Результаты социологических исследований учебной деятельности молодежи и их мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты социологических исследований учебной деятельности молодежи и их мотивации



Исследование самого учебного процесса позволяет понять, почему процесс обучения может быть малоэффективным, как именно в обучении могут формироваться и развиваться разные мотивы деятельности, разные ценностные ориентации. И не всякий учебный процесс формирует интерес к учебе, академические достижения, уважение к личности студента и т.д., создает предпосылки для современного мышления и поведенческих стереотипов как в стенах вуза, так в еще большей степени в широком социокультурном диапазоне общения и деятельности вне его. Последнее становится возможным, если вуз на практике, а не декларативно встает на путь гуманизации образования, на путь ухода от авторитарной педагогики с ее отношением к студенту как к пассивному объекту воздействия, на путь овладения в полной мере педагогикой сотрудничества, основанной на диалоге преподавателей и студентов в качестве равноправных субъектов (в личностном плане) учебно-обучающей деятельности. Это предполагает построение учебного процесса на основе широкого распространения авторской педагогики, возможности для студента выбора курса лекций, преподавателя, а также учета особенностей региона, в котором находится вуз, всемирном использовании творческого потенциала преподавательского корпуса и студентов, а также знания конъюнктуры рынка специалистов, который будет оказывать все большее влияние на функционирование вуза. Именно при этих условиях учебный процесс действительно может стать компонентом эволюции мотивационной сферы студенчества.

Основными факторами, от которых зависит эволюция мотивационной структуры студенчества, являются:

- позволяет ли качественное образование стать студенту конкурентоспособным;

влияние совмещения учебы с работой;

- влияние успеха и неудачи в учебном процессе;

- организация самого учебного процесса;

- влияние рынка труда, ситуации в стране (внешний фактор).

Оценивать процесс эволюции мотивов студенчества на получение высшего образования мы будем отношением студентов к учебе.

На протяжении многих лет вся система образования действовала на предположении, что готовит людей к реальной жизни, гражданству, работе; что люди, получившие высшее образование, могут преуспеть, быть продуктивным членом общества. Это в значительной мере не соответствовало реальности и раньше, а тем более сейчас, когда общество находится на переломном этапе идущей в стране модернизации, а система высшего образования – в кризисном состоянии и с большим трудом выживает. Этот тезис подтверждается данными социологических исследований.

По данным исследования вузов Москвы 1967-69 гг., 43,6% студентов удовлетворены преподаванием специальных дисциплин. Среди пятикурсников 33,3%[60].

Вот такую картину изменения менталитета университетов дают Зобов Р.А. и Сутакова Л.И.: «уровень преподавания старшее поколение (довоенное поколение студенчества) удовлетворял на 100%, среднее (послевоенное и поколение «шестидесятников») – на 80%, младшее (предперестроечное поколение) – 70%, что может быть связано с качеством преподавания и требования к нему студентов».

По данным социологических исследований в конце 70-х гг. «число полностью неудовлетворенных содержанием и организацией учебного процесса в вузе составляло 8%, удовлетворенных не совсем 44%»[61].

На вопрос: «устраивает ли вас программа обучения в вузе?» - положительный ответ дали в 1987/88 учебном году только 30% респондентов, а 70% категорически ответили «нет».

Появившийся в нашей стране в результате модернизационных процессов рынок требует изменения структуры подготовки и специализации специалистов с высшим образованием. Студент должен иметь возможность как получения качественного, отвечающего сегодняшним требованиям образования, делающего его конкурентоспособным на рынке труда, так и возможность выбора уровня образования, профессии, места и условий труда.

Оценка студентами качества получаемого образования и соответствие учебного процесса в вузе изменившейся ситуации в обществе представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Ответы 2003 г. 2010 г.
Да    
В основном, да    
В основном, нет    
Нет    
Затрудняюсь ответить    

Как мы видим из проведенного опроса, ситуация практически не изменилась за последние 7 лет. Таким образом, около двух третей всех респондентов, удовлетворены гибкостью ВУЗа относительно окружающей ситуации.

