Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Борьба за научные основы патопсихологии
Характерный для советской науки гуманизм находил свое конкретное воплощение, в частности, в исключительном внимании к личности больного человека или человека, чье поведение в результате травмы, врожденной неполноценности, недавних тяжелых условий жизни и т.п. представляло отклонение от нормы социального поведения. В силу этих обстоятельств одной из наиболее разветвленных отраслей психологии становится патологическая психология (иначе «психопатология», «психоневропатология», «тропопатология») – наука о расстройствах и ненормальностях психической деятельности. Гранича, с одной стороны, 189 с науками медицинскими и биологическими (психиатрией, невропатологией, неврологией), патологическая психология находилась в теснейшей связи с общей и социальной психологией, криминалистикой, педагогикой, (научным атеизмом и многими другими. Отсюда понятна пестрота тематики психопатологических работ, количество которых в 20-е годы поистине огромно. Вместе с тем общетеоретическая платформа, на которой стояли психологи, занимавшиеся разработкой указанной проблематики, не отличалась четкостью. Перестройка психологии на основе марксизма, весьма существенно сказавшаяся на общем состоянии других отраслей психологии, в сфере патопсихологии осуществлялась весьма медленно. Один из наиболее активных деятелей в области патопсихологии А.Б. Залкинд, на протяжении ряда лет декларировавший «марксистские» воззрения, в действительности пропагандировал левацкие взгляды, которые могли только дезориентировать научных работников и скомпрометировать идею перестройки. В патопсихологии в этот период не были еще преодолены традиции эмпирической психологии, идущие от психиатрии Крепелина, по поводу которой иронизировал еще Сербский, называя ее «кабинетным измышлением». Значительным было влияние Кречмера с его учением о конституциях (М.О. Гуревич, А.М. Шуберт). Г.В. Сегалин и группа связанных с ним лиц пропагандировали принципы близкой к идеям Ломброзо и Кречмера «эвропатологии», объяснявшей вопросы психологии творчества, а также развитие способностей и талантов исключительно патологическими причинами. Их взгляды получили освещение в специальном журнале «Клинический архив гениальности и одаренности»[308]. «Русское психоаналитическое общество» пропагандировало идеи фрейдизма (И.Д. Ермаков, М.В. Вульф). На протяжении ряда лет в патопсихологии руководящую роль играло рефлексологическое направление (В.П. Осипов, В.П. Протопопов). М.О. Гуревич в книге «Психиатрия» в 1949 г. писал: «Если частная психопатология, основанная преимущественно на конкретных клинических фактах, в настоящее время уже достаточно разработана и в основном исходит из правильных методологических установок, то общая психопатология, включающая теоретические вопросы, связанные с другими отраслями знания, всегда представляла особые трудности для четкого материалистического обоснования. Общая психопатология вынуждена использовать психологические и философские, а также общебиологические понятия, самое применение которых в общей психопатологии
190 может служить источником ошибок, тем более эта часть психиатрии исторически развивалась под большим влиянием идеалистических построений»[309]. Все это в еще большей степени может быть отнесено к начальному периоду развития патопсихологии в СССР. Важным фактором в борьбе за методологическое перевооружение советской патопсихологии явились передовые материалистические традиции, свойственные русской психиатрической и психоневрологической науке, традиции И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, И.Р. Тарханова, С.С. Корсакова, В.П. Сербского и других выдающихся деятелей естествознания и медицины. Однако только в конце 20-х годов ученые, работавшие в области патопсихологии и психиатрии, со всей определенностью осознают необходимость решительной борьбы с идеалистическими и механистическими концепциями. Поток марксистской критики (раньше всего критики фрейдизма и рефлексологии) размывает плотину, преграждавшую путь в заповедную область изучения «больной души», и несет с собой идею пересмотра самых основных основ патопсихологии. Новый, критический подход ко всему фонду теоретических идей в патопсихологии выявляется уже на Первом всесоюзном съезде по изучению поведения человека. В выступлениях участников съезда выдвигается мысль, что патопсихологический материал не укладывается в рамки «биологического ряда», а перерастает и в «социальный ряд». Сложное единство личности, как отмечалось на съезде, может быть понято лишь при учете биологического и социального ряда, на стыке которых и протекает процесс ее становления. Те решения вопроса о взаимоотношении биологического и социального, которые могла предложить зарубежная патопсихология того времени, были способны завести исследователя в тупик идеалистических спекуляций. Это понималось тогда со всей определенностью. Так, тезис А. Кронфельда о том, что психиатрия принадлежит двум областям знания – биологии и «науке о духе», заставлял его решать вопросы психопатологии в плане гуссерлианства. В.А. Внуков писал: «Ясно, что психиатры либо довольствуются при таких исканиях школьными достаточно изношенными философскими «истинами», либо должны эти последние заимствовать из арсенала современной идеалистической философии, в различных ее выражениях (Мах, Бергсон, Шеллер, Рэссель, Карнап, Гуссерль, Коген и др.)»[310].
