Методические работы над репортажем на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические работы над репортажем на уроках русского языка



Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся – одна из серьёзнейших и всегда актуальная задача преподавания русского языка в школе. По словам Т.А. Ладыженской, речевое развитие понимается как «движение вперёд в овладении связной речью, в овладении умением создать определённые тексты, определённые речевые произведения» [2, с. 287].

В последнее время существует тенденция обучения речевой деятельности учащихся, овладения определенными типами высказываний в жанровой форме. На уроках русского языка учащимся предлагается познакомиться с различными жанрами текста, с их отличительными признаками и выполнить обучающую письменную или устную работу в том или ином жанре. В такого рода учебном труде развиваются творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах.

В 7 классе на уроках русского языка учащиеся могут освоить такое понятие как репортаж, выделить основные черты данного жанра, познакомиться с видами жанра репортажа, а также попробовать себя в роли репортера и написать сочинение-репортаж на заданную учителем тему.

Т.А. Ладыженская в своём труде «Система обучения сочинениям в 5-8 классах» [20] предлагает ввести понятие «жанр репортажа» при подготовке учащихся к написанию сочинения описание действий, т.к. этот жанр ребятам хорошо знаком: многие все увлекаются спортом или «болеют» за какую-нибудь спортивную команду, систематически слушают и смотрят репортажи по телевизору.

В начале урока методист предлагает учителю рассказать о смысле предстоящей работы: описывать можно не только предметы, но и процессы, явления, действия. Например, спортивный репортаж — это описание действий футболистов, хоккеистов, фигуристов и т. п. Далее нужно сказать о трудностях составления репортажа и предложить детям прочитать текст, в котором известный комментатор Н. Озеров дает советы юным журналистам при составлении текста репортажа. Учащиеся должны найти в данном материале эти советы:

«Спортивный репортаж... Приятели часто подшучивают надо мной: что же тут сложного — говори и говори себе!

Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно. Но нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах.

Каждое спортивное соревнование — это проверка мужества спортсмена, его воли, стремления к победе.

Я сам прошел большой и совсем нелегкий путь в спорте. Знаю, сколько пота надо пролить на тренировках, сколько поволноваться, прежде чем чего-нибудь добьешься.

Спортивный комментатор должен прежде всего знать и любить спорт, особенно тот вид, о котором он рассказывает.

Перед матчами, о которых мне предстояло рассказывать по радио, я старался бывать на тренировках команд. Встречался с известными тренерами. Это мне очень помогало.

Советую и вам, юные комментаторы, заранее узнавать обо всех предстоящих соревнованиях, бывать на тренировках, прислушиваться к тому, что говорят тренеры.

Вы должны видеть не только успехи, но и неудачи. Ничего нет страшного в критике. Только она должна быть доброжелательной, а не походить на разнос пли брюзжание.

Когда я веду репортаж с Центрального стадиона имени В. И. Ленина, я вижу перед собой тысячи зрителей. Но я думаю не о них. Я знаю, что сотни тысяч любителей спорта, сидящих у радиоприемников, внимательно слушают комментатора. И я стараюсь, очень стараюсь помочь им «увидеть» все, что происходит на футбольном поле.

Вот и вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель «увидел» ваши соревнования.

Успехов вам, юные комментаторы!» [20, с. 243].

Ответ: надо хорошо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, говорить (писать) так, чтобы каждый читатель «увидел» соревнования.

После такой вступительной беседы Т.А. Ладыженская предлагает провести упражнение типа «немого диктанта». Для того чтобы эта работа прошла успешно, необходимо предварительно объяснить учащимся смысл задания. Учитель никаких слов произносить не будет, поэтому диктант немой, учащиеся должны описать то, что делает учитель. Например, учитель выполняет следующие действия: подходит к дверям, выходит из класса и тотчас возвращается, направляется к таблице и поправляет её…

Примеры диктантов, которые написали учащиеся:

1. «Ю. И, стремительно входит в класс. Он взглянул на стены и увидел, что одна из таблиц висит криво. Взяв со стола указку, пытается поправить таблицу. Таблица не слушается» [20, с. 245].

2. «Ю. И. показался в дверях. Он чем-то недоволен, хмурится. Окинув взглядом стены, замечает беспорядок: одна из таблиц висит неровно.
Ю. И. подходит к шкафу, заглядывает за шкаф, на шкаф... Он в недоумении чешет затылок. Вдруг радостно улыбается, хватает длинную указку (она, оказывается, лежала на столе) и начинает поправлять таблицу, но у него ничего не получается»
[20, с. 245].

