

7. «Пока все вещи не будут действительно восприняты мной, т.е. не будут в моем разуме либо в сознании какого-нибудь другого создания, они не существуют реально». Какие аргументы можно противопоставить этому мнению Дж. Беркли?

8. Каковы основные принципы философии Просвещения?

9. Чем деизм отличается от атеизма?

10. Эпоху Просвещения называли эпохой разума. Почему?

11. Какую роль сыграли философские идеи просветителей в подготовке Французской революции 1789–1794 гг.?

12. Ж.-Ж. Руссо писал, что демократия создана для богов, а для людей столь совершенное правление не годится. Что имел в виду Руссо?

 

Темы рефератов

 

1. Научная революция XVII века и ее особенности.

2. Физика Декарта и Ньютона.

3. Галилео Галилей как ученый и философ.

4. От алхимии – к научной химии. Творчество Роберта Бойля.

5. Ф. Бэкон. Учение об идолах.

6. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона: фантастика и научные прогнозы.

7. Механицизм и его сущность.

8. Д. Локк и традиции буржуазного либерализма. Разделение властей.

9. Учение Д. Локка о первичных и вторичных качествах в свете современной химии.

10. Развитие идеи правового государства в творчестве Ш.-Л. Монтескье.

11. Философия истории Д. Вико. Теория циклов.

12. Вольтер и свободомыслие в эпоху Просвещения.

13. Руссо и Робеспьер. Руссо о «ловушках» демократии.

14. Образ Ж.-Ж. Руссо в романе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Мудрость чудака».

15. П. Гольбах и его «Система природы».

16. Просвещение в России и его особенности. А. Н. Радищев.

 

Основная литература

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М., 2013.

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 3. Новое время. СПб., 1996.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV – XIX веков). М., 1998.

Соколов В.В. Европейская философия XV–XVIII веков. М., 1996.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009.

 

Дополнительная литература

 

Асмус В.Ф. Декарт. М., 2006.

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Беседин А.П. Теория идей Джорджа Беркли // Вопросы философии. 2014. № 9.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). М., 1987.

Валери П. Взгляд на Декарта (фрагмент) // Вопросы философии. 2003. № 10.

Декарт в канун XXI столетия. М., 1998.

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 1. М., 1986.

Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.

Соколов В. В. Спиноза. М., 1977.

Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. М., 1974.                        

Руссо Ж.-Ж. Избранное. Главы и отрывки из сочинений. М., 1976.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2009.

Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

 

Тема 6. Немецкая классическая философия (2 часа)

Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) – общая характеристика.

И. Кант. Докритический и критический периоды в творчестве Канта. «Критика чистого разума» – учение о возможностях человеческого разума. «Коперниканский переворот» в философии. Учение Канта о «вещах в себе» и «явлениях». Познавательные способности человека: чувственность, рассудок и разум. 

«Критика практического разума» – учение Канта о нравственности; кантовский категорическом императив. «Критика способности суждения» как попытка преодолеть разрыв между миром сущего и миром должного. Кант и телеология. Учение Канта о прекрасном, вкусе, гении.

Г. Гегель. Объективный идеализм и диалектика. Учение о саморазвитии абсолютной идеи. Основные черты гегелевской диалектики. Законы и категории диалектики. Учение об историческом прогрессе, государстве, праве и свободе.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Семинар «Немецкая классическая философия» (2 часа)

 

1. И. Кант: гносеология, этика, эстетика. Диалектика Канта.

2. Жизнь и учение И. Г. Фихте.

3. Натурфилософия Шеллинга.

4. Система и метод в философии Гегеля. Учение о государстве, праве, свободе личности. Гегель о смысле истории.

5. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения

1. На каком основании самостоятельные философские системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля объединяются в единую идейную систему – немецкую классическую философию? Какая фундаментальная проблема решалась немецкими классиками?

2. Почему второй период в творчестве Канта назван критическим?

3. Каковы философские идеи работы Канта докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба»?

4. Что такое кантовская «вещь-в-себе»?

5. Кант писал: «чтобы познать пространство и время, нет нужды далеко ходить, ведь они даны нам априори и внутри нас». Что значит «априори»?

6. В чем различие между феноменом («явлением») и ноуменом («вещью- в- себе») по Канту?

7. Как формулируются основные кантовские вопросы?

8. Канта считают агностиком. Почему?

9. «Посредством первой способности предмет нам дается, а  посредством второй он мыслится». О каких двух способностях познающей души говорит Кант?

10. Что такое антиномии, по Канту, и почему они неразрешимы?

11. Что такое легальность и моральность, по Канту?

12. Кант так формулирует категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать основой всеобщего законодательства». Есть ли в мировой культуре иные формулировки этого этического принципа?

13. Существует ли сходство между декартовским «Я мыслю, следовательно, существую» и положением Фихте «Я есть Я». Обоснуйте свой ответ.

14. Шеллинг называл природу оцепеневшим духом. Что он имел в виду?

15. Что такое «абсолютная идея» в философии Гегеля?

16. Почему диалектику Гегеля называют идеалистической? Распространял ли Гегель диалектику на природу? На историю?

17. Как Фейербах трактует религию и какой модификации он ее подвергает?

18. Что такое этика «туизма» по Фейербаху?

 

Вопрос для дискуссии:

 

Этика Канта – одна из самых строгих и ригористичных. Но возможна ли другая этика?

