Мотив и мотивационная структура личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотив и мотивационная структура личности



В настоящее время изучение мотивации и стимулирования труда работников предприятий является одним из актуальных вопросов. Это обусловлено тем, что произошли глубокие изменения систем управления в организациях, связанных с завершением перехода России на новую модель хозяйствования и закреплением ее роли в мировой экономике.

Переход России к рыночной экономике, выход на мировой уровень потребовал от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования, а также современных методов управления персоналом.

Одна из основных задач в условиях рыночной экономики и ее успешного функционирования - усиление хозяйственной мотивации и стимулов эффективного, высокопроизводительного труда. От успешного решения этой задачи в огромной мере будет зависеть формирование необходимого обществу отношения к труду, использование всех резервов и возможности повышения его производительности.

За длительный период времени в России сформировалась деформированная структура производства, не отвечающая реальным потребностям людей. В практике централизованно устанавливались нормативы, лимиты, цены, тарифные ставки, оклады и другие показатели. В обществе сформировался устойчивый стереотип неприятия частной собственности, предпринимательской деятельности, конкуренции и др. Проводимые реформы обусловили изменение структуры производства, его спад, снижение жизненного уровня народа, поляризацию населения по уровню доходов, безработицу, в результате чего у значительной массы людей сформировалось разочарование проводимым курсом реформирования экономики. Совершенствование мотивационного механизма является одним из методов выравнивания и смягчения появившейся деформации ряда социальных императивов.

Рыночная экономика предполагает у людей наличие мотивов и стимулов, которые будут способствовать повышению эффективности общественного производства и труда как основы успешного экономического развития и решения социальных задач. В то же время все большее число специалистов, как видно из литературных источников, считают, что человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.

Исследование методов и направлений трансформации механизма мотивации труда в рыночной среде представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач экономической науки.

Понятие «мотив» имеет различный смысл. Ряд авторов понимают под мотивом всякое воздействие на организм (стимул). Другие отождествляют мотивы и эмоции или мотивы и физиологические причины поведения и т.д. В энциклопедических словарях термин «мотив» трактуется как русифицированное французское слово motif, а в буквальном смысле обозначающее «побуждение». И поэтому некоторые авторы под мотивом понимают все, что побуждает человека действовать. Но тогда возникает вопрос: «Все ли побуждение нужно считать мотивами или только некоторые из них и какие именно?» Ответ зависит от того, что именно считать в действиях человека социологически и психологически наиболее существенным.

Наиболее эффективным для анализа данной темы представляется социально-психологический подход. Это позволяет, с одной стороны, избежать исключительно социологического подхода, вследствие его упрощенного понимания, одностороннего, прямолинейного и механического истолкования форм общественного сознания. А с другой – не свести многообразие методов лишь к психоанализу.

В психологии, «мотив», означает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности, а также предмет или объект, на которого эта активность направлена, будучи осознаваемой или неосознаваемой[1]. В широком смысле, к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Узнадзе Д.Н. определяет мотив как «соображение, заставившее субъекта совершить акт», «потребность, для удовлетворения которой данное поведении было признано целесообразным»[2].

У Леонтьева А.Н. мотив – это предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане»[3].

Дусавицкий А.К. называет мотивом не сам предмет потребности, а «побуждение к овладению конкретным предметом потребности»[4]. Близкую к этой позиции высказывает Божович Л.И., ее точка зрения, что мотив – это все, что побуждает активность, в том числе и принятие решения, и чувство долга, и сознание необходимости, которые нередко выполняют свою побудительную функцию даже вопреки имеющемуся непосредственному желанию[5]. Это определение мотива у ребенка, у развивающейся личности.

Михайлов С.А. называет мотивом «значение, которое приобретает предмет при соотнесении с потребностью…, поскольку именно оно побуждает субъекта к овладению этим предметом»[6].

Мерлин В.С, отмечает, что «мотивация - это активное соотношение между субъектом и внешней средой. Чтобы человек стал действовать, в природе или в обществе должно отсутствовать что-то необходимое для его жизни и развития, что вызывает недовольство человека и желание устранить это»[7].

Следовательно, в приведенных выше психологических трактовках мотивации, внимание концентрируется и на отношении к данному виду деятельности, и на осмыслении целей, и предвосхищении результатов, и оценке деятельности, и осознании ее необходимости, потребности в ней. Мотивация в этом плане выступает как характеристика смысла, который имеет данный вид деятельности для человека и объясняет, почему человек совершает те или иные действия, проявляет активность. С этой точки зрения под мотивом мы должны понимать только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий. В таком случае, ни внешние, ни внутренние стимулы не являются мотивами. Стимул определяет реакцию организма, но сам по себе, в отдельности, не может определить целенаправленного действия.

Точно также и эмоции не являются мотивами. Каким бы сложным не было содержание той или иной эмоции, например, нравственного или эстетического чувства, оно всегда связано либо с удовольствием, наслаждением, либо с неудовольствием, страданием. От удовольствия и неудовольствия зависит характер реакции, но не целенаправленные действия человека. Человек может выполнить свой долг, несмотря на величайшее страдание и, наоборот, подавить запретное действие, несмотря на наслаждение, которое оно ему сулит.

