Теория и практика обучения русскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика обучения русскому языку



Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОВЛАДЕНИЕ ЖАНРОМ РЕПОРТАЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

 

 

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: Русский язык и Начальное образование

Форма обучения: заочная

  Выполнила обучающийся: ФИО __ курс, группа ОБ-РНО-21
  Руководитель: ФИО ученая степень, звание
    ______________ ________   (оценка)                       (подпись)
  «25» ___________ 2020 г.

Оренбург, 2020 г.

О ГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1 Теоретические основы овладения жанром репортажа на уроках русского языка в 7 классе. 5

1.1 Репортаж как жанр публицистического текста. 5

1.2 Методические работы над репортажем на уроках русского языка. 10

Глава 1 Теоретические основы овладения жанром репортажа на уроках русского языка в 7 классе

Глава 2. Методика овладения жанром репортажа на уроках русского языка в 7 классе

Урок обучения сочинению-репортажу на уроках русского языка

В данном параграфе представлен материал для в 7 классе по теме «Описание действий людей»: репортаж (по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»).

I. Актуализация опорный знаний и мотивация учебной деятельности

– Представим, что мы – журналисты и редакция поручили нам сделать репортаж о детской спортивной школе. Вы знаете, что такое репортаж? (Репортаж – это то, что печатают в газете или передают «репортаж с места событий» по телевизору). Репортаж – это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Репортаж – информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем или участником которого был журналист.

– Как называют человека, пишущего репортаж? (Журналист, репортер).

– А какой жанр тесно связан с репортажем? (Заметка в газете).

– Чтобы нам не перепутать их, составим таблицу, где дадим определение жанра репортажа и его признаки в сравнении с заметкой.

Заметка Репортаж
Тема одна. Тема одна.
Не обязательно присутствие автора в момент происходящего события. Автор присутствует, выражает свою оценку
Изложение от третьего лица. Изложение от первого лица.
Сжатость. Развернутость (Что? Где? Когда? Как?)
Массовый адресат. Рассчитан на определенный круг людей.
Цель – информировать, привлечь внимание. Цель – сообщить о новом, воздействовать, дать оценку событию.
Тип речи – повествование Тип речи – сочетание типов речи: повествование, описание, рассуждение
Языковые средства: нейтральный стиль. Языковые средства: разговорно- публицистический стиль, профессиональная лексика.

 

– Чем репортаж отличается от интервью? (Репортаж делается письменно, а интервью устно).

– К какому стилю относится такой жанр, как репортаж? (Думаю, что репортаж создается в публицистическом стиле речи).

– Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении). Таким образом, в своем репортаже вы должны постараться максимально воздействовать на вашего предполагаемого читателя, заинтересовать его.

– Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля? (Автор должен выразить свое отношение к тому, о чем он пишет). Верно, четко выраженная авторская позиция.

II. Целеполагание

Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Главное – воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого нужно знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать так, чтобы вывести читателя на обобщение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации - точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов в форме настоящего времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

III. Работа с репродукцией

В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа».

Рассказ о художнице.Художница А.В. Сайкина родилась в 1925 году, была членом Союза художников СССР. Она жила и работала в Нижнем Новгороде. Свои картины писала на спортивные темы, а героями её картин часто становились дети. Её работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт», на выставках.

– Обратимся к картине «Детская спортивная школа». Что на ней изображено? (Девочки-гимнастки).

– Где происходит событие? (В спортивном зале).

– А как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал).

– Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит, широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра, позади неё, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом - девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья – на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны).

– Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую - с обручем- вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь).

– А что вы скажете об их тренере? Опишите её позу и действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед. Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам).

– Какой момент занятия отразила художница? (Занятия в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке).

– Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с обручами).

– Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка).

– Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: белый, голубой, розовый, красный, желтоватый, сиреневый, лимонный).

– Теперь поговорим о цветовой гамме самого зала. Какие краски преобладают здесь? (Все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричнево-желтых тонах).

– Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи).

– Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала. Что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)

– А что вы еще заметили на полу? (Тени от девочек.)

– О чем это говорит? (О том, что светит солнце.)

– Какое же это время дня? (Утро или полдень.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа посвящена актуальной теме – овладение учащимися жанром репортажа на уроках русского языка.

В ходе исследования работы были раскрыты поставленные цели и задачи. Для решения теоретических задач была изучена научная литература, включающая в себя статьи, монографии, методические пособия, словари и учебники по методике преподавания русского языка. Было раскрыто содержание понятия «жанр репортажа», были выявлены отличительные жарты этого жанра.  В нашей работе под репортажем понимается  живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле.

