Тема 3.3. Эмоции и мотивация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.3. Эмоции и мотивация



 

Практическое занятие №6

 

Тема: Психология эмоций и мотивации.

 

Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных теоретических знаний для выполнения практических и тестовых заданий по психологии эмоций и мотивации.

 

Практические задания:

Задание №1

Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»

 

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Ж

 

З

 

И

 

К

 

Л

 

М

 

Н

 

О

 

П

 

Р

 

С

 

Т

 

У

 

Х

 

Ч

 

Э

 

Я


 

 

38


Задание №2

Упражнение «О пользе и вреде эмоций»

 

Вам необходимо в таблице записать не менее пяти эмоций и указать по каждой из них ее пользу и ее вред.

 

Эмоция Ее польза Ее вред
     
     
     
     
     

 

Задание №3

Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его

 

несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми:

 

Что делает несчастным Что делает счастливым
   

Подчеркните чувства и эмоции, которые Вы испытываете по отношению к людям.

Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают Вам общаться с людьми.

 

Напишите общий вывод: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

39


Задание №4

Упражнение «Наши эмоции - наши поступки»

 

Вам необходимо продолжить предложения:

- Я огорчаюсь, когда..._________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- Я злюсь, когда..._____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- Мне плохо, когда...___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- Я радуюсь, когда...___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- Я спокоен, когда...___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- Мне нравится, когда...________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- Мне не нравится, когда...______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- Мне хорошо, когда..._________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Проанализируйте Ваши записи и ответьте на следующие вопросы:

 

· О чем Вы думаете, когда совершаете тот или иной поступок?

· Всегда ли Вы думаете, когда что-то делаете?

Ответив на вопросы, сделайте общий вывод:______________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание №5

Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова.

 

«Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают».

 

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

40


Тестовые задания:

Задание №1

Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)

 

Назначение теста: д иагностика различных форм агрессивного поведения.

Инструкция к тесту:

 

Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если Вы реагируете похожим образом, ответьте «Да». Если это Вам не свойственно

 

– ответьте «Нет».

 

Утверждения

«Да» или  

«Нет»

 
   

 

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

 

2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет

 

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

 

4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

 

5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

 

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

 

7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.

 

8. Мне не раз приходилось драться.

 

9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

 

10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

 

11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.

 

12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

 

13. Я думаю, что многие люди не любят меня.

 

14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

 

15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

 

16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

 

17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.

 

18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.

 

19. Меня легко обидеть.

 

20. Многие люди мне завидуют.

 

21. Если я злюсь, я могу выругаться.

 

22. Если не понимают слов, я применяю силу.

 

23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

 

24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

 

25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

 

Ключ к тесту:

Шкалы      

Вопросы

 
Ф 1 8 15   22 29
К 2 9 16   23 30
Р 3 10 17   24 31
Н 4 11 18   25 32
О 5 12 19   26 33
П 6 13 20   27 34
С 7 14 21   28 35

 

За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ «Да» на вопросы в вышеприведенной таблице.

 

Интерпретация результатов теста

 

Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:


 

41


Физическая агрессия (Ф): Вы склонны к самому примитивному виду агрессии.Вамсвойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, Ваш образ жизни и личностные особенности мешают Вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.

 

Косвенная агрессия (К): конечно,лучше ударить по столу,чем по голове партнера.Однакоувлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

 

Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрывуотношений с другим человеком, но будет разъедать Вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется – см. «физическая и косвенная агрессия».

 

Негативизм (Н): реакция,типичная для подростка,совершающего бессмысленные и дажеразрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

 

Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку,пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.

 

Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел,направленный против Вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

 

Словесная агрессия (С): за словом в карман Вы не полезете.А зря.Последствиянеобдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

 

Тест основан на самооценке. Его точность зависит от Вашей откровенности. Если у Вас повышенный уровень агрессии, возможно, Ваша энергия и пробивные способности помогают Вам достигать своих целей. Но задумайтесь, какую цену Вы платите за свои победы. Довольны ли Вы своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло – спорт, творчество.

 

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Низкие значения по этому тесту свидетельствуют о Вашей деликатности, уступчивости и бесконфликтности. Однако Вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.

 

По результатам тестирования запишите общий вывод: ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

42


Задание №2

Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

 

Инструкция к тесту:

На приведенные ниже вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь

 

с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», то есть «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, и является наиболее точным.

 

Утверждения

«Да» или  

«Нет»

 
   

 

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

 

2. В деятельности активен.

 

3. Склонен к проявлению инициативы.

 

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

 

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные.

 

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

 

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

 

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

 

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

 

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

 

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

 

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

 

13. Я не очень настойчив при достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

 

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

 

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

 

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

 

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

 

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

 

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

 

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

 

Ответы необходимо сравнить с ключом. За каждое совпадение ответа с ключом дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

 

Ключ к тесту:

Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20. Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

 

Интерпретация:

 

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

 

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

 

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.


 

 

43


Мотивация на успех относится к позитивной мотивации.При такой мотивации человек,начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

 

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации.При данном типе мотивацииактивность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

 

Общее количество баллов: __________________________________________

По результатам тестирования запишите общий вывод: ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Теоретическое задание:

Задание №1

Составить кроссворд по теме «Эмоции и мотивация» (не менее 18 слов).

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

44



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.143 с.)