Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Специальность 030301 - Психология

 

 

Автор учебного методического комплекса — к. псх.н. Авакумов С.В.

 

                                                        Санкт – Петербург

2010


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Рабочая учебная программа дисциплины.. 3

1.1 Цели и задачи курса. 3

1.2. Содержание дисциплин. 3

А. По видам учебных занятий. 3

Б. По темам и разделам курса. 4

В. По времени проведения курса. 5

Г. Текст лекций. 5

1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 5

1.3.1 Список литературы: 5

1.3.2 Активные методы обучения. 6

1.4 Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля 6

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ... 6

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 7

3.1 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. 8

3.2 Образец контрольного теста по дисциплине. 9

4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля. 19

4.1 Требования к уровню освоения предмета: 19

4.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 20

4.3 Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 20

ПРИЛОЖЕНИЕ. Текст лекций по курсу (представлен на диске) 20

 


1. Рабочая учебная программа дисциплины

Цели и задачи курса

Курс лекций «История психоаналитического движения» относится к блоку базовых дисциплин по специальности 020400/направление «Психология» и является органической частью истории психологии и в частности, медицинской психологии. Знание и понимание исторического контекста в связи с появлением той или иной психологической концепции является необходимым условием понимания места психологии в системе знаний, а также эволюции лежащих в ее основе концепций. Современный психоанализ характеризуется не только разнообразием теоретических подходов, но и проникновением за границы медицины, глубокой связью с культурологией и философией, что делает знание его истории еще более ценным.

Целью курса является формирование у студентов устойчивых знаний в области истории возникновения и распространения психоаналитической концепции, биографии и основных теоретических и практических новаций ее автора и его последователей: соратников и противников.

 

Основными задачами курса являются:

- сформировать у слушателей твердого представления о временной и причинной связи появления тех или иных теоретических и практических психоаналитических представлений и наработок.

- ознакомить слушателей с основными концептуальными и историческими предпосылками создания психоаналитического учения

- создать предпосылки к пониманию связи психоаналитической концепции и психологических и онтологических особенностей ее создателя

- сформировать представление у слушателей об исторических особенностях возникновения и развития психоаналитического движения и его основных персонах

- ознакомить слушателей с основным современными направлениями психоаналитической теории и практики

 

Курс «История психоаналитического движения» составляет единое целое со всей структурой психоаналитического образования. Структурно он связан со следующими дисциплинами основного образовательного блока:

- Введение в психоанализ

- История психоанализа в России

- История психоанализа в Великобритании и США

- Теория психоанализа

- Теория и методика работы с переносом в клинической практике

 

В процессе обучения предусмотрены лекции, которые проводятся методом проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами; курсовые и дипломные работы.

 


1.2. Содержание дисциплин

А. По видам учебных занятий

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Контр.

Работы

Самост.

Работы

Всего

    Аудиторно Самостоя-тельно Всего
1 Введение. Предыстория психоанализа. 8 14 22 - - -
2 Концептуальные предпосылки психоанализа 8 13 21 - - -
3 Классический психоанализ. Создание и эволюция психоаналитической теории. Биография создателя психоаналитического учения. 8 20 28 - - -
4 Становление и эволюция психоаналитического движения. Современный психоанализ 8 7 15 - - -
  Итого часов 32 54 86      

 

 

Г. Текст лекций.

 

Краткий курс лекций представлен в приложении 1.

 

1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.3.1 Список литературы:

 

Литература основная:

 

1. Абрахам К., Гловер Э., Ференци Ш. Классические психоаналитические труды. М., Когито-центр, 2009.

2. Джонс Э. Жизнь и творения З.Фрейда. – М. Гуманитарий, 1997.

3. Зарубежный психоанализ. СПб, Питер, 2001.

4. Лейбин В. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. М., АСТ, 2009.

5. Лапланш Ж., Понталис Ж-Б. Словарь по психоанализу, 751 с., 2010.

6. Райгородский Д. Я. Психология масс. Изд. Бахрах-М, 2010.

7. Фрейд З. Очерки истории психоанализа. – Тбилиси, «Мерани», 1991 (с.15-70) Розен П. Фрейд и его последователи. СПб, ВЕИП, 2005.

