Концептуальные предпосылки психоанализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные предпосылки психоанализа.



Вильгельм Вундт (1832-1920).

Вундт родился в Германии в семье пастора, получил образование врача - в 1856 г. защитил докторскую диссертацию в Гейдельберге, преподавал физиологию, был ассистентом Гельмгольца. В 1875 г. становится профессором философии в Лейпциге, в 1879 году он организует первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, а в 1881 г. первый в мире психологический журнал «Философские исследования». Вокруг него формируется интернациональная школа исследвоателей. Именно благодаря Вундту психология утверждается как самостоятельная опытная наука. В лаборатории им изучались: психофизика, время реакции, ассоциации, чувства. В основе метода исследования – интроспекция, однако контролируемая и проводимая в стандартных условиях, то есть, его метод может быть отнесен к субъективным.

Психофзиология Эрнста Брюкке (1819-1892).

Эрнст Брюкке был преподавателем З.Фрейда в Венском университете. Он занимался физиологией, был профессором Кенигсбергского и Венского университетов. Одни зи основателей физико-химической школы в физиологии. Исследовал физиологию речи, анатомию и физиологию органов рения, пищеварения. Фрейд под его руководством проводил анатомические исследования нервной системы и головного мозга.

Франц Брентано (1838-1917).

Брентано преподавал философию в Венском и университете. В начале своей карьеры был католическим священником, затем отказался от сана и занялся философией. Был прекрасным знатоком философии Фомы Аквинского и Аристотеля. В фокусе его интересов – психология. Фрейд посещал его лекции в учебном 1874-75 году. Затем брал дополнительные частные уроки. По Брентано область психологии это не содержания сознания (ощущения, восприятие, мысли, чувства), а его акты или психические действия, через которые появляется содержание. Одно дело цвет или контур предмета и совсем другое – акт видения цвета или восприятия формы. Изучение актов и есть область психологии, поскольку они недоступны для физиологии. Специфика акта состоит в его направленности на предмет или интенции, поэтому свой психологический подход Брентано назвал интенциональным.

Артур Шопенгауэр (1788-1860).

Немецкий философ, учился на медицинском и философском факультетах. В своих работах стремился соединять восточную философию и западно-европейскую традиции. В своей основной работе «Мир как воля и представление» ввел волю как космический принцип, лежащий в основе мироздания, а понимание мира человеком видел в совокупности двух начал – воли и представления. Особое внимание уделял «воле к жизни», заставляющей жить даже в условиях страдания. Это понятие близко тому понятию, которое Фрейд и Юнг обозначали как либидо. Шопенгауэр исследовал мотивацию как причинность «видимую изнутри», то есть, в сфере его интересов находилась и бессознательная мотивация человеческого поведения.

Фридрих Ницше (1844-1889 – ушел из дома).

Человек от природы склонен убивать и насиловать, он эгоцентричен. За свою историю, под воздействием морали, религии, закона он превратился в «домашнее животное». Мораль делает нас несвободными, нужно ее отбросить и возвести в принцип иерархию силы. «Бог умер и теперь все позволено» - фраза Ницше провозглашает как его воинственный атеизм, так и принятие принципа силы. Идея Фрейда о содержании Ид во многом созвучна взглядам Ницше.

Теодор Мейнерт (1833-1892).

Австрийский психиатр, анатом, физиолог. В 1883 г. в его лаборатории при городской больнице Вены Фрейд проходил практику, изучая гистологию нервной системы. Разрабатывал анатомо-физиологическую теорию нервный расстройств. Сформулировал представление о «первичном Я» как «телесном сознании».

Школа гипноза.

