IV . Обсуждение содержания сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Обсуждение содержания сочинения



Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.

1. Вы – репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Вы пришли на выставку, и ваше внимание среди других экспонатов сразу привлекла картина А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». В своем репортаже вы описываете картину по данному плану. Не забывайте, что перед вами произведение искусства.

2. «Оживите» картину. Представьте себя участником события. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований. Вы пришли в спортивную школу, в тот самый зал, который изображен на картине, и должны написать репортаж о девочках-гимнастках. Может быть, вы видите их впервые, а может быть, среди них есть ваши знакомые. Можете обратиться к тренеру, чтоб узнать об особенностях школы. Вы можете также задавать вопросы девочкам.

V. Составление плана

Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например, «О спорт, ты мир! или «Спортивная школа».

1. Вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт, например: день посещения вами спортивной школы, место ее расположения, причины посещения (например, подготовка к соревнованиям). Помните, что вступление должно быть небольшим, но информативным. Объем вступления не может превышать объема основной части работы. Начать можно примерно так: «Однажды я увидел красочную афишу, сообщающую об открывающейся выставке. Я решил немедленно посетить картинную галерею. Зайдя туда, я увидел…» или «Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы».

2. Основная часть. Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности гимнасток, их действие, поведение. Можно включить интервью с одной или несколькими девочками, а также тренером.

3. Заключение. Здесь вы выражаете свое мнение о картине или происходящем, личную точку зрения, пожелание (например, «Пожелаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях».)

Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, на мой взгляд и т.п.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы (и, да, а также), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз).

VI. Словарно-стилистическая работа. Составление связных текстов по плану, письменная работа

– Образуйте от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи.

– Подберите синонимы к словам «соревнование» (олимпиада, спартакиада); «репортер» (журналист), «композиция» (построение).

– Составьте предложения со словами «репортаж», «интервью».

– Назовите глаголы, обозначающие действия гимнасток (тренируются, занимаются, разминаются, стоят, работают, тянут носок, вытянулись, расправили плечи, устремились вперед, вытянули руки.)

– Назовите прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки (красный, оранжевый, желтый, коричневый, бордовый, вишневый, ярко-красный, желто-коричневый, песочный, бурый, желтоватый, кирпичный.)

 Учащиеся составляют черновики сочинений.

VII. Обобщение полученных на уроке сведений

Ответьте на следующие вопросы.

1. В каком жанре и стиле должно быть написано сочинение?

2. Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии?

3. Как составлять план сочинения? Что он должен включать в себя, из скольких пунктов состоять?

VIII. Домашнее задание

Самостоятельная работа учащихся над сочинением-репортажем по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

        

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа посвящена актуальной теме – овладение учащимися жанром репортажа на уроках русского языка.

В ходе исследования работы были раскрыты поставленные цели и задачи. Для решения теоретических задач была изучена научная литература, включающая в себя статьи, монографии, методические пособия, словари и учебники по методике преподавания русского языка. Было раскрыто содержание понятия «жанр репортажа», были выявлены отличительные жарты этого жанра.  В нашей работе под репортажем понимается  живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле.

Основными признаками репортажа как жанра публицистического стиля являются точность, ясность, эффект присутствия, достоверность, фактографичность, оценка журналиста, сведения очевидцев, подведение итогов, анализ информации. Детали должны быть точны, правдивы.

Текст репортажа строится из трёх структурно-образующих частей: зачин, центральная часть и концовка. Существует несколько классификаций данного жанра.

В ходе написания работы проанализированы  методические пособия по работе над жанром репортажа на уроках русского языка.

Т.А. Ладыженская в методическом пособии «Система обучения сочинениям в 5-8 классах» предлагает систему упражнений, направленных на овладение понятием «жанр репортажа» и на развитие речи учащихся и их творческие способности. С.А. Ташлыков в своей работе «Сочинение: секреты жанра» делает упор на овладение понятием «репортаж» через систему сочинений. С.А. Котельникова в своей статье «Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж» предлагает методическую разработку для урока подготовки к написанию близкого к тексту изложения в жанре репортажа.

