Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды текста: устный и письменный.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тексты делятся на устные и письменные. Древние цивилизации были основаны на устной традиции, особую роль в которой играли песни, сказки, баллады, мифы. Интересно, что вплоть до Средних веков непосредственно воспринималась только звучащая речь. Можно представить себе такую картину в средневековом европейском университете: студенты вслух читают и только со слуха воспринимают прочитанное. Известно, что в активизации устной памяти большое значение имеет ритм. Многие древние медицинские, философские, религиозные и научные сочинения записаны в стихотворной форме. Устная речь отличается пропуском легко подразумеваемых слов, фраз и предложений. Часто понимание достигается невербальными средствами коммуникации: интонацией, выражением глаз, жестами, позами, за счет предчувствия, речевой интуиции. Письменная речь более развернута и стандартизирована. Она должна отвечать нормам языка и логики, которые, в свою очередь, подвержены исторической динамике.
2. Характеристики текста. Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.). Независимо от того, пишите ли вы научную статью, диплом, курсовую или же готовите текст будущего публичного выступления, вы должны учитывать логические основы аргументации. Исходя из того, перед кем вы будете выступать, и о чём будете говорить, вы подбираете подходящий способ рассуждения. Кроме логической составляющей, важно обратить внимание на некоторые психологические моменты публичного выступления. Умение держаться на публике и способность удерживать внимание аудитории, является результатом работы над собой и требует определённого знания психологии и особенностей своего характера. В самом общем смысле текст - это информация, зафиксированная средствами системы языка. Информация может быть представлена любыми знаково-символическими средствами, соответственно, могут быть неречевые символические тексты (немое кино, балет, скульптура). Понятие текста при теоретико-информационном подходе толкуется достаточно широко, в частности говорят о биологических текстах, генетических текстах и пр., имея в виду соответствующие информационное структуры. Поскольку теория аргументации имеет дело со словесными, логически оформленными текстами, в дальнейшем именно они и будут иметься в виду. Оформление мыслей в тексты, хранение текстов и трансляция знаний и опыта через тексты последующим поколениям - все это создает предпосылки существования и поддержания культурного начала в человечестве. Социальная память, закодированная в культурных текстах, с одной стороны, а с другой - врожденная память, закодированная в генах, являются важнейшими детерминантами актуальной истории и человечества в целом, и отдельного человека. Национальный язык - явление сложное в силу социальной неоднородности его носителей, в нем выделяют конкретные формы: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Литературный язык относят к высшим формам национального языка. Он обслуживает различные области жизнедеятельности человека: науку, словесное искусство, политику, законодательство, межнациональное, деловое, бытовое общение. В гуманитарных областях знания широко употребляется такой термин, как дискурс. Дискурс - это текст, актуализованный в живой ситуации общения, речевое произведение в многообразии его когнитивных и коммуникативных функций. Когда говорят о тексте, имеют в виду такие характеристики, как содержание, структура, лингвистические или логические свойства, когда же используется термин «дискурс», подразумевают социально-культурный, исторический речевой контекст, языковое сознание. В терминах системного подхода можно сказать, что текст - это система с присущей ей внутренней структурой, а дискурс - это система, взятая в совокупности отношений с внешней средой. В лингвистике выделяют такие характеристики текста, как связность, композиционная завершенность и целостность. Связность (когезия) является характеристикой соединения языковых единиц текста: предложений, сверхфразовых единств, фрагментов. Понятие связности можно пояснить с помощью речевых информационных процессов. В ходе речевого общения что-то известно адресату, что-то уточняется, а что-то является новостью. Различие между данным (известным) и новой информацией в лингвистике текста фиксируется в понятиях темы (Т) и ремы (Р) предложения. Темой называется исходная информация предложения, а ремой - вновь введенная. Считается, что разбиение на тему и рему в речи составляет один из скрытых механизмов связывания предложений в текст. Очень часто связность текста образуется за счет введения новой информации в каждое последующее предложение. Другими словами, каждое предложение в связном тексте содержит повтор (один из информационных узлов предыдущего предложения) и новую информацию. Такое движение называют тематической прогрессией. 1) Студенты слушают преподавателя по философии науки. 2) Он хороший лектор. 3) Его работы приобрели мировую известность. Последовательность тем и рем в данном примере можно изобразить схемой:
Тема второго предложения совпадает с ремой первого предложения, а для второго и третьего предложений одна и та же тема. В логической теории формального вывода доказательство (вывод из пустого множества посылок) и вывод представляют собой последовательность формул, связность которой гарантируется строгими правилами, преобразующими одни формулы в другие. Логическая теория, построенная на основе точного языка, задает критерии, по которым можно определить, является ли данная последовательность формальным выводом (доказательством) или нет. В неформальных рассуждениях и обоснованиях, которые изучает теория аргументации, нет строгой связности предложений, могут быть пропуски в рассуждении, переходы от одних универсумов рассуждений к другим. В связывании предложений в рассуждение важную роль играет условная связь «если...то»; а в связывании тезисов с аргументами - соответствующие индикаторы («потому», «ибо», «следовательно» и т.д.). Можно усмотреть параллель между понятием темы и понятием логического подлежащего, понятием ремы и понятием логического сказуемого (предиката). Текст может быть связным, но не цельным («В огороде бузина, а в Киеве дядька»), а также цельным, но не связным, т.е. иметь невосстанавливаемые пропуски содержания («Пришел, увидел, победил»). Понятие композициональной завершенности используется для фиксации логики разворачивания речевого произведения. Композициональная завершенность в аспекте аргументации обеспечивается разворачиванием аргументативной процедуры, последовательным выведением тезиса из аргументов, подведением положения под один из видов обоснования. Понятие цельности характеризует смысловое единство текста, подчиненность его замыслу. В аргументативном аспекте минимальной единицей текста, отвечающей требованиям целостности, композиционной завершенности, связности и обоснованности, можно считать мини-суждение. Анализ текста предполагает проникновение в замысел автора, выявление основных смысловых узлов. Это осуществляется с помощью ключевых слов текста, отражающих основное содержание. Как правило, их не более 15. Можно выразить замысел и в так называемом ядерном предложении - формуле всего произведения. Приведем примеры заданий, выполненных студентами филологического факультета. Им предлагалось сформулировать замысел романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Наиболее типичные ответы из 10 слов были следующими. 1. Раскольников. Нищета. Теория. Убийство. Расследование. Психология. Совесть. Наказание. Вера. Возрождение. 2. Раскольников. Идея. Старуха. Топор. Преступление. Порфирий. Соня. Сомнения. Муки. Вера. Ответы, сводящие содержание романа к предложению из 10 слов. 1. Из-за идеи Раскольников убивает старуху, проходит через муки и раскаяние к вере и очищению. 2. Герой по теории совершает преступление, но, раскаявшись, несет наказание и возрождается к новой жизни. Для научно-информационных целей, как правило, требуется указать не только ключевые слова, но и вновь вводимые понятия, которые автор предлагает ввести в научный обиход.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.203 (0.009 с.) |