Гипноз, как метод лечения, известен с глубокой древности. Еще папирусы Древнего Египта сохранили описание способа погружения в гипнотический транс. Долгое время гипноз ассоциировался с мистикой и религией. Практика «чудесных исцелений» была призвана не столько для помощи страждущим, сколько для явления мощи божественной силы или королевского могущества. В храме бога-врачевателя Асклепия в Эпидавре существовало специальное круглое помещение, называвшееся абатоном, в котором жрецы погружали в сон больных. Во время этого сна они внушали им приход Асклепия, котрый обращался к больным, расспрашивал об их страдании и освобождал от него. Храм Асклепия представлял собой одновременно и культовое и лечебное учреждение. В абатоне, посередине зала, находился источник целебной минеральной воды, котрую предлагалось пить до погружения в сон и после, вознося при этом благодарственные молитвы богу здоровья.

Издревле известны приемы, погружающие человека в гипнотическое состояние: это однообразные, монотонные звуки, фиксация взора на блестящем предмете или конвергенция его водной точке. Для этих целей друиды, например, проводили молящихся в священные рощи, где вели с ними усыплящие беседы под шум листвы и журчание ручьев, большое значение придавалось поглаживанию и возложению рук.

Основатель учения о животном магнетизме, австрийский врач Франц Антон Месмер (1734-1815), предполагал, что мир пронизан особой жидкостью – магнетическим флюидом, обладающим целебной силой. Накапливаясь в резервуарах особенно одаренных личностей, он может передаваться больным через прикосновение и излечивать их. Месмер создал специальный чан – «бакэ», вокруг которого, взявшись за руки, ходили больные люди, в то время как он прикасался к металлическому шарику на крышке чана и передавал свой флюид через «бакэ» больным. Многие больные чувствовали в это время как их пронизывают живительные токи, впадали в экстаз или демонстрировали другие истерические симптомы. Часто это лечение приводило к избавлению от истерической слепоты или глухоты.

Предшественником научной гипнологии можно считать и португальского аббата Фариа, который еще в 1813 г. впервые ввел методику словесного погружения в гипноз.

Последователь Месмера – Шастенэ де Пьюнсегюр в 1784 г., занимаясь магнетическими пассами, открыл наиболее глубокую стадию искусственного гипноза – искусственный сомнамбулизм. Не будучи врачом, он однако, успешно использовал это состояние в лечебных целях и добивался хороших результатов.

В 1841 г. на сеансе магнетизера Лафонтена с гипнозом знакомится английский хирург Braid. Наблюдения за тем, что фиксация взгляда на определенном предмете дает гипнотический эффект, наводят его на мысль, что здесь имеет место сноподобное состояние, которое он впервые предлагает назвать «гипнозом» от греческого «hypnos» - сон. В своей книге «Нейрогипнология или трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облегчения и исцеления болезней». Книга вышла в Лондоне в 1843 г. В ней предлагалось физиологическое объяснение гипноза (в отличие от Месмеровского, связанного в эфиром) и примеры применения гипноза в медицине, в частности, для обезболивания при проведении хирургического вмешательства.

В 1866 г. сельский врач из Нанси Амвросий Август Льебо (1823-194) издает книгу «Сон и подобные ему состояния, рассматриваемые прежде всего с точки зрения влияния разума на тело». В ней он привел итоги своих пятилетних наблюдений за применением гипноза в лечебной практике при различных невротических заболеваниях. Льебо разделяет физиологическую концепцию Braid'а и тоже считает гипноз разновидностью сна, однако называет это состояние внушенным сном. Эта работа послужила отправной точкой к созданию т.н. Нансийской школы гипноза. С 1866 г. начинает выходить журнал «Обозрение гипнотизма». Льебо всячески подчеркивал большой терапевтический потенциал гипноза.

