Урок обучения сочинению-репортажу на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок обучения сочинению-репортажу на уроках русского языка



В данном параграфе представлен материал для в 7 классе по теме «Описание действий людей»: репортаж (по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»).

I. Актуализация опорный знаний и мотивация учебной деятельности

– Представим, что мы – журналисты и редакция поручили нам сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы знаете, что такое репортаж? (Репортаж – это то, что печатают в газете или передают «репортаж с места событий» по телевизору). Репортаж – это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Репортаж – информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем или участником которого был журналист.

– Как называют человека, пишущего репортаж? (Журналист, репортер).

– А какой жанр тесно связан с репортажем? (Заметка в газете).

– Чтобы нам не перепутать их, составим таблицу, где дадим определение жанра репортажа и его признаки в сравнении с заметкой.

Заметка Репортаж
Тема одна. Тема одна.
Не обязательно присутствие автора в момент происходящего события. Автор присутствует, выражает свою оценку
Изложение от третьего лица. Изложение от первого лица.
Сжатость. Развернутость (Что? Где? Когда? Как?)
Массовый адресат. Рассчитан на определенный круг людей.
Цель – информировать, привлечь внимание. Цель – сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию.
Тип речи – повествование Тип речи – сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение
Языковые средства: нейтральный стиль. Языковые средства: разговорно- публицистический стиль, профессиональная лексика.

 

– Чем репортаж отличается от интервью? (Репортаж делается письменно, а интервью устно).

– К какому стилю относится такой жанр, как репортаж? (Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи).

– Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении). Таким образом, в своем репортаже вы должны постараться максимально воздействовать на вашего предполагаемого читателя, заинтересовать его.

– Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля? (Автор должен выразить свое отношение к тому, о чем он пишет). Верно, четко выраженная авторская позиция.

II. Целеполагание

Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Главное – воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого нужно знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать так, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации - точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов в форме настоящего времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

III. Работа с репродукцией

В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа».

Рассказ о художнице.Художница А.В. Сайкина родилась в 1925 году, была членом Союза художников СССР. Она жила и работала в Нижнем Новгороде. Свои картины писала на спортивные темы, а героями её картин часто становились дети. Её работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт», на выставках.

– Обратимся к картине «Детская спортивная школа». Что на ней изображено? (Девочки-гимнастки).

– Где происходит событие? (В спортивном зале).

– А как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал).

– Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит, широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра, позади неё, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом - девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья – на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны).

– Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую - с обручем- вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь).

– А что вы скажете об их тренере? Опишите её позу и действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед. Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам).

– Какой момент занятия отразила художница? (Занятия в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке).

– Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с обручами).

– Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка).

– Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: белый, голубой, розовый, красный, желтоватый, сиреневый, лимонный).

– Теперь поговорим о цветовой гамме самого зала. Какие краски преобладают здесь? (Все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричнево-желтых тонах).

– Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи).

– Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала. Что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)

– А что вы еще заметили на полу? (Тени от девочек.)

– О чем это говорит? (О том, что светит солнце.)

– Какое же это время дня? (Утро или полдень.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.006 с.)