Мотивация личности, мотивы и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация личности, мотивы и их классификация



 

Перемены, характерные для современного общества, обуславливают радикальные изменения в целях и задачах, стоящих перед вузом, в мотивах учебной деятельности студентов, в способах их взаимодействия друг с другом, с преподавателями, в создании и использовании новых педагогических технологий.

Во внутреннем мире современного студенчества также происходят радикальные перемены. Меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностных ориентаций. В этой связи представляется важным выявление направленности этих изменений.

Принято говорить о студентах, как о единой социально-профессиональной группе, которая имеет специфические цели, задачи и положение в обществе. Студенчество – это мобильная социальная группа. Ее основные задачи: усвоение системы знаний, ядром которой являются профессиональные знания; овладение социальными ролями в материальном и духовном производстве; развитие личности, обретение личностной, профессиональной, гражданской и нравственной зрелости. Учебный процесс в вузе предполагает «включение в систему общественных отношений, усвоение социальных ценностей общества, упрочнение связей студенчества с другими социальными группами общества"[19]. При существующем значительном расслоении в студенческой среде, студенческая молодежь отличается от своих сверстников, которые идут после школы работать или в СПТУ и т.д., более широким мировоззрением, отношением к жизни, потребностями, мотивами деятельности.

Исходя из принципа единства динамической и содержательной сторон мотивации, отечественные психологи в противовес западным, которые делают основной упор на динамической стороне мотивов, особо выделяют содержательную сторону мотивации, подчеркивают первичность содержательной стороны как показателя корректного отражения. Увлекаясь смысловой стороны мотивации, наши ученые почти не принимают во внимание огромный опыт, накопленный западными учеными в этом вопросе. В частности, нетрадиционные подходы к рассмотрению содержательной и динамической сторон мотивации.

Западные ученые обращают внимание на то, что если основной содержательной стороной мотивации считать ценности, то следует обратить внимание на некоторые ценности, которые имеют мнимый смысл. Общество, желая того или нет, может порождать иллюзорные ценности, мнимые потребности и т.п. Порождаются они во многом средствами массовой информации[20].

Основой же динамической стороны мотивации многие западные ученые считают эмоции и внутреннюю энергетику человека. Эмоции указывают на значимость человека явлений, на степень их важности, на их положительность либо отрицательность. Что касается внутренней энергетики человека, то если деятельность человека носит выматывающий характер, то у человека подчас не остается сил для того, чтобы осознать смысл своих действий как в общем плане, так и в личностном (а нужны ли предпринимаемые действия, может быть можно обойтись без них или нужно это бросить и заняться чем-то другим для более эффективного осуществления своих намерений). Если у человека сильная энергетика, то он чувствует, что он в силах чего-то достигнуть.

В истинном осознании подлинных мотивов большую роль играет ясное сознание человека, но не в меньшей степени и роль чувств: умение слушать себя, прислушиваться к своим глубинным желаниям и как-то их удовлетворять. В последние годы мы научились очень сильно загонять все эти нужды глубоко внутрь, а в результате получаем надрыв психики, частые конфликты с самим собой.

Таким образом, психологический подход основывается на том, что мотив – это то, что определяет действия человека, он присущ его внутреннему миру, имеет «персональный» характер, но вместе с тем зависит от множества внешних по отношению к человеку факторов. В работах западных ученых преимущественно анализируется динамическая сторона мотива, а в работах отечественных – содержательная[21].

Рассмотрение мотива в социологии связано с анализом социального действия. Для характеристики мотивов социального действия важным является не только осознание своих действий, но и осознание требований общества.

Когда говорится о социальном действии, то речь идет об индивиде, который, ориентируясь на ситуацию, предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели; вырабатывает план своих действий, учитывая интересы других; строя прогноз, старается предугадать будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как, скорее всего себя поведет, с учетом этого. Какой вариант действий следует избрать.

Ориентация на других возникает как важнейшее условие удовлетворения потребностей индивида, реализация его жизненных целей. Крайняя затруднительность удовлетворения своих потребностей без взаимодействия с другими, фактически принуждает индивида к учету интересов других, возможной их реакции на его действия. Ориентация на других, выполнение ожиданий – обязательств (ролей) – своеобразная плата, которую индивид должен платить за спокойствие, надежные цивилизованные условия для удовлетворения своих потребностей.

Мотивация социального действия субъекта содержит в себе два начала:

1. индивидуальную цель, воспроизводящую потребность человека;

2. ориентацию на другого, «ожидание», учитывающее возможную реакцию окружающих[22].