3. «Дверь открывается, и Ю. И. быстро входит в класс. В руках у него стопка тетрадей, журнал и книги. Сегодня он сердит (наверное, «Спартак» опять проиграл). Ю. И. окидывает класс строгим взглядом. Мы делаем вид, что нам страшно, затихаем. Ю. И. машет рукой — это значит: садитесь. Он смотрит на стену: безобразие, опять таблицы висят криво. Начинаются поиски указки. Напряженное ожидание... указка найдена Ю. И. пытается выровнять таблицу» [20, с. 246].

Чтобы «немой диктант» прошел успешно, нужно заранее наметить его содержание, продумать последовательность действий, например, вначале сесть за стол, полистать книгу, затем направиться к стенгазете, повесить картину, подойти к М., который сидит на задней парте, заглянуть в его тетрадь и т. д.

Далее Т.А. Ладыженская предлагает провести лексическую работу, чтобы предупредить повторение слов «учитель», «идти», учащиеся подбирают синонимы и перифразы.

Методист отмечает, что дети описывают это с большим интересом. Так же живо проходит анализ их диктантов-сочинений. Учащиеся убеждаются, как по-разному они видят и описывают одно и то же.

Затем учащимся предлагается написать репортаж на самостоятельно избранную тему — об интересном матче, который состоится в ближайшее время на школьном или большом стадионе, о поведении ребят на перемене и т. п.

С.А. Ташлыков в своей работе «Сочинение: секреты жанра» [32, с. 56-63] предлагает начать овладение понятием «репортаж» с обращения к спортивным репортажам, репортажам с мест происшествий, репортажам из других стран, репортажам из «горячих точек», звучащим с телеэкрана. По мнению методиста, это поможет понять учащимся технологию ведения репортажа.

В дальнейшем ученый советует написать различные виды репортажа. В качестве образца С.А. Ташлыков предлагает репортажи В.А. Гиляровского, выдающегося русского репортера, для произведений которого были характерны правдивость, оперативность, высокая осведомленность. Ученый обращает внимание на то, что жанровая форма репортажа, подходит для сочинений на свободную тему.

На этапе закрепления понятия «жанр репортажа», а также в качестве домашнего задания С.А. Ташлыков предлагает следующие темы для сочинения-репортажа:

· репортаж с урока (возможно, с одного, что позволит видеть урок разными «репортерами»; возможно, с разных уроков, при этом каждый пишущий получает индивидуальное задание; например, репортаж с урока физкультуры поможет овладеть формой спортивного репортажа);

· репортаж с вечера, праздника, спортивного мероприятия и т.п.;

· репортаж с улицы (рассказ об интересном событии, свидетелем/участником которого был учащийся);

· репортаж с семейного, домашнего торжества (данная жанровая форма может быть освоена и при создании пародийного репортажа, когда на обыденное, домашнее событие накладывается форма спортивного репортажа).

Педагог С.А. Котельникова в своей статье «Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж» предлагает методический материал для проведения уроков развития речи [18].

Автор статьи предлагает начать урок с выяснения специфики жанра «репортажа», основных особенностей жанра.

На следующем этапе учащиеся знакомятся с произведением М.А. Булгакова «У Антона Павловича Чехова». Далее учащимся предлагается проанализировать данный текст, ответив на следующие вопросы:

«1. Озаглавьте текст (он предъявляется ученикам без названия). Сравните свой вариант с авторским. Какое заглавие точнее, уместнее?

2. Каково настроение автора? Что можно сказать об общем впечатлении Булгакова от посещения музея?

3. Определите жанровую принадлежность текста, для чего укажите его основные приметы» [18, с. 26].

Учащиеся приходят к выводу, что жанром данного произведения является репортаж, подкрепляют свой ответ основными признаками данного жанра и приводят примеры из текста.

На заключительном этапе работы С.А. Котельникова предлагает написать учащимся близкое к тексту изложение по данному произведению или написание репортажа о посещении другого музея (по выбору ребят). Также педагог предлагает и иной вариант: найти в популярных изданиях репортаж и написать на него рецензию (соответствует или не соответствует материал основным приметам жанра).

Таким образом, Т.А. Ладыженская в методическом пособии «Система обучения сочинениям в 5-8 классах» предлагает систему упражнений, направленных на овладение понятием «жанр репортажа» и на развитие речи учащихся и их творческие способности. С.А. Ташлыков в своей работе «Сочинение: секреты жанра» делает упор на овладение понятием «репортаж» через систему сочинений. Педагог С.А. Котельникова в своей статье «Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж» предлагает методическую разработку для урока подготовки к написанию близкого к тексту изложения в жанре репортажа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.014 с.)