Этот вывод становился исходным для критики различных идеалистических и механистических установок, с которыми ве- 191 дущие западные психопатологи стремились интерпретировать материал эмпирических наблюдений, добытый крепелиновской психиатрией. «Психоморфологическое направление» («мозговая патология»), представленное в трудах Вернике, Клейста и других, характеризовалось на съезде как мозговой «мифологизм», отчетливо обнаруживающий наивно-механистические воззрения его апологетов, которые, несмотря на определенные заслуги в преодолении психологического эмпиризма Крепелина и Эскироля, все же не ушли далеко от Бюхнера и Молешотта. Вместе с тем идеалистические направления выявлялись во всех тех случаях, когда психопатологи пытались отождествить или смешать социальное с психическим. Все это вело к витализму (у Блейлера, Шильдера, отчасти Кронфельда), к пониманию сущности болезни путем интуитивного проникновения в переживания больного (у Ясперса), к признанию ведущей роли инстинктивной жизни (у Фрейда) и, наконец, к утверждению примата религии. Впрочем, как отмечалось на съезде, идеалистическое, виталистическое течение в современной психопатологии сочетается и самым интимным образом сцепляется с механицизмом (у Монакова), и это объединение механицизма и идеализма еще более усиливало вывод о настоятельной необходимости борьбы на этом участке идеологического фронта, который, как подчеркивалось, «пока еще совершенно обнажен». Итак, к концу 20-х годов достаточно полно выявляется принципиальная невозможность решения общих методологических проблем патопсихологии как с позиций эмпиризма Крепелина, так и с позиций его критиков из числа психоморфологов. Как прямой результат этого со «сей очевидностью выступало понимание необходимости углубленного изучения философских проблем психопатологии. На этой основе развертывается критика и самокритика, способствовавшая перестройке патопсихологии на началах диалектического материализма. В статье, написанной в 1933 г., Т.И. Юдин отражает этот этап настойчивой разработки методологических основ патопсихологии: «Начались разработки вопросов отношения внутреннего и внешнего в психоневрологии, о значении сознания, психики, разбирались методологические течения на Западе с точки зрения диалектического материализма (Сапир, Внуков, Проппер и др.). При всей ценности этих философски-методологических исканий, при стремлении к критическому отношению к западной науке все же, несомненно, в большинстве научных работ советских авторов нередко проглядывало преклонение перед различными, «модными» буржуазными течениями, причем социальные корни этих буржуазных теорий часто оставались непонятыми, не было еще методологической четкости и в статьях, подходивших диалектико-материалистически к основным вопросам психоневрологии. Поэтому уже
192 к 1930 г. стало ясным, что необходимо направить внимание психоневрологов на более углубленное изучение основоположников марксизма-ленинизма, пересмотреть основные вопросы с точки зрения диалектического метода. Начало такому общесоюзному пересмотру и было положено на I Всесоюзном поведенческом съезде в Ленинграде в конце 1930 г.»[311]. Разумеется, трудно и даже невозможно отделить в историческом исследовании область патопсихологии от области психиатрии, которая является сферой практического применения знаний о (природе и формах проявления больной психики. В капитальных трудах, посвященных истории психиатрии в СССР (Юдин[312], Каннабих[313]), мы находим характеристику работы важнейших психиатрических учреждений и основных задач психиатрии в те годы. В них прослеживается прогресс, достигнутый советской медициной в деле предупреждения и лечения психических заболеваний. Однако затрагиваемые в этих работах проблемы патопсихологии в такой же мере принадлежат истории психиатрии, как и истории психологии. Расстановка сил на том участке психоневрологического фронта, где ^воедино сливались усилия психологов, физиологов и психиатров во второй половине 20-х годов, вкратце может быть охарактеризована следующим образом. В Ленинграде ведущую роль играют школы И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Как известно, И.