 

Литература дополнительная

 

  1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М.: Прогресс 1995г. 608 с..
  2. Вительс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. – Л.:- «Эго»\ Прометей, 1991. - 197 с.
  3. Дадун Р. Фрейд. / Пер. с фр. Д. Т. Федорова. Предисловие канд. филос. наук А. М. Руткевича. — М.: Издательство АО «Х.Г.С.», 1994. — 512 с.
  4. Лейбин В.М. Классический психоанализ и неофрейдизм. / Буржуазная философия ХХ века. М., 1974, с. 182-215.
  5. Лейбин В.М. Зигмунд Фрейд. Психопоэтический портрет. Издательство МПСИ. – 2006. – 368с.
  6. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Мн.: Выш. Шк., 1994 – 307с.
  7. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. х тт. - М.: МПСИ: Флинта, 1999. Т. 1 - 848 с., Т. 2 - 864 с.
  8. Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Фаина. Москва, "Класс", 2000. - 304 с.
  9. Ранк О. Травма рождения и ее значение для психоанализа. Издательство: Когито-Центр, 2009 г. – 240с.
  10. Решетников М.М. Элементарный психоанализ: ВЕИП. СПб. 2003. – 152с.
  11. Сартр Ж.П. Фрейд. – М.: Азбука, 2001. – 384с.
  12. Стоун И. Страсти ума или Жизнь Фрейда. – М.: Мысль, 1999. – 752с.
  13. Феррис П. Зигмунд Фрейд. /Пер. с англ. Е.А. Мартинкевич. Изд-во "Попурри", Минск, 2001. – 448с.
  14. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Азбука-классика, 2009. – 416с.
  15. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности / Психология бессознательного: Сб. произведений. – М.: Просвещение, 1989. – с.129-130
  16. Фрезер Дж. Золотая ветвь. /М.: АСТ, серия: Philosophy, 2003. – 784с.
  17. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М., 1991. - 288 с.
  18. Энциклопедия глубинной психологии. Т.1-й З.Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие.- М. MGM-Interna, 1998. – 800с.
  19. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. – М.: Гнозис, 1994. – 376с.
  20. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. /пер. с нем. под ред. Поликарповой В.А. М.: Харвест, 2003. – 496с.

 

 

Активные методы обучения

Курсовая и дипломная самостоятельная работа по дисциплине «История психоаналитического движения» может быть отнесена к учебно-исследовательским работам, поскольку является творческой работой студентов. После усвоения основ истории, студенты самостоятельно выбирают тему для исследования.

 


Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

4.1 Требования к уровню освоения предмета:

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

Знать:

- предысторию психоанализа

- исторические и концептуальные предпосылки к возникновению психоаналитического учения

- основные психоаналитические понятия и теории

- основные факты из жизни и деятельности З.Фрейда

- современном состоянии психоаналитического движения

Иметь представление о:

- основных современных психоаналитических концепциях

- основных непсихоаналитических конкурирующих глубинно-психологических концепциях

 

4.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

Формы промежуточного и итогового контроля знаний – обучающий тестовый контроль.

 

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточная аттестация проводится в письменной контрольной работы. Итоговая аттестация проводится в форме компьютерного тестирования с выбором нужного ответа на вопрос из ряда предложенных.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Текст лекций по курсу

 

Приложение 1. Конспект лекций к теоретической части курса

 

Вводная часть

Предметом курса являются следующие области:

  1. История психоаналитического движения
  2. История жизни и деятельности З.Фрейда
  3. История глубинной психологии

 

Говоря о психоанализе обычно имеют ввиду одну из трех его ипостасей – медицинскую (психоанализ как вид психотерапевтической практики), прикладную (психоаналитический подход в изучении художественного творчества, в культурологии, истории, производственной сфере, политике), мировоззренческую (специфическая антропологическая концепция)

Глубинная психология.

Определение: глубинная психология собирательное понятие, которым обозначают целый ряд различных направлений в психологии, придающих особое значение разного рода бессознательных процессов.

Рождение глубинной психологии.