С конца 70-х годов 19 в. Известный невопатолог Жан Мартен Шарко (1825-1893) начинает изучать явления гипноза на больных, страдающих истерией. Гипнотическое состояние у них вызывается путем однообразных, монотонных или внезапных и резких раздражителей, действующих на органы слуха и зрения. В полной темноте пациентам бросают яркие вспышки света или воздействуют на слух монотонным звучанием гонга. Больные впадают в различные по своим проявлениям стадии гипноза. Шарко дает им наименования: стадия каталепсии, летаргии и сомнамбулизма. У некоторых больных третья фаза (сомнамбулическая) возникает сразу под воздействием гонга или вспышки света (он назывался драммоновым). Иногда в нее больные переходили из первых двух фаз если им терли кожу на темени. Шарко был действительным членом французской медицинской академии, учителем Жане, Фрейда и Бехтерева. Исследовал наследственные психические болезни и неосознаваемые феномены при истерии. Разработал травматическую теории истерии. Выявил особую гипнабельность истериков. Исследовал психологию творчества и психотерапевтическое воздействие художественных произведений.

Сальпетриерская или Парижская школа Шарко впервые объяснила феномены «чудесного исцеления» с помощью феномена гипноза. Шарко использовал физиологические методы исследования состояния человека в гипнозе. Шарко отождествлял гипноз и истерию и тем самым рассматривал его как патологическое явление.

70-80-е годы 19 в. Вошли в историю как «золотой век» гипноза. После смерти Шарко гипноз во Франции перестал быть популярным и многие врачи отвернулись от этой техники.

Конкурировала с Сальпетриерской школой в изучении гипноза Нансийская, самыми яркими представителями которой были Льебо и Бонн. Фактически главой этой школы стал Ипполит Бернгейм (1840-1919), профессор терапевтической клиники Нансийского университета. Он высказал мысль о том, что наблюдаемые Шарко различные стадии гипнотического состояния связаны исключительно с внушением, а не с патологической, истерической природой самого гипноза. Бернгейм понимал гипноз как внушение одного человека другому, при этом гипнотик (внушаемый) не обнаруживает критики к получаемому внушению. «Гипноза нет, есть только внушение» - известное выражение нансийцев. Однако такое отождествление нельзя рассматривать как правомерное, поскольку в гипнотическое состояние можно погружать и животных, так что гипнотический транс и внушение необходимо рассматривать как различные феномены. Под руководством Бернгейма Фрейд совершенствавал свою технику гипноза в 1889 г., познакомился с бессознательными психическими феноменами. Приходит к выводу о том, что многие психические процессы скрыты от сознания пациента и часто являются причиной видимых симптомов.

Исторически в этом споре победили Нансийцы.

Из немецких исследователей можно назвать Гейденгайна (1834-1897), который рассматривал гипноз как сон разума, во время которого подавлено сознание и вызванный утомлением корковых клеток монотонным раздражителем. Крафт-Эбинг также занимался гипнозом и подчеркивал его лечебное значение.

Из российских врачей, практиковавших и исследовавших гипноз можно назвать А.А.Токарского, В.М.Бехтерева, который уделял особое внимание практическому применению внушения и гипноза в медицине. Он подразделял гипноз на три стадии: малый гипноз, средний и глубокий, что соответствует трем общепринятым стадиям гипноза, выделенным швейцарским врачом Форелем – сонливость, гипотаксия, сомнамбулизм.

Обычно гипнотический сеанс длится 15-20 минут, а сама продолжительность лечения составляет 12-15 сеансов и регулируется индивидуально, частота сеансов от двух до трех в неделю. Однако первые сеансы проводят каждый день или через день и по мере улучшения состояния частота снижается. Иногда курс гипнотерапии повторяют через несколько месяцев.

Обобщая период, предшествующий появлению психоанализа, можно выделить следующие этапы в развитии глубинной психологии:

1. Магические практики древности, ритуалы примитивных человеческих сообществ.

2. Обряды жреческого посвящения, мистерии средиземноморья (8-6 вв. до н.э.).

3. Мудрецы и философы античного мира (6 в. д.н.э. – 0 н.э.)

4. Религиозная эпоха (0 г. н.э. – 16-17 в.в.)

5. Медико-научный (естественно-научный) период (18, 19 в.в.)

