Можно ли усвоить миллион фактов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли усвоить миллион фактов.



Помните анекдот о человеке, который хотел получить лицензию на право проповедовать? Его спросили:

"Какую из книг Библии вы любите больше всего?"

"Книгу Притчей Христовых", — ответил он.

"Расскажите нам что-нибудь из этой книги", — попросили его.

"Хорошо", — сказал подающий надежды молодой проповедник, — "Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам. Потом тернии выросли и задушили разбойников. После того, как они ограбили его, он пошел дальше и пришел в Иерихон, и там увидел Иезавель, сидящую на высокой стене. И услышал он, как люди кричат: "Сбросьте eel " Потом они закричали: "Бросай ее опять!" В конце концов раздался голос с неба и вопросил:" Сколько же раз мне бросать ее?" И они ответили: "Бросай до седмижды семидесяти раз." И кусков, которые они собрали, набралось двенадцать полных корзин. Итак, как вы думаете, чьей женой она будет в день суда?"

То, чему мы учим, не так просто

Неизвестно, получил ли этот человек лицензию, да и вся история скорее всего выдумана. Однако она приведена здесь для того, чтобы напомнить, насколько многообразно и обширно содержание Библии. Библия — это целая библиотека, состоящая из книг, которые написали несколько десятков авторов. События, описанные в ней, охватывают период протяженностью более четырех тысяч лет. Действующие лица чаще всего носят странные для нашего уха имена и живут в странах, названия которых нелегко соотнести с современной картой мира. Часто одно и то же имя носят несколько разных персонажей. Не всегда события описываются в хронологическом порядке; часто книги, относящиеся к одному и тому же периоду времени, находятся в разных частях Библии. В некоторых случаях одни и те же события описываются с разных точек зрения, как например в четырех Евангелиях.

Более того, книги Библии написаны в разных литературных жанрах; мы найдем в Библии исторические хроники, эпические поэмы, родословия, гимны, притчи, проповеди и пророчества. При чтении необходимо иметь ввиду, к какому именно жанру относится данная книга.

Если бы нашей целью было только овладение всей фактической информацией, составляющей Библию, вся жизнь могла бы оказаться слишком короткой для этого. Но в воскресных школах по традиции многократно обращаются к одним и тем же библейским сюжетам. Это часто разочаровывает растущих детей, которые предполагают, что приходят к нам для того, чтобы узнавать "факты". Это может повергнуть в уныние также и преподавателей,


которым приходится оперировать все время одним и тем же набором элементарных сведений. Однако мы хотим, чтобы в церкви каждый усваивал не только сведения из Библии, но и ряд других вещей, таких, как история церкви, ее устройство и вероучение, искусство христианской жизни и навыки жизни в церковной общине.

Проблема запоминания

Человеческий мозг способен вместить огромное количество информации. Отдельные люди в состоянии запомнить целую книгу, вплоть до мелких подробностей. Многие помнят не только то, что они читали, но и на какой странице можно найти ту или иную фразу. Но большинство из нас все-таки запоминают прочитанное лишь частично.

Это не может нас особенно радовать, однако известно, что суть нашей проблемы не в объеме памяти, а в том, чтобы вовремя извлекать из нее нужную информацию. Мы на самом деле помним огромное количество информации, но она хранится у нас в голове таким образом, что мы не в состоянии извлечь необходимый факт в нужный момент. Исследования в области человеческой памяти дают нам картину того, насколько быстро забываются детали того, что мы выучили. Высшая точка на графике соответствует двадцати минутам после того, как испытуемый выучил наизусть бессмысленный набор слов. Обратите внимание на то, как быстро выветриваются из памяти слова в течении первых пяти часов. Под конец график становится почти пологим и показывает скромный уровень — ту долю выученного, которая может быть воспроизведена через тридцать один день. Линия может быть поднята, если время от времени повторять слова. Но еще выше она поднимется, если запоминаемый материал будет осмысленным. Например, преподаватели колледжей, которые из года в год читают один и тот же курс, могут демонстрировать впечатляющий уровень памяти. Однако это не значит, что они в такой же мере владеют той информацией, которая проходит через их сознание каждый день, но не имеет отношения к их предмету.


Классическая кривая забывания. Ранние эксперименты Эбинхауза, 1885г.1

#1. График иллюстрирует результаты Эбинхауза, опубликованные им в 1885 году. Большинство современных учебников по психологии цитируют его труды и приводят этот и другие подобные графики.