Самые древние источники содержат описания обрядов и ритуалов связанных, например, с охотой (когда в ритуале у будущей жертвы в виде чучела охотник просит прощения), убийством (поверженному врагу воздаются воинские почести и он достойно захоранивается). Имеются также многочисленные свидетельства прибегания к магическим практикам перед любым ответственным делом. Фрэзером, в его работе «Золотая ветвь» описываются два вида магических действий: контагиозная и симпатическая магии. Контагиозная магия основана на контакте с магической субстанцией (в сказках это волшебная палочка, например). Симптическая магия представляет собой имитацию будущего действия подобным ему, например, рисование на стене пещеры сцены будущей успешной охоты. Бессознательные процессы здесь проявляют себя в «опредмечивании» или объективации внутрипсихических процессов в виде неких внешних проявлений. После объективации эти процессы становятся доступными сознанию.

Многие магические практики древности были построены на контакте с таким элементом бессознательного как сновидения. Например, в Древней Греции существовали храмы Асклепия, в которых страждущему специально обученных жрец после проведения соответствующего магического ритуала предлагал сонное зелье. Больной засыпал, а проснувшись рассказывал жрецу свое сновидение. Жрец истолковывал его в диагностическом ключе, а кроме того, пытался понять из его содержания возможные методы лечения больного. Здесь уже бессознательный материал не отреагировался прямо в виде некоего действия, а интерпретировался (истолковывался). Истолкование потребовало создания соответствующей касты специально обученных людей, элиты, посвященной в тайну смысла. Сама процедура посвящения со временем превратилась в весьма сложную систему ритуалов, часто опасных для жизни и здоровья неофита. Однако такая сложная ритуалистика была необходима для того, что бы будущий жрец почувствовал себя отделенным от остальных людей, одаренным особым правом и знанием. Эта традиция частично сохранилась и в наши дни, так врач полагается в профессию через ритуал принесения клятвы Гиппократу, священник через обряд рукоположения в сан. Смысл такого обряда в наделении прошедшего его особыми, часто магическими свойствами по сравнению с другими людьми.

Глубинная психология в работах античных мыслителей.

Из античных мыслителей наиболее близок к концепции глубинной психологии находится Платон. Его школа сформировалась в Афинах во время перехода этого государства-полиса к упадку, в период острого социального кризиса. В отличии от трудов других античных философов, до нас дошли почти все работы Платона. Специальных трудов по психологии у Платона не было и свои взгляды на природу человеческой психики он излагал в своих естественнонаучных сочинениях, таких как «Диалоги», «Федон», «Тимей», «Федра» и ряд других.

Платон говорил, что приобретая власть над явлениями природы, человек видел, что они подчиняются естественным причинам, которые могут быть постигнуты через чувственный опыт и размышления. То есть, его труды обозначили переход от мифологического мышления к Логосу, однако для Платона Миф и Логос еще не были разделены. Он считал, что чувствуемое и умопостигаемое принадлежат к двум разным мирам материальных и мыслимых предметов.

После казни своего учителя Сократа, Платон совершил путешествие в Южную Италию, где общался с Пифагорейцами и воспринял от них метод диалектики – беседы, ведущей к пониманию через логику. Представление о душе дает миф Платона о вознице, правящем колесницей, в которую запряжены два коня: дикий, рвущийся идти собственной дорогой любой ценой и породистый, благородный, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть души, кони два типа мотивов: низшие и высшие побуждения. Разум, призванный согласовывать эти два типа мотивов испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных целей.

Достаточно вспомнить приведенную в начале изложения модель психики предложенную З.Фрейдом для того, чтобы увидеть, что этот миф во многом ей идентичен.

Христианская традиция.

Средние века это время господства католической церкви и инквизиции в Европе. Из мыслителей этой эпохи можно выделить взгляды Фомы Аквинского о двойственной истине, которые в определенном смысле можно рассматривать как описания соотношения сознания и бессознательного.