6. Возникновение психоанализа, разные варианты отсчета начала эры психоанализа: 1856, 1882, 1894, 1896, 1900…

 

Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд (Иудейское имя Сигизмунд Шломо) родился 6 мая 1856г. во Фрейбурге (бывшая Австро-Венгрия, теперь г. Пршибор, Чехия) в семье торговца шерстью Якобы Фрейда от второй жены Амалии Натансон, которая была младше отца на 20 лет. В 1859 г. Фрейды некоторое время жили в Лейпциге и в 1860 переехали в Вену, где Фрейд прожил почти всю жизнь. У З.Фрейда были сводные браться от первого брака отца – Эммануэль и Филипп, которые были старше его на 23 и 22 года, примерно в это время они переехали в Англию (Манчестер).

В 1866г. З.Фрейд поступает в гимназию и становится первым учеником. В гимназии овладевает Идиш, древнееврейским, Ивритом, древнегреческим, латынью, английским и французским. Увлекался поэтической натурфилософией Гете и эволюционной теорией Дарвина. Во многом на его будущем учении сказалось и религиозная принадлежность семьи Фрейда.

Дети его свобных братьев жили вместе с семьей З.Фрейда и оказались в последствии благодарным материалом для исследования, отношение со своим племянником, кторый был старше Зигмунда на 1 год перенеслись на будущие отношения с друзьями и послужили хорошим материалом для самоанализа. Они характеризовались конкуренцией и теплотой.

В 1873 г. З.Фрейд с отличием закончили гимназию и в силу материальных проблем избрал профессию врача и поступил на медицинский факультет Венского университета. Это был период экономического кризиса и семья сильно бедствовала. Вместе с учебой активно занимался исследованиям, так в 1876 г. под руководством Соломона Штриккера (директора института патологии) проводил опыты над гроздевидными железами, занимался сравнительно-анатомическим исследованием угрей. С 1876 по 1881 гг. работал у директора института физиологии Венского университета Эрнста Брюкке, делал гистологические исследования нервной ткани и познакомился с его физико-химическим подходом к физиологии. Это впоследствии помогло ему разработать некоторые аспекты теории нейронов (мнесические следы, передача возбуждения, загрузка/разгрузка и проч.).

В 1878 г. познакомился с врачом-практиком Йозефом Брейером, он стал покровителем З.Фрейда.

Активно интересовался политикой, историей, философией, участвовал в соответствующих студенческих кружках, мечтал о карьере политика. Прослушав курс лекций Франца Брентано брал впоследствии у него частные уроки, восприняв от него представление об области психологического знания.

Испытал влияние энергетической школы Гельмогльца-Брюкке (отсюда его «экономический» подход к психическим процессам).

В 1879 г. год служил в армии. По протекции Брентано получил заказ на перевод 12-го тома сочинения английского философ Томаса Миля.

В 1881 г. получил степень доктора медицины, закончил университет. Просит Брюкке принять его преподавателем, но места ему не дают и он начинает заниматься частной практикой. Бедность породила сильное желание богатства, признания. Эти мотивы не оставляли Фрейда всю жизнь.

Фрейд очень любил свою мать, а отца также сильно боялся и ненавидел любя. Это породило соответствующий комплекс в его душе, ставший основой будущей психоаналитической концепции – «отцовского» психоанализа.

В 1882 г. познакомился и отчаянно влюбился и тайно обручился со своей будущей женой Мартой Бернайс (1861-1951). Его жена была из аристократической семьи. З.Фрейд был требовательным супругом, склонным к гиперревности и очень тяжелым в быту человеком как и его отец. Знакомство с Мартой усилило его амбиции. Фрейд был пуританином и Марта была его единственной женщиной за всю жизнь. Около 42 лет он вообще отказывается от сексуальных отношений с женой, поскольку это отнимало слишком много сил от работы.

