Универсальные принципы организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальные принципы организации



Принципы – общие правила формирования упорядоченных, рациональных систем и процессов как в природе, так и в обществе.

В теории организации принципы имеют две направленности: принципы организации организаций и принципы организации людей.

Принципы организации людей. Для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой. Слишком большой объем работы может привести к чрезмерной загруженности работника, потере концентрации внимания и, как следствие, совершению профессиональных ошибок. Малый объем работы заставляет человека искать предмет приложения своих ресурсов, что не всегда идет на пользу организации. Найти оптимальную нагрузку для каждого человека можно с помощью тестирования либо с помощью специалистов консультационных фирм.

Принципы организации организаций. Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура. Несмотря на существующую типологию организационных структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации имеются особенности ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому невозможно полностью копировать ее структуру, методы управления и т.п. для других организации.

Принципы организации направлены на формирование определенных требований к организации управления, а также на выявление закономерностей формирования управляемой системы, то есть ее структуру, методы организации труда и мотивация поведения, присущие членам определенного коллектива.

Организационные принципы классифицируют по ряду признаков.

По степени обоснованности выделяют: научные и обыденные принципы.

К научным относятся принципы, которые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность.

К обыденным относятся в основном те правила идействия, которые сформулированы человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все без исключения субъективны и не несут достаточной научной обоснованности.

По масштабу действия принципы организацииможно условно разделить на:

- действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы);

- между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи);

- между системами (между предприятиями, отраслями народного хозяйства).

По степени универсальности различают следующие принципы:

  • Универсальные - общие правила формирования систем в природе и обществе. К ним относятся принципы цепной связи, ингрессии (вхождения), подбора, подвижного равновесия, слабого звена (сформулированы А.А. Богдановым).
  • Специфические – правила, действующие в отдельных сферах природы и общества. Делятся на три группы: принципы структуризации (статической организации), процессуализации (динамической организации), рационализации.

Принципы структуризации (статической организации) – правила построения рациональных структур.

Принципы процессуализации (динамической организации) - правила построения организованных, внутренне упорядоченных процессов.

Принципы рационализации – правила совершенствования организаций в статике (структур) и динамике (процессов).

  • Ситуационные – правила, действующие в конкретных ситуациях.

 

43. Непосредственное окружение (микросреда) организации как объекта управления.

 

Факторы микросреды (оказывают прямое воздействие):

1. Государств о заботится, прежде всего, об экономической и социальной стабильности в обществе и обеспечении его дальнейшего развития. Оно заинтересовано в поддержке конкурентоспособных предприятий, поскольку они увеличивают общественный продукт, обеспечивают население товарами и рабочими местами, способствуют росту его благосостояния и служат основными источниками налогов. Государственные органы власти осуществляют нормотворческие функции, а также строго следят за соблюдением законодательства. Государственные органы, с которыми непосредственно взаимодействует организация – налоговая инспекция, государственная инспекция труда, ФАС, военкоматы, службы занятости, санэпидемстанции и т.д.

2. Контактная аудитория (общественные и негосударственные организации) заинтересованы в том, чтобы деятельность предприятия способствовала групповым целям или, по крайней мере, не препятствовало им. Их деятельность основана на своевременном получении наиболее полной и достоверной информации о состоянии дел в компании. При этом особое место уделяется вопросам охраны здоровья и окружающей среды. Они воздействуют на коллектив предприятия опосредованно: через средства массовой информации или путем заключения различных соглашений, в том числе в рамках социального партнерства. К контактной аудитории относятся политические партии, Общественная палата, Народный фронт, СМИ и др.

3. Поставщики всех видов ресурсов, необходимых для производства продукции и (или) услуг, заинтересованы в соблюдении договоренностей по поставке и своевременной оплате этих ресурсов.

4. Потребители делятся на домашние хозяйства (розничные покупатели, семьи) и организации, приобретающие товары и услуги для их использования в процессе производства (государственные унитарные предприятия, коммерческие отечественные и зарубежные организации). Они заботятся, прежде всего, о качестве товаров (услуг) и доступных ценах.

5. Посредники (промежуточные продавцы), приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи, заинтересованы в высоком качестве продукции (услуг) и дешевых ценах.

6. Конкуренты заинтересованы в ослаблении позиции организации на рынке, переманивании ее клиентов и поставщиков, захвате если не всей, то хотя бы части ее рыночной доли.

 

44. Косвенное окружение (макросреда) организации как объекта управления.

 

Факторы макросреды (оказывают косвенное воздействие ):

1. Политические: конституционные основы, формы собственности, политическая стабильность.

2. Правовые: особенности законодательства (Конституция РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ).

3. Экономические: реальная и потенциальная обеспеченность ресурсами отраслей и отдельных производств, темпы изменения общественной производительности труда, валового национального и региональных продуктов, численность безработных, уровень цен и инфляции, покупательной способности населения и т.д.

4. Социокультурные: социальные и этические нормы поведения в обществе, социальные гарантии незащищенным слоям населения, социальная структура общества, численность населения и темпы ее изменения, миграционные потоки, численность учащихся образовательных учреждений, число библиотек, театров, музеев.

5. Технологические: уровень оснащенности производства вычислительной техникой, наличие общенациональной и территориальных сетей интернет, число патентов и изобретений, число автоматизированных технологических производств.

6. Экологические: состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (недра), фауны, флоры, почвы, природно-климатические условия, наличие отходов техногенного происхождения.

 

45. Внешняя среда организации. Особенности проведения REST-, EFAS-, SWOT-анализа и анализа по 5 силам М. Портера

 

Внешняя среда организации - совокупность элементов, оказывающих влияние извне на параметры состояния организации (рис. 4.2).

Основные характеристики внешней среды:

1. Взаимосвязанность факторов среды - сила, с которой изменение одного фактора влечет изменение других.