Само христианское учение основано на идее жертвенности. С психоаналитической точки зрения, Иисус Христос принеся себя в жертву спас всех остальных. Таким образом в прихожанах возбуждается чувство вины и одновременно предлагается способ его отреагировать в виде обряда и принесение реальных жертв (даров или фрустраций). Как психотерапевтическая система, католическая церковь функционировала на протяжении многих веков весьма успешно через идентификацию паствы с Иисусом.

Необходимо отметить, что средневековье было эпохой жесточайшей регламентации отправления сексуального влечения, за счет этого жесткого запрета, энергия этого инстинкта направлялась в сферу религии, поднимая веру на уровень фетиша и делая людей в своей массе инфантильными существами.

Школа гипноза.

Гипноз, как метод лечения, известен с глубокой древности. Еще папирусы Древнего Египта сохранили описание способа погружения в гипнотический транс. Долгое время гипноз ассоциировался с мистикой и религией. Практика «чудесных исцелений» была призвана не столько для помощи страждущим, сколько для явления мощи божественной силы или королевского могущества. В храме бога-врачевателя Асклепия в Эпидавре существовало специальное круглое помещение, называвшееся абатоном, в котором жрецы погружали в сон больных. Во время этого сна они внушали им приход Асклепия, котрый обращался к больным, расспрашивал об их страдании и освобождал от него. Храм Асклепия представлял собой одновременно и культовое и лечебное учреждение. В абатоне, посередине зала, находился источник целебной минеральной воды, котрую предлагалось пить до погружения в сон и после, вознося при этом благодарственные молитвы богу здоровья.

Издревле известны приемы, погружающие человека в гипнотическое состояние: это однообразные, монотонные звуки, фиксация взора на блестящем предмете или конвергенция его водной точке. Для этих целей друиды, например, проводили молящихся в священные рощи, где вели с ними усыплящие беседы под шум листвы и журчание ручьев, большое значение придавалось поглаживанию и возложению рук.

Основатель учения о животном магнетизме, австрийский врач Франц Антон Месмер (1734-1815), предполагал, что мир пронизан особой жидкостью – магнетическим флюидом, обладающим целебной силой. Накапливаясь в резервуарах особенно одаренных личностей, он может передаваться больным через прикосновение и излечивать их. Месмер создал специальный чан – «бакэ», вокруг которого, взявшись за руки, ходили больные люди, в то время как он прикасался к металлическому шарику на крышке чана и передавал свой флюид через «бакэ» больным. Многие больные чувствовали в это время как их пронизывают живительные токи, впадали в экстаз или демонстрировали другие истерические симптомы. Часто это лечение приводило к избавлению от истерической слепоты или глухоты.

Предшественником научной гипнологии можно считать и португальского аббата Фариа, который еще в 1813 г. впервые ввел методику словесного погружения в гипноз.

Последователь Месмера – Шастенэ де Пьюнсегюр в 1784 г., занимаясь магнетическими пассами, открыл наиболее глубокую стадию искусственного гипноза – искусственный сомнамбулизм. Не будучи врачом, он однако, успешно использовал это состояние в лечебных целях и добивался хороших результатов.

В 1841 г. на сеансе магнетизера Лафонтена с гипнозом знакомится английский хирург Braid. Наблюдения за тем, что фиксация взгляда на определенном предмете дает гипнотический эффект, наводят его на мысль, что здесь имеет место сноподобное состояние, которое он впервые предлагает назвать «гипнозом» от греческого «hypnos» - сон. В своей книге «Нейрогипнология или трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облегчения и исцеления болезней». Книга вышла в Лондоне в 1843 г. В ней предлагалось физиологическое объяснение гипноза (в отличие от Месмеровского, связанного в эфиром) и примеры применения гипноза в медицине, в частности, для обезболивания при проведении хирургического вмешательства.

В 1866 г. сельский врач из Нанси Амвросий Август Льебо (1823-194) издает книгу «Сон и подобные ему состояния, рассматриваемые прежде всего с точки зрения влияния разума на тело». В ней он привел итоги своих пятилетних наблюдений за применением гипноза в лечебной практике при различных невротических заболеваниях. Льебо разделяет физиологическую концепцию Braid'а и тоже считает гипноз разновидностью сна, однако называет это состояние внушенным сном. Эта работа послужила отправной точкой к созданию т.н. Нансийской школы гипноза. С 1866 г. начинает выходить журнал «Обозрение гипнотизма». Льебо всячески подчеркивал большой терапевтический потенциал гипноза.