В 1882г. работал в Венском общем госпитале (горбольница) у Германа Нотнагеля. В это же время Брейер знакомит его с историей болезни своей пациентки Анны О. Она страдала, как тогда считалось, истерией: по временам не могла говорить на родном языке, имела нарушения глотания, иногда ее настигала полная немота, бывали зрительные галлюцинации. Брейер ее долго лечил с помощью гипноза, в целом, облегчая ее состояние. Однако во время перерывов в лечении связанных с его отъездами, состояние пациентки ухудшалось. На пике отношений у Анны развилась мнимая беременность, у доктора Брейера возник серьезный конфликт с женой. После этого эпизода Брейер с женой собрались на отдых. Этот случай позволил Фрейду сделать вывод о наличии между пациентом и терапевтом некоего рода отношений не вызванных ситуацией лечения, а как бы перенесенных от других значимых людей, как правило, родителей. Этот феномен получил название переноса, он является основным терапевтическим рычагом, поскольку переносятся чувства к родителям, то возникает возможность управлять пациентом: родитель может все понять и объяснить, он снимет страх, он может все ему верят безоговорочно.

В 1883 г. поступил в Психиатрическу клинику Мейнарта, где проводил исследования онтогенетического и филогенетического развития спинного мозга. В 1884 г. по заказу химической фабрики Мерка в Дармштадте исследовал свойства кокаина, в том числе на себе, близких и детях. Видимо тогда он пристрастился к кокаину. Фрейд выявил анастезирующее действие кокаина, однако получил репутацию шарлатана. За эту работу им был получен грант, который он использовал для поездки на обучение гипнозу у Шарко в клинике Сальпетриер зимой 1885-86гг. У Шарко, изучая гипноз, он сформировал представление о б/с и причинах психических заболеваний в виде невидимых психологических травм, а также роли сексуальности в этиологии неврозов.

По возвращении продолжил практику в Вена, большинство пациентов к нему пришло от Брейера. В 1886 г. Фрейд женится на Марте, от которой у него было 6 детей: Матильда (1887-1978), Жан (в честь Жана Шарко, 1889-1967), Оливерс (1891-1969), Эрнст (в честь Эрнста Брюкке, 1892-1970), Софья (1893-1920), Анна (1895-1982).

В своей работе использовал множество методов: гипноз, физиотерапию, массаж, но не был удовлетворен результатами. Возлагая большие надежды на модный в то время гипноз, решает усовершенствовать его в Нанси (1889г.) у Бернгейма и Льебо. Здесь исследовал феномен постгипнотического внушения и оль носознаваемого псхического в поведении человека.

Катарсический метод.

В 1891 г. в совместной работе с Брейером начинает использовать его метод выговаривания (впоследствии катарсический метод Брейера-Фрейда).

Метод.

Под воздействием гипноза, пациента просят проговорить обстоятельства возникновения его заболевания, что приводило к облегчению или снятию симптомов. В основе метода лежало представление о травматическом происхождении симптома и «ущемленном» аффекте, которые отреагировались при воспроизведении травматической сцены и адекватном ее отреагировании. Здесь же внушением подкреплялся отказ от симптома.

Основные выводы по применению этого метода.

1. Негативные переживания прошлого часто вытесняются из сознания, но сохраняют влияние на психологическое состояние и поведение.

2. Конкретная причина психического заболевания не только не осознается, но и не известна пациенту.

3. для излечения необходим гипнотический сон, так как Брейер считал, что симптом возникает как некое гипноидное состояние.

В последствии Фрейд отказался от гипноза как очень ненадежного средства и перешел к методу настояния – надавливая на лоб пациента руками (см. раздел «Гипноз» Шарко), он говорил, что после снятия рук пациент вспомнит необходимый материал. Это суггестия, но уже в бодрственном состоянии. С 1894 г. заболевает «странноц» болезнью, его пугают боли в сердце, частая и непонятная депрессия, мысли о смерти (Юнг позже назовет это состояние кризисом середины жизни). Такое состояние подвигает его к более глубокому изучению тревоги и страха.

