Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное познание: определение и особенности

Поиск

Социальное познание относится к одной из самых важных плоскостей в анализе социальной психологии.

Социальное познание представляет собой научное познание всей совокупности социальных явлений, отношений и фактов. Второй акцент основан на познании социального мира человеком, непрофессионалом, познание им реальности своей жизни[1]. В данном аспекте социальное познание выступает не как область научного знания, а как знание, которое формируется в непосредственном жизненном опыте каждой отдельной личности.

Интерес социальной психологии к социальному познанию основан на потребности человека в ориентации в окружающем мире, но резко происходит скачок в новой ситуации: ориентированность в новом сложном мире можно только в случае только через умения более или менее адекватной интерпретации наблюдаемых фактов, без такой интерпретации легко можно потерять смысл не только происходящего вокруг, но и собственного места в этом мире.

С бурным развитием социальных изменений, Интернета и средств массовой информации возникает необходимость от человека не только большей адаптации к социуму, но и умения существовать в новым условиях, то есть находить возможность в оптимизации деятельности, поэтому появляется возможность в понимании соотношения знаний человека и соотношения их с изменениями.

Центральной идеей, положенной в основу исследований психологии социального познания, является формирование познания человеком окружающего мира потребность в этом познании, которая стара как мир, специфичность процесса познания окружающего социального мира, что не всегда является достаточным для ее обозначения. Поэтому психология социального познания направлена на восполнение данного пробела. Ею ставятся задачи по раскрытию механизмов через осознание человеком себя как части той социальной реальности, в которой он живет и существует, действует. Помимо прочего рассматривается и совокупность все социальных факторов, которые признаны обуславливать все процессы, происходящие с человеком в социуме. Другими словами, решается вопрос относительно того, как человек должен строить образ социального мира или «конструировать» этот мир. «Конструирование» в данном контексте рассматривается как способ приведения в систему информацию о мире, организации этой информации в связанные структуры с целью постижения смысла[2]. Как результат формируется образ социального мира, который предстает перед человеком в рамках определенной социальной реальности.

Психология социального познания выросла из недр психологической науки, а весь раздел общей психологии посвящен анализу познавательных процессов, которые является предпосылкой для формирования как самого предмета психологии социального познания, так и проблематики.

Идея рассмотрения связи между познанием и обществом была впервые высказана У. Дмейсом, который рассматривал человеческую мысль как «познание», потому как именно она имеет дело с объектами, которые от нее не зависят. При этом познание не относилось к пассивному приспособлению к внешнему миру, познание предполагает наличие интереса. Как считал исследователь, правильное или разумное мыслительное действие складывается на основании установки внутренних и внешних отношений, которые смогут благоприятствовать выживанию мыслящего или его физическому благосостоянию. При этом акцентирование внимания на функциях познания подводит вплотную его к мысли о том, что основная роль человека основана на существовании его в социальном мире.

Особое значение в этом отношении принадлежит традиции гештальтпсихологии, в которой сложилась концепция против господствовавшего бихевиоризма с его «атомистическим» подходом в психологии, которые существовали в начале 20 века. Рассмотрение восприятия как целостного образа предмета, выявление динамики этого образа – возможности централизации то на фигуре, то на фоне, а также идея «хороших» фигур в аспекте восприятия, - все это предполагает существование достаточно сложной когнитивной структуры восприятии индивида и его активности в процессе познания[3]. Поскольку это можно соотнести с любым восприятием, но сама идея взаимосвязи субъекта и объекта восприятия обусловила довольно высокую продуктивность для оценки и понимания особенностей социального восприятия.

В работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия рассматривают принципы действия и проблемы психологии социального познания в контексте соотношения значения и смысла. Роль потребности в восприятии мира получает свое развитие у человека, то есть чтобы объект был «эмансипирован» ему нужно найти какой-то способ выражения, а это возможно через знак, слово. А.Р. Лурия говорил о «двойственности мира» человека, который проявляется как через слово с одной стороны, так и непосредственным предметным миром с другой. Слово обладает фиксированным содержанием через социальную конвенцию – согласия относительно его значения.

Психосемантика, как считал А.Г. Шмелев, имеет своим предметом избирательное усвоение трансформацию значения в индивидуальном сознании в процессе индивидуальной деятельности. В процессе психологического анализа значения необходимо учитывать всю совокупность реакций индивида на какой-то значимый стимул, то есть включается и эмоционально-оценочная реакция.

Как справедливо было отмечено В.Ф. Петренко, значение, которое находит свое выражение через слово, позволяет обогатить совокупный социальный опыт, поэтому в рамках теории деятельности психосемантика закрепляет идею социальной детерминации процесса познания.

С социально-психологической точки зрения, проблема социального познания рассматривается через два подхода в исследовании:

- равномерность внимания как анализа социальной обусловленности процесса познания, так и анализа самого процесса познания социальных объектов;

- внимание тому, как происходит познание социального мира обыденного человека.

Познание социально по своему происхождению. Знания о социальном мире человек приобретает только при условии взаимодействия людей, их общении между собой.

Большое значение при происхождении социального познания имеет конкретная культурная среда, которая воспринимается человеком в процессе его социализации и жизни в социуме через овладение языком и общением. 

Социальное познание разных людей разделяемо и базируется на двух постулатах:

- в поведении всех людей существует предсказуемый ряд сходств, которые основаны на представлениях об общей человеческой природе, приобретенных нами в опыте;

- существует также ряд несомненных различий в поведении людей (в зависимости от типажа и отдельного индивида.)

Это позволяет говорить о том, что никогда нельзя иметь два одинаковых мнения о чем-либо. Это формируется из объективности познания, поэтому каждое познание и есть ментальная реконструкция того, что существует на самом деле. Данная реконструкция осуществляется субъектом исходя из его опыта, потребностей и намерений. Пока не были зафиксированы индивиды, которые имели бы одинаковые результаты познания или обладали какой-либо идентичностью.

Все это позволяет сделать вывод о том, что социальное познание основано на условиях его возможности быть включённым в процесс коммуникации между людьми. Образ социального мира вырабатывается сообща.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.7 (0.009 с.)