Возможности и ограничения применения технологий при работе с психически больными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности и ограничения применения технологий при работе с психически больными



Компенсация дефицита социального познания у больных с психическими расстройствами с применение передовых технологий ИТ, в частности механизмов виртуальной реальности набивает обороты и становится весьма популярным в настоящее время.

Тренировка способностей в сфере социального познания с применением компьютерных технологий в рамках организации тренингов социальных и когнитивных навыков, а также специально созданных, индивидуальных программ позволяет не только широко из применять, но и повышать качество работы с расстройствами психически больных людей.

Применение ИТ-технологий осуществляется, как правило, при непосредственной работе по схеме «человек-машина», когда полученные результаты анализируются самой программой, а также в сотрудничестве с психотерапевтом, который формирует взаимоотношения в клиента и полученные результаты может сразу интерпретировать и описать.

При работе с ИТ-программами применяется может как индивидуальный подход, так и групповые программы. Уже сейчас разрабатываются и широко применяются технологии групповых тренингов с применение виртуальной реальности с полным погружение в процесс.

Для компьютеризированных тренингов по развитию социального познания характерны и ряд достоинств:

- применение ИТ-технологий позволяют в значительной степени повысить и улучшить индивидуальный подход к пациентам за счет предоставления моментальной обратной связи, формирования задач различной степени сложности и направленности, оптимизировать темпы деятельности и индивидуальной работы каждого отдельного пациента, разобрать возможные проблемы и «промахи» при работе с психотическими расстройства и пр.;

- работа в тренинговой программе с применением ИТ-технологий позволяет создать игровой и непринужденный дизайн, который будет для пациента более привлекательным и увлекательным, повысит его мотивацию и заинтересованность.

- в части работы с компьютерными программами пациент может иметь доступ к тренингам дома (в части психологического образования и развития), что особенно важно для пациентов, которые ограничены в передвижении по ряду причин.

Нужно отметить и то, что мнения и данные относительно эффективности применения компьютеризированных программ достаточно противоречивы. Исследования подчеркивают их эффективность при организации тренингов когнитивных и социальных навыков, а также в части развития социального познания, другие же исследования говорят об обратном.

 Например, при оценке эффективности тренинговой программы RC2S было отмечено изменение дисфункциональных стилей атрибуции, которые характерны для больных шизофренией, но при использовании программы NPTMH данный результат получен не был. С применением специальных упражнений в рамках программы e-Motional Training удалось получить улучшения в распознавании эмоций у больных шизофренией, в то время как прохождение компьютерного тренинга социальных навыков с применением технологий виртуальной реальности улучшений в аспекте распознавания эмоций выявлено не было.

Полученные противоречия объясняются тем, что необходима дальнейшая проверка, мониторинг и анализ потенциальной неэффективности применения ИТ-технологий в тренингах по развитию социального познания, но недостаточная настройка применяемого инструмента (в данном контексте речь идет о важности индивидуализации тренингов подборе оптимальных упражнений по тренировке соответствующих навыков в условиях ограничения применяемых технологий).

Так одной из существенных недостатков при применении ИТ-программ и возможностей виртуальной реальности является отсутствие живого контакта пациента и психотерапевта, то есть появляется дефицит общения, повышается уязвимость больных.

 

 

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

- Применение ИТ-технологий стало активным при поиске способа компенсации дефицитов в области социальных и нейрокогниций и в целом представляют собой достаточно перспективное направление разработок и исследований.

- Эффективность применения компьютерных программ и тренингов в настоящий момент не имеет четких показателей, которые напоминают противоречивые данные. В части исследований подчеркивается высокая эффективность применения ИТ-технологий при проведении тренингов на выявление когнитивных и социальных навыков, а также в рамках развития способностей в сфере социального познания, а в иных исследователи отмечали обратные действия, что позволяет говорить об актуальность проведения дальнейших исследований по возможностям в применении ИТ-технологий.

- Как показывает практика в настоящий момент отмечается дефицит сравнительных исследований в рамках выявления эффективности традиционных и компьютерных программ, в частности, с применением возможностей виртуальной реальности при проведении тренингов, а также ИТ-технологий с индивидуальным и групповым форматом работы, программ, которые могут вести самострельную оценку.

- Применение ИТ-технологий на практике в рамках оказания помощи психически больным имеет ряд преимуществ: оно позволяет обеспечить индивидуальный подход к участникам тренингов, делает помощь не только доступной, но и эффективной, измеряемой, помогают повысить мотивацию больных.

Однако нужно учитывать и отрицательные аспекты работы с ИТ-технологиями при организации помощи психически больным, а именно отсутствие «живого» контакта, межличностные отношения не предусмотрены при работе в системе «человек-компьютер» и тяжесть течения психического расстройства может сказаться на эффективности. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.005 с.)