С конца 70-х годов 19 в. Известный невопатолог Жан Мартен Шарко (1825-1893) начинает изучать явления гипноза на больных, страдающих истерией. Гипнотическое состояние у них вызывается путем однообразных, монотонных или внезапных и резких раздражителей, действующих на органы слуха и зрения. В полной темноте пациентам бросают яркие вспышки света или воздействуют на слух монотонным звучанием гонга. Больные впадают в различные по своим проявлениям стадии гипноза. Шарко дает им наименования: стадия каталепсии, летаргии и сомнамбулизма. У некоторых больных третья фаза (сомнамбулическая) возникает сразу под воздействием гонга или вспышки света (он назывался драммоновым). Иногда в нее больные переходили из первых двух фаз если им терли кожу на темени. Шарко был действительным членом французской медицинской академии, учителем Жане, Фрейда и Бехтерева. Исследовал наследственные психические болезни и неосознаваемые феномены при истерии. Разработал травматическую теории истерии. Выявил особую гипнабельность истериков. Исследовал психологию творчества и психотерапевтическое воздействие художественных произведений.

Сальпетриерская или Парижская школа Шарко впервые объяснила феномены «чудесного исцеления» с помощью феномена гипноза. Шарко использовал физиологические методы исследования состояния человека в гипнозе. Шарко отождествлял гипноз и истерию и тем самым рассматривал его как патологическое явление.

70-80-е годы 19 в. Вошли в историю как «золотой век» гипноза. После смерти Шарко гипноз во Франции перестал быть популярным и многие врачи отвернулись от этой техники.

Конкурировала с Сальпетриерской школой в изучении гипноза Нансийская, самыми яркими представителями которой были Льебо и Бонн. Фактически главой этой школы стал Ипполит Бернгейм (1840-1919), профессор терапевтической клиники Нансийского университета. Он высказал мысль о том, что наблюдаемые Шарко различные стадии гипнотического состояния связаны исключительно с внушением, а не с патологической, истерической природой самого гипноза. Бернгейм понимал гипноз как внушение одного человека другому, при этом гипнотик (внушаемый) не обнаруживает критики к получаемому внушению. «Гипноза нет, есть только внушение» - известное выражение нансийцев. Однако такое отождествление нельзя рассматривать как правомерное, поскольку в гипнотическое состояние можно погружать и животных, так что гипнотический транс и внушение необходимо рассматривать как различные феномены. Под руководством Бернгейма Фрейд совершенствавал свою технику гипноза в 1889 г., познакомился с бессознательными психическими феноменами. Приходит к выводу о том, что многие психические процессы скрыты от сознания пациента и часто являются причиной видимых симптомов.

Исторически в этом споре победили Нансийцы.

Из немецких исследователей можно назвать Гейденгайна (1834-1897), который рассматривал гипноз как сон разума, во время которого подавлено сознание и вызванный утомлением корковых клеток монотонным раздражителем. Крафт-Эбинг также занимался гипнозом и подчеркивал его лечебное значение.

Из российских врачей, практиковавших и исследовавших гипноз можно назвать А.А.Токарского, В.М.Бехтерева, который уделял особое внимание практическому применению внушения и гипноза в медицине. Он подразделял гипноз на три стадии: малый гипноз, средний и глубокий, что соответствует трем общепринятым стадиям гипноза, выделенным швейцарским врачом Форелем – сонливость, гипотаксия, сомнамбулизм.

Обычно гипнотический сеанс длится 15-20 минут, а сама продолжительность лечения составляет 12-15 сеансов и регулируется индивидуально, частота сеансов от двух до трех в неделю. Однако первые сеансы проводят каждый день или через день и по мере улучшения состояния частота снижается. Иногда курс гипнотерапии повторяют через несколько месяцев.

Обобщая период, предшествующий появлению психоанализа, можно выделить следующие этапы в развитии глубинной психологии:

1. Магические практики древности, ритуалы примитивных человеческих сообществ.

