Тема 3. Проблемы человека в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Проблемы человека в философии



(лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Человек как предмет философского анализа в истории философии. Происхождение человека: природные и социальные условия антропосоциогенеза. Человек, общество, культура. Человек и природа. Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство. Биология человека в эпоху НТР. Человек в информационной цивилизации.

Человек в системе социальных связей. Сущность человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Индивид, индивидуальность, личность.

Смысл жизни и предназначение человека. Жизнь, смерть, бессмертие. Насилие и ненасилие. Движение ненасилия, его судьба и роль в современной жизни. Цели и ценности. Свобода воли и ответственность личности. Нравственные, религиозные, эстетические ценности. Свобода совести. Мораль, справедливость, право.

Современная философская антропология. Интеграция знаний о человеке. Иррационалистическая трактовка человека. Человек в философии постмодернизма.

 

           Семинар 1. «Происхождение и сущность человека» (2 часа)

 

1. Философские проблемы антропосоциогенеза.

2. Проблема биологического и социального в человеке.

3. Человек, индивид, личность.

4. Биология человека в эпоху НТР. Компьютерная цивилизация и биология человека.

 

            Семинар 2. «Человек и ценности» (2 часа)

 

1. Учение о личности. Свобода и ответственность.

2. Место и роль ценностей в жизни человека. Эстетические и нравственные ценности. Религиозные ценности и свобода совести.

3. Смысл человеческого бытия. Жизнь, смерть, бессмертие.

 

           Дополнительные вопросы к семинарам.

 

1. Аристотель писал, что человек – это политическое животное. Исчерпывается ли сущность человека таким определением?

2. Какие поэтические определения человека вы знаете?

3. Разделены ли по времени антропогенез и социогенез?

4. Ницше писал, что человек произошел от больной обезъяны. Что имел в виду Ницше?

5. Какая концепция человека отражена в антиутопии писателя Хаксли «О, дивный, новый мир»?

6. Как назвал современного человека Герберт Маркузе в одноименном трактате? Что он имел в виду?

7. Что означает феномен «массового человека» в современной философии и культуре?

8. Итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что преступники обладают врожденными анатомо-физиологическими предопределенностями. О каких предопределенностях будущих преступников писал Ломброзо и какую концепцию в трактовке человека он представлял?

9. Основоположник теории утилитаризма в этике Иеремия Бентам считал, что фундаментальный вопрос нравственности прост: приносит ли мне какой-то поступок удовольствие. Прокомментируйте это мнение.

10. Согласно распространенной трактовке утилитаризма, лучше быть счастливой свиньей, чем несчастливым философом. Вызывает у вас такая мысль протест? Если – да, то почему?

11. А. Эйнштейн писал: «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни». Какой этической концепции соответствует такая позиция?

12. Означает ли факт частого нарушения правил и канонов этики, что эти правила не являются истинными?

13. Как вы понимаете афоризм Пифагора: «Не гоняйся за счастьем, оно всегда в тебе самом»?

14. Способность человека думать о своей смерти – это признак малодушия или смелости?

15. Что такое аксиология?

16. Каковы представления о ценностях в античности? В христианстве?

17. Каков вклад Канта в учение о ценностях?

18. От чего зависит переоценка ценностей?                      

19. «Человек – одновременно «Я» и «Ты»: он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность» (Фейербах Л.// Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1955. Т.2. с.28). Насколько актуален этот тезис немецкого философа?

20. Французский философ-экзистенциалист А. Камю писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит, ответить на фундаментальный вопрос философии». Что, по вашему мнению, имел в виду Камю?

21. Русский религиозный философ, священник Павел Флоренский писал: «Лицо меняется, лик – нет». Как вы понимаете это высказывание?

22. Как вы понимаете слова Ж.- П. Сартра «Человек есть проект самого себя»?

 

           Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

 

1. Когда возникла философская антропология как самостоятельная отрасль знания? Назовите основоположников философской антропологии.

2. Назовите основные видовые признаки человека. Меняются ли они в ходе эволюции?

3. Какие еще факторы, кроме труда, имели важнейшее значение в становлении человека и общества?

4. Какие концепции в философии и науке являются характерными для биологизаторства и социологизаторства?

