Репортаж как жанр публицистического текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репортаж как жанр публицистического текста



Жанр репортажа является одним из самых оперативных, привлекательных и популярных в журналистике. Благодаря своему главному качеству – созданию «эффекта присутствия» – читатель становится свидетелем события вместе с журналистом.

Существует множество определений понятия «репортаж». А.В. Колесниченко дает следующее определение: «Репортаж (от лат. reportare – передавать, сообщать) – это рассказ очевидца, написанный так, чтобы дать возможность читателю почувствовать себя на месте события» [15, с. 76]. По М.Н. Киму, репортаж – это «наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица» [14, с. 233]. В работе «Телевизионная журналистика» Г.В. Кузнецов пишет, что репортаж – это «жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент» [33, с. 193].

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста – создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

А.В. Колесниченко выделяет два основных правила, которые должен соблюдать репортёр в своем рассказе [15, с. 77]:

1. Точность. Для того, чтобы добиться доверия читателей и в дальнейшем его сохранить, для того, чтобы сформировать лояльную аудиторию, репортер должен добиться репутации человека, которому можно верить. Репортажи, вызывающие доверие, – это обоснованные и точные рассказы о том, что же случилось на самом деле.

Для достижения доверия зрителей репортер должен сообщать только проверенные факты. Таким образом, задача репортера – сбор ключевых фактов, имеющих отношение к освещаемой теме, и доведение их до читателя с указанием источников информации.

2. Ясность. Чтобы читатель мог воспринять материал, репортер обязан изложить его ясно и вразумительно. Это требование является чрезвычайно важным. Без фактора ясности все остальные аспекты репортажа становятся бессмысленными.

Основными признаками репортажа как жанра публицистического стиля М.Н. Ким считает эффект присутствия, достоверность, фактографичность, оценка журналиста, сведения очевидцев, подведение итогов, анализ информации. Детали должны быть точны, правдивы. Читатель должен почувствовать звуки, запахи, цвет того места, где происходит событие [14, с. 235].

Фиксируя впечатления, реплики, речевые эпизоды, фрагменты портретов, передавая цветовое и световое ощущение увиденного, репортёр создает публицистический образ и колорит события.
Репортеру нужно учитывать, что нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если в сообщении журналиста преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.

Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. В сообщении репортера всегда присутствует личность автора, раскрывается его отношение к событию (радость, гордость, сочувствие и т.д.) Для выражения этих чувств журналист использует различные синтаксические конструкции: вопросительные предложения или цепь вопросительных предложений, восклицательные предложения, обращения и вводные слова. Основная задача журналиста – создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

Текст репортажа строится из трёх структурно-образующих частей: зачин, центральная часть и концовка.

Зачин – начало репортажа. В этой части содержится описание места действия, описание состояния, окружающей среды и др. Зачин должен быть динамичным. Динамика достигается при помощи односоставных предложений, безглагольных конструкций. Репортаж может начинаться с прямого обращения к читателям.

Центральная часть репортажа – это рассказ о событии. Обычно эта часть представляет собой тип повествования. Организуют повествовательный текст глаголы, которые чаще всего употребляются в форме настоящего времени. Это создает впечатление «сиюминутности» происходящего. Реже используются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего вида и др.

Темой репортажа может быть не только какое-то событие или действие, но и экскурсия по городу, например, знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками и улицами. В этом случае ведущим типом речи в тексте репортажа будет описание (описание места, описание предмета, описание состояния окружающей среды).

Концовка – это заключительная часть репортажа. В ней чаще всего содержится оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Таким образом, репортаж строится по принципу пирамиды. В первом абзаце содержится основная мысль сообщаемого, второй абзац расширяет эту информацию, делает ее более пространной, третий углубляет, затем следует подведение итогов.

Репортаж имеет синтетический характер. В нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров, в его структуре присутствуют элементы зарисовки, заметки, интервью, отчета, корреспонденции. Он может включать в себя повествование, прямую речь, красочные отступления, характеристики персонажей, исторические отступления и т. д. Большее сходство у жанра репортажа проявляется с жанром заметки: и в том, и в другом жанре сообщается о каком-либо событии. Однако между ними имеется существенное различие: заметка лишь сообщает о событии как о совершившемся факте, репортаж – изображает событие как процесс. В информационной заметке автор сознательно «остается в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию. В репортаже, наоборот, личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

Существует несколько видов репортажей. А.А. Тертычный выделяет событийный, постановочный, путевой, специальный и аналитический репортажи [34, с. 217].

Событийный репортаж сообщает о какой-либо торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главным в таком репортаже становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

В постановочном (ситуационном) репортаже передается о незапланированном событии. В нем должны присутствовать живые детали, эмоции участников и публициста, различные мнения по теме - как простых людей, так и официальных лиц, реплики «из толпы», краткие зарисовки с места события, данные статистики.

В путевом репортаже события передаются с места маршрута, по которому двигается репортер.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы.

Аналитический (проблемный) репортаж не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу. Репортер сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, как некий итог уже осмысленных автором данных.

В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный, спортивный, социальный, военный репортажи.

В зависимости от того, для какого источника информации предназначен репортаж выделяют газетный, радийный и телевизионный репортажи.

Таким образом, репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед автором стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле.

Основными признаками репортажа как жанра публицистического стиля являются точность, ясность, эффект присутствия, достоверность, фактографичность, оценка журналиста, сведения очевидцев, подведение итогов, анализ информации. Детали должны быть точны, правдивы.

Текст репортажа строится из трёх структурно-образующих частей: зачин, центральная часть и концовка.

В зависимости от задачи сообщения репортажи делятся событийный, постановочный, путевой, специальный и аналитический репортажи. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный, спортивный, социальный, военный репортажи.

При написании репортажа публицист должен помнить, что его задача - дать аудитории почувствовать ту атмосферу, в которой разворачивалось событие, дать увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.009 с.)