В 1894 г. публикует совместную работу «Исследование истерии», но из-за не согласия с Фрейдом о роли сексуального фактора в возникновении истерии. С психологической точки зрения, здесь вновь проявился его опыт отношений с племянником Джоном – 15 лет дружбы и полный разрыв со своим благодателем.

Теория раннего сексуального соблазнения.

Впервые Фрейд говорит о роли сексуального соблазнения в возникновении психических заболеваний в 1893 г. и до 1897 г. придавал ему важно теоретическое значение, поскольку считал, что теория соблазнения объясняет причины вытеснения сексуальности. До этого, факты соблазнения отмечались в воспоминаниях пациентов. В сценах соблазнения, которые относились к детству или юности, инициатива всегда принадлежала другому, как правило, взрослому человеку. Это могли быть простые словесные намеки или прямые действия, пассивно претерпеваемые субъектом.

Пассивное переживание такой сцены означает неспособность к живой реакции при отсутствии соответствующих сексуальных представлений (моделей поведения). Эта «неподготовленность» вызывает т.н. «сексуальный испуг», который и является причиной первоначального вытеснения сексуальности.

Впоследствии Фрейд начал сомневаться в истинности сцен соблазнения и отказывается от своей теории. В письме Флиссу в 1897 г. он, под большим секретом, сообщает, что больше не верит невротику. Эти сцены часто оказываются продуктами фантазии. Но, все же, до конца жизни Фрейд подчеркивал распространенность и патологический смысл сцен соблазнения, действительно пережитых детьми.

Проект научной психологии.

К 1895 г. Фрейд приходит к выводу о невозможности объяснения имеющихся фактов с точки зрения существующих психологических теорий. Идеи пересмотра психологии нашли свое выражение в «Проекте научной психологии», незавершенном труде, который был опубликован лишь в 1954 г.

В этой работе впервые Фрейд вводит понятие топики или структуры психики, в которых имеют место первичные и вторичные процессы. Эта структура включает три компоненты: сознание, предсознательное и бессознательное. Об том же он писал в 1895 г. в своем письме к Флиссу. В этой работе его психическая модель еще тесно связана с неврологическим подходом к нейронному аппарату и понятием «количества возбуждения», перемещающегося по нейронной цепи. То есть, психика пока сильно связана с физиологией. В этой модели первичные процессы (бессознательные) представлены энергией, протекающей по нейронам и стремящейся к полной разрядке. Во вторичных процессах (сознание, предсознательное) энергия связана, то есть, циркулирует в одних и т ехже нейронных системах и накапливается в них. Условием связывания энергии выступают «контактные преграды» между нейронами, которые не пропускают энергию. Также имеет место воздействие отдельной группы нейронов, сохраняющих постоянную энергетическую загрузку «Я». Эта группа нейронов может влиять на другие процессы передачи энергии. Здесь Фрейд вводит понятие о свободной и связанной энергии, которые составляют суть его «экономической» модели психического аппарата. Вместе с топической и динамической моделями она входит в состав метапсихологии Фрейда.

Вильгельм Флисс.

Осенью 1887 г. немецкий врач-оториноларинголог Вильгельм Флисс посетил лекцию Фрейда по неврологии и с этого времени начался их «почтовых роман». До 1904 г. Фрейд и Флисс вели оживленную переписку. Сам Флисс оперировал Фрейда в 1898 г. по поводу ЛОР заболевания. Фрейд посылал к нему пациенток, с которыми у него возникали сложности для прижигания слизистой носа. Флисс, исследую женскую сексуальность, пришел к выводу о связи носовых раковин и обоняния с сексуальностью. А поскольку истерия виделась тогда как связанная с повышенной сексуальностью в том числе, то но прижигая слизистую носа, полагал, что излечивал истерию.

