Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 3 внимание, память, воображение
Практическое занятие №3
Тема: Развитие познавательных процессов человека–внимание,память и воображение.
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных теоретических знаний для выполнения практических заданий по развитию познавательных процессов человека – внимание, память и воображение.
Задание №1 Дайте определения следующим основным понятиям:
Память – это _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Отсутствие памяти – это _______________________________________________________________ Внимание – это _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Внимательность – это _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Воображение – это ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Чем отличаются следующие понятия? «мечта» и «творческое воображение» - ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ «сенсорное внимание» и «моторное внимание» - __________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
«рассеянность» и «переутомление» - _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
18 Задание №2 Распределение цифр в определенном порядке.
Инструкция:
В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу справа, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.
Задание №3
Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях:
а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу______________________________ _____________________________________________________________________________________ б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!»_____________________________________________ _____________________________________________________________________________________ в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей_____ _____________________________________________________________________________________ г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату»__________________ _____________________________________________________________________________________ д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета_____________________ _____________________________________________________________________________________ е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина__________ _____________________________________________________________________________________
Задание №4 Тест Липпмана «Логические закономерности». Инструкция:
Перед Вами ряды чисел и Вам необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Сформулируйте закономерность в каждом ряду; определите и запишите два числа, которые бы продолжили ряд.
Числовые ряды: 1) 2,3,4,5,6,7______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
2) 6,9,12,15,18,21__________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 3) 1,2,4,8,16,32____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
19 4) 4,5,8,9,12,13____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 5) 19,16,14,11,9,6__________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 6) 29,28,26,23,19,14________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 7) 16,8,4,2,1,0,5____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 8) 1,4,9,16,25,36___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 9) 21,18,16,15,12,10________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 10) 3,6,8,16,18, 36___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Задание №5 Проследить особенности творческого воображения.
Инструкция: Перед Вами ряд слов: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова.
В качестве критерия оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
20 Дополнительные задания: №1. Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).
1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!______________ 2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.___________________________________ 3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!____________________________________
4. Ковал я железо ярким днем.___________________________________________________________
№2 Упражнение на развитие переключаемости внимания.
Необходимо найти и отметить на рисунке числа по порядку – числовой ряд указывает преподаватель. Всего чисел от 1 до 90.
21 Тема 2.4 Мышление и речь
Практическое занятие №4
Тема: Анализ и диагностика развития мышления у подростка.
Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных теоретических знаний для выполнения практических заданий по анализу и диагностике развития мышления у подростков.
Задание №1
Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях. Дайте обоснование своему ответу.
1) Написание журналистом аналитической статьи._________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 2) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам._______________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ 3) Составление свидетелем словесного описания преступника._______________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 4) Собирание ребенком конструктора.____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 5) Проектирование дизайнером интерьера помещения.______________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 6) Составление учителем вопросов к контрольной работе.___________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
7) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 8) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 9) Составление архитектором будущего плана постройки.___________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
10) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 11) Решение учебной задачи новым способом._____________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Задание №2
Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация). Примеры должны быть полностью обоснованы.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
22 _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
23 Задание №3
Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях? Дайте обоснование своему ответу.
1) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль._______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
2) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам._________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова._______________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
4) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период._______________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 5) Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами._____________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 6) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно._____________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 7) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.______________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 8) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.____ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 9) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов._______________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Задание №4
Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной? Дайте обоснование своему ответу.
1. Часы бывают электронные, механические, настенные, напольные. 2. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.
3. В зависимости от содержания хранящегося в памяти материала различают следующие ее виды: образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную.
4. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую. ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
24 Задание №5 Тест «Художник - Мыслитель» (какой тип мышления у вас преобладает?)
Инструкция:
Ответьте на следующие вопросы, пользуясь 11-бальной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но
в то же время вы и не счастливый оптимист, то в Вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку«за настроение».
Оценка результата: Подсчитайте сумму баллов по каждому типу по формулам:
Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный»); П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)
Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у Вас преобладает логический тип мышления.
Если у Вас (П) больше (Л), то Вы человек художественного склада. Если (Л) больше (П) на 5 и менее баллов, то средний.
По результатам тестирования запишите общий вывод: ____________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Задание №6
Методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной)
25 Шкалы: типы мышления-предметно-действенное,абстрактно-символическое,словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое).
Назначение теста: д иагностика типа мышления респондента. Инструкция к тесту:
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет Вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.
Тестовый материал:
Обработка результатов теста:
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
· 0-2 – низкий,
26 · 3-5 – средний, · 6-8 – высокий.
Интерпретация результатов теста:
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела.Они усваивают информациючерез движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые–физики-теоретики,математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальныминтеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума,которыемогут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность –это способность мыслить творчески,находить нестандартные решениязадачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего Ваши способности и интерес к будущей профессии.
По результатам тестирования запишите общий вывод: ____________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
27
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 4015798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.250 (0.245 с.) |