П. Павлов и его сотрудники в конце 20-х – начале 30-х годов непосредственно переходят к разработке проблем патопсихологии, выдвигая ряд конструктивных принципов, и среди них идею двух сигнальных систем, учение о типах высшей периной деятельности, с позиций рефлекторной теории резко критикуют представления Жане, Кречмера и других.
Здесь невозможно дать даже беглый обзор важнейших положений, которые ввел И.П. Павлов в патопсихологию. Только в порядке простого перечисления можно указать следующие общие принципы, обоснованные его трудами. Исходя из понимания взаимоотношений коры и подкорки, а также взаимоотношений двух сигнальных систем, Павлов показал, что расстройства функций коры больших полушарий обязательно проявляются в диссоциации деятельности всех трех инстанций соотношения организма со средой: подкорки, первой сигнальной системы и второй сигнальной системы, причем эти соотношения изменяются в самых различных направлениях. Патологические состояния психической (кортикальной) деятельности выражаются в снижении работоспособности нервных клеток, в результате чего 193 изменяется их реактивность и возникают фазовые явления. Патологическое состояние может захватывать всю кору или локализоваться в больном пункте: в определенном отделе или функциональной системе, где особенно заметно изменяется взаимодействие между корой и подкоркой. Как большая или меньшая вероятность психического заболевания, так и его форма зависят от типа (нервной системы. Так, субъекты со слабым типом нервной системы особенно болезненно реагируют на жизненные трудности, и в особо неблагоприятных условиях на почве слабого типа развивается шизофрения. Павлов до последних дней своей жизни осуществлял в клиниках, руководимых С.Н. Давиденковым и А.Г. Ивановым-Смоленским, анализ психотических состояний. Это стало экспериментальной базой для изучения сложной картины различных психических и нервных заболеваний человека, нашедшей отражение в ряде работ И.П. Павлова: «Пробная экскурсия физиолога в область психиатрии» (1930 г.), «Проба физиологического понимания симптомологии истерии» (1933 г.), «Проба физиологического понимания навязчивого невроза и параной» (1934 г.), «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» (1935 г.), «Типы высшей нервной деятельности в связи с неврозами и психозами и физиологический механизм невротических и психотических симптомов» (1935 г.)[314] и др. Труды В.М. Бехтерева содержали богатейший материал патопсихологических исследований, в особенности относящийся к области психической симптоматологии, где психология и психиатрия теснейшим образом сближаются. Бехтерев исследовал проблему галлюцинаций, сумев показать роль внешних раздражителей в проекции галлюцинарных явлений, изучив внушающее влияние слуховых обманов чувств, выяснил характер психоанастезий, выражающихся более или менее ясным ослаблением чувственного восприятия как в сфере общей чувствительности, так и в сфере органов чувств, и многие другие вопросы психической симптомологии. Деятельность В.М. Бехтерева и его многочисленных учеников (среди них следует назвать К.И. Платонова, автора книги «Слово как физиологический и лечебный фактор», неоднократно переиздававшейся) безотносительно к попыткам последних рефлексологически обосновать патопсихологию составила заметный вклад в науку о психических состояниях личности больного человека.
