Чем занимаются в воскресной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем занимаются в воскресной школе.



ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ В

ЦЕРКВИ

Дональд М. Джой

Посвящается моей жене Робби,

с которой мы вместе трудимся на ниве просвещения, с которой мы встретились в библиотеке, поженились во время обучения в колледже,

вместе преподавали в церкви;

моему первому консультанту по всем вопросам

и матери двух наших прекрасных сыновей.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................... 5

1. ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ?..................................... 11

Фактическая информация в программе воскресной школы

Так ли плохи учителя воскресных школ?

Не просто факты

Равно ли знание добродетели?

Дар новой жизни

2. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ЛЮДИ..................................................................... 18

В центре внимания — Библия?

Христос как учитель Физические потребности Потребность в безопасности Потребность быть принятым Потребность в признании Потребность в самосовершенствовании Потребность в познании Эстетические потребности Сцепленные и комбинированные нужды Потребности и образование

3. ХРИСТИАНСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ И СВЯТОСТЬ............................................... 26

Предостережение христианам

Созданные для "жизни с избытком"

Как помочь людям достичь "жизни с избытком"

"Новый человек, созданный по Богу, в праведности и святости истины" (Еф 4:24)

Признаки духовно зрелого христианина


Потребности, факты и идеи

4. МОЖНО ЛИ УСВОИТЬ МИЛЛИОН ФАКТОВ?......................................... 34

То, чему мы учим, не так просто

Проблема запоминания. Восприятие: первый этаж обучения Смысловая структура для информации Принципы эффективного обучения Что они запомнят?

5. ЗАУЧИВАТЬ ИЛИ НЕТ........................................................................................ 42

Примитивные культуры и память

Технологический век и память

Роль заучивания наизусть в христианском образовании

Повторение

Сцепливание

Награды и поощрения

А что в будущем?

6. УСВОЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ПОНЯТИЙ......................................................... 48