В Государственной аттестационной комиссии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Государственной аттестационной комиссии»



МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Экономики и управления

Кафедра Менеджмента

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Мотивация молодежи на получение высшего образования»

Специальность: Управление персоналом

 

Выполнила

Студентка 5 курса

Семендяева А.Н.

группа УП-501 ДО

Научный руководитель

д.э.н., проф. Царегородцев Ю.Н.

«Допустить к защите

В Государственной аттестационной комиссии»

Заведующий кафедрой

_______________________________

Дата ___________________________

Москва 2010 / 2011учебный год

Содержание

Введение …………………………………………………………………........…..3

ГЛАВА 1. Мотивация трудовых ресурсов как фактор развития экономики …………………………………………………………….…........…..6

1.1. Мотив и мотивационная структура личности……...………..…..........….6

1.2. Исследование отечественного и зарубежного опыта в области формирования трудовых мотивов……………………………………........……13

1.3. Анализ мотивированности молодежи к профессиональной деятельности……………………………………………………………..........…21

ГЛАВА 2. Исследование мотивов учебной деятельности молодежи ………………………………………………...………………........…31

2.1. Мотивация личности, мотивы и их классификация…...…...........……..31

2.2. Ценности молодежи и молодежь как ресурс будущего общества........44

2.3. Особенности мотивов и мотивация молодежи на получение качественного высшего образования…..……………………..………........…..53

ГЛАВА 3. Рекомендации для получения качественного высшего образования. ………..…………….……………….…………………….........…64

3.1. Результаты социологических исследований учебной деятельности молодежи и их мотивации……………………………………………........……64

3.2. Определение социально-экономического эффекта от внедрения предложений…………………………………………………….……….......…..79

Заключение …………………………………………………………….........…..85

Список использованной литературы …………..…………………........……88

Приложения ……………………………………………..………………........…92

Введение

Актуальность темы исследования. Во второй половине ХХ века проблемы образования переросли национальные рамки и стали глобальными, со всей очевидностью показав необходимость обновления и реформирования систем образования с целью обеспечения высокого уровня подготовки эффективного работника. Это связано с тем, что учебно–образовательная деятельность стала обязательным личностным компонентом жизни человека, определяющим способ его существования и образ мыслей, первостепенным фактором сохранения жизни социума на Земле, его экономического, политического и духовного развития.

Специфика социально – экономических и политических перемен в российском обществе, качественные изменения социокультурной ситуации в стране привели, с одной стороны, к возрастанию активности и значимости личности, а с другой – к разрушению прежней системы ценностей, мотивационной структуры личности. Между тем формирование у молодежи, особенно у студенчества, как наиболее образованной и активной ее части, новых ориентаций на гуманистические ценности, на позитивную мотивацию, на получение образования в его новой роли для личности и общества – является одним из важнейших условий успеха перемен в стране, построения рыночной экономики в России. Нужен поиск новых механизмом и форм социализации молодежи, подходов к формированию мотивационной структуры личности. Это связано с тем, что традиционные, основанные на монопольных идеологических регуляторах, авторитарной педагогике сегодня не эффективны.

Актуальность темы дипломной работы определяется также тем, что исследования по проблемам мотивации молодежи на получение качественного высшего образования, выполнявшиеся до 1991 года, носят в значительной мере идеологизированный характер и нуждаются в сопоставлении различных позиций авторов по данному вопросу, выделении накопленного позитивного опыта и его использовании в современных условиях.

Высокий интерес к изучению мотивации личности нашел отражение в зарубежной и российской научной литературе. Среди зарубежных ученых следует выделить работы М. Вебера, В. Парето, Т. Парсона, М. Ковингтона, А. Маслоу и др. Из отечественных авторов – труды Л.И. Божович, И.М. Ильинского, Д.Н. Узнадзе, А.К. Дусавицкого.

Оценивая вклад отечественных и зарубежных авторов и разработку проблемы мотивации, следует отметить, что пока недостаточно разработана проблема рассмотрения структуры мотива с позиции междисциплинарного подхода. Недостаточно полно исследованы проблемы, связанные с проявлением социальных и культурных факторов, определяющих структуру мотива, а также вопросы их развития в процессе изменения социокультурных факторов и просто взросления человека, становления высококвалифицированного работника.

В результате того, что не сформировалась окончательная схема, по которой возможны определения, вычленения и структурирование мотивов личности, многие важные мотивы студенчества остаются без внимания. Вследствие этого остается нереализованным огромный потенциал студента и вуза, чем обуславливается необходимость исследования проблемы мотивации и разработки основ эффективного ее изучения.

