Анализ мотивированности молодежи к профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ мотивированности молодежи к профессиональной деятельности



Потребность в анализе мотивированности молодежи в социально- экономической структуре современного российского общества обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие России[13]. Молодежь уже сегодня влияет на динамику политического, экономического и социального развития общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране.

Возрастные границы молодости колеблются в пределах от 18 до 34 лет, когда молодежь приобретает устойчивый профессионально-трудовой и социальный статус. На молодежный возраст приходятся главные события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Период молодости завершается с приобретением самостоятельного экономического статуса. В настоящее время в российском обществе наблюдается увеличение периода молодости как этапа жизненного цикла из-за удлинения периода обучения и отсрочки в получении экономической независимости молодых людей от родителей.

Молодое поколение является преемником поколения родителей.

Итак, как выглядит молодое поколение на фоне старшего поколения россиян.

Компанией ROMIR monitoring был проведен опрос населения России[14], в ходе которого было опрошено 15200 человек, из которых 5061 (33% опрошенных) являются молодыми людьми в возрасте от 18 до 34 лет.

Большинство опрошенных молодых людей имеют среднее образование (31%), далее следуют имеющие среднее специальное (28%), профессионально-техническое и высшее (по 13%). Во взрослой возрастной группе на первом месте выделяются респонденты со средним специальным образованием (28,8%). Престижность своей специальности большинство молодых людей оценивают на 5 баллов из 10 возможных, т.е. считают выбранную профессию средней по престижу. Большинство из них не получали второго профессионального образования (79%) из них не собираются этого делать 34%. По результатам исследования можно сделать вывод о стремлении молодежи к высшему профессиональному образованию. 66% из числа желающих получить дополнительное образование хотят учиться в вузах.

Следует отметить, что престиж высшего образования очень велик в настоящее время. 55% опрошенных молодых людей имеют постоянную работу, 37% не работают, 7% временно не работают. Среди неработающих в настоящее время преобладают студенты и учащиеся (44%), 25% занимаются домашним хозяйством, 12% являются незарегистрированными безработными, а 4% зарегистрированными безработными, 2% составили пенсионеры. Число безработных среди опрошенных составляет только 16%, но если учесть, что к ним может примкнуть часть домохозяек и неработающих по другим причинам, то их число может, как минимум, удвоиться и достигнет трети от всей опрошенной молодежи. Это не может не настораживать, особенно если учесть демографическую ситуацию в нашей стране, где вскоре на каждого работающего будет приходиться один пенсионер.

Среди временно неработающих молодых людей 30% являются незарегистрированными безработными, 25% – студентами и учащимися, 23% безработными по другим причинам, 8% – домохозяйками, 3% зарегистрированными безработными, 1% – пенсионерами.

Особенно интересным представляется анализ структуры занятости молодежи по уровню квалификации. 26% ответили, что относятся к работникам квалифицированного, но преимущественно физического труда, 18% относятся к квалифицированным работникам интеллектуального труда, 14% относятся к работникам неквалифицированного физического труда, 11% относятся к работникам высококвалифицированного физического и умственного труда. Для сравнения уровня квалификации работающих в целом необходимо сопоставить две возрастные группы: молодежь и старшего поколения (Приложение 2).

Из таблицы следует, что по структуре занятости молодежь и остальные опрошенные распределяются практически идентично. Следовательно, можно сказать о преемственности мотивированности молодежи по отношению к старшему поколению.

Анализ занятости по сферам деятельности предприятия также может

быть интересен с точки зрения сравнения двух выделенных ранее категорий: молодежь и старшее поколение (Приложение 3).

В структуре сфер занятости у молодежи преобладает сфера услуг населению (кроме образования), а у старшего поколения – сфера материального производства (промышленность). На первое место представители взрослого поколения поставили промышленность (17,6%), в то время как молодежь – сферу торговли, общественного питания и бытового обслуживания (23,6%). Этот факт свидетельствует об увеличении доли занятых в сфере нематериального производства.

На вопрос: «Какой характеристикой должна в первую очередь обладать деятельность, чтобы вы хотели ею заниматься?» 31% молодых людей выбрали утверждение о том, что деятельность должна способствовать профессиональному становлению (через получение профессионального образования, профессиональный и карьерный рост); 23% считают, что деятельность должна быть разнообразной и нескучной; 19% считают, что деятельность должна способствовать получению интересной информации, новых знаний; 13% считают, что деятельность должна приносить пользу обществу; 7% считают, что деятельность должна вызывать уважение окружающих; 2% считают, что деятельность в первую очередь должна соответствовать определённым морально-этическим нормам, заповедям.