Восприятие: первый этаж обучения

Восприятие (*#2) сводится просто к последовательному осознанию того, что происходит вокруг нас. Восприятие происходит очень быстро. Средний человек воспринимает несколько миллионов сигналов каждый день. Когда вы ведете по городу автомобиль, вы получаете буквально тысячи сигналов через все ваши органы чувств. Принимаемые вами решения базируются на интерпретации следующих воспринятых вами данных:

#2. Используемый здесь термин "восприятие"["perception"] соответствует мыслительной операции, которая в некоторых других трудах называется "узнавание" ["cognition"] (см. например J.P. Guilford, "Three Faces of Intellect," American Psychologist, August, 1959, pp.469-479.


цвет сигнала светофора;

внезапное появление пешехода на проезжей части;

проходящие машины и грузовики;

транспорт справа и слева от вас;

сообщения приборов об уровне топлива в вашем бензобаке;

дорожные знаки;

экзотический цвет спортивной машины, обогнавшей вас слева;

запах раскаленных тормозных колодок;

температура воздуха и комфорт ваших пассажиров;

стук крышки люка, по которой вы только что проехали;

мигалка и сирена "Скорой помощи";

запах выхлопных газов от автобуса.

Вы движетесь сквозь это море фактов, даже не думая когда-нибудь впоследствии вспомнить о них. Однако вы тщательно сортируете и используете эту информацию, чтобы без аварий добраться домой.

Называя восприятие первым этажом обучения, мы утверждаем только, что во время занятия мозг учащихся большую часть времени работает в режиме обработки данных. Это значит, что они воспринимают звуковые и зрительные сигналы вокруг себя, проверяют, знакомы ли им подобные сигналы и принимают немедленные решения на основе этих сигналов. Но нас беспокоит, что, возможно, спустя два часа за воскресным обедом Джонни или Дженни мало что смогут рассказать о том, что происходило на занятии. Точно так же как, если в пятницу вечером супруг спросит вас за ужином: "Было что-нибудь интересное по дороге домой?", вы скорее всего ответите примерно так: "Ничего особенного не могу припомнить. Кажется, на выезде с проспекта на нашу улицу установили новый щит с рекламой пива".

В общеобразовательной школе существуют традиционные способы сформировать у Джонни и Дженни мотивировку для того, чтобы они запомнили то, что было воспринято ими в процессе изучения, например, курса родного языка. Им говорят, что они должны помнить большую часть из пройденного материала, потому что примеры, рассматриваемые на уроках, будут затем включены в контрольную работу. Более того, в конце темы будет зачет, а в конце семестра — экзамен. Джонни и Дженни несут ответственность за то, чтобы в нужный момент вспомнить все, чему их учили; они сами должны решить, как им это сделать.


Что могут делать Джонни и Дженни? У них есть несколько вариантов. (1)Они могут выработать собственную систему запоминания грамматических правил, принципов словообразования и словарных слов. (2) Они могут ежедневно или еженедельно повторять пройденное, имея в виду, что нужно быть готовыми ко дню проверки. (3) Воспринимая новую порцию информации, они могут проверять, отвечает ли она общей логике курса, укладывается ли в систему, и, если укладывается, не тратить специальных усилий на запоминание, а если нет — оставить для последующего обдумывания. Если они поступают таким образом, их вероятно, не столько волнуют результаты экзаменов, сколько интересует родной язык сам по себе.(4) Они могут слушать от случая к случаю, заниматься на уроках посторонними делами, а экзамены сдавать как придется.

Церковь в своей воспитательной деятельности редко использует экзамены для того, чтобы мотивировать слушателей держать в памяти выученное. Хорошее знание материала может быть отмечено призом; некоторые требования к знаниям могут даже быть поставлены условием членства в церкви, однако это все же стоит несколько в стороне от основной программы внутрицерковного образования. Мы надеемся на лучший вариант, то есть на то, что Дженни и Джонни действуют по плану номер 3, но есть подозрение, что многие из наших учеников скорее следуют плану номер 4.

Вариант номер 3 имеет несомненные преимущества. Недавние исследования показывают, что молодые люди, которые усердно трудились с тем, чтобы самостоятельно проверить правильность того, что преподают в школе, после окончания школы делают гораздо большие успехи, чем их соученики, заботившиеся только о том, чтобы удовлетворить требования учителей. Разница тут очень большая. Если вы встречаетесь с информацией, которая представляется вам значительной, связанной с вашей жизнью, она, несомненно, останется в вашем сознании на более долгий срок, чем то, что вы вызубрили к экзамену, пользуясь какой-нибудь искусственной системой для запоминания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.01 с.)