Объект исследования – молодежь как трудовой ресурс общества.

Предметом исследования является мотивация молодежи на получение качественного высшего профессионального образования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования – выявить направленность изменения мотивации российской молодежи на обучение в высших учебных заведениях, раскрыть ее структурные элементы, проанализировать механизм взаимосвязей эволюции мотивации с социально-экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

1) проанализировать отечественный и зарубежный опыт в области формирования трудовых мотивов;

2) исследовать мотив и мотивационную структуру личности в целом и мотивированность молодежи к производственному труду в частности;

3) рассмотреть содержание мотивации личности, развитие мотивов (мотивации) и их классификации, выделить основные ценности молодежи;

4) выделить факторы, определяющие главные тенденции эволюционной сферы студенческой молодежи на получаемую профессию;

5) определить социально-экономическую эффективность от получения качественного высшего образования;

6) дать практические рекомендации по эффективной мотивации студенчества и молодежи.

Значение выполняемого исследования определяется тем, что в условиях реформирования российского общества, с развитием рыночных отношений и расслоением населения по социально-экономическим, этническим и социокультурным признакам, наблюдается некоторое усиление негативных моральных установок в мотивационной сфере студенческой молодежи, что не противоречит росту идентичности мотивов получения высшего образования у молодежи разных регионов страны. Все в большей мере проявляются прагматизм и конъюнктурность мотивов получения высшего образования. Вместе с тем, для сравнительно большой группы студенчества получение высшего образования сохранилось не только как возможность овладения определенной специальностью, но и как возможность самореализации, культурного развития, повышения личного престижа в обществе. Это соответствует и российской социокультурной традиции.

ГЛАВА 1. Мотивация трудовых ресурсов, как фактор развития экономики

ГЛАВА 2. Исследование мотивов учебной деятельности молодежи

 

Заключение

В мотивах деятельности человека выражается его отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Мотив есть сложный, комплексный феномен, сплетение целого ряда личностных побудителей, обусловленных объективными и субъективными факторами. Он ярко проявляется в ценностных ориентациях человека. Важной предпосылкой становления мотивации является внутренняя энергетика организма человека. В немалой степени мотив есть и продукт воздействия на человека общества, а также его системы ценностей, приоритетов, социокультурных традиций.

Исследование показало, что формирование мотивационной сферы зависит от мотивации студенчества на получение высшего образования, определяется системой идеалов, норм, потребностей и интересов, а также спецификой предметной деятельности и общения студенчества, характерной для конкретного общества. Эволюция и выбор мотива на получение высшего образования современной российской молодежью определяется условиями, в которых протекает модернизация российского общества, его социокультурными традициями, целевыми установками самой системы образования, а также самосознанием, свободой воли и ответственности личности.

Проведённый анализ мотивации молодёжи на получение высшего профессионального образования также позволяет сделать следующие выводы.

Эволюция мотивов на получение высшего профессионального образования зависит от факторов на макро-, микро- и личностном уровне, а также внутренних и внешних условий развития страны при усилении влияния общемировых процессов.

Социологические исследования показывают значимость таких мотивов, как добиться успеха в жизни, сделать карьеру, получить определённый социальный статус. Появился дополнительный и достаточно новый мотив для нашей страны - возможность работы за рубежом. Растёт рейтинг мотивов, связанных с овладением культуры, самосовершенствованием, самореализацией. Произошли позитивные сдвиги в понимании смысла жизни и жизненных целей, т.е. «выход» мотивов на получение высшего образования за рамки лишь овладения специальностью. Всё это свидетельствует о широте и многообразии мотивационной структуры студентов на получение высшего образования.

Вместе с тем, формирование новой мотивационной структуры студентов осуществляется противоречиво. Это проявляется, в частности, в расширении мотивов, связанных с удовлетворением утилитарных потребностей, в сохранении мотивов подражания, социального заражения (увлечение экономическими и юридическими профессиями в свое время, рост значимости материального достатка в замен общественного признания и т.д.)

Проведённый анализ показал, что если в условиях 60-70-х гг. образ жизни, ценностные ориентации, интересы, мотивы человека на получение высшего образования определялись в первую очередь внутренними условиями страны, живущих в условиях тоталитарного режима, авторитарного управления, императивной педагогики, то сегодня на становление мотиваций всё большее влияние оказывают общемировые процессы, а также присущие студенчеству интересы и потребности. Различия в мотивационной сфере всё более зависят от растущей неоднородности по социальному, материальному положению молодежи, а также от социокультурного уровня и предпочтений личности.