Таким образом, на основании исследования этой группы установок респондентов, можно построить следующий рейтинг значимости характеристик деятельности:

1-е место – возможности профессионального и карьерного роста (можно расценивать как эквивалент статусной составляющей – успеха, так как более высокий профессиональный уровень или уровень в карьерной иерархии подразумевает более высокий социальный статус);

2-е место – разнообразное содержание самой деятельности;

3-е место – познавательный потенциал (деятельность помогает узнавать новое);

4-е место – социальная полезность;

5-е место – престиж;

6-е место – соответствие морально-этическим ценностям.

Этот рейтинг позволяет увидеть, что в той или иной деятельности привлекает молодёжь в большей степени. Здесь намеренно не вводился вариант, касающийся оплаты труда, чтобы выявить иерархию «неэкономических» факторов. Этот рейтинг представляет собой своеобразную систему критериев оценки определённого вида деятельности. В первую очередь молодёжь смотрит на возможности для карьерного и профессионального роста, затем на содержание самой деятельности, её разнообразие, а после этого на факторы, связанные с социальной оценкой (социальная полезность, престиж, соответствие моральным нормам).

Что касается отношения молодёжи к профессиональной деятельности (группа более конкретных установок), то, согласно результатам исследования, рейтинг значимости факторов, которые будут учитываться молодёжью при устройстве на работу, выглядит следующим образом:

1-е место – высокая оплата труда (62% поставили высший балл);

2-е место – работа является интересной (60% поставили высший балл);

3-е место - наличие перспектив роста должности и оплаты труда (57% респондентов поставили высший балл шкалы);

4-е место – престижность (41% поставили высший балл);

5-е место – социальная полезность (31% поставили высший балл);

6-е место – соответствие специальности (29% поставили высший балл);

Сопоставление рейтингов значимых факторов позволяет увидеть, что ведущую устойчивую роль играет высокий уровень доходов как значимая ценность. Далее по значимости следует содержательный аспект деятельности как таковой и профессиональной деятельности в частности. Затем идут факторы, связанные с социальной оценкой деятельности (престиж, социальная полезность).

По результатам исследования, большинство опрошенных (около 93%) работают по найму, 5,2% заняты самостоятельным бизнесом. Большая часть молодых респондентов (51%) работают на частном предприятии, 43% – на государственном, 3% являются индивидуальными предпринимателями. Следует заметить, что большинство молодых людей оформляют свои взаимоотношения с работодателем: 58% имеют запись в трудовой книжке, 20% работают по трудовому договору, 10% – по трудовому соглашению, и только 8% имеют устные договоренности с работодателем, т.е. не имеют документа, на основании которого работают.

Самозанятость по-прежнему не является распространенной формой занятости молодежи в рамках всей России, хотя большинство (62%) хотят иметь собственное дело.

В целом молодые россияне положительно относятся к людям, имеющим свой бизнес (более 90% опрошенных молодых людей высказались положительно на поставленный в исследовании вопрос). Те, кто имеют свой бизнес, сконцентрированы в сфере торговли и общественного питания и доля представителей этой группы растет с каждым годом[15]. Исследователи констатируют тот факт, что за последние 10 лет доля малых предприятий, принадлежащих молодым людям, сократилась на одну треть.

Этот факт говорит о том, что в России складывается неблагоприятная ситуация с развитием малого предпринимательства в целом. Следует отметить также, что старшее поколение россиян не склонно к занятию предпринимательством. По результатам исследования, только 2% опрошенных имеют свой бизнес, а 71% не желают его иметь.

Налицо противоречивые тенденции в поведении россиян. С одной стороны, желание иметь собственное дело, с другой, небольшое число молодых людей, занятых в сфере бизнеса. При этом молодежь тянется к бизнесу, многие хотят иметь и имеют друзей и знакомых, успешных в бизнесе (43% опрошенной молодежи), отмечая в то же время причины, из-за которых они не имеют возможности организовать собственное дело (Приложение 4).

Основной причиной молодые люди назвали отсутствие первоначального капитала (64% опрошенных). Во-вторых, молодые респонденты выделили такие причины, как отсутствие поддержки властей (далее в порядке убывания), боязнь неудачи, малая информированность о рынках, отсутствие навыков предпринимательства, чиновничий произвол, отсутствие надежных партнеров, трудности в получении кредита, боязнь вымогательства.

Если рассмотреть все вышеназванные причины с точки зрения их зависимости от самого субъекта отношений или от объективных обстоятельств, то можно сгруппировать причины по признаку объективности или субъективности причин. Мы получим следующую картину: 49% опрошенных все-таки возлагают ответственность за невозможность организации своего бизнеса на себя, и только 13% считают, что им мешают в организации собственного бизнеса объективные причины.