В практической главе нашей работы представлена система упражнений, направленная на овладение жанром репортажа, а также нами разработан урок обучения сочинению-репортажу на уроках русского языка.

Овладение жанром репортажа является эффективным средством при работе над обучением речевой деятельности учащихся. На уроках по данной теме у учащихся развиваются речевые и творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах.

 


С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабайцева, В. В. Русский язык: теория / В. В Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. –М.: Просвещение, 1992. – 319 с.

2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 368 с.

3. Баринова, Е. А. Методика русского языка: Учеб. пособие для фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев. - М.: Просвещение, 1974. – 368 с.

4. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др. – М.: Высшая школа, 1989. – 800 с.

5. Бирюкова, И. В. Стилистика современного русского языка: практикум / И. В. Бирюкова. – М.: Флинта, 2017. – 184 с.

6. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку: пособие для учителей / А. И. Власенков. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

7. Гринина-Земскова, A. M. Сочинение в газетных жанрах: 4-8 классы / А. М. Гринина-Земскова. – М.: Просвещение, 1977. –  160 с.

8. Гринина-Земскова, А. М. Обучение сочинениям: 5-8 класс / А. М. Гринина-Земскова. – Волгоград: Учитель, 1998. – 120 с.

9. Гринина-Земскова, А. М. Сочинениям надо учить: вопросы теории и практики / А. М. Гринина-Земскова. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970. –126 с.

10. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. – М.: Русский язык, 1977. – 48 с.

11. Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т. А. Калганова. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с.

12. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 кл.: Кн. для учителя / В. И. Капинос. – М.: Просвещение, 1991. – 342 с.

13. Ким, М. Н. Репортаж: технология жанра / М. Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 224 с.

14. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 335 с.

15. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика: учебное пособие / А. В. Колесниченко – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 192 с.

16. Корепина, Л. Ф. Работа над сочинениями разных жанров / Л. Ф. Корепина, Ю. Н. Борисенко // Начальная школа. – 1997. – № 12. – С. 51–57.

17. Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / С. Г. Корконосенко, Л. Е. Кройчик – Спб.: Знание, 2000. – 272 с.
18. Котельникова, С. А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж / С. А. Котельникова // Русский язык в школе. – 1995. – №5. – С. 23-26.

19. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1991. –239 с.

20. Ладыженская, Т. А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1972. – 367с.

21. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1975. – 180 с.

22. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 320 с.

23. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцев. – М.: Академический проект, 2006. –  590 с.

24. Львов, М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 248 с.

25. Пленкин, Н. А. Уроки развития речи 5-9 кл. / Н. А. Пленкин. – М.: Просвещение, 1996. – 111 с.

26. Русова, Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. сред. шк., абитуриентов и их родителей / Н. Ю. Русова. – Нижний Новгород: Издательство "ДЕКОМ", 1997. – 192 с.

27. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; под общ. ред. Н. М. Шанского. 37-е изд. М.: Просвещение, 2018. – 317 с.

28. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; под общ. ред. Н. М. Шанского.33-е изд. М.: Просвещение, 2018. – 254 с.

29. Скиргайло, Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: пособие для учителей / Т. О. Скиргайло – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. – 352 с.

30 Скиргайло, Т. О. Репортаж-сочинение газетного жанра / Т. О. Скиргайло – Казань: ИПКРО РТ, 2002. –  47 с.

31. Скиргайло, Т. О. Сочинения разных жанров: пособие для учителей и учащихся / Т.О. Скиргайло  – Казань: ИПКРО РТ, 2001. 272 с.

32. Ташлыков, С. А. Сочинение: секреты жанра: учебное пособие / С. А. Ташлыков – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-т, 2001. – 103 с.

33. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский – Мск.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 304 с.

34. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А. А. Тертычный – М.: Аспект Пресс, 2000. – 235 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.019 с.)