Если обратиться к психологическим закономерностям деятельности, то под мотивами следует понимать психологические побудители или движущие силы, побуждающие человека к действиям, определяющие их целенаправленность.

Первый побудитель целенаправленного действия – состояние нужды.

Другими словами, чтобы целенаправленно и активно действовать, человек должен в чем-то нуждаться. Нужда – это лишь объективное условие, а не мотив целенаправленного действия. Далеко не каждая нужда побуждает человека к действию. Только в том случае, когда нужда вызывает неудовлетворение, страдание, а прекращение нужды вызывает удовольствие, становится возможной активная деятельность.

Эмоции являются вторым необходимым побудителем всякой активной деятельности. Мотив невозможен без одновременно с ним возникшей, и связанной с ним, эмоции. Не существует неэмоциональных мотивов. Но, тем не менее, эмоции не являются мотивами. От эмоции зависит лишь реакция организма на состояние нужды, но не целенаправленное действие. Для того чтобы действие было целенаправленным, человек должен осознавать, в чем именно он нуждается, чего ему не хватает. Потребность – это и есть сознание и переживание человека того, что необходимо человеку для поддержания жизни, для развития личности и т.д.

Теперь обратимся к характеристике структуры и свойств мотива. Мотив не только побуждает к действию, но и определяет, как надо осуществлять это действие. В мотивах деятельности выражается отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. Это отношение имеет всегда определенное направление. Если человек стремится овладеть каким-либо предметом, воспользоваться им, то в таком мотиве выражается положительное отношение. Наоборот, если стремится избежать предмета, защититься от него, то мотив выражает отрицательное отношение.

В мотиве проявляется не только направление отношения – положительное или отрицательное. Мотив характеризуется также тем, что содержится в этом отношении. Если человек стремится использовать предмет в практических целях, то в этом выражается практическое отношение. Если он ставит перед собой какую-либо нравственную цель по отношению к какому-либо человеку или действию, то в этом выражается нравственное отношение. Швейцарский психолог К.Юнг отметил, что нравственное отношение может быть обращено преимущественно на собственную внутреннюю жизнь (интровертная установка). Таким образом, всякий мотив характеризует определенное направление, содержание отношения и имеет личностный характер.

Некоторые авторы подчеркивают, что активное отношение человека к окружающему миру проявляется не только в мотивах, но и в свойствах личности[8]. Так, трудолюбие характеризует отношение труду. Общительность – отношение к людям. Аккуратность – отношение к вещам. Каждое свойство личности побуждает к определенным действиям. Трудолюбие побуждает человека активно искать трудовые задания и испытывать наслаждение при их выполнении. Общительность побуждает искать общества людей и находить наслаждение в общении. Вместе с тем есть существенное различие между такими мотивами как голод, жажда, потребность в одежде, интерес к математике, т.е. мотивам в собственном смысле слова и свойствами личности как мотивами, такими, как добросовестность, трудолюбие, общительность и т.п. В чем же заключается это отличие?

Свойство личности представляет собой, как отмечает Мерлин В.С., не какой-то один, а целую систему взаимосвязанных мотивов. В свойствах личности выражаются более обобщенные отношения, чем в мотивах. И свойства личности представляют собой гораздо более устойчивые отношения, чем мотивы[9].

Важным аспектом проблемы, активно обсуждаемым в научной литературе, является выявление соотношения мотива и деятельности. Последнее может побуждаться разными мотивами.

Важно следствие из этого положения, сделанное Дусавицким А.К.: «сама по себе деятельность человека (точнее, ее внешняя характеристика) и даже ее результаты (плохие или хорошие) еще ничего не говорят о мотивах, которые побуждают эту деятельность. Одни и те же результаты могут быть получены на основе разных мотивов»[10].

Конечно, деятельность практически никогда не мотивируется только одним мотивом, но все дело в том, какой из мотивов является для личности в данной деятельности главным, определяющим (ведущим), а какой второстепенный. Именно иерархия, соподчинение мотивов и дает возможность оценить, какой смысл имеет конкретная деятельность для личности.

В психологической литературе указывается на наличие осознаваемых и неосознаваемых мотивов, в деятельности в частности, эти позиции есть у Леонтьева А.Н.[11] и Дусавицкого А.К.

Примерами осознаваемых мотивов могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов жизни. Это мотивы - цели. Но сами цели деятельности не есть мотивы. (Цель может быть одна для всех, и осознаваема - построить дом, а мотивы у каждого свои – получить премию или квартиру в этом доме, заслужить продвижение по службе и т.д.)

Класс неосознаваемых мотивов значительно больше, и до определенного возраста в нем оказывается практически все мотивы. Но мотив может быть неосознаваемым не только потому, что человек не осознает его, не отдает в нем отчета, а и потому, что мотив неправильно осознается субъектом, который искаженно, неполно представляет свою подлинную объективную нужду.

Неосознаваемые мотивы являются в основном предметом исследования психологии. В социологии рассматриваются осознаваемые мотивы. Для целей подготовки персонала интересен социально-психологический подход, так как он позволяет рассмотреть и те и другие мотивы в единстве и показать, что они не противостоят, а дополняют друг друга.

Рассматривая мотивационную структуру, необходимо учитывать динамическую и содержательную стороны мотивации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.012 с.)