Таким образом, проблемы с организацией собственного бизнеса могут возникать из-за неосведомленности и слабой информированности молодежи по вопросам организации собственного бизнеса. В России нет качественных методик обучения желающих создать собственное дело, нет программ, помогающих молодым людям создать и успешно руководить собственным предприятием. И самое главное: россиянам пока еще не присуще чувство собственности, предприимчивости. Изменение системы ценностей – процесс длительный и неоднозначный [16].

Российская молодежь работает на рядовых должностях (79% опрошенных не имеют подчиненных) в частных структурах на условиях трудового найма с соблюдением всех правовых процедур оформления. В основном молодежь работает на средних по численности сотрудников предприятиях (примерно треть от всех опрошенных). На предприятиях, где штат составляет от 50 до 500 человек, работает также около трети опрошенных молодых людей, примерно 17% работают на предприятиях малого бизнеса (до 10 человек). Меньшинство составляют те, кто работает на крупных предприятиях, с численностью штата более 500 человек (15%).

Проблемы карьерного роста являются наиболее актуальными для исследования. Особый интерес вызывают перспективы карьерного роста в различных возрастных группах. Молодежь считает, что имеет перспективы карьерного роста, в то время как большинство респондентов в старшей группе высказали мнение о том, что у них нет перспектив карьерного роста. Это, в частности, связано с тем, что характер их работы не позволяет сделать карьеру. Молодежь настроена более оптимистично, она более мобильна.

Вопрос трудовой мобильности является не менее интересным, чем положение индивида в сфере занятости. В случае потери места работы 45% молодых людей потребуется некоторое время на поиск новой работы, 33% легко сможет найти работу, 14% долго будет искать подходящую работу.

Вместе с тем, 27% собираются поменять работу, как только им предложат подходящее место. Соответственно, можно предположить, что молодые люди не очень дорожат своим местом работы, готовы к переменам и достаточно мобильны. Не надеются найти новую работу только 2,5% молодых людей, в то время как среди взрослого населения таких 13% [17].

Как известно, нужно работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать. Смысл своего труда большинство молодых людей видит в том, чтобы материально обеспечить себя и семью, хорошо зарабатывать, иметь карьерный рост, и только во вторую очередь важен творческий характер работы и хороший коллектив. Налицо инструментальный подход к собственной работе. Кстати говоря, у взрослого населения инструментальный характер отношения к работе выражен в большей степени. На первое место оно ставит обеспечение себя и своей семьи.

Образование является одним из социальных лифтов. Поэтому его значимость для людей, ориентированных на высокий статус, не вызывает сомнения, так как высокий социальный статус подразумевает высокий доход и высокое положение в профессиональной иерархии. Повышение профессионального статуса невозможно без профессионального образования и повышения квалификации. Результаты, приведённые ниже, подтверждают данное высказывание.

74% молодежи считают, что для того, чтобы получить достойную работу, необходимо получить соответствующее образование. Профессиональное образование не так важно, по мнению 16 %. Доля затруднившихся ответить составила 8%. То есть почти две трети признают большую значимость профессионального образования.

В выборе специальности, по которой молодые люди планируют получать или получают профессиональное образование, 51% опрошенных в первую очередь руководствуются соответствием этой специальности их интересам и способностям; 31% - востребованностью специальности на рынке труда; 10% - престижем профессии в обществе; 4% - наличием большого количества свободного времени и простотой обучения выбранной специальности; 4% - небольшим конкурсом на поступление. Таким образом, данная конфигурация приоритетов в выборе профессионального образования также носит устойчивый характер.

Ценностные ориентации молодежи и взрослого населения в трудовой сфере отличаются некоторой эгоистичностью и «направленностью на удовлетворение потребительских запросов» [18]. Так, на вопрос об отношении к жизни молодые люди чаще выбирали позиции «жизнь-борьба», «живу, как живется», «хочу стать богатым и жить в свое удовольствие». Взрослые респонденты не так активно отмечали третью позицию, т.к. у них нет иллюзий по поводу возможности разбогатеть. В большинстве молодые люди более инициативны и предприимчивы, чем старшее поколение. Они любят рисковать, прилагают усилия, чтобы заработать много денег и обеспечить свое будущее.

Несмотря на то, что молодые люди прилагают огромные усилия к самостоятельному трудоустройству, совершенно очевидно, что результаты зависят от общей экономической ситуации и политики, проводимой государством.

Стать независимыми молодым людям могут помочь получение высшего образования, профессиональная подготовка и переподготовка, выдача ссуд для организации собственного дела, другие меры активной политики в области занятости.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.024 с.)