Другими словами, мотив социального действия представляет собой индивидуальную цель, осмысленную сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий. Следовательно, конкретное содержание, направленность мотива будет определяться тем, как эти два начала будут соотноситься, взаимодействовать.

Отвечая на вопрос о взаимодействии индивидуальной цели и ориентации на других в мотивации, в самом общем виде можно выделить индивидуалистическую мотивацию и гуманистическую мотивацию – альтруистическую мотивацию.

Так, Толкотт Парсонс выделил основные альтернативы, так называемые типовые переменные действия – систему основных ориентаций, «срабатывающих» в процессе выбора варианта действий (в реальной жизни их значительно больше). Это пары, характеризующие возможности альтернативного выбора, в частности, между[23]:

- действием исключительно в собственных интересах, или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива («ориентация на себя - ориентация на коллектив»);

- стремление к удовлетворению непосредственных, сиюминутных потребностей или отказом от последних ради перспективных и важных целей;

- подчинением индивидом своего поведения какому-либо общему правилу или с учетом специфических моментов данной ситуации и т.д.

Вероятность реализации той или иной альтернативы выбора мотивации социального действия зависит, конечно, от множества причин. В частности, нередко сказываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности конкретных индивидов. Но если мы попытаемся понять причины массовости распространения того или иного типа мотивации, мы обнаружим, что очень многое здесь будет зависеть от общества, от социокультурной среды. Насколько они ограничивают, подавляют один тип поведения и стимулируют другой.

Естественно, общество, культура налагают свои ограничения свободе выбора личности. Тем не менее, существует диалектическое единство: общество обеспечивает социальную среду, предъявляет к личности определенные «требования», а личность, утверждая свои цели и интересы, в поиске наиболее эффективных путей удовлетворения своих потребностей, отбирает, приноравливается, в одних случаях сама приспосабливается, а в других – приспосабливает под себя условия среды.

М. Вебер обратил внимание на степень участия сознательных и рациональных элементов в социальном действии. Он определил целерациональное действие следующим образом: «целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действия, кто рационально рассматривает отношение средств к цели по побочным результатам, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно»[24].

Иначе говоря, целерациональное действие характеризуется ясным пониманием личностью того, чего она хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, эффективны. Личность рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели.

Однако это лишь идеальная модель, играющая роль некоего образца. В реальной же жизни встретиться с такого рода действиями удается не часто.

Более массовым является ценностно-рациональное действие. В этом случае сознание индивида не полностью раскрепощено; принимая те или иные решения, он строго ориентируется на ценности, принятые в обществе. В разрешении противоречий между личной целью и ориентацией на другого, он полностью полагается на принятые ценности, нормы. Ценностно-рациональное действие, по словам М. Вебера, всегда подчинено заповедям или требованиям, в повиновении которым данный человек видит свой долг.

В реальной жизни, кроме ценностно-рационального действия, встречаются и традиционный, и аффективный виды социальных действий. Некоторые из них, в частности, традиционно-нравственные, вообще могут являться характерной, типичной для определенных слоев общества. Что касается отдельной личности, то в ее жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, например, в ориентациях на свой долг перед товарищами, родителями, Отечеством. При всей привлекательности и даже в чем-то романтической возвышенности целерационального действия, оно никогда не может и не должно быть чрезмерно распространенным, иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Вместе с тем, чем чаще при решении сложных, узловых проблем социальной жизни субъект будет целенаправлен, тем выше вероятность, что личность (социальная группа, общество в целом) будет развиваться эффективно.

При детальном рассмотрении структуры мотива можно выделить:

1. Побудительные причины человека к чему-либо (потребность, интерес, требование общества);

2. Его стремление (цель);

3. Причины действия человека, мотивация и его стремления к чему-либо[25].

Важная роль отводится системе ценностей общества, его приоритетам, нормам и идеалам, социокультурной традиции.

Ценностные ориентации входят в мотивационную систему личности, являя собой активное начало, определяют ее поведение, планирование ее будущего, ее участи в формировании общественных норм и ценностей.

Ценности, как об этом еще писал М. Вебер, служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности социальной системы[26].

Но ценным является не все, что является общепринятым. Индивидуальный опыт указывает, что ценным является то, что, во-первых, согласуется с индивидуальным опытом, во-вторых, содействует развитию, достижению блага для индивида[27].

Важной проблемой в исследовании мотивационной сферы личности является эволюция мотивов. Социально-психологический подход позволяет наиболее полно раскрыть эту проблему.

В качестве общего механизма эволюции мотивов в психологии рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы, «предметы потребностей». Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности. Источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей.