В.М. Бехтерев и его ученики пытались направить психиатрию по пути рефлексологии. Однако к концу 20-х годов, как уже отмечалось, наблюдается спад увлечения рефлексологией, и среди врачей все более усиливается скепсис по отношению к ее 194 реальным возможностям: подчеркивается, что полная ликвидация психологии, к которой призывали ортодоксальные рефлексологи, является упрощенчеством, что рефлексология в качестве биологической дисциплины стоит далеко от социально-исторических проблем человеческого общества, от учения о мозге и клинической неврологии. Говоря о «ленинградских школах», нельзя не упомянуть также видную роль, которую играли при анализе клинических психопатологических фактов, достижения физиологической школы Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского (в особенности в связи с учением о доминанте). В Москве развивались идеи основателей «московской школы» С.С. Корсакова и А.Я. Кожевникова. Имея значительные успехи в области клиники (В.П. Сербский, П.Б. Ганнушкин, Ю.В. Каннабих), московские психиатры и психопатологи испытывали в 20-е годы серьезное влияние идей Крепелина и особенно наследственно-биологического направления т патологической характерологии (С. Суханов, Т.И. Юдин, П.Б. Ганнушкин), а также психоаналитического течения (М.В. Вульф, А.Б. Залкинд). Характерной чертой патопсихологических исследований, которые развертываются после завершения методологических дискуссий начала 30-х годов, явилась усиливающаяся роль воззрений Л.С. Выготского, ставшего инициатором ряда работ, в которых изучалось смысловое и системное строение психической деятельности в ее развитии и распаде. Если изучение генезиса высших психических функций составило одно из важнейших направлений в детской и педагогической психологии, то изучение распада высших психических функций, выяснение того, как они нарушаются на различных ступенях развития, становится содержанием патопсихологических исследований. Воззрения Л.С. Выготского в дальнейшем получили развитие в трудах Ф.В. Бассина, Р.М. Боскис, Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия и многих других. Общая характеристика этих работ и всей дальнейшей проблематики патопсихологических исследований содержится в статье А.Р. Лурия «Изучение мозговых поражений и восстановление нарушенных функций» во втором томе сборника «Психологическая наука в СССР».
3. Индивидуальная психология и некоторые вопросы конституциональной типологии человека Проблема конституциональных основ нормы и патологии поведения человека представляла собой аспект более широкой психологической проблемы экзо- и эндогении. Большую популярность в эти годы приобретает учение Э. Кречмера о взаимоотношении телосложения и характера[315], оказавшее значительное влияние на труды психиатров П.Б. Ганнушкина, Т.И. Юдина, М.О. Гу- 195 ревича, А.Л. Эпштейна, психологов К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, педологов Е.А. Аркина, И.А. Арямова и других. Во многих работах, написанных под влиянием кречмерианства, переоценивался эндогенный фактор, наследственность превращалась в мистический фатум, психопатологические понятия возводились в объяснительные принципы нормальной психологии[316]. Особое внимание привлекала роль эндокринной системы, а также открытия в области субкортикальных центров. Индивидуальные различия в поведении человека зависят, как подчеркивал в «Психологических очерках» Блонский[317], от того, насколько уравновешенно и согласованно работают симпатическая и парасимпатическая нервные системы. Отличаясь по своему темпераменту медлительностью и спокойствием, ваготоники не склонны фантазировать, являясь людьми, мыслящими трезво и реалистически. Напротив, симпатикотоники представляют собой полную противоположность им. Будучи импульсивны, решительны, они часто увлекаются и отрываются от действительности. В работах Б.М. Завадовского «Очерки внутренней секреции» (М., 1928), Н.А. Белова «Физиология типов» (Орел, 1924), В.Н. Сперанского «Внутренняя секреция и психические процессы» (Киев, 1927) и «Гормоно-рефлексология как основа психологии и психиатрии» (Харьков, 1923) и многих других специально рассматривался вопрос о том, как влияет на психическую деятельность людей функционирование каждой из желез внутренней секреции (щитовидная, паращитовидная, половые железы, надпочечники и т.