Семинар «Основные направления философии Запада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар «Основные направления философии Запада



середины XIX – XX вв.» (2 часа)

 

     1. Иррационалистические школы в философии второй половины XIX –нач. XX вв.:

    а) А. Шопенгауэр. Учение о воле. С. Кьеркегор.

    б) Ф. Ницше и философия жизни;

    в) французский и немецкий экзистенциализм.

2. Фрейдизм и неофрейдизм.

3. Герменевтика и основные этапы ее развития.

4. Рационалистические школы в философии XIX – XX вв.:

    а) позитивизм и неокантианство;

    б) неопозитивизм и постпозитивизм;

    в) структурализм и его эволюция.

5. Религиозная философия XX века.

6. Постмодернизм как философия.

 

Дополнительные вопросы

 

1. Основные принципы классической философии.

2. В чем смысл критики классической философии? Исчерпывает ли интеллект все содержание человеческого духа?

3. В чем состоит основная идея работы А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление»?

4. Что такое воля в трактовке Шопенгауэра?

5. Какие средства предлагает Шопенгауэр для того, чтобы подавить волю к жизни и избавиться от бесконечной цепи вожделений и разочарований?

6. Чем отличается пессимизм Ницше от пессимизма Шопенгауэра?

7. Что означает фраза «Бог умер» в философии Ницше?

8. За что Ницше проклинает христианство?

9. Что такое сверхчеловек и какой новой моралью он руководствуется?

10. Справедливо ли утверждение, что Ницше был идеологом фашизма?

11. Бессознательное, считал З. Фрейд, не стало в классической философии, психологии, медицине предметом анализа. Виной тому – культ разума, сознания. Прокомментируйте эту мысль Фрейда.

12. Какую роль играют понятия «вытеснение» и «сублимация» в концепции Фрейда?

13. Существование предшествует сущности – основная идея всех экзистенциалистов. Что это означает?

14. Чем объясняют экзистенциалисты феномен тотального одиночества человека?

15. В чем смысл учения экзистенциалистов о свободе?

16. В чем особенность первой, классической стадии позитивизма?

17. Что объединяет концепции развития науки Т. Куна и И. Лакатоса?

18. Понять «Другого». Что это означает с точки зрения герменевтики?

19. Социально-политическая философия Франкфуртской школы. Репрессивная культура и одномерный человек.

20. Эрих Фромм – быть или иметь?

21. Постмодернистская антропология.

 

Вопросы для докладов и дискуссий

 

1. Позитивизм преодолен в теории. Но преодолен ли он в эмпирической жизни?

2. Обсудить доклад на тему «Учение Шопенгауэра о воле. Жизнь между страданием и скукой».

3. «Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть, презирая ее», – писал А. Камю. Как вы понимаете эту мысль Камю?

4. Что такое герменевтический круг?

5. «Понять другого…Эта песня безумно долга», – писал известный русский писатель В. Трифонов. Почему?

 

Темы рефератов

 

1. С. Кьеркегор и М. Хайдеггер.

2. Критика классической философии в XX веке.

3. А. Шопенгауэр. Жизнь между страданием и скукой. Освобождение путем аскезы.

4. Ф. Ницше. Воля к власти как конституирующий принцип бытия.

5. Критика культуры в философии Ф. Ницше. Проблема нигилизма.

6. Ф. Ницше о человеке и сверхчеловеке. Критика морали и христианства.

7. Понятие жизни и теория эволюции А. Бергсона.

8. Понятие жизни и переживания у В. Дильтея.

9. З. Фрейд: сознание, бессознательное и поведение человека.

10. Учение о психологических типах и коллективном бессознательном К. Юнга.

11. Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени.

12. Сущность феноменологического метода Гуссерля.

13. Проблема бытия и человека в философии М. Хайдеггера.

14. Человек и история в философии К. Ясперса.

15. Учение о свободе в философии Ж.-П. Сартра.

16. А. Камю. Бунт против абсурда бытия.

17. Философский смысл романа «Чужой» и повести «Падение» А. Камю.

18. Проблема языка и мира в современной герменевтике.

19. Уроки герменевтики. Как понять «другого»?

20. Творчество О. Конта. Конт о науке и философии.

21. Э. Мах как физик и философ.

22. Принцип верификации и его роль в науке и философии.

23. Философия науки К. Поппера и ее место в развитии западного науковедения.

24. Образы науки в современной философии науки.

25. Л. Витгенштейн – человек и мыслитель.

26. Парадигмы Т. Куна и логика развития науки.

27. Эволюционистские теории в современной религиозной философии. Тейяр де Шарден.

28. Современные внеконфессиональные религиозные школы.

 

Основная литература

 

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.            

Реале Дж, Антисери Д. Западная Философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

История философии: Запад–Россия–Восток (книга четвертая: Философия XX в.). М., 1999.

Введение в философию: учебное пособие для вузов / Авт. коллектив: И.Т. Фролов и др. М., 2004.

История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. СПб., 1997.

 

Дополнительная литература

 

Алейник Р.М. Человек в философском постмодернизме. М., 2006.

Алексеева Л.Н. Современная герменевтика и практика // Философские науки. 2008. № 7.

Баженов Л.Б. Размышления при чтении Поппера // Вопросы философии. 2000. № 4.

Варакина Г.В. Русский миф о Ницше начала XX века // Вопросы философии. 2007. № 6.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.

Грюнбаум А. Критика психоанализа // Вопросы философии. 2007. № 3.

Губман Б.М. Современная католическая философия. М., 1988.

Данто А. Ницше как философ. М., 2001.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1998.

Камю А. Избранное. М., 1989.

Назарова О.А. Логический позитивизм и «трактат» Витгенштейна // Вопросы философии. 2008. № 6.

Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1990.

Ницше Ф., Фрейд З. и др. Сумерки богов. М., 1989.

Огюст Конт: взгляд из России. М., 2001.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Хазанов Б. Черное солнце философии: Шопенгауэр // Вопросы философии. 2002. № 3.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Что раскрыл Фрейд? // Философские науки. 2009. № 5.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978.

Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.

Хайдеггер М. Учение Платона об истине: Статьи и выступления. М., 1993.

Делез Ж. Различие и повторение. М., 2007.

Маркова Л.А. Философия из хаоса: Ж. Делез и постмодернизм в философии, науке, религии. М., 2007.

Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2007.

Смирнова М.В. Жак Деррида: жизнеописание, мировоззрение, цитаты / гл. ред. М.В. Смирнова. СПб., 2007.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.015 с.)