Основными признаками репортажа как жанра публицистического стиля являются точность, ясность, эффект присутствия, достоверность, фактографичность, оценка журналиста, сведения очевидцев, подведение итогов, анализ информации. Детали должны быть точны, правдивы.

Текст репортажа строится из трёх структурно-образующих частей: зачин, центральная часть и концовка. Существует несколько классификаций данного жанра.

В ходе написания работы проанализированы  методические пособия по работе над жанром репортажа на уроках русского языка.

Т.А. Ладыженская в методическом пособии «Система обучения сочинениям в 5-8 классах» предлагает систему упражнений, направленных на овладение понятием «жанр репортажа» и на развитие речи учащихся и их творческие способности. С.А. Ташлыков в своей работе «Сочинение: секреты жанра» делает упор на овладение понятием «репортаж» через систему сочинений. С.А. Котельникова в своей статье «Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж» предлагает методическую разработку для урока подготовки к написанию близкого к тексту изложения в жанре репортажа.

В практической главе нашей работы представлена система упражнений, направленная на овладение жанром репортажа, а также нами разработан урок обучения сочинению-репортажу на уроках русского языка.

Овладение жанром репортажа является эффективным средством при работе над обучением речевой деятельности учащихся. На уроках по данной теме у учащихся развиваются речевые и творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах.

 


С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабайцева, В. В. Русский язык: теория / В. В Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. –М.: Просвещение, 1992. – 319 с.

2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 368 с.

3. Баринова, Е. А. Методика русского языка: Учеб. пособие для фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев. - М.: Просвещение, 1974. – 368 с.

4. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др. – М.: Высшая школа, 1989. – 800 с.

5. Бирюкова, И. В. Стилистика современного русского языка: практикум / И. В. Бирюкова. – М.: Флинта, 2017. – 184 с.

6. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку: пособие для учителей / А. И. Власенков. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

7. Гринина-Земскова, A. M. Сочинение в газетных жанрах: 4-8 классы / А. М. Гринина-Земскова. – М.: Просвещение, 1977. –  160 с.

8. Гринина-Земскова, А. М. Обучение сочинениям: 5-8 класс / А. М. Гринина-Земскова. – Волгоград: Учитель, 1998. – 120 с.

9. Гринина-Земскова, А. М. Сочинениям надо учить: вопросы теории и практики / А. М. Гринина-Земскова. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970. –126 с.

10. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. – М.: Русский язык, 1977. – 48 с.

11. Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах / Т. А. Калганова. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с.

12. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 кл.: Кн. для учителя / В. И. Капинос. – М.: Просвещение, 1991. – 342 с.

13. Ким, М. Н. Репортаж: технология жанра / М. Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 224 с.

14. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 335 с.

15. Колесниченко, А. В.Практическая журналистика: учебное пособие / А. В. Колесниченко – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 192 с.

16. Корепина, Л. Ф. Работа над сочинениями разных жанров / Л. Ф. Корепина, Ю. Н. Борисенко // Начальная школа. – 1997. – № 12. – С. 51–57.

17. Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / С. Г. Корконосенко, Л. Е. Кройчик – Спб.: Знание, 2000. – 272 с.
18. Котельникова, С. А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж / С. А. Котельникова // Русский язык в школе. – 1995. – №5. – С. 23-26.

19. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1991. –239 с.

20. Ладыженская, Т. А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1972. – 367с.

21. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1975. – 180 с.

22. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 320 с.

23. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцев. – М.: Академический проект, 2006. –  590 с.

24. Львов, М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 248 с.

25. Пленкин, Н. А. Уроки развития речи 5-9 кл. / Н. А. Пленкин. – М.: Просвещение, 1996. – 111 с.

26. Русова, Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. сред. шк., абитуриентов и их родителей / Н. Ю. Русова. – Нижний Новгород: Издательство "ДЕКОМ", 1997. – 192 с.

27. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; под общ. ред. Н. М. Шанского. 37-е изд. М.: Просвещение, 2018. – 317 с.

28. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; под общ. ред. Н. М. Шанского.33-е изд. М.: Просвещение, 2018. – 254 с.

29. Скиргайло, Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: пособие для учителей / Т. О. Скиргайло – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. – 352 с.

30 Скиргайло, Т. О. Репортаж-сочинение газетного жанра / Т. О. Скиргайло – Казань: ИПКРО РТ, 2002. –  47 с.

31. Скиргайло, Т. О. Сочинения разных жанров: пособие для учителей и учащихся / Т.О. Скиргайло  – Казань: ИПКРО РТ, 2001. 272 с.

32. Ташлыков, С. А. Сочинение: секреты жанра: учебное пособие / С. А. Ташлыков – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-т, 2001. – 103 с.

33. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский – Мск.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 304 с.

34. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А. А. Тертычный – М.: Аспект Пресс, 2000. – 235 с.

 

 

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.052 с.)