Одно из самых главных плюсов качественного высшего образования – это возможность организациям избежать повышения квалификации молодых специалистов, а следовательно и затрат на это. Вместо того, чтобы молодой сотрудник работал, не принося прибыль компании, а, только окупая свое повышение квалификации, он, имея за спиной качественное высшее образование, будет работать, и приносить доход организации – работодателю.

Российские организации, отправляя молодых специалистов на повышение квалификации, изымает из экономики страны денежные средства, направленные на обучение. В масштабах экономики всей страны это приобретает внушительные размеры.

Таким образом, высшее образование, которое качественно преподнесено студенту и внимательно и адекватно им получено, увеличивает доход как отдельной организации – работодателя, так и экономики всей страны в целом.

Комплекс выводов и рекомендаций, разработанных на основе системного междисциплинарного анализа данной дипломной работы, может быть использован для коррекции принципов и подходов в организации и управлении учебным процессом в вузах с целью повышения эффективности социальной профессионализации личности и достижения высокого уровня профессиональной отдачи специалиста в современных условиях, равно как и для становления новых целей, рассматривающих образование как способ бытия и самореализации творческих сил человека.

 

Список использованной литературы

1. Американская социологическая мысль: Тесты. / Под ред. В.И. Добренькова. М., Изд-во МГУ, 2005.-496 с.

2. Антипова В.М. Формирование мотивов учебной деятельности студентов в условиях учебно-научного комплекса вуза. // Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. Ростов, Изд-во Ростовского университета, 2007.-154 с.

3. Асеев Б.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 2003.­-156 с.

4. Белозерова Ю.А. Студенческая бедность: к исследованию одного мифа. // Материалы международной научно-практической конференции. Преемственность поколений: диалог культур. СПб., 1999.

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.,2008.-212 с.

6. Варенов А.В., Исаев С.Ю. Мотивация персонала: игра или работа. Что мы делаем на рабочем месте. – СПб.: Речь, 2009. -160 с.

7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.-715 с.

8. Воронин Г.Л. Духовная организация личности и общества, как объект социологического изучения. // Диссертация. М., Российская АН Институт социологии, 2002.

9. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 2000.-287 с.

10. Диллигентский Г.Г. В поисках смысла и цели. М., 2009.-454 с.

11. Дусавицкий А.К. Мотивы учебной деятельности студентов. Учебное пособие. Харьков, ХГУ, 2008.-155 с.

12. Зюзин Д.И., Маряновская И.А. Профессиональное самоопределение студенчества. // Социологические исследования профессиональной ориентации молодёжи. М., 2007.

13. Ильинский И.М. Молодежь и молодёжная политика. М., 2001.-693 с.

14. Koзaчeнкo А.В. Зарубежный опыт мотивации труда. // Текущий сайт - http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008997 - по состоянию на 23.03.2011.

15. Костицын Н.А. Экономическая эффективность корпоративного обучения. // Текущий сайт СуперДжоб - http://www.superjob.ru/research/ - по состоянию на 05.04.2011.

16. Краткий словарь по социологии. / Под ред. Д.М.Гришиани, Н.И.Лапиной. М., 2002.-479 с.

17. Леонтьев А.Н. Потребности молодежи. М., 2008.-255 с.

18. Лепкова Я.И. О бедном студенте замолвите слово. // Cоsmopolitan, июнь 2004.-96с.

19. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь. 2004.-220 с.

20. Михайлов С.А. Мотивы в структуре деятельности. // Мотивация учебной деятельности. Новосибирск, 2007.-139 с.

21. Молодежь Германии и России. Социологическое исследование. М., 2004.

22. Молодежь России: тенденции, перспективы. / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. М., 1993.-224 с.

23. Мотивация познавательной деятельности. / Под общ. ред. Ю.Н. Колюткина, Г.С. Сухобской. СПб., 2005.-117 c.

24. Обследование населения по проблемам занятости. М.: ФСГС, 2009.

25. Обухов В.Л., Зобов Р.А., Сугакова Л.И., Ситников В.Л. Основы человековедения: Человек как микрокосм: Учебное пособие.СПб.,2001.-272с.

26. Падалко О.В. Молодые специалисты с высшим образованием: динамика профессионального самоопределения. // Преемственность поколений. СПб., 2006.-268 с.

27. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М., 2006.-293 с.

28. Рябов Л.П. Требования ХХI века к высшему образованию: прогностические черты и тенденции его развития в России. М.,НИИВО, 1995.

29. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества. — М.: "Журнал Эксперт", 2006.-680 с.

30. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. / Под ред. Т.Н. Кухтевич, В.М. Прокопенко. М., Изд-во МГУ, 2006.-122 с.

31. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2005.-203 с.

32. Студент и общество: противоречия, различия (социологический аспект) Гл. ред. Т.Н. Кухтевич.М., 1999.-80 с.

33. Текущий сайт «Исследовательская сеть ROMIR Monitoring» - http://regions.rmh.ru/ - по состоянию на 27.03.2011.

34. Текущий сайт «Общество психоаналитической психотерапии» - http://www.spp.org.ru/page.php?id=4 – по состоянию на 23.04.2011.

35. Текущий сайт «Учреждение Российской академии наук. Институт социологии РАН» - http://www.isras.ru/socis.html - по состоянию на 15.04.2011.

36. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 2006.-451 с.

37. Управление персоналом организации: учебное пособие. / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

38. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 2004.-193 с.

39. Фролов С.С. Социология. М., 2006.-360 с.

40. Хекхпузен Х.Р. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 2006.-179 с.

41. Чупров В.И. Молодежь России на пороге ХХI века. // Молодой человек в условиях кризиса. Материалы международной научно-практической конференции. M.-СПб., 1999.

42. Щепкина Е.В. Стимулирование и мотивация студентов на успех в учебной деятельности. // Диссертация. М., 2004.

43. Эфендиев А.Г. Московский студент: проблемы и настроения. М., 2003.­-176 с.

 

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

Молодежь и старшее поколение по уровню квалификации (% по каждой группе)

Группы работающих Молодежь Старшее поколение
% Ранг % Ранг
Руководитель, топ-менеджер высшего звена управления     1,6  
Руководитель, менеджер среднего звена управления 4,2      
Руководитель, менеджер низшего звена управления (первичных коллективов) 3,9   3,2  
Работник интеллектуального труда высшей квалификации 3,3   4,1  
Квалифицированный работник интеллектуального труда 18,3   19,1  
Малоквалифицированный работник интеллектуального труда        
Работник высококвалифицированного физического и умственного труда     11,3  
Работник квалифицированного преимущественно физического труда     25,1  
Работник неквалифицированного физического труда 14,1   13,7  
Высококвалифицированный работник сельского труда 0,2   0,5  
Квалифицированный работник сельского труда 1,7   2,7  
Неквалифицированный работник сельского труда 1,4   2,3  
Затрудняюсь ответить 6,9   5,5  
Итого        

 

Приложение 3

 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Экономики и управления

Кафедра Менеджмента

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Мотивация молодежи на получение высшего образования»

Специальность: Управление персоналом

 

Выполнила

Студентка 5 курса

Семендяева А.Н.

группа УП-501 ДО

Научный руководитель

д.э.н., проф. Царегородцев Ю.Н.

«Допустить к защите

в Государственной аттестационной комиссии»

Заведующий кафедрой

_______________________________

Дата ___________________________

Москва 2010 / 2011учебный год

Содержание

Введение …………………………………………………………………........…..3

ГЛАВА 1. Мотивация трудовых ресурсов как фактор развития экономики …………………………………………………………….…........…..6

1.1. Мотив и мотивационная структура личности……...………..…..........….6

1.2. Исследование отечественного и зарубежного опыта в области формирования трудовых мотивов……………………………………........……13

1.3. Анализ мотивированности молодежи к профессиональной деятельности……………………………………………………………..........…21

ГЛАВА 2. Исследование мотивов учебной деятельности молодежи ………………………………………………...………………........…31

2.1. Мотивация личности, мотивы и их классификация…...…...........……..31

2.2. Ценности молодежи и молодежь как ресурс будущего общества........44

2.3. Особенности мотивов и мотивация молодежи на получение качественного высшего образования…..……………………..………........…..53

ГЛАВА 3. Рекомендации для получения качественного высшего образования. ………..…………….……………….…………………….........…64

3.1. Результаты социологических исследований учебной деятельности молодежи и их мотивации……………………………………………........……64

3.2. Определение социально-экономического эффекта от внедрения предложений…………………………………………………….……….......…..79

Заключение …………………………………………………………….........…..85

Список использованной литературы …………..…………………........……88

Приложения ……………………………………………..………………........…92

Введение

Актуальность темы исследования. Во второй половине ХХ века проблемы образования переросли национальные рамки и стали глобальными, со всей очевидностью показав необходимость обновления и реформирования систем образования с целью обеспечения высокого уровня подготовки эффективного работника. Это связано с тем, что учебно–образовательная деятельность стала обязательным личностным компонентом жизни человека, определяющим способ его существования и образ мыслей, первостепенным фактором сохранения жизни социума на Земле, его экономического, политического и духовного развития.