2. Обряды жреческого посвящения, мистерии средиземноморья (8-6 вв. до н.э.).

3. Мудрецы и философы античного мира (6 в. д.н.э. – 0 н.э.)

4. Религиозная эпоха (0 г. н.э. – 16-17 в.в.)

5. Медико-научный (естественно-научный) период (18, 19 в.в.)

6. Возникновение психоанализа, разные варианты отсчета начала эры психоанализа: 1856, 1882, 1894, 1896, 1900…

 

Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд (Иудейское имя Сигизмунд Шломо) родился 6 мая 1856г. во Фрейбурге (бывшая Австро-Венгрия, теперь г. Пршибор, Чехия) в семье торговца шерстью Якобы Фрейда от второй жены Амалии Натансон, которая была младше отца на 20 лет. В 1859 г. Фрейды некоторое время жили в Лейпциге и в 1860 переехали в Вену, где Фрейд прожил почти всю жизнь. У З.Фрейда были сводные браться от первого брака отца – Эммануэль и Филипп, которые были старше его на 23 и 22 года, примерно в это время они переехали в Англию (Манчестер).

В 1866г. З.Фрейд поступает в гимназию и становится первым учеником. В гимназии овладевает Идиш, древнееврейским, Ивритом, древнегреческим, латынью, английским и французским. Увлекался поэтической натурфилософией Гете и эволюционной теорией Дарвина. Во многом на его будущем учении сказалось и религиозная принадлежность семьи Фрейда.

Дети его свобных братьев жили вместе с семьей З.Фрейда и оказались в последствии благодарным материалом для исследования, отношение со своим племянником, кторый был старше Зигмунда на 1 год перенеслись на будущие отношения с друзьями и послужили хорошим материалом для самоанализа. Они характеризовались конкуренцией и теплотой.

В 1873 г. З.Фрейд с отличием закончили гимназию и в силу материальных проблем избрал профессию врача и поступил на медицинский факультет Венского университета. Это был период экономического кризиса и семья сильно бедствовала. Вместе с учебой активно занимался исследованиям, так в 1876 г. под руководством Соломона Штриккера (директора института патологии) проводил опыты над гроздевидными железами, занимался сравнительно-анатомическим исследованием угрей. С 1876 по 1881 гг. работал у директора института физиологии Венского университета Эрнста Брюкке, делал гистологические исследования нервной ткани и познакомился с его физико-химическим подходом к физиологии. Это впоследствии помогло ему разработать некоторые аспекты теории нейронов (мнесические следы, передача возбуждения, загрузка/разгрузка и проч.).

В 1878 г. познакомился с врачом-практиком Йозефом Брейером, он стал покровителем З.Фрейда.

Активно интересовался политикой, историей, философией, участвовал в соответствующих студенческих кружках, мечтал о карьере политика. Прослушав курс лекций Франца Брентано брал впоследствии у него частные уроки, восприняв от него представление об области психологического знания.

Испытал влияние энергетической школы Гельмогльца-Брюкке (отсюда его «экономический» подход к психическим процессам).

В 1879 г. год служил в армии. По протекции Брентано получил заказ на перевод 12-го тома сочинения английского философ Томаса Миля.

В 1881 г. получил степень доктора медицины, закончил университет. Просит Брюкке принять его преподавателем, но места ему не дают и он начинает заниматься частной практикой. Бедность породила сильное желание богатства, признания. Эти мотивы не оставляли Фрейда всю жизнь.

Фрейд очень любил свою мать, а отца также сильно боялся и ненавидел любя. Это породило соответствующий комплекс в его душе, ставший основой будущей психоаналитической концепции – «отцовского» психоанализа.

В 1882 г. познакомился и отчаянно влюбился и тайно обручился со своей будущей женой Мартой Бернайс (1861-1951). Его жена была из аристократической семьи. З.Фрейд был требовательным супругом, склонным к гиперревности и очень тяжелым в быту человеком как и его отец. Знакомство с Мартой усилило его амбиции. Фрейд был пуританином и Марта была его единственной женщиной за всю жизнь. Около 42 лет он вообще отказывается от сексуальных отношений с женой, поскольку это отнимало слишком много сил от работы.

