Тема 2. 3 внимание, память, воображение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 3 внимание, память, воображение



 

Практическое занятие №3

 

Тема: Развитие познавательных процессов человека–внимание,память и воображение.

 

Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных теоретических знаний для выполнения практических заданий по развитию познавательных процессов человека – внимание, память и воображение.

 

Задание №1

Дайте определения следующим основным понятиям:

 

Память – это _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Отсутствие памяти – это _______________________________________________________________

Внимание – это _______________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Внимательность – это _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Воображение – это ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Чем отличаются следующие понятия?

«мечта» и «творческое воображение» - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

«сенсорное внимание» и «моторное внимание» - __________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

«рассеянность» и «переутомление» - _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

18


Задание №2

Распределение цифр в определенном порядке.

 

Инструкция:

 

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу справа, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.

 

12 4 34 11 20
         
7 31 21 37 2
         
28 1 16 25 33
         
40 19 20 39 9
         
13 35 6 17 24
         

 

Задание №3

 

Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях:

 

а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу______________________________

_____________________________________________________________________________________

б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!»_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей_____

_____________________________________________________________________________________

г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату»__________________

_____________________________________________________________________________________

д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета_____________________

_____________________________________________________________________________________

е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина__________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание №4

Тест Липпмана «Логические закономерности».

Инструкция:

 

Перед Вами ряды чисел и Вам необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Сформулируйте закономерность в каждом ряду; определите и запишите два числа, которые бы продолжили ряд.

 

Числовые ряды:

1) 2,3,4,5,6,7______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2) 6,9,12,15,18,21__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3) 1,2,4,8,16,32____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


 

19


4) 4,5,8,9,12,13____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

5) 19,16,14,11,9,6__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

6) 29,28,26,23,19,14________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

7) 16,8,4,2,1,0,5____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

8) 1,4,9,16,25,36___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

9) 21,18,16,15,12,10________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

10) 3,6,8,16,18, 36___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Задание №5

Проследить особенности творческого воображения.

 

Инструкция:

Перед Вами ряд слов: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова.

 

В качестве критерия оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

20


Дополнительные задания:

№1.

Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

 

1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!______________

2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.___________________________________

3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!____________________________________

 

4. Ковал я железо ярким днем.___________________________________________________________

 

№2

Упражнение на развитие переключаемости внимания.

 

Необходимо найти и отметить на рисунке числа по порядку – числовой ряд указывает преподаватель. Всего чисел от 1 до 90.


 

21


Тема 2.4 Мышление и речь

 

Практическое занятие №4

 

Тема: Анализ и диагностика развития мышления у подростка.

 

Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных теоретических знаний для выполнения практических заданий по анализу и диагностике развития мышления у подростков.

 

Задание №1

 

Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях. Дайте обоснование своему ответу.

 

1) Написание журналистом аналитической статьи._________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам._______________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

3) Составление свидетелем словесного описания преступника._______________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4) Собирание ребенком конструктора.____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5) Проектирование дизайнером интерьера помещения.______________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6) Составление учителем вопросов к контрольной работе.___________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

7) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.___________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

9) Составление архитектором будущего плана постройки.___________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

 

10) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.__________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

11) Решение учебной задачи новым способом._____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание №2

 

Приведите примеры ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация). Примеры должны быть полностью обоснованы.

 

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

22


_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

23


Задание №3

 

Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях? Дайте обоснование своему ответу.

 

1) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль._______________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

2) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам._________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова._______________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

4) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период._______________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5) Задание ученикам - найти сходство между предложенными чертежами._____________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно._____________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.______________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.____

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

9) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов._______________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание №4

 

Какая из приведенных классификаций может быть признана правильной? Дайте обоснование своему ответу.

 

1. Часы бывают электронные, механические, настенные, напольные.

2. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.

 

3. В зависимости от содержания хранящегося в памяти материала различают следующие ее виды: образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную.

 

4. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


 

24


Задание №5

Тест «Художник - Мыслитель» (какой тип мышления у вас преобладает?)

 

Инструкция:

 

Ответьте на следующие вопросы, пользуясь 11-бальной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но

 

в то же время вы и не счастливый оптимист, то в Вашем распоряжении все остальные баллы – от

1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку«за настроение».

 

  Утверждения Баллы
1. У меня преобладает хорошее настроение.  
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.  
3. Прослушав мелодию несколько раз, я могу правильно воспроизвести ее.  
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.  
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.  
6. Мне трудно дается математика.  
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.  
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.  
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.  
10. У меня преобладает плохое настроение.  

 

Оценка результата:

Подсчитайте сумму баллов по каждому типу по формулам:

 

Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный»); П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)

 

 

Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у Вас преобладает логический тип мышления.

 

Если у Вас (П) больше (Л), то Вы человек художественного склада. Если (Л) больше (П) на 5 и менее баллов, то средний.

 

По результатам тестирования запишите общий вывод: ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание №6

 

Методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной)


 

 

25


Шкалы: типы мышления-предметно-действенное,абстрактно-символическое,словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое).

 

Назначение теста: д иагностика типа мышления респондента.

Инструкция к тесту:

 

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет Вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

 

Тестовый материал:

     

Высказывания

               

«да»/ «нет»

 
1.  

Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

         
2.  

Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

         
3.   Я люблю читать книги.                            
4.  

Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

                 
5.  

Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

                 
6.  

Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

         
7.   Я люблю играть в шахматы.                            
8.  

Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

         
9.  

Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

         

10.

Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

         

11.

Мне нравится все делать своими руками.

                     

12.

В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

         

13.

Я придаю большое значение сказанному слову.

                 

14.

Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

         

15.

Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

         

16.

При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

         

17.

Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

         

18.

Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

         

19.

Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

       

20.

Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

         

21.

Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

         

22.

Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

                 

23.

Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

         

24.

Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

         

25.

Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.

         

26.

Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

                 

27.

Я понимаю красоту математических формул.

                     

28.

Мне легко говорить перед любой аудиторией.

                 

29.

Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

                 
    Ключ к тесту:                            
  Тип мышления            

Вопросы

         
1   Предметно-действенное 1 6   11   16   21   26

31

36  
2   Абстрактно-символическое 2 7   12   17   22   27

32

37  
3   Словесно-логическое 3 8   13   18   23   28

33

38  
4   Наглядно-образное 4 9   14   19   24   29

34

39  
5   Креативность (творческое) 5 10   15   20   25   30

35

40  

 

Обработка результатов теста:

 

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

 

· 0-2 – низкий,


 

26


· 3-5 – средний,

· 6-8 – высокий.

 

Интерпретация результатов теста:

 

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела.Они усваивают информациючерез движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

 

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые–физики-теоретики,математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

 

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальныминтеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

 

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума,которыемогут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

 

5. Креативность –это способность мыслить творчески,находить нестандартные решениязадачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

 

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

 

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего Ваши способности и интерес к будущей профессии.

 

По результатам тестирования запишите общий вывод: ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

27



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 4015798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.250 (0.245 с.)