5. В чем смысл дискуссии о сущности человека, которая велась в советской философской литературе в 70-х годах?

6. Наиболее распространенными этическими теориями являются теории утилитаризма и деонтологическая теория. В чем их смысл? Какую концепцию вы разделяете и почему?

7. Прочтите рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Какое решение сложной проблемы смысла человеческой жизни предлагает писатель? Согласны ли вы с таким решением?

8. В послании Американскому конгрессу 6 января 1941 года президент Рузвельт назвал четыре свободы, без которых невозможна демократия. Это – свобода речи и выражения, свобода совести (т.е. вероисповедания), свобода от нужды и свобода от страха. Продолжите этот список. Какую из свобод вы считаете фундаментальной?

 9. Что означает принцип свободы совести? Как он представлен в Конституции Российской Федерации?

 

Темы рефератов

 

1. Модель будущего человека в антиутопиях Замятина, Хаксли, Оруэлла.

2. Современная социобиология: истинное и ошибочное. Проблемы будущего человеческого вида.

3. Модель человека в античной и христианской культурах.

4. Модель человека в современных восточных культурах.

 5. Человек и современный мир.

6. Образ человека в современной литературе.

7. Современная музыка и ее влияние на духовную жизнь молодежи.

8. Психоделическая революция. Проблема наркотиков в современном мире.

9. Сексуальная революция в XX веке и ее социальные последствия.

10. Свобода, право и мораль.

11. Антропологическая педагогика О. Ф. Больнова.

12. Медицинская антропология Гелена.

13. Смысл жизни, смерть и бессмертие.

14. Любовь как философская проблема.

15. Образование в России на рубеже XX-XXI веков. Новые концепции педагогики.

16. Проблемы свободы совести в современной России.

17. Феминистское движение в современном мире.

18. Образ человека в философии постмодернизма.

15. Основоположник теории утилитаризма в этике Иеремия Бентам считал, что фундаментальный вопрос нравственности прост: приносит ли мне какой-то поступок удовольствие. Прокомментируйте это мнение.

16. А. Эйнштейн писал: «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни». Какой этической концепции соответствует такая позиция?

17. Как вы понимаете афоризм Пифагора: «Не гоняйся за счастьем, оно всегда в тебе самом»?

18. Способность человека думать о своей смерти – признак малодушия или смелости?

19. Что такое аксиология?

20. Каковы представления о ценностях в античности? В христианстве?

21. Каков вклад Канта в учение о ценностях?

22. От чего зависит переоценка ценностей?                         

23. Проблема смертной казни.

 

                                         Основная литература

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.

Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007. С. 337-377.

 

                            Дополнительная литература

 

Аристотель. О душе. Сочинения: в 4 т. Т.1. М.: Наука, 1975.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Предисловие. М.: Наука, 1959.

Гельвеций К. О человеке. Сочинения: в 2 т. Т.1. М.: Политиздат, 1974.        Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Омега-Л, 2013.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Республика, 1991.

Камю А. Бунтующий человек. М.: Республика, 1990.

Кремень В.Г. От диалектики к человеку // Вопросы философии. 2014. № 1.

Кьеркегор С. Несчастнейший. М.: Библейско-богословский институт имени

Св. апостола Андрея, 2011.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Сочинения, 2-е изд.

Т.42.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Избранные

философские произведения: в 2 т.Т.1. М.: Политиздат, 1955.

Фрейд З. Лекции по психологии. М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. М., 1979.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1999.

Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

Шарден Т. Феномен человека. М.: Республика, 1987.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М.: Академический проект, 2007.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1975.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Предисловие. М.: Наука. 1959.

Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Омега-Л, 2013.

Гусейнов А.А. Мораль. Разнообразие понятий и смыслов. М.: Альфа-М, 2014.

Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. М.: Недра, 1991.

Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика. М., 2012.

Макинтайр А. После Добродетели. Екатеринбург, 2000.

Маркс К. Исповедь //Соч. Т.31.

Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Соч. Т. 40.

Сенека. Нравственные письма к Луциллию (письма XXVII, XXVIII). М., 1977.

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia,1995.                               

А. Камю, М. Хайдеггер. Запад. Совесть и пустота. М.: Алгоритм, 2014.

Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 6.

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

Алейник Р.М. Человек в философском постмодернизме. М.: МИК, 2006.

