Психоаналитическая система З.Фрейда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоаналитическая система З.Фрейда.



Фрейд постулировал, что основу человеческой природы составляет некоторая субстанция, которую он назвал Ид (Оно) и из которой исходят два основных природных (животных) начала человека – Эрос и Танатос. Эрос имеет сексуальную природу и связан с влечением к жизни. Это влечение для своей реализации использует особый вид психической энергии - Либидо. Танатос связан с влечением к смерти и связан с другим специфическим видом психической энергии - Мортидо.

Либидо имеет две особенности, определяющие его специфику:

1. Запас этой энергии избыточен, чтобы ничто не могло остановить процесс продолжения жизни. В животном мире этот потенциал ограничивается самой природой. В жизни человека таким ограничителем является культура.

2. Реализация либидного инстинкта связана с высочайшим наслаждением, превосходящим даже пищевое удовлетворение. Эта особенность объясняется тем обстоятельством, что пищевой инстинкт связан с продолжением жизни индивида, а либидный – рода, то есть, он более основополагающий.

Особенности Мортидо.

Жизнь всегда предполагает смерть и следовательно действие Мортидо имеет место до тех пор, пока человек жив. Без его энергии невозможна смена поколений, то есть естественный процесс жизни. Страх смерти сдерживает действие Мортидо. Мортидо представляет собой позыв перейти снова в неорганическое состояние и, следовательно, снова возродиться.

На страхе смерти основано любое религиозное учение. Само Мортидо лежит в основе все деструктивных поступков человека, то есть, причина деструктивности в обществе коренится в мортидном позыве каждого человека и, следовательно, она неискоренима. С другой стороны, без мортидо невозможно продолжение жизни: для поиска пищи или отстаивания своих интересов требуется известная доля агрессии, которая прослеживается даже во время сексуального акта.

Для Фрейда человеческая психика представляется как триада взаимодействующих и конфликтующих элементов: ИД (Оно) – ЭГО (Я) – СуперЭГО (Сверх-Я). Первая инстанция задает некое природное начало в человеке, которое наполняя его энергией, часто вступает в противоречие с внешней средой, а именно, с другими людьми. Внутренним представителем внешнего мира для человека является Сверх-Я. Эта инстанция включает в себя некие безусловные требования общежития между людьми, а также то, что мы называем человеческими идеалами. Инстанция, которая призвана примирять требования первых двух называется Эго (Я). Именно она регулирует поведение человека и постоянно ищет компромисс между Ид и СуперЭго, позволяя с одной стороны реализовывать свои инстинктные потребности, а с другой, не разрушать отношения с другими людьми. Инстанция Сверх-Я формируется в возрасте от 3 до 5 лет, именно этот период жизни называется эдиповым.

Внешним представителем Сверх-Я выступает человеческая культура, без которой современный человек существовать не может. Истоки ее возникновения неизвестны. Вернуться в первобытное состояние человек не может как и отказаться от своей природы. То есть, оставаясь природным существом он утратил природные регулирующие механизмы, функцию которых взяла на себя культура. С психоаналитической точки зрения можно рассматривать инстанцию ЭГО как способ разрешения противоречий между ИД и культурой. Задача культуры состоит в канализации потоков агрессивности и сексуальности и лишь в крайнем случае их репрессии. Психоанализ рассматривает современную культуру как весьма репрессивную по отношению к инстинктной жизни человека. Конструктивный выход из этого положения – сублимация, то есть перевод сексуальных и отчасти агрессивных позывов в отличное от первоначального предназначения русло в общественно приемлемые формы и цели. Например, хирургия является хорошей формой отреагирования агрессии, а актерство – сублимацией эксгибиционистского желания. Сублимация удовлетворяет требования всех трех психических инстанций.

Глубинная психология.

Определение: глубинная психология собирательное понятие, которым обозначают целый ряд различных направлений в психологии, придающих особое значение разного рода бессознательных процессов.

Рождение глубинной психологии.