В таблице 3 приведено мнение студентов о качестве преподавания.

Таблица 3.

Мнение респондентов о качестве преподавания в вузе

Ответы %
В основном соответствует требованиям времени  
Лишь частично удовлетворяет современным требованиям  
В целом не соответствует требованиям времени  
Другое  

Анализ таблицы 3 показывает что, большая часть студентов твердо уверены в том, что качество преподавания в ВУЗе также соответствует высоким современным стандартам.

По данным социологов из Санкт-Петербурга за весну 2006 года, в котором опрашивались студенты СПбГУ, «обучение в университете не оправдало ожиданий и не удовлетворяет 42% студентов».

Что касается качества образования, то сегодня менее половины опрошенных студентов (43%) полагают, что оно в основном соответствует требованиям времени. 57% студентов не удовлетворяют программы читаемых курсов. При этом прослеживается тенденция увеличения их числа от младших к старшим (Таблица 4).

Таблица 4.

Мнение респондентов об организации учебного процесса

Ответы 2 курс 4курс
Удовлетворены организацией учебного процесса 49% 43%
Не удовлетворены организацией учебного процесса 51% 57%

52 % не хватает широты получаемого образования, они желали бы иметь возможность получения параллельного образования. Значительная часть (44%) студентов полагает, что тех знаний, которые они приобретают за время обучения на факультете, недостаточно, чтобы быть сегодня конкурентоспособным специалистом. Может быть, именно поэтому более половины опрошенных (54%) считает необходимым углубить свою специализацию. Число последних возрастает к старшим курсам[62].

Острой проблемой, которая активно обсуждается в научной литературе, является проблема дополнительных заработков студентов и их влияние на качество подготовки специалистов, мотивацию на получение качественного высшего образования.

Социологические исследования показывают, что доля подрабатывающих студентов во всех вузах России высока – более 50%. Существенно нарастает доля подрабатывающих студентов на старших курсах[63] (см. рис.1). И за последнее время эта ситуация существенно не изменилась.

Рис 1. Количество подрабатывающих студентов в России

 

Представляет интерес анализ характера подработок студентов. Так на первом месте стоит работа на кафедрах, лабораториях своего вуза (13,9%), затем работа по совместительству, договору (13,3%). Далее идет временная (сезонная) малоквалифицированная работа (12,8%)[64].

Социологические исследования показывают, что студенты стремятся устроиться по своей специальности. Но, если материальная эффективность таких подработок не устраивает студентов, то они готовы осваивать «рыночные» профессии, или соглашаться на непрофессиональный малоквалифицированный труд. Встает вопрос: влияет ли подработка студентов на их учебную деятельность?

Как помеху, необходимость совмещения учебы с работой, отметило 27% опрошенных. Однако работа не для всех опрошенных является помехой: 13% респондентов научилось успешно сочетать и то и другое, а для 11% - явилось причиной того, что они стали сознательнее относиться к приобретению знаний.

Анализ успеваемости работающих студентов показывает, что ощутимого влияния подработок на мотивацию получения качественных знаний нет (Таблица 5).

Таблица 5.

Отношение респондентов к совмещению работы и учебы

Помеха в учебе 27%
Не мешает получению знаний 13%
Положительно влияет на получение знаний 11%
Не имею мнения по этому поводу 49%

Работа, как мы видим, неплохой стимул для образования. Это и способ раньше «почувствовать мир», осознать свое место в нем, оценить нужность получаемых знаний, научиться ладить с людьми. Обращаем внимание, что только каждый пятый студент занят приработками по профилю профессии (20%). Вместе с тем, в студенческой среде, в основной ее массе, сохранились интерес и желание заниматься только учебой. Однако жизнь вносит свои коррективы.

Трудности в экономике – фундамент всех тягот. Томэ разработал систему категорий, позволяющую охарактеризовать формы реакций молодых людей на трудности[65]. Согласно этой системы, достижение, противодействие, различные формы приспособления и поддержание социальных контактов – важные, ведущие формы реакции в юности.