В 1882г. работал в Венском общем госпитале (горбольница) у Германа Нотнагеля. В это же время Брейер знакомит его с историей болезни своей пациентки Анны О. Она страдала, как тогда считалось, истерией: по временам не могла говорить на родном языке, имела нарушения глотания, иногда ее настигала полная немота, бывали зрительные галлюцинации. Брейер ее долго лечил с помощью гипноза, в целом, облегчая ее состояние. Однако во время перерывов в лечении связанных с его отъездами, состояние пациентки ухудшалось. На пике отношений у Анны развилась мнимая беременность, у доктора Брейера возник серьезный конфликт с женой. После этого эпизода Брейер с женой собрались на отдых. Этот случай позволил Фрейду сделать вывод о наличии между пациентом и терапевтом некоего рода отношений не вызванных ситуацией лечения, а как бы перенесенных от других значимых людей, как правило, родителей. Этот феномен получил название переноса, он является основным терапевтическим рычагом, поскольку переносятся чувства к родителям, то возникает возможность управлять пациентом: родитель может все понять и объяснить, он снимет страх, он может все ему верят безоговорочно.

В 1883 г. поступил в Психиатрическу клинику Мейнарта, где проводил исследования онтогенетического и филогенетического развития спинного мозга. В 1884 г. по заказу химической фабрики Мерка в Дармштадте исследовал свойства кокаина, в том числе на себе, близких и детях. Видимо тогда он пристрастился к кокаину. Фрейд выявил анастезирующее действие кокаина, однако получил репутацию шарлатана. За эту работу им был получен грант, который он использовал для поездки на обучение гипнозу у Шарко в клинике Сальпетриер зимой 1885-86гг. У Шарко, изучая гипноз, он сформировал представление о б/с и причинах психических заболеваний в виде невидимых психологических травм, а также роли сексуальности в этиологии неврозов.

По возвращении продолжил практику в Вена, большинство пациентов к нему пришло от Брейера. В 1886 г. Фрейд женится на Марте, от которой у него было 6 детей: Матильда (1887-1978), Жан (в честь Жана Шарко, 1889-1967), Оливерс (1891-1969), Эрнст (в честь Эрнста Брюкке, 1892-1970), Софья (1893-1920), Анна (1895-1982).

В своей работе использовал множество методов: гипноз, физиотерапию, массаж, но не был удовлетворен результатами. Возлагая большие надежды на модный в то время гипноз, решает усовершенствовать его в Нанси (1889г.) у Бернгейма и Льебо. Здесь исследовал феномен постгипнотического внушения и оль носознаваемого псхического в поведении человека.

Катарсический метод.

В 1891 г. в совместной работе с Брейером начинает использовать его метод выговаривания (впоследствии катарсический метод Брейера-Фрейда).

Метод.

Под воздействием гипноза, пациента просят проговорить обстоятельства возникновения его заболевания, что приводило к облегчению или снятию симптомов. В основе метода лежало представление о травматическом происхождении симптома и «ущемленном» аффекте, которые отреагировались при воспроизведении травматической сцены и адекватном ее отреагировании. Здесь же внушением подкреплялся отказ от симптома.

Основные выводы по применению этого метода.

1. Негативные переживания прошлого часто вытесняются из сознания, но сохраняют влияние на психологическое состояние и поведение.

2. Конкретная причина психического заболевания не только не осознается, но и не известна пациенту.

3. для излечения необходим гипнотический сон, так как Брейер считал, что симптом возникает как некое гипноидное состояние.

В последствии Фрейд отказался от гипноза как очень ненадежного средства и перешел к методу настояния – надавливая на лоб пациента руками (см. раздел «Гипноз» Шарко), он говорил, что после снятия рук пациент вспомнит необходимый материал. Это суггестия, но уже в бодрственном состоянии. С 1894 г. заболевает «странноц» болезнью, его пугают боли в сердце, частая и непонятная депрессия, мысли о смерти (Юнг позже назовет это состояние кризисом середины жизни). Такое состояние подвигает его к более глубокому изучению тревоги и страха.