Самые древние источники содержат описания обрядов и ритуалов связанных, например, с охотой (когда в ритуале у будущей жертвы в виде чучела охотник просит прощения), убийством (поверженному врагу воздаются воинские почести и он достойно захоранивается). Имеются также многочисленные свидетельства прибегания к магическим практикам перед любым ответственным делом. Фрэзером, в его работе «Золотая ветвь» описываются два вида магических действий: контагиозная и симпатическая магии. Контагиозная магия основана на контакте с магической субстанцией (в сказках это волшебная палочка, например). Симптическая магия представляет собой имитацию будущего действия подобным ему, например, рисование на стене пещеры сцены будущей успешной охоты. Бессознательные процессы здесь проявляют себя в «опредмечивании» или объективации внутрипсихических процессов в виде неких внешних проявлений. После объективации эти процессы становятся доступными сознанию.

Многие магические практики древности были построены на контакте с таким элементом бессознательного как сновидения. Например, в Древней Греции существовали храмы Асклепия, в которых страждущему специально обученных жрец после проведения соответствующего магического ритуала предлагал сонное зелье. Больной засыпал, а проснувшись рассказывал жрецу свое сновидение. Жрец истолковывал его в диагностическом ключе, а кроме того, пытался понять из его содержания возможные методы лечения больного. Здесь уже бессознательный материал не отреагировался прямо в виде некоего действия, а интерпретировался (истолковывался). Истолкование потребовало создания соответствующей касты специально обученных людей, элиты, посвященной в тайну смысла. Сама процедура посвящения со временем превратилась в весьма сложную систему ритуалов, часто опасных для жизни и здоровья неофита. Однако такая сложная ритуалистика была необходима для того, что бы будущий жрец почувствовал себя отделенным от остальных людей, одаренным особым правом и знанием. Эта традиция частично сохранилась и в наши дни, так врач полагается в профессию через ритуал принесения клятвы Гиппократу, священник через обряд рукоположения в сан. Смысл такого обряда в наделении прошедшего его особыми, часто магическими свойствами по сравнению с другими людьми.

Глубинная психология в работах античных мыслителей.

Из античных мыслителей наиболее близок к концепции глубинной психологии находится Платон. Его школа сформировалась в Афинах во время перехода этого государства-полиса к упадку, в период острого социального кризиса. В отличии от трудов других античных философов, до нас дошли почти все работы Платона. Специальных трудов по психологии у Платона не было и свои взгляды на природу человеческой психики он излагал в своих естественнонаучных сочинениях, таких как «Диалоги», «Федон», «Тимей», «Федра» и ряд других.

Платон говорил, что приобретая власть над явлениями природы, человек видел, что они подчиняются естественным причинам, которые могут быть постигнуты через чувственный опыт и размышления. То есть, его труды обозначили переход от мифологического мышления к Логосу, однако для Платона Миф и Логос еще не были разделены. Он считал, что чувствуемое и умопостигаемое принадлежат к двум разным мирам материальных и мыслимых предметов.

После казни своего учителя Сократа, Платон совершил путешествие в Южную Италию, где общался с Пифагорейцами и воспринял от них метод диалектики – беседы, ведущей к пониманию через логику. Представление о душе дает миф Платона о вознице, правящем колесницей, в которую запряжены два коня: дикий, рвущийся идти собственной дорогой любой ценой и породистый, благородный, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть души, кони два типа мотивов: низшие и высшие побуждения. Разум, призванный согласовывать эти два типа мотивов испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных целей.

Достаточно вспомнить приведенную в начале изложения модель психики предложенную З.Фрейдом для того, чтобы увидеть, что этот миф во многом ей идентичен.

Христианская традиция.

Средние века это время господства католической церкви и инквизиции в Европе. Из мыслителей этой эпохи можно выделить взгляды Фомы Аквинского о двойственной истине, которые в определенном смысле можно рассматривать как описания соотношения сознания и бессознательного.

Само христианское учение основано на идее жертвенности. С психоаналитической точки зрения, Иисус Христос принеся себя в жертву спас всех остальных. Таким образом в прихожанах возбуждается чувство вины и одновременно предлагается способ его отреагировать в виде обряда и принесение реальных жертв (даров или фрустраций). Как психотерапевтическая система, католическая церковь функционировала на протяжении многих веков весьма успешно через идентификацию паствы с Иисусом.

Необходимо отметить, что средневековье было эпохой жесточайшей регламентации отправления сексуального влечения, за счет этого жесткого запрета, энергия этого инстинкта направлялась в сферу религии, поднимая веру на уровень фетиша и делая людей в своей массе инфантильными существами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.006 с.)