д.) и к каким психическим расстройствам ведет гипо- или гиперфункция всех этих желез. Исходя из факта повышенной или пониженной деятельности отдельных желез (в их взаимодействии), некоторые авторы (Н.А. Белов, Н.Я. Пэрна, Б.М. Завадовский и др.) делали попытки построить классификацию типов человеческого поведения, характеров и темпераментов. Так, по предположению Б.М. Завадовского совместное действие щитовидной и надпочечной желез обусловливает различия в темпераментах: «Сангвиник отличается хорошей активностью обеих желез, флегматик – слабостью и той и другой, холерик – слабостью щитовидной железы, но сильной надпочечной, меланхолик – сильной щитовидной, но слабой надпочечной»[318]. Во всех этих работах роль эндогенного фактора неправомерно преувеличивалась. Однако их положительной стороной являлось кропотливое экспериментальное и клиническое выявление значения для 196 нервно-психического статуса человека функции каждой из желез внутренней секреции. Тесно связанной с вопросом о влиянии эндокринной и вегетативной нервной системы на психику была проблема конституций человека – в 20-е годы, едва ли не одна из наиболее кардинальных проблем общей, индивидуальной (дифференциальной) и патологической психологии[319]. Этой проблеме посвящена большая литература как в СССР, так и за рубежом[320]. Указанная проблема находит отражение во всех обобщающих работах по психологии. Содержание научной полемики по вопросу о конституциях включало в себя проблемы, которые, как легко убедиться, не утратили своего значения и сегодня. Сюда относится, во-первых, вопрос о том, что входит в понятие конституции и какой фактор является доминирующим (строение тела, структура тканей, внутримозговые процессы, эндокринные особенности и др.). Во-вторых, вопрос о том, является ли конституция лишь суммой наследственных свойств организма или же в нее входят благоприобретенные данные (генотип или фенотип?). И наконец, проблема изменчивости конституциональных свойств под влиянием социальной среды. В зависимости от того, как решались все эти вопросы, строились соответствующие классификационные системы. В ходу были конституциональные классификации Кречмера, Сиго, Виола, Блонского, Белова и других. Сиго делил всех людей на четыре типа: мускульный (с преобладанием мышечной системы), дыхательный (с наибольшим развитием дыхательных органов), пищеварительный (с наибольшим развитием органов пищеварения) и церебральный (с преобладающим развитием черепа, мозга). Виола, выделив три типа конституций, поставил их в зависимость от длины конечностей и величины внутренних органов. Блонский делил людей, «сходя из комплекции, на две группы: «мягкие и сырые» и «сухие и твердые типы», замечая, в частности, что сухой тип людей характеризуется хорошо развитым вниманием, определенной устойчивостью, интеллектуализмом, самостоятельностью, жестокостью, сырой же тип – эффек- 197 тивностью, внушаемостью, рассеянностью. Наибольший успех выпал на долю классификации Кречмера, который связывал отдельные типы телосложения с «кругами темпераментов». По мысли Кречмера, каждый из этих «кругов» темперамента включает в себя взаимопереходящие друг в друга и различающиеся лишь количественно здоровый, психопатический и психотический варианты определенного психического склада (к примеру, шизотимический, шизоидный и шизофренический типы). Кречмеровская классификация воспроизводится в учебнике Корнилова. В конце 20-х годов конституциональные классификации Сиго, Кречмера и других еще не были у нас подвергнуты научной критике. Более того, многими авторами (например, М.П. Андреевым[321]) дело представлялось таким образом, что проблема связи телосложения и психического склада окончательно разрешена (см.: М.П. Андреев, Соматологический подход к изучению личности взрослого и ребенка) и что будто бы уже наступило время, когда из плоскости простого установления связи телосложения и психического склада можно было перейти к решению многих других вопросов (динамика и развитие конституциональных типов, фило- и онтогенетическое толкование их и т.