Отмечая, что процесс преодоления трудностей в ходе взросления зависит не только от личностных особенностей человека, но и от политико-экономической и исторической ситуации, Томэ говорит о невозможности определения универсальных черт данной фазы развития.

Стратегия преодоления трудностей в период взросления формируются в зависимости от типа и свойств проблем с учетом собственных возможностей.

Важным аспектом теории мотивации является вопрос о соотношении «внутренней мотивации» и «внешней мотивации» с учетом индивидуальных особенностей студентов. Так необходимо, в частности, учитывать важное различие между студентами, ориентированными на успех, и теми, кто допускает неудачу, состоит в различии их познавательных способностей.

В этой связи интересна работа западного психолога Вейнера, где можно найти отличия студентов, «ориентированных на успех» (ОНУ), и студентами, «допускающим неудачу» (ДН). Оказывается:

Удача – это комбинация способностей для ОНУ и веление случая для ДН;

Неудача – результат недостаточности приложенных усилий для ОНУ, а ДН приписывают ее своим низким способностям.

Психологи Ковингтон и Омелич заметили, что студенты, не верящие в свои способности, но желающие достичь успеха, акцентируют внимание на власти и силе. А это тревожные показатели, и их необходимо учитывать в практической учебно-научной деятельности[66].

По данным работы Мартина Ковингтона можно выявить, как неудача влияет на процесс достижения желаемых результатов студентами (Таблица 6).

 

 

Таблица 6.

Прошлое использование Приписываемая причина Ожидания Результат
Неудача Низкая способность (ДН) Стыд Препятствует достижению успеха
Занижение ожидаемого результата Проявляется меньше упорства для достижения желаемого результата, делается вывод, что способность – примитивная причина успеха.
Недостаточные усилия (ОНУ) Вина Мобилизируются дальнейшие усилия. В итоге улучшение достигаемого результата.
Завышенные ожидания Это гарантирует достаточную величину упорства; достигается наивысший успех.

Эта схема наглядно показывает, как неуспех может управлять деятельностью студентов, и в чем состоят шаблоны поведения разных индивидов в зависимости от их ориентации.

Как показывают исследования, собственная оценка своих способностей – самая важная составляющая часть чувства самоуважения (указана более чем в 50% случаев).

Очень интересно, что оценка собственного качества знаний студента стоит на втором месте после оценки своих способностей при определении чувства самоуважения; количество затраченных усилий на третьем месте.

Отсюда можно сделать следующие выводы: усердная учеба является лишь качеством, важным для репутации. Известно, что студенты предпочитают достигать свой статус в обществе, используя свои собственные способности, чем усилия. А способность к познанию является доминирующим фактором, влияющим на уровень достижений.

Интересно в этом плане исследование наших социологов, которые изучали уровень интереса к продолжению творчества при самостоятельных работах студента (написание рефератов, курсовых работ и т.д.). Оказывается, для продолжения и усиления творческой мотивации в работе студентам важна их оценка другими, в частности преподавателем. Если ту работу, над которой студент трудился, преподаватель просто положил на полку, то интерес к приложению дальнейших усилий в этом направлении у студента резко падает. И наоборот. При справедливой оценке, конструктивной критике и некотором подбадривании, происходит воздействие на мотивационную сферу студента, и он меняется на глазах: появляется и интерес, и упорство, появляются творческие наклонности.

Одной из важных составляющих процесса обучения специалиста, определяющих качество подготовки и его конкурентоспособность на рынке труда, является научное творчество студента. В целом, оценка благоприятности в Московском Гуманитарном Университете и условий, созданных на кафедрах для научной работы, достаточно сдержанная – только каждый третий из респондентов отметил условия благоприятными, но и как неблагоприятные эти условия оценили немногие, а каждый четвертый затруднился ответить.