Флисс разработал нескольку теорий, ввел о оборот понятие бисексуальности и сексуального латентного периода. Вообще, поддержка Флисса сыграла важную роль в создании психоаналитической теории.

Теория сновидений.

В июле 1895 г. Фрейд увидел, ставшее впоследствии знаменитым, сновидение «об инъекции Ирме». Считается, что это было первое сновидение, подвергнутое анализу с помощью метода свободных ассоциаций. Здесь берет начало самоанализ Фрейда, можно сказать, что оно стало началом психоанализа вообще.

Сновидение об инъекции Ирме.

Это сновидение З.Фрейд видел в течение июльской ночи 1985 года, с 23 на 24, в возрасте 39 лет.

«Большой зал – много гостей. Среди них Ирма: я беру ее под руку, точно хочу ответить на ее письмо, упрекаю ее в том, что она не приняла моего «решения». Говорю ей: если у тебя еще есть боли, то ты сама виновата. Она отвечает: если бы знал, какие у меня боли в горле, в желудке и в животе, мне все прямо стягивает. Я пугаюсь и смотрю на нее. У нее бледное, опухшее лицо. Мне приходит в голову, что я мог не заметить какого-нибудь органического заболевания. Я подвожу ее к окну, смотрю ей в горло. Она слегка противится, как все женщины, у которых вставные зубы. Я думаю, что ведь ей это не нужно. Рот открывается и я вижу справа большое белое пятно, а немного поодаль странный нарост, похожий на носовую раковину; я вижу его сероватую кору. Я подзываю тотчас же доктора М. Тот смотрит и подтверждает мое мнение… У доктора М. совершенно другой вид, чем обычно. Он очень бледен, хромает и почему-то без броды… Мой друг Отто стоит возле меня, а друг Леопольд исследует ей легкие и говорит: у нее притупление слева внизу! Он указывает еще на инфильтрацию в левом плече (несмотря на одетое платье, я тоже его ощущаю как и он…). Доктор М. говорит: несомненно, это инфекция. Но ничего, у нее будет дезинтерия и инфекция выйдет… Мы почему-то сразу понимаем, откуда эта инфекция. Отто недавно, когда она себя почувствовала нездоровой, впрыснул ей препарат пропила-пропилен…пропиленовую кислоту…триметиламин (формулу его я вижу ясно перед глазами)… Такой инъекции нельзя делать легкомысленно… По всей вероятности, и шприц был не совсем чист.

 

В 1896 г. в докладе «Этиология истерии» Фрейд впервые употребил слово «психоанализ».

С 1897 г. он приступает к систематическому самоанализу сновидений и решает написать фундаментальный труд по этому вопросу. Книга вышла в самом конце 1899 г. в количестве 600 экземпляров и тирах был распродан в течение 8 лет. Сегодня она входит в 100 наиболее издаваемых книг мира. Сам Фрейд считал эту книгу поворотным пунктом в переходе от традиционной к новой психологии.

В этой книге он наиболее детально рассматривает феномен вытеснения как первопричины возникновения бессознательных содержаний. До этого Фрейд рассматривал вытеснение как синоним слова защита. Сущность вытеснения состоит в устранении и удержании вне сознания определенных психических содержаний. Смысл психоаналитической терапии в уничтожении необходимости вытеснять патологический материал.

Теория вытеснения краеугольный камень психоанализа. Само понятие вытесненного долгое время было для Фрейда синонимом бессознательного.

В этой работе Фрейд подробно разработал динамическую (в первой топике – бессознательное-предсознание-сознание) и энергетическую (свободная-связанная энергии) модели психического аппарата.

Важно отметить, что на протяжении почти 10 лет идеи Фрейда не принимались и он оставался фактически один. В 1901 г. выходит его «Психопатология обыденной жизни» блестящая попытка популяризации свои взглядов. В ней он на основе теории вытеснения показал, что ошибочные действия свидетельствуют о наличии бессознательных мотивов и внутрипсихическом конфликте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.037 с.)