д.). При этом соматологический анализ (по Кречмеру) признавался методологически ценным инструментом проникновения в структуру личности. Все это показывает, что естественнонаучный характер этих теорий (зависимость психической нормы и патологии от строения и функций тела) заслонил в это время их реакционную сущность (биологическая фатализация, игнорирование роли общественной среды, перенос на здорового человека закономерностей, устанавливаемых на патологическом материале психических болезней, смешение биологических и социально-исторических категорий и т.п.). Теми же тяжелыми идейно-теоретическими пороками страдали тогда конституционально-характерологические построения других авторов (Т.И. Юдина, П.П. Блонского, А.Л. Эпштейна, Н.А. Белова и др.). Так, Блонский[322] за основу упомянутого разделения людей на «мягкие и сырые» и «сухие и твердые» типы брал работы животновода проф. Богданова и руководствовался данным там описанием «сухих и сырых» пород лошадей, свиней, коров и овец, превращая человеческие «биотипы» в частные случаи общих биотипов животного мира. Совершенно очевидно, что так называемое «наследственно-биологическое направление» в патопсихологии обнаружило свою полную несостоятельность. Развернутая критика 198 трудов представителей «наследственно-биологического направления» приходится на 30-е годы. Противоположность им в этом отношении представляет складывающееся в школе И.П. Павлова учение о типах высшей нервной деятельности, которому предстоит большое будущее в отечественной физиологии, (психологии и психиатрии. Впервые контуры павловской типологии обрисовываются в 1927 г. («Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож», сообщение И.П. Павлова на торжественном заседании Русского хирургического общества). В период после 1927 г. И.П. Павлов и его ученики (в первую очередь А.Г. Иванов-Смоленский) уточняют экспериментальные показатели типов высшей нервной деятельности, глубоко изучают природу основных свойств нервной системы (силы, уравновешенности и подвижности), которые были положены в основу классификации типов. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, оформившееся на рубеже 20-х и 30-х годов, представляет собой высшее достижение научной мысли рассматриваемого нами периода, значение которого для настоящего советской психологической науки трудно переоценить[323]. Возвращаясь к характеристике «наследственно-биологического направления», мы еще раз укажем, что в основу различий темпераментов, характеров, (предрасположений (к душевным болезням, в частности) был положен эндогенный признак. Но эндогения, при всей ее внешне материалистической окраске, явно вступала в противоречие с требованием учета социальных и общественных влияний, с марксистским тезисом об обусловленности сознания общественным бытием, который становился все в большей и большей степени решающим условием трактовки психических явлений. Примером учета биологических и социальных (эндо- и экзогенных) влияний может служить весьма популярная в те годы классификация Юнга, которая основывалась на противопоставлении двух противоположных типов: экстровертированного (распространяющего либидо[324] на внешнюю среду) и интровертированного (обращающего либидо внутрь самого субъекта). И хотя 199 типологические различия имели здесь биологическую предпосылку, однако она проявлялась в способе приспособления к среде, в учете ее влияний. Отличие классификации Юнга от классификации Кречмера – в игнорировании антропологических признаков и в поисках психологических критериев для типологии. По тому же пути шли Ах (деление на персевератив–ный и ассоциативный типы), Оствальд (деление на классиков и романтиков) и другие. Стремлению установить взаимоотношения между конституциональными и социальными моментами в поведении человека отвечает весьма типичное для этого времени рассуждение Т.И. Юдина: «Несомненно, что люди, обладающие своеобразными конституциями, свои особенности развивают в том или ином направлении в зависимости от имеющихся социально-экономических условий. Люди со стеническим, предприимчивым характером в одних условиях становятся организаторами капиталистических предприятий, в других – организаторами борьбы против капиталистов и, наконец, в третьих условиях – организаторами противообщественных антисоциальных преступных выступлений. Но всякие классовые и профессиональные установки имеют, если можно так выразиться, и свою конституциональную сторону. Переживания и способы действия шизоида-стеника и шизоида-астеника, циклоида, параноика, направленные социальной средой к одним и тем же целям, будут иметь и свои особенности»[325]. Все психопатические симптомы перерабатываются социальной средой – формулирует свою точку зрения Т.