Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аргументация и спор (анализ аргументации и способы убеждения, правили и ошибки в аргументации).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аргументация может осуществляться или в форме монолога, когда сообщение делает лишь один аргументатор, или в коллективной форме, когда происходит взаимный обмен нетождественными сообщениями. Но даже если имеет место монолог, то все-таки подразумевается, что взгляды реципиента не тождественны взглядам аргументатора, и его надо убедить изменить свои взгляды. Как это будет понятно в дальнейшем, реципиент всегда обладает собственной духовной активностью, и поэтому любая монологическая аргументация, тем не менее подразумевает спор. Спор – это характеристика обсуждения проблемы, способ еѐ коллективного исследования, при котором каждая из сторон отстаивает свою точку зрения, свои взгляды. Стремление занять собственную позицию – сильная потребность личности, связанная с самоутверждением. В обстановке спора максимально проявляется такое личностное свойство, как самостоятельность. Поэтому споры интересны и эмоционально притягательны, из-за этого в современном мире они постоянно сопутствуют всем видам человеческой деятельности. Спор состоит из противоположных доказательств. Один из участвующих в споре доказывает, что некоторая мысль верна, а другой – что она ошибочна. Тем самым процесс спора основан на имеющемся противоречии, которое надо выявить, чтобы сформулировать проблему, т. е. выдвинуть тезис (мысль, для обоснования истинности или ложности которой выстраивается доказательство) и антитезис (противоположное мнение). Спор есть там, где есть альтернатива. Альтернатива – это одно из двух или нескольких возможных нетождественных решений. Спор состоит в том, чтобы доказать, что определенное решение не только возможно, т. е. не противоречит себе, но и необходимо. Чтобы эффективно вести спор, сначала надо определить и сформулировать альтернативу, выделив главную мысль. Определение главной мысли начинается с выделения спорного понятия, нахождения ему точного, желательно научного определения. Спорное понятие чаще всего определяется с помощью энциклопедий, словарей, другой справочной литературы. Спорное понятие является субъектом (подлежащим) в главной мысли. Очень важно правильно сформулировать главную мысль. Формулировка должна быть краткой и ясной и легко удерживаться в памяти. Мысль должна пониматься однозначно. Важно правильно задать количественные, качественные и модальные параметры спорной мысли. Например, высказывается мысль, что народ хочет того-то и того-то. Надо понять, говорится ли о каждом отдельном человеке, т. е. все ли люди хотят этого или только некоторые. Далее, полностью совпадают желания людей или нет. Наконец, желают ли они этого в категоричной форме, т. е. без каких-либо дополнительных условий, или такие условия есть. Если главная мысль определена, то спор введен в строгое русло. Движение по этому руслу должно привести к намеченной цели. Главная мысль, с которой начинается аргументация и которую хотят доказать, называется тезисом. Соответственно, противоположная мысль, если она ясно высказана в споре, будет называться антитезисом. Тезис требует обоснования, и для этой цели служат доводы (аргументы). Если доводов больше, чем один, то они должны быть связаны друг с другом. Эта взаимная связь называется демонстрацией (формой) обоснования (доказательства). Участник спора, который формулирует и отстаивает главную мысль (тезис), называется пропонентом. Участник спора, который выражает несогласие с тезисом, имеет другие взгляды на предмет спора и формулирует противоположную мысль (антитезис), называется оппонентом. К субъектам спора иногда относят и аудиторию, т. е. тех, кто следит за спором. Чаще всего наблюдение имеет неслучайный характер, слушатели как- то заинтересованы в дискуссии, особенно если она посвящена социальной тематике, например, предвыборные дебаты. В этом случае участники спорят друг с другом, но имеют своей целью убедить аудиторию. Началом оппонирования является осознание и формулирование пунктов разногласия. Особенно это важно в юридической практике. В политике или в моральных отношениях спор может не иметь каких-либо явных практических следствий, в то время как большинство судебных споров в конечном итоге заканчивается либо признанием виновности обвиняемого, либо признанием его невиновности по уголовным делам; либо признанием правильности иска, либо его отклонением по гражданским делам. Устанавливая пункты разногласия, надо иметь в виду количество, качество и модальность тезиса. Например, пропонент выдвигает тезис: «Эти обвиняемые совершили преступление, предусмотренное статьей № 00 УК РФ». В данной мысли можно не согласиться: - с тем, что все обвиняемые совершили это преступление; - с тем, что вообще кто-то из них его совершал; - с тем, что это – преступление, а не проступок; - с тем, что это преступление должно квалифицироваться по данной статье; - с тем, что тезис вообще достоверен и т.д. Каждый из пунктов разногласия – это предмет особого спора и следует выбрать наиболее выгодный, но лучше оговориться и перечислить все и особо остановиться на одном. Антитезис также надо выразить кратко и ясно. Желательно, чтобы в нем содержалась одна мысль, поскольку сложные антитезисы вносят путаницу в спор. Поэтому если выдвинут сложный антитезис, то его обязательно надо расчленить на простые суждения и рассматривать их по отдельности. Таким образом, выделено так называемое ―поле аргументации‖, т.е. занимаемая каждым участником позиция, включающая в себя тезис и антитезис; доводы и контрдоводы; способы обоснования и критики. Спор можно представить как процесс согласования полей аргументации, и он возможен только при частичном их совпадении. Если поля аргументации в споре по конкретному вопросу не пересекаются даже в малой части, то следует посмотреть, есть ли какая-либо общность в фундаментальных исходных принципах, а именно, в философских, религиозных, национально-культурных, социально-политических и других основоположениях, которыми осознано или неосознанно руководствуются участники дискуссии. Когда нет согласия и в фундаментальных принципах, то спор невозможен вовсе, его не стоит и начинать, ибо прийти к какому-то согласию будет невозможно. В этом случае может идти речь уже о конфликте, который невозможно разрешить рациональным путем. Стратегию поведения в споре необходимо выбрать с учётом индивидуальных особенностей дискутирующих. В зависимости от уровня компетентности выделяют сильных участников и слабых. Сильный – хорошо знает предмет спора, уверен в себе, логично рассуждает, имеет опыт ведения дискуссий, пользуется уважением и авторитетом. Слабый - недостаточно глубоко разбирается в обсуждаемой проблеме. При изложении сути дела не следует надеяться, что слушатели сами сделают нужные выводы, что аргументы "говорят сами за себя", Исследования процесса аргументации говорят, что включать в свою речь выводы в явном виде необходимо, иначе аудитория может сделать свои выводы, которые, с точки зрения аргументатора, не следуют из его рассуждений, или не сделает никаких выводов, и тем самым эффективность выступления заведомо снижается. Ориентируясь на аудиторию, надо помнить, что логика рассуждений на слух воспринимается с трудом, и чтобы главное понятие было усвоено в ходе выступления, его надо повторить не менее семи раз, а тезис – не менее четырех раз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.17 (0.008 с.) |