Этот механизм объясняет как эволюцию мотивов одного человека в течение его жизни (смена ведущей деятельности этого человека, его поисковая активность), так и динамику смены мотивов в жизни целого ряда поколений (смена общественных форм бытия; развитие науки, общества, производства).

С изменением предметов в результате прогрессивного развития общественного производства, науки, культуры и т.д. изменяются предметы потребностей, изменяются и дифференцируются мотивы.

Отсюда, на наш взгляд, можно сделать вполне закономерный вывод: механизм развития мотивов состоит в их еще большей дифференциации и усложнении, вследствие изменения общественной жизни общества.

В связи с быстрым темпом роста прогресса, а, следовательно, и быстрым изменением мотивов, не лишним будет отметить, что быстрые и бесконечные изменения порождают множество проблем. Среди них: резкую дифференциацию внутри поколений, невозможность передачи опыта старших молодежи, нарушение традиций и постоянная смена уклада жизни – все это крайне болезненно для человеческой психики. В самом деле, не может же каждое молодое поколение бесконечно отбрасывать опыт старших, а прежняя культура быть достоянием только чудаков-любителей. Этот культурный и моральный нигилизм способствует развитию многих социальных болезней: преступности, наркомании и др.

Возникновение кризисов обусловлено в частности тем, что темпы экономического роста оказываются столь высокими, что перестают соответствовать возможностям общественных институтов реагировать на эти темпы, приспосабливаться к ним. Это затрудняет выработку четких мотивов действий, установлению достойной человека иерархии мотивов.

Среди психологов (в частности, А.Н. Леонтьев) основной движущей силой психического развития человека считается состояние неудовлетворенности, беспокойства и страха, нужды. Но есть и другая точка зрения. Л.И. Божович предлагает качественно новую форму потребности, когда человека побуждает к действию не нужда в чем-либо, а стремление к новому переживанию – к овладению, к достижению[28].

Наличие потребности во внешних впечатлениях позволяет понять развитие потребностей и мотивов как результат активности человека, связанной с положительными переживаниями. Иначе говоря, движущей силой выступает не слабость человека перед окружающей средой, не стремление лишь приспособиться к ней, а, напротив, стремление познать действительность и овладеть ей.

Стремясь продолжить, оживить или усилить свои переживания, человек начинает либо совершенствовать предмет его удовлетворения, либо искать новые способы этого удовлетворения.

Следует отметить, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития человека и структурой мотивов. Личность может воздействовать на свои мотивы, усиливая, приглушая или исключая какие-то из них.

Как частный случай общего механизма эволюции мотивов можно отнести развитие потребностей и способностей человека.

Способности человека, не входя столь непосредственно в мотивационные механизмы, вместе с тем теснейшим образом связаны с ними. Качественный состав и уровень формирующихся функциональных возможностей человека обуславливают обычно и формирование соответствующих потребностей, интересов к данным видам деятельности. Существует тенденция к переключению всех мотивационных установок на более успешные виды деятельности, соответствующие формирующимся или сформировавшимся функциональным возможностям человека. Таким образом, способности человека непосредственно влияют на мотивационную сферу личности.

При изучении любого объекта важно рассмотреть его классификацию.

Источники мотивации деятельности могут быть классифицированы по различным критериям. Естественно, наиболее важные из них – критерии, характеризующие «направленность деятельности, ее общественную и личностную ценность»[29].

При изучении мотивов, в зависимости от вида деятельности, в основу классификации могут быть положены следующие принципы:

- «стремление к результату без относительности к тем деятельностям, с помощью которых он достигается;

- стремление к самой деятельности, иногда, без относительно к ее результату;

- стремление получить общественную оценку своей деятельности, а через нее и к своей личности»[30].

Если подойти к вопросу о классификации типов мотивации с точки зрения структуры деятельности, как соотношения «средств-целей», то все они могут быть разделены на две большие группы, которые будут различаться в соответствии с тем, лежит ли источник активности в самой деятельности (непосредственная мотивация) или вне нее (опосредованная).

По объекту насыщения мотивы классифицируются на материальные и духовные, а по значимости для индивида – доминирующие и периферийные. Целесообразно различать демонстративные мотивы, вытекающие из стереотипов общественного мнения, и реально побуждающие индивида к деятельности[31].

Существует еще одна классификация мотивов – по степени осознанности совершаемых действий: мотивы телеологического и консекутивного (или алогического) характера[32]. Автор предложенной классификации – Кондратьев Н.Д. – утверждает, что характер контроля сознания в возникновении и влиянии мотивов далеко не однороден. Иногда удовлетворение тех или иных потребностей представляется как ясно осознанная определенная задача. В этом случае акт поведения совершается по схеме «для того, чтобы», и мотивация имеет телеологический характер. Причем по своей природе цели, которые здесь ставятся, могут быть или утилитарными, например получение наибольшей хозяйственной выгоды, или гедонистическими, например получение того или иного удовольствия, или, наконец, чисто объективными, например получение того или иного научного, технического и т.д. эффекта.