И. Юдин. Нетрудно заметить, что здесь личность и среда внешне противостоят друг другу как два независимых, самостоятельных фактора. На основании представления о двух факторах (биологическом и социальном) строил свою типологическую классификацию К.Н. Корнилов, у которого она именуется классификацией типов поведения. Это понятие (тип поведения) объединяло в себе и темперамент как совокупность врожденных признаков, и характер как совокупность приобретенных признаков и базировалось на экспериментальных исследованиях при помощи реактологической методики (использование хроноскопических и динамоскопических данных). Отдавая должное типологии Кречмера, Корнилов в своей классификации типов поведения исходил из различий в характере реагирования людей, что хотя и несомненно стоит, по его словам, в самой тесной связи с различиями в конституциональных особенностях людей, однако суть этих связей в науке далеко еще не установлена. По признаку быстроты и интенсивности реакций им выводились четыре типа людей: моторно-активный тип, т.е. реагирующий быстро и силь- 200 но; моторно-пассивный тип, т.е. реагирующий быстро и слабо; сенсорно-активный тип, т.е. реагирующий медленно и сильно, и, наконец, сенсорно-пассивный тип, т.е. реагирующий медленно и слабо. Любопытно, что в развернутой характеристике каждого из этих типов Корнилов менее всего опирался на свои экспериментальные данные, а отправлялся главным образом от традиционных конституциональных и психологических признаков, принятых в наследственно-биологических системах Кречмера, Сиго и других. Вот, к примеру, как он описывает человека сенсорно-пассивного типа: «Обладает небольшой приземистой фигурой, мягким широким лицом, короткой шеей, склонностью к упитанности и полноте. В своих движениях медлителен и вял, пассивен до инертности, но, поднимаясь медленно, идет настойчиво и долго; добродушен до сентиментальности; принципиален до приторности; все взвешивает и обдумывает и потому всегда запаздывает в своих решениях; имеет ум последовательный, богатый знаниями, продуктивный в своем не всегда оригинальном творчестве; хорошие практики, кабинетные ученые, образцовые чиновники, тихие добряки, спокойные юмористы, изнеженные лентяи – вот представители этого типа людей»[326]. Нетрудно заметить, что эта характеристика во многом совладает с перечнем особенностей пикнического типа Кречмера, приводимым в той же книге. Типологическая классификация Корнилова разделяет недостатки, общие для всех наследственно-биологических систем. Для Корнилова тип оставался биотипом и вопрос о социальных основах типологических особенностей по существу и не ставился. Сделанная им в начале книги оговорка о примате социального фактора над биологическим фактически ничего не изменяла в конкретном содержании его типологии – различия в характере реакций отдельных лиц все также определялись биологическими особенностями организма. Столь же беспомощной оказалась попытка Корнилова реализовать идею классификации типов поведения исключительно по социальному признаку, на основании его классовой принадлежности и 'производственной деятельности (тип поведения буржуа, интеллигента, городского и деревенского пролетария и т.п.). Сами по себе характеристики отдельных типов поведения, например буржуа, данные Корниловым, сочны и метки, а местами просто превосходны, но, сугубо беллетристичные, они лишены научной ценности. Они полностью оторваны от той типологии, которую Корнилов положил в основу темперамента и характера, и с ней лишь сосуществуют. В характеристике типов поведения по социальному признаку социология 201 подменялась психологией[327], психологические признаки социальных групп, в свою очередь, извлекались из наследственных предпосылок: социальная психология обретала, таким образом, биологические основы. Но даже, если оставить в стороне все, что было сказано, характеристики социальных типов, содержащиеся в книге Корнилова, во многом лишены научной достоверности, так как трактуются абстрактно и берутся безотносительно к историческим эпохам и различным этапам классовой борьбы (буржуа вообще). Учет эндо- и экзогенных факторов наиболее полно представлен в классификации личностей, предложенной психологом и психиатром А.