Тема 5. Философские проблемы техники и технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Философские проблемы техники и технологии



(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

 

Проблема соотношения науки и техники. Социальные последствия научно-технического прогресса. Сциентизм и антисциентизм. Этические и экологические императивы развития науки и техники. Этическая ответственность ученого, ее необходимость и границы.

Науки естественные, гуманитарные и технические: различие и связь. Инженерная деятельность как профессия. Виды инженерной деятельности: изобретательство, конструирование, проектирование.

Технико-технологическое знание и его особенности. Эволюция, цели и задачи химической технологии. Специфика химико-технологического знания: фундаментальное и прикладное, эмпирическое и теоретическое.

 

Семинар. Философские проблемы техники и технологии (2 часа)

 

1. Соотношение науки, техники и технологии.

2. Социальные последствия научно-технического прогресса. Сциентизм и антисциентизм. Науки естественные, гуманитарные и технические.

3. Этические и экологические императивы развития науки и техники.

4. Эволюция, цели и задачи химической технологии.

 

 

Дополнительные вопросы к семинару

 

1. Можно ли определить технику как совокупность артефактов?

2. Мы привычно говорим «научно-техническое». Почему не «техно-научное»?

3. Почему, по мнению М. Хайдеггера, сущность техники не есть нечто техническое?

4. Мартин Хайдеггер писал, что через технику человек отказывается от своего подлинного существования. Развитие техники ведет человека ко все более неразрешимым проблемам. Прокомментируйте эту мысль Хайдеггера.

5. Каковы отрицательные последствия развития техники?

6. Является ли нейтральной в этическом отношении техническая деятельность человека?

7. Что такое техно-гуманитарный баланс?

8. Можно ли определить техническое знание как приложение естествознания к решению различных инженерных задач?

9. Как можно определить специфику инженерной деятельности?

10. Что является основой взаимосвязи химии и химической технологии?

11. Когда возникла химическая технология как наука и учебная дисциплина?

Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

 

1. Почему в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности?

2. Техник, технолог, инженер: общее и особенное в этих профессиях.

3. Какие ученые сделали значительный вклад в развитие техники?

4. В работе «Человек и машина» русский философ Н.А. Бердяев анализирует следующий парадокс: без техники невозможна культура, с нею связано само возникновение культуры. В то же время окончательная победа техники, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Почему? Проанализируйте эту мысль, взяв за основу работу Н.А. Бердяева.

 5. Отличаются ли по структуре и содержанию техническое и научное знание?

6. Можно ли утверждать, что техническая теория создает реальность, в то время как научная теория только исследует и объясняет ее?

7. Правильно ли утверждение о том, что химия изучает фундаментальные законы химического взаимодействия и создает методы синтеза новых соединений, а химическая технология – лишь обеспечивает их «промышленное оформление»?

8. Что такое технократизм как социокультурное явление?

 

Темы рефератов

1. Специфика технического знания.

2. «Тэхнэ» и наука в античной культуре.

3. Философия науки и техники в эпоху Возрождения и Нового времени.

4. Техника и общественные отношения.

5. Антропология и философия техники.

6. Техника и политика.

7. Особенности техники в информационном обществе.

8. Социальные последствия научно-технического прогресса.

9. Технократизм как социокультурное явление.

10. Техника и этика.

11. Взаимосвязь химии и химической технологии.

12. Становится ли химическая технология фундаментальной наукой?

 

Основная литература

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.

Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.         

Степин В.С., Горохов М. А, Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1995.

Канке В. А. Философия. М., 2010.

Горохов В. Г. Концепции современного естествознания. М., 2003.

Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблемы социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1985. № 2.

 

Дополнительная литература

 

Бао Оу. Основные вопросы философии инженерии //Вопросы философии.

2014. № 7.

Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия. М., 1990.

Горохов В. Г. Знать, чтобы делать. История инженерной деятельности и ее роль в современной культуре. М., 1987.

Горохов В. Г. Проблема технонауки – связь науки и современных технологий // Философские науки. 2008. № 1.

Горохов В.Г. Историческая эпистемология науки и техники// Вопросы философии. 2014. № 11.

Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция: доклад Римского клуба. М., 1991.

Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

Лойко А. И. Курс лекций по философии техники. М., 2001.

Философия техники и хозяйства // IV Российский философский конгресс. Философия и будущее цивилизации: в 5 т. Т. 3. М., 2005.

Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005.

Шупер В. А. Этос науки // Философские науки. 2008. № 10.

 

   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.006 с.)