Алейник Р.М. Постмодернизм и социально-гуманитарное знание. М.: РХТУ, 2009.

Биология в познании человека. М., 1989.

Бубер М. Философия человека. М.: Республика, 1992.

Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: ВЕК-2, 2004.

Вешняцкий Л. Б. История несостоявшегося человека. СПб., 2010.

Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 2008.

Гуревич П.С. Философское постижение человека. Проблемы, тенденции, новые темы философской антропологии. LAP LAMBERT Academic Рubliching, 2011.

Гуревич П.С. Философское толкование человека. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012.

Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. М.: АСТ, 2010.

Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.

Ильин В. В. Философская антропология. М., 2006.

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.

Клишина С.А. Философия науки. Наука и ценности. М., 2004.

Кон И. С. Социология личности. М., 1993.

Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

Марков А. В. Происхождение и эволюция человека. М.: Династия, 2009.

Марков А.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. М.: Астрель, 2012.

Марков Б. В. Философская антропология. СПб.: «Лань»,1998.

Метлов В.И. Мозг и мысль. Революция когнитивных наук// Наука и ее методы накануне XXI столетия. М.: РХТУ, 2004.

О человеческом в человеке. М., 1991.

Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.

Проблема человека в западной философии. М.: Республика, 1998.

Философская антропология /под ред. С.А. Лебедева. М.: ИКЦ «Академический проект», 2005.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Человек, государство, глобализация. СПб., 2008.

Шеффер Ж.М.. Конец человеческой исключительности. М.: НЛО, 2010.

Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: ИФРАН, 1989.

Это человек. Антология. М., 1995.

 

                      Тема 4. Философия истории и общества

(Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

 

Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость.

Философия истории: формационная и цивилизационная концепции исторического развития. Прогрессистские и циклические модели развития. Современная идеология прогресса. Глобальные проблемы современности. Концепция устойчивого развития и сценарии будущего. «Ловушки» прогресса. Технологический детерминизм. Теория информационного роста (А.Тоффлер, Э. Масуда, М. Мак-Люэн). Идея «конца истории» и ее критика.

Природа и общество, различие и связь. Общество и его структура. Социальная, политическая и духовная сферы общества. Концепции государства в истории философской мысли. Политика и власть. Сущность, типы и формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Современная олигархия. Государство и партии. Политические режимы и права личности. Современный фашизм. Либерализм, демократия, правовое государство.

 

 

Семинар 1. «Философия истории и общества» (2 часа)

1. Эволюция философского понимания общественной жизни и ее истории.

2. Циклические концепции исторического процесса (О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев).

3. Прогрессистская модель развития общества. Критерии и формулы прогресса. Теория информационного роста. Конец истории?

4. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современности.

5. Духовная жизнь общества: политика, право, мораль, религия, искусство.

 

 

Дополнительные вопросы к семинару

 

1. В чем отличие природы и общества? Назовите основные отличительные признаки.

2. Возможна ли наука об обществе?

3. Как соотносятся друг с другом человек и общество?

4. Социальные институты – семья, производственный коллектив, профсоюзы… Продолжите этот список.

5. Чем отличаются всеобщая история человечества и философия истории?

6. Какую концепцию истории выразил греческий драматург Софокл: «Нынче горе, завтра счастье – как Медведицы небесной круговорота извечный ход»?

7. Почему немецкий культуролог Оствальд Шпенглер назвал западно-европейскую культуру фаустовской?

8. Какая идея объединяет культурологическую концепцию истории О. Шпенглера и цивилизационную концепцию А. Тойнби?

9. Гегель внес в формулу прогресса свободу. Как понимал свободу Гегель?

10. Одна из работ социолога Питирима Сорокина называется «Социологический прогресс и принцип счастья». Можно ли счастье вносить в формулу прогресса?

11. Назовите основные признаки информационного общества?

12. Какие проблемы современности являются глобальными?

13. Каковы основные признаки государства?

14. В чем отличие понятий «государство» и «гражданское общество»?

15. Можно ли устранить государство? И если нет – обязаны ли мы ему подчиняться?

16. Возможно ли гражданское общество без правового государства?

17. Что такое толерантность? Вы считаете себя толерантным человеком? Это природное качество или его можно воспитать?