Ф. Лазурским и вызывавшей к себе значительный интерес на протяжении 20-х годов. Взяв за основу классификации «принцип активного приспособления личности к окружающей среде», А.Ф. Лазурский устанавливал два подразделения: по психическому уровню – на три последовательно повышающих уровня и по психическому содержанию – на целый ряд различных типов и их разновидностей. При этом, анализируя и сравнивая между собой бесконечно разнообразные по содержанию и по степени сложности проявления, из которых строится представление о человеческой личности, он разбивал их на эндопсихические проявления (нервно-психическая организация, «ядро человеческой личности, главная ее основа») и зкзопсихические проявления, содержание которых определяется отношением личности к среде, к внешним объектам. По Лазурскому, отношение между эндо- и экзопсихикой на разных уровнях далеко не одинаково. Он строил очень сложную систему классификации личностей, учитывающую все выявленные им факторы, в которой находили себе место и психическая норма и патология. Классификация А.Ф. Лазурского оказала заметное влияние на формирование психологических воззрений многих советских психологов, и прежде всего ближайших его учеников В.Н. Мясищева и М.Я. Басова. Она стимулировала интерес к проблеме отношения личности к различным сторонам общественной деятельности, к формированию и переделке этих отношений, наконец, к вопросу об уровнях развития личности. Собранный Лазурским громадный материал психологических наблюдений, несомненно, способствовал становлению характерологии как отрасли психо- 202 логии. Однако учение Лазурского страдало механицизмом и, как это уже было показано, обнаруживало непонимание им общественной сущности человеческой личности. Говоря о различных характерологических системах, которые получили у нас распространение в 20-е годы, следует подчеркнуть, что, не владея ленинской теорией отражения, советские ученые, специализировавшиеся в области индивидуальной психологии, не могли тогда правильно понять взаимоотношения между личностью и средой, между биологическим и социальным в личности. Смешивая или механистически противопоставляя г. структуре личности биологическое и социальное, конституциональный, наследственный (эндогенный) и приобретенный (экзогенный) факторы, они не видели, как реально в процессе трудовой деятельности осуществляется активное взаимодействие человека с окружающим миром. Лишь в дальнейшем, уже в 30-е годы, в результате глубокого изучения диалектического материализма и марксистской критики преодолевается механистическое противопоставление эндогенного и экзогенного факторов. Не отрицая значения наследственных анатомо-физиологических качеств, советская психология начинает рассматривать их как общие возможности развития в определенном направлении, реализация которых зависит, однако, от наличия соответствующих общественных условий. Отказ от механистического подразделения психологических свойств человека на эндогенные и экзогенные позволил в связи с этим на новой основе решать вопрос об уровнях личности. Если на предыдущем этапе было принято связывать переход от низшего уровня к высшему и всю сложность и богатство личности с преобладанием экзогенных факторов над эндогамными и вытеснением биологических структур социальными, то в этот период укрепляется взгляд, что уровень личности определяется общественными отношениями, ее формирующими, и зависит от того, насколько осознаны те отношения, которые составляют ее сущность, насколько человек отдает себе отче г в их значимости, смысле, характере. Вместе с тем осуждение серьезных ошибок, лежащих в основе кречмерианства, в какой-то мере послужило причиной известного недоверия к самой проблеме конституций и молчаливого отказа от учета конституциональных особенностей в психологическом исследовании. Последнее не могло не повлиять на разработку проблем индивидуальной психологии. Лишь в последние годы благодаря трудам Б.М. Теплова и его сотрудников были найдены новые, свободные от догматизма и предвзятых установок пути для решения вопроса об индивидуальных различиях[328]. 203
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.037 с.) |