Экспресс-контрольная:

Охарактеризуйте законы диалектики, открытые Гегелем. Являются ли эти законы универсальными?

 

Контрольная работа по теме «Немецкая классическая философия»

             

Вариант 1

 

1. Кант писал: «Не может быть ничего более ужасного, чем то, что действия человека должны быть подчинены воле другого». Выражением какой политической и философской позиции является этот принцип?

2. Что такое императив? Чем отличаются два типа императивов: гипотетический и категорический?

3. В чем заключается суть трансцендентального идеализма Шеллинга?

 

Вариант 2

 

1. Что такое априорные понятия и апостериорные суждения по Канту?

2. Кант уверял, что философская наука о боге бессмысленна, теоретически доказать бытие бога невозможно. Согласны ли вы с этим утверждением?

3. В чем состоит основное противоречие философии Гегеля?

4. «Бог есть то, чем человек хотел бы быть», утверждал Л. Фейербах. Проинтерпретируйте это суждение.

5. Человек человеку Бог, считал Л. Фейербах. Как вы понимаете это утверждение?

 

Темы рефератов

                                                            

1. Жизнь и творчество Иммануила Канта.

2. «Коперниканский переворот» в гносеологии.

3. Великая Французская революция и немецкая классическая философия.

4. «Критика чистого разума» И. Канта и ее основные проблемы.

5. И. Кант. Антиномии чистого разума и их смысл.

6. «Категорический императив» И. Канта и его современное значение.

7. Диалектика Фихте. Принцип свободы и деятельности.

8. Натурфилософия Шеллинга и современная картина природы.

9. Общая структура гегелевской философии.

10. Гегель: «Противоречие – источник всякой жизненности и силы».

11. Философия истории и социально-политическая концепция Гегеля.

12. Антропология и этика Л. Фейербаха. «Я» и «Ты» – эгоизм и любовь.

 

Основная литература

Голубинцев В.О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М., 2013.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т.3. Новое время. СПб., 1996.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV – XIX вв.). М., 1998.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2009.

 

Дополнительная литература

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 2005.

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998.

Коротких В.И. О новом понимании структуры системы Гегеля // Вопросы философии. 2003. № 4.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М., 1989.

Мясников А.Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) // Вопросы философии. 2007. № 6.

Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности // Вопросы философии. 2006. № 11.

Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Длугач Т.Б. Кант. «Третья критика» // Философские науки. 2009. № 7.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1974–1977.                             

Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963–1966.

Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 2007.

Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1965.

Тема 7. Русская философия XIX – XX вв. (2 часа)

Западники и славянофилы. Спор о путях развития России и его современное наполнение. Материализм русских революционных демократов и их борьба против идеализма (Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Писарев).

Историософия Константина Леонтьева.

Вл. Соловьев. Мистико-максималистская проповедь «теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космос красоты. Историософская теория христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества. Теократическая утопия. Философская доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое учение о Софии.

Бердяев Н.А. – представитель персонализма и экзистенциализма. Учение о свободе. Творчество, преодолевающее отчуждение и внеположенность объектов человеку. Конфликт между личностью и объективацией – главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе.

«Конкретная метафизика» П. А. Флоренского.

Русский философский космизм конца XIX – начала XX веков (Н. Федоров, Вл. Соловьев, К. Циолковский, П. Флоренский, А. Чижевский, В. Вернадский и др.).

Семинар «Русская философия XIX – XX вв.» (2 часа)

 

1. Спор западников и славянофилов и его историческое значение. Русская идея и современная политика.

2. Русский религиозный идеализм.

3. Русский космизм.

       4. Концепция личности и истории. Спор анархистов и государствен-ников.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения

 

1. Назовите известных писателей, разделявших идеологию славянофильства или западничества.

2. Что означают введенные А.С. Хомяковым термины «иранство» и «кушитство»?

3. Славянофилы не любили власть и считали ее грехом. Почему в таком случае они были сторонниками самодержавной, неограниченной монархии?

4. Почему славянофилы считали реформы, проведенные Петром Великим, изменой России?

5. Что такое, с точки зрения славянофилов, русская «коммунитарность»?

6. Н.А. Бердяев говорил, что славянофилы писали об идеальном самодержавии, идеальном православии и идеальном народе. Можно ли на этом основании назвать их романтиками?

7. А.С. Хомяков писал о русской истории: «Ничего доброго, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной». Как вы думаете, совместимо ли такое мнение о России с патриотизмом?

8. Какие два идейных направления сложились в русском западничестве и какова их историческая судьба?

9. Охарактеризуйте отношение А.И. Герцена к социализму.

10. Почему философию В.С. Соловьева называют философией всеединства?

11. Охарактеризуйте три периода в творчестве В.С. Соловьева: теософию, теократию и теургию.

12. В чем смысл проекта Н.Ф. Федорова, который был назван проектом всеобщего спасения?

13. Что имел в виду Н.А. Бердяев, когда писал, что Н.Ф. Федоров рационализирует тайну смерти, не чувствует «в ней темного жала греха»?

14. Чем отличается космизм В.С. Соловьева и космизм Н.Ф. Федорова?

15. Кто представляет естественно-научную тенденцию в русском космизме?

16. Два полюса – любовь и ненависть к власти породили в России государственников и анархистов. Опишите генезис этих двух мировоззренческих позиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.058 с.)