2. Сложность среды - число факторов, на которые должна реагировать система.

3. Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении системы.

4. Неопределенность среды – соотношение между объемом информации о среде, которой располагает система, и уверенностью в точности этой информации.

 

Анализ пяти сил Портера (англ. Porter five forces analysis) — методика для анализа конкуренции в отрасли и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской школе бизнеса в 1979 году.

Пять сил Портера включают в себя[1]:

· анализ угрозы появления продуктов-заменителей;

· анализ угрозы появления новых игроков;

· анализ рыночной власти поставщиков;

· анализ рыночной власти потребителей;

· анализ уровня конкурентной борьбы.

 

Угроза появления продуктов-заменителей [править | править код]

Наличие продуктов-заменителей, склонность потребителей к которым может увеличиться вследствие изменения цены (эластичность спроса).

· склонность потребителей к покупке продуктов-заменителей;

· сравнение цены и качеств продуктов-заменителей;

· стоимость переключения на продукт-заменитель для потребителя;

· уровень восприятия дифференциации продукта.

Угроза появления новых игроков [править | править код]

Рынки, приносящие высокую прибыль, привлекают новых игроков. В результате появляются многочисленные новые игроки, существенно снижающие прибыль. Если не предпринимать действий по блокированию или затруднению входа новых игроков, прибыль будет последовательно снижаться с ростом уровня конкуренции (см. совершенная конкуренция):

· наличие барьеров входа (лицензии, патенты, авторские права, и т. д.);

· необходимость затрат на дифференциацию продукта;

· стоимость бренда;

· стоимость переключения или невозвратные (утопленные) издержки;

· стартовые затраты для новых игроков;

· доступ к дистрибуции;

· преимущества в себестоимости;

· преимущества в положении на кривой приобретения знаний;

· ожидаемые ответные действия старых игроков;

· реакция правительства и/или других регуляторов рынка.

Рыночная власть поставщиков [править | править код]

Поставщики сырья, компонентов, рабочей силы и услуг могут влиять на деятельность компании. Они могут отказаться работать с компанией или установить чрезмерно высокие цены на уникальные ресурсы.

· сравнение стоимости переключения поставщиков и стоимости переключения компании

· степень дифференциации сырья и исходных материалов

· наличие заменителей поставщиков

· сравнение концентрации поставщиков и концентрации компании

· солидарность рабочей силы (например, деятельность профсоюзов)

· угроза интеграции вперед поставщиками может повлиять на возможность компании интеграции назад

· сравнение стоимости сырья и исходных материалов и продажной цены продукта компании

Рыночная власть потребителей [править | править код]

Влияние потребителей на компанию и чувствительность потребителя на изменение цены.

· концентрация потребителей к уровню концентрации компании

· степень зависимости от существующих каналов дистрибуции

· количество потребителей

· сравнение стоимости переключения потребителя и стоимости переключения компании

· доступность информации для потребителей

· возможность вертикальной интеграции (построение холдингов с вертикальной интеграцией)

· доступность существующих продуктов-заменителей

· ценовая чувствительность потребителей

· отличительные преимущества продуктов компании (уникальность)

Уровень конкурентной борьбы [править | править код]

Для большинства отраслей это определяющий фактор, влияющий на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге, бизнес-моделях и т. д.

· количество конкурентов

· уровень роста рынка

· критерии насыщения рынка

· барьеры входа в отрасль

· барьеры выхода из отрасли

· отличительные черты конкурентов

· уровень затрат конкурентов на рекламу

· амбиции первых лиц и акционеров конкурентов

Условия[править | править код]

Применимость анализа пяти сил по Портеру требует условий:

· покупатели, конкуренты и поставщики не связаны, не взаимодействуют и не сговариваются;

· цена определяется структурными преимуществами (создавая входной барьер);

· нестабильность на рынке достаточно низка и позволяет участникам рынка планировать и осуществлять реакцию на действия конкурентов.

 

46. Система управления. Основные ее элементы. Оценка эффективности системы управления: показатели конечных результатов деятельности, показатели организации процесса управления.

 

Система управления представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих упорядоченную целостность, единство. Основой упорядочения системы управления является, как правило, цель ее функционирования.

Система управления – это процесс создания, совершенствования и поддержания функционирования организационной структуры при реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий.

Система управления содержит[1]:

  • 1) органы управления (должности и подразделения), совокупность которых можно охарактеризовать как субъект управления (работающие в них люди являются субъектами управленческой деятельности);
  • 2) коммуникационные каналы, с помощью которых осуществляется взаимодействие в системе управления;
  • 3) набор целей, стратегий, методов, технологий, процедур, предписаний, регламентирующих выполнение управленческих действий, юридически закрепленных норм и правил, в единстве составляющих механизм управления;
  • 4) материальную инфраструктуру управления.

 

Объект управления (управляемая подсистема) представляет собой элементы организации, которые воспринимают управленческое воздействие и подчиняют ему свою деятельность.

Объекты организационной деятельности – весь состав взаимосвязанных структурных подразделений организации (группы исполнителей, участки, цеха, отделы, сектора, лаборатории и т.п.).

Для того чтобы такое взаимодействие было эффективным, субъекты управления должны:

  • 1) соответствовать друг другу, быть совместимыми, что позволит им полностью реализовать свои потенциальные возможности;
  • 2) обладать в рамках единства относительной самостоятельностью, позволяющей оперативно откликаться на изменение ситуации;
  • 3) осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, что облегчает корректировку ошибочных решений, принятых на верхних этажах управленческой структуры;
  • 4) быть заинтересованными в принятии оптимальных решений и их точном исполнении.

 

47. Структура управления и ее основные элементы.

 

Организационная структура управления – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.055 с.)