Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар «Основные проблемы философии СредневековьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
и эпохи Возрождения» (2 часа)
1. Возникновение христианства и его влияние на философию. Социальные условия формирования средневековой философии. 2. Патристика, схоластика – основные этапы средневековой философии. Учение Августина Блаженного и Фомы Аквинского. 3. Основные проблемы средневековой философии: доказательства бытия Бога, вера и разум, душа и тело, свобода и предопределенность. Спор реалистов и номиналистов о природе универсалий. 4. Основные проблемы философии эпохи Возрождения. Реформация. Гуманизм. Натурфилософия и социально-политическая философия эпохи Возрождения. Задание для выступления. Сравните модель человека в древнегреческой культуре и культуре Средневековья: разум – вера, знания – надежда, любовь-эрос и любовь-агапе.
Вопросы для дискуссии: 1. Защищает ли религия человека от злых поступков? Что такое свобода воли в христианской религии? 2. Как св. Августин решает вопрос о соотношении философии и религии (разума и веры)? Чем это решение отличается от решения, предложенного Фомой Аквинским? 3. Имеет ли отношение спор реалистов и номиналистов к догмату христианской церкви о троичности Бога? 4. Действительно ли в Средние века философия была служанкой богословия?
Вопрос для контрольной работы: «Университеты и образование в Средние века». Какие ценности образования были заложены в Средневековье? Экспресс-контрольная:
1. Как обосновывал Тертуллиан свою идею о сверхразумности веры? 2. Каковы основные догматы христианской религии и какое они имеют философское значение? 3. Как Фома Аквинский решает вопрос о соотношении философии и религии, говоря: «Понимаю, чтобы верить»? 4. Какое из доказательств бытия Бога по Фоме Аквинскому более всего распространено в обыденном сознании? 5. Что такое реализм и номинализм и в чем суть их противостояния? 6. Каковы основные идеи гуманистического мировоззрения? Изменилась ли идея гуманизма со времен Возрождения? 7. Как называется философская концепция, которую Дж. Бруно сформулировал так: «…природа есть не что иное, как Бог в вещах»? 8. Как политическая философия Н. Макиавелли связана с его пониманием человеческой природы?
Темы рефератов
1. Университеты и образование в Средние века. 2. Творчество Роджера Бэкона. 3. Отцы церкви. Тертуллиан. 4. Аврелий Августин (Блаженный). Нравственные уроки «Исповеди». 5. Доказательства бытия Бога Фомой Аквинским. 6. Модель человека в христианской философии. 7. Греческий эрос и христианская агапе. 8. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. 9. Алхимия в контексте средневековой культуры. 10. Человек и космос в творчестве Дж. Бруно. 11. Н. Макиавелли. Трактат «Государь».
Основная литература
Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010. Губин В. Д. Философия. М., 2013. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 2. Средневековье. СПб., 1995; Т. 3. Новое время. СПб., 1996. Рассел Б. История западной философии. М., 2009. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XV века. М., 2004. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
Дополнительная литература
Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья): в 2 т. СПб., 2001. Белялетдинов Р.Р. Элементы самоорганизации средневекового университета // Философские науки. 2008. № 6. Гайденко П.П. Средневековый номинализм и генезис новоевропейского сознания // Вопросы философии. 2014. № 2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 1995. Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии. 2003. № 12. Кассирер Э. Индивид и космос в философии Возрождения. Избранное. М., СПб., 2000. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. Жильсон Э. Знание и мудрость. М., 1999. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Монтень М. Опыты. М., 1991. Макиавелли Н. Государь. М., 2009.
Тема 5. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) (2 часа)
Эмпиризм и рационализм – основные направления философии Нового времени. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма. Роль методологии в научном познании. Разработка индуктивного метода. Исследование природы человеческого ума (учение о призраках). Классификация наук. Социально-политические идеи. Р. Декарт – основоположник рационализма Нового времени. Учение о методе (основные положения). Дуализм Декарта – учение о двух субстанциях, механицизм. Линия эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Теория общественного договора Т. Гоббса. Дж. Локк. Учение о чувственном опыте как единственном источнике знания (сенсуализм). Критика Локком учения о врожденных идеях. Теория первичных и вторичных качеств. Социально-политические взгляды Локка. Дж. Беркли. Критика понятия субстанции. Утверждение о субъективности первичных качеств. Вещи как «комплексы ощущений». Давид Юм – основоположник принципов новоевропейского скептицизма. Критика Юмом понятия объективной причинности. Линия рационализма (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах; монизм и пантеизм; учение о человеке; учение о свободе и необходимости. Г. Лейбниц. Плюрализм в онтологии и учение о монадах. Идеализм и априоризм теории познания Лейбница и учение о самоочевидной, «разумной» и фактуальной истинах. Философия эпохи Просвещения. Основные представители французского материализма XVIII века: Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Особенности французского материализма. Социально-политические идеи мыслителей эпохи Просвещения. Учение Ж.Ж. Руссо об общественном договоре.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.009 с.) |