Но не менее часто и, строго говоря, может быть чаще, удовлетворение потребности не осознается как определенная, ясно поставленная цель. В этом случае акт поведения совершается по схеме «потому, что». Такую схему мотивации Кондратьев и называет консекутивной или алогической. Последняя, в свою очередь, неоднородна и может быть разбита на подвиды.

Во-первых, акты поведения на основе различных потребностей могут совершаться так, а не иначе в силу подражания или социального заражения. Этот подвид консекутивной мотивации автор называет предметной.

Во-вторых, сознательные акты поведения нередко совершаются не по телеологическим мотивам и даже иногда вопреки им, в силу чисто принципиальных оснований и потребностей. Сюда автор относит все поступки, которые совершаются независимо от их пользы, удовольствия, объективного эффекта лишь потому, что этого требует долг, честь, правосознание и т.д. Такой подвид консекутивной мотивации автор классификации называет принципиальной мотивацией.

Наконец, в – третьих, в огромном числе случаев сознательные акты поведения совершаются не по телеологическим и не по принципиальным соображениям, и при том, часто вопреки им, а по соображениям наличных повелительных и непреодолимых обстоятельств и побуждений. Сюда относятся акты, совершаемые вопреки рационально-целевым и принципиальным мотивам в силу страха, голода, зависти, ревности, усталости, лени и т.д. Этот подвид консекутивной мотивации Кондратьев называет основным.

Очевидно, что в этой классификации представлен наиболее полный спектр существующих типов мотиваций.

Интересны и следующие классификации мотиваций[33]: на само удовлетворение потребности или лишь на создание условий, необходимых для их удовлетворения. Можно согласиться с автором этой классификации, это значительная часть человеческой деятельности состоит не в непосредственном удовлетворении потребностей, а именно в создании условий их удовлетворения, и что, чем выше уровень культурного развития человечества, тем шире сфера такой посредствующей деятельности.

Оказывается, классифицировать мотивы можно и по внешней форме: мотивы действия в узком смысле слова и мотивы воздержания от действий.

Естественно, изолированно, в чистом виде каждый из выделенных мотивов вряд ли действует, однако в тех или иных конкретных условиях, определенный тип мотивации, может занимать ведущее или подчиненное место в общей структуре побуждений к деятельности.

Таким образом, на выбор конкретной мотивации, на эволюцию мотивов влияет ряд обстоятельств. Сказывается и влияние уровня нравственности, культуры конкретной личности и принятой в данном обществе системы ценностей, приоритетов. Роль последнего обстоятельства в том, что оно выступает по отношению к конкретной личности как фактор социализирующий, в немалой степени определяющий поиск личностью путей разрешения своих индивидуальных целей, во многом определяет типичный для данного общества индивидуальный выбор. Культуры могут различаться между собой, и подчас достаточно ощутимо, по поводу степени предпочтительности различных вариантов социальных действий. В данном случае отметим, что в ходе исторического развития культур, социального отбора, крайние варианты альтернативы «на себя – на коллектив» были отброшены как малоэффективные, не способствующие консолидации общества, духовному и физическому развитию личности.

Мотивация как саморегуляция есть «продукт исторического развития и форма регуляции поведения развитого человеческого общества, которая представляет своим членам свободу в выборе способов поведения»[34]. Мы попытались показать, насколько личность автономна в ходе своего взаимодействия с обществом, социальными образованиями. В рамках предложенных обществом обстоятельств, личность имеет возможность творить свою судьбу, подчинять жизнь тем смыслам, ценностям, которым привержена. И тот факт, что очень часто люди выбирают схожие варианты, говорит лишь о том, что их в целом устраивает данная норма ролевого поведения. Когда же большинство людей отклоняется от ролевых предписаний, это явный признак неудовлетворенности людей данной ролевой нормой, а может быть и всей системой ролевых предписаний.

Использование эвристического потенциала, заключенного в междисциплинарном анализе, на основе структурно-функционального, социологического и психологического, культурологического и других подходов особенно значимо для комплексного феномена, в котором ярко проявляется сплетение обстоятельств, ценностных ориентаций и внутренней энергетики человека, системы общественных приоритетов и социокультурных традиций. Также важно отметить, что эволюция мотивов на получение высшего профессионального образования зависит от факторов макро-, микро- и личностном уровнях, включая внутренние и внешние условия развития страны при усилении влияния общемировых процессов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.038 с.)