Специфика социально – экономических и политических перемен в российском обществе, качественные изменения социокультурной ситуации в стране привели, с одной стороны, к возрастанию активности и значимости личности, а с другой – к разрушению прежней системы ценностей, мотивационной структуры личности. Между тем формирование у молодежи, особенно у студенчества, как наиболее образованной и активной ее части, новых ориентаций на гуманистические ценности, на позитивную мотивацию, на получение образования в его новой роли для личности и общества – является одним из важнейших условий успеха перемен в стране, построения рыночной экономики в России. Нужен поиск новых механизмом и форм социализации молодежи, подходов к формированию мотивационной структуры личности. Это связано с тем, что традиционные, основанные на монопольных идеологических регуляторах, авторитарной педагогике сегодня не эффективны.

Актуальность темы дипломной работы определяется также тем, что исследования по проблемам мотивации молодежи на получение качественного высшего образования, выполнявшиеся до 1991 года, носят в значительной мере идеологизированный характер и нуждаются в сопоставлении различных позиций авторов по данному вопросу, выделении накопленного позитивного опыта и его использовании в современных условиях.

Высокий интерес к изучению мотивации личности нашел отражение в зарубежной и российской научной литературе. Среди зарубежных ученых следует выделить работы М. Вебера, В. Парето, Т. Парсона, М. Ковингтона, А. Маслоу и др. Из отечественных авторов – труды Л.И. Божович, И.М. Ильинского, Д.Н. Узнадзе, А.К. Дусавицкого.

Оценивая вклад отечественных и зарубежных авторов и разработку проблемы мотивации, следует отметить, что пока недостаточно разработана проблема рассмотрения структуры мотива с позиции междисциплинарного подхода. Недостаточно полно исследованы проблемы, связанные с проявлением социальных и культурных факторов, определяющих структуру мотива, а также вопросы их развития в процессе изменения социокультурных факторов и просто взросления человека, становления высококвалифицированного работника.

В результате того, что не сформировалась окончательная схема, по которой возможны определения, вычленения и структурирование мотивов личности, многие важные мотивы студенчества остаются без внимания. Вследствие этого остается нереализованным огромный потенциал студента и вуза, чем обуславливается необходимость исследования проблемы мотивации и разработки основ эффективного ее изучения.

Объект исследования – молодежь как трудовой ресурс общества.

Предметом исследования является мотивация молодежи на получение качественного высшего профессионального образования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования – выявить направленность изменения мотивации российской молодежи на обучение в высших учебных заведениях, раскрыть ее структурные элементы, проанализировать механизм взаимосвязей эволюции мотивации с социально-экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

1) проанализировать отечественный и зарубежный опыт в области формирования трудовых мотивов;

2) исследовать мотив и мотивационную структуру личности в целом и мотивированность молодежи к производственному труду в частности;

3) рассмотреть содержание мотивации личности, развитие мотивов (мотивации) и их классификации, выделить основные ценности молодежи;

4) выделить факторы, определяющие главные тенденции эволюционной сферы студенческой молодежи на получаемую профессию;

5) определить социально-экономическую эффективность от получения качественного высшего образования;

6) дать практические рекомендации по эффективной мотивации студенчества и молодежи.

Значение выполняемого исследования определяется тем, что в условиях реформирования российского общества, с развитием рыночных отношений и расслоением населения по социально-экономическим, этническим и социокультурным признакам, наблюдается некоторое усиление негативных моральных установок в мотивационной сфере студенческой молодежи, что не противоречит росту идентичности мотивов получения высшего образования у молодежи разных регионов страны. Все в большей мере проявляются прагматизм и конъюнктурность мотивов получения высшего образования. Вместе с тем, для сравнительно большой группы студенчества получение высшего образования сохранилось не только как возможность овладения определенной специальностью, но и как возможность самореализации, культурного развития, повышения личного престижа в обществе. Это соответствует и российской социокультурной традиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.095 с.)