18. Может ли либеральная демократия выжить в современном мире?

     19. Каковы особенности политики в информационном обществе?

Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

 

1. Впишите в пропущенные места противоположные характеристики природы и общества:

 

Природа                                              Общество

животные                                          …………..

бессознательное                               ……………

…………………                                индивидуальное

……………….                                      свобода, воля

   

2. Немецкий философ О. Шпенглер писал: «Мироощущение античного человека было лишено исторического чувства. То, что грек называл космосом, было картиной мира не становящегося, а сущего». Прокомментируйте это высказывание. Существовало ли понятие истории в античной культуре?

3. Охарактеризуйте теорию круговорота локальных, замкнутых цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби. Чем она отличается от других теорий исторического круговорота?

4. Разделял ли прогрессистскую трактовку истории немецкий философ Карл Ясперс? В чем он видит смысл и назначение истории?

5. Какие ловушки и проблемы подстерегают нас в информационном обществе?

6. Государство подчиняет себе граждан, командует ими, отбирает у них деньги в форме налогов и других поборов. Чем же оно в таком случае отличается от шайки разбойников или рэкетиров?

7. Можно ли определить политику как форму взаимодействия между теми, кто управляет, и теми, кем управляют?

8. Французский социалист, теоретик анархизма П. Ж. Прудон считал, что причинами насилия и социального хаоса являются не индивиды и не группы индивидов, а само государство. Были ли у него основания так считать?

9. Вождь итальянского фашистского движения Бенито Муссолини писал в книге «Доктрина фашизма»: «…для фашиста все – в государстве, и ничто человеческое или духовное, если оно имеет хоть какую-то ценность, не существует вне государства». Прокомментируйте это высказывание.

10. Как соотносятся власть и нравственность? Можно ли говорить об их взаимодействии?

11. Назовите основные признаки демократии. Развитая юридическая система является сама по себе признаком демократии?

12. Охарактеризуйте особенности связи политики и экономики в современном обществе.

 13. Какова история фашизма? Есть ли фашизм в настоящее время и, если да, что он собой представляет?

14. Отличается ли государственное устройство в США и в России по форме правления, территориальному устройству, политическому режиму?

Темы рефератов

 

1. Географический детерминизм и его эволюция.

2. Приключения геополитики в XX веке.

3. Геополитическая философия Л.Н. Гумилева.

4. Геополитические сны В.В. Жириновского.

5. Особенности информационной цивилизации.

6. Устарела ли марксистская модель общества и истории?

7. Формула прогресса и принцип счастья.

8. Работа Ф. Фукуямы «Конец истории» – наука или провокация?

9. Демократия: история, теория и практика.

10. Современная Россия: демократия или олигархия?

11. Социализм и христианский социализм.

12. Социология М. Вебера.

13. Социально-политическая философия Франкфуртской школы.

14. Учение о государстве в марксизме.

15. Социал-демократический вариант общественного развития.

16. Современные футурологические концепции.

17. Книга Н. Макиавелли «Государь» как пособие для современных политиков.

18. Власть и политика: мифы и реальность.

 

Основная литература

                                

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.

Барулин В.С. Социальная жизнь общества. М., 1989.

Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.

 

Дополнительная литература

Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.

Власова В.Б. Человек как творец социальной сферы // Философские науки. 2009. № 4.

Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1987.

Гумилев Л. Н. История людей и история природы. М., 1993.

Ильин И. А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 5.

История фашизма в западно-европейских странах. М., 1978.

Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

Киселев Г. С. «Тайна прогресса» и возможность истории // Вопросы философии. 2009. № 2.

Киселев Г. С. История как бытие // Вопросы философии.2014. № 4.

Колганов А.И. Цивилизационный подход и «белые пятна» марксизма: Восток, Запад и «рынок как общечеловеческая ценность» // Вопросы философии. 2014. № 11.

Моисеев Н. Н. Человек и биосфера. М., 1990.

Момджян К. Х. Социум, общество, история. М., 1994.

Мотрошилова Н. В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. 2009. № 6.

Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981.

Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М., 1989.

Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Табачков А.С. Информационное общество в контексте истории /Вопросы философии. 2014. № 10.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М., 1993. Т. 2. М., 1998.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.094 с.)