В 1894 г. публикует совместную работу «Исследование истерии», но из-за не согласия с Фрейдом о роли сексуального фактора в возникновении истерии. С психологической точки зрения, здесь вновь проявился его опыт отношений с племянником Джоном – 15 лет дружбы и полный разрыв со своим благодателем.

Теория раннего сексуального соблазнения.

Впервые Фрейд говорит о роли сексуального соблазнения в возникновении психических заболеваний в 1893 г. и до 1897 г. придавал ему важно теоретическое значение, поскольку считал, что теория соблазнения объясняет причины вытеснения сексуальности. До этого, факты соблазнения отмечались в воспоминаниях пациентов. В сценах соблазнения, которые относились к детству или юности, инициатива всегда принадлежала другому, как правило, взрослому человеку. Это могли быть простые словесные намеки или прямые действия, пассивно претерпеваемые субъектом.

Пассивное переживание такой сцены означает неспособность к живой реакции при отсутствии соответствующих сексуальных представлений (моделей поведения). Эта «неподготовленность» вызывает т.н. «сексуальный испуг», который и является причиной первоначального вытеснения сексуальности.

Впоследствии Фрейд начал сомневаться в истинности сцен соблазнения и отказывается от своей теории. В письме Флиссу в 1897 г. он, под большим секретом, сообщает, что больше не верит невротику. Эти сцены часто оказываются продуктами фантазии. Но, все же, до конца жизни Фрейд подчеркивал распространенность и патологический смысл сцен соблазнения, действительно пережитых детьми.

Проект научной психологии.

К 1895 г. Фрейд приходит к выводу о невозможности объяснения имеющихся фактов с точки зрения существующих психологических теорий. Идеи пересмотра психологии нашли свое выражение в «Проекте научной психологии», незавершенном труде, который был опубликован лишь в 1954 г.

В этой работе впервые Фрейд вводит понятие топики или структуры психики, в которых имеют место первичные и вторичные процессы. Эта структура включает три компоненты: сознание, предсознательное и бессознательное. Об том же он писал в 1895 г. в своем письме к Флиссу. В этой работе его психическая модель еще тесно связана с неврологическим подходом к нейронному аппарату и понятием «количества возбуждения», перемещающегося по нейронной цепи. То есть, психика пока сильно связана с физиологией. В этой модели первичные процессы (бессознательные) представлены энергией, протекающей по нейронам и стремящейся к полной разрядке. Во вторичных процессах (сознание, предсознательное) энергия связана, то есть, циркулирует в одних и т ехже нейронных системах и накапливается в них. Условием связывания энергии выступают «контактные преграды» между нейронами, которые не пропускают энергию. Также имеет место воздействие отдельной группы нейронов, сохраняющих постоянную энергетическую загрузку «Я». Эта группа нейронов может влиять на другие процессы передачи энергии. Здесь Фрейд вводит понятие о свободной и связанной энергии, которые составляют суть его «экономической» модели психического аппарата. Вместе с топической и динамической моделями она входит в состав метапсихологии Фрейда.

Вильгельм Флисс.

Осенью 1887 г. немецкий врач-оториноларинголог Вильгельм Флисс посетил лекцию Фрейда по неврологии и с этого времени начался их «почтовых роман». До 1904 г. Фрейд и Флисс вели оживленную переписку. Сам Флисс оперировал Фрейда в 1898 г. по поводу ЛОР заболевания. Фрейд посылал к нему пациенток, с которыми у него возникали сложности для прижигания слизистой носа. Флисс, исследую женскую сексуальность, пришел к выводу о связи носовых раковин и обоняния с сексуальностью. А поскольку истерия виделась тогда как связанная с повышенной сексуальностью в том числе, то но прижигая слизистую носа, полагал, что излечивал истерию.

Флисс разработал нескольку теорий, ввел о оборот понятие бисексуальности и сексуального латентного периода. Вообще, поддержка Флисса сыграла важную роль в создании психоаналитической теории.

Теория сновидений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.107 с.)