Проблема определения качества выполняемых курсовых работ в настоящее время является очень сложной, поскольку практически по всей тематике учебных дисциплин имеются рефераты в сети Интернет и подготовлены они на очень высоком уровне. Эта же проблема возникает и в связи с проведением конкурса студенческих курсовых работ, их оценки и определения победителей. Данную проблему, очевидно, следовало бы обсудить на кафедрах и внести предложения в учебное управление университета.

У стремлении к успеху могут быть разные истоки:

- желание проверить новые когнитивные способности;

- добиться уважения и высокой социальной оценки;

- попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т.д.

Оценка нужна студенту в качестве обратной связи. Но студенты, склонные к неудаче, очень болезненно реагируют на оценку. Поэтому необходимо задействовать внутренние механизмы оценки студентом самого себя. Для этого надо дать студентам простые разъяснения об их будущей работе, т.е. рассказать им о том, что уже сделано в области интересов студента, какие у нее типичные приемы и какие стоят перед ней задачи. Тогда у студентов будет свое мнение, они будут отмечать какие-то особенности в своей работе, будут знать, что в ней не хватает и что надо сделать для полного ее завершения. В этом случае процесс оценивания будет неотъемлемой частью обучения студентом самого себя.

Известно, что развитие мотивационной сферы, высокое качество обучения может быть достигнуто тогда, когда студенты относятся к знаниям с интересом, стремятся сами расширить свои познания в той или иной области. Студенты вместе с тем понимают, что успешное обучение зависит не только от их прилежания и работоспособности, но напрямую связано и с общей организацией учебного процесса.

По факторам, оказывающим, по мнению студентов, негативное влияние на качество образования, ответы респондентов распределились следующим образом (Приложение 5).

Среди факторов, негативно обуславливающих процесс обучения, наибольшее влияние оказывает неудачное расписание занятий, не учитывающее интересы студентов и в такой же степени – неудовлетворенность уровнем преподавания. На это необходимо обратить особое внимание при разработке и реализации плана мероприятий по повышению качества образования в институте.

По факультетам необходимо составить более приемлемое для студентов расписание, особенно на факультете рекламы, где более половины студентов отмечают данный фактор, они же ставят это на первое место, среди тех факторов, которые нужно изменить и в первую очередь для повышения качества учебного процесса.

Низкий уровень преподавания отмечают, прежде всего, студенты факультета культурологи, психологии и несколько меньше – социальной работы и международных отношений. Руководству факультетов, очевидно, следует прислушаться к мнению студентов и более глубоко рассмотреть их претензии к качеству преподавания по различным группам дисциплин.

Каждый четвертый отмечает, что ему мешает учиться личная неорганизованность и, более всего такая самокритичность присуща студентам факультетов психологии, международных отношений и экономики. Повысить личную организованность можно за счет введения спецкурсов, которые информировали бы студентов о способах организации личного времени (такие курсы, в свое время, разрабатывались и читались в ряде вузов).

Необходимость совмещения учебы с работой также выступает весьма значительным негативным фактором, причем его наибольшее влияние отмечается на факультетах культурологи, социальной работы т рекламы, хотя работа каждого третьего из работающих студентов факультета рекламы связана с получаемой специальностью.

К содержанию учебных дисциплин студенты, в целом, особых претензий не имеют, кроме факультетов культурологи и рекламы, где каждый из опрошенных недоволен и на это следует также обратить внимание кафедрам факультетов.

Недостаточный уровень довузовской подготовки более всего мешает учиться студентам факультетов социальной работы и юридического – здесь, очевидно, следует обратить внимание на организацию структур довузовской подготовки абитуриентов.

Чрезмерный объем учебной нагрузки отмечают студенты факультета международных отношений и психологии, но в то же время, здесь имеются студенты, которые учатся не в полную силу своих возможностей. Следовательно, существуют большие колебания уровней способностей студентов и необходимо более четко структурировать учебные группы по уровню академических способностей студентов.

Слабая материальная база мешает успешно учиться студентам международных отношений, рекламы и юридического, но в целом данный фактор большого негативного значения не имеет.

Проблемы будущего трудоустройства вызывают большие беспокойства и мешают учиться студентам факультетов социальной работы (это волнует каждого пятого из опрошенных), психологического и международных отношений.

Более всего разочаровались в своей специальности студенты факультетов социальной работы и рекламы, что также выступает негативным фактором в процессе обучения.

В целом, по совокупности факторов, оказывающих влияние на эффективность обучения, более тревожное положение на факультетах рекламы, социальной работы, психологии и культурологи.

По данным другого опроса, студенты больше всего не удовлетворены применением технических средств обучения. Этот элемент организации учебного процесса был оценен в 1,6 балла по 5-балльной шкале. Производственная практика была оценена в 2,6 балла, организация самостоятельной работы - 2,9 балла, библиотечное обслуживание – 3,2 балла.

Опыт психологов позволяет выявить связь между качествами личности и мотивациями учебы в вузе (эта связь более значима на 1 курсе, к 5 курсу она ослабевает). На мотивы выбора профессии значительно влияют такие черты личности, как практичность, эмоциональная устойчивость и радикальность. Меньшее влияние имеют моральная нормативность, доверчивость, безыскусность, самоуверенность и самодостаточность[67].

В ситуациях, не являющихся экстремальными, студент стремится к психологической безопасности, обеспечивающей охрану достигнутого и возможность дальнейших достижений. Это связано, помимо всего прочего, с тем, что психологическая деятельность имеет ярко выраженный адаптивный характер. Однако не следует забывать, что на пути к цели нормальному человеку свойственно по возможности минимизировать напряжение, избегать страданий, стремиться к радости и т.п., т.е. избирать оптимальные варианты своей социальной жизни.

Студент тяготеет к такому уровню уверенности, который дает ему возможность предвидеть будущее. Иными словами, он требует четкой перспективы своего становления как специалиста и уверенности в том, что требования, предъявляемые к нему в процессе обучения в вузе, потребуют большего, быть может, даже предельного, напряжения его интеллектуальных и нравственных сил, однако будут соответствовать его возможностям.

Студент хочет обладать чувством собственного достоинства и значимости. Удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке его достижений – едва ли не кратчайший путь к росту знаний студента, его добросовестности.

Он хочет достигнуть внутренней гармонии всех сторон своей жизни. Это, в свою очередь, требует трактовать процесс учения в вузе не только как сообщение отдельных фактов науки, но и деятельность, социально формирующую способность творчески мыслить, относиться, чувствовать, оценивать, действовать, - словом, направленную на выработку активных жизненных позиций будущего специалиста с высшим образованием[68].

Механизмом стимулирования потребности в знаниях и науке, профессионалах со стороны производства общества, является рынок. Развивающаяся конкуренция среди товара производителей вскоре должна привести к росту спроса на квалифицированный, интеллектуальный труд, что определит рост цены на такую рабочую силу на рынке труда. Это, в свою очередь, поставит человека перед необходимостью постоянного обучения, возбудит интерес к знаниям.

Однако есть и факторы, препятствующие развитию молодого поколения. Это социально-экономические трудности, оскорбление старшими чувства собственного достоинства молодых людей, длительная экономическая зависимость, сужение экспериментального пространства для молодежи, условия, способствующие развитию эгоцентризма, препятствия к полноценному участию молодых людей в общественной жизни.

К факторам, препятствующим нормальному развитию молодого поколения, можно также отнести и ослабление действия «регуляторов стабильности». Это такие институты социализации, как школа, семья, коллектив и др.

Учебный процесс выступает как компонент и фактор эволюции мотиваций студенческой молодежи, становления студента как профессионала и как личность. Исследование самого учебного процесса позволили показать, что не всякий процесс обучения формирует позитивную мотивацию, способствует развитию личности. Интерес к учебе, академические достижения, уважение к личности студента, формирование таких важных в настоящее время качеств специалиста как самостоятельность и инициатива, порядочность и терпимость, адаптационные способности и способность к самоактуализации наиболее успешно и эффективно проходят в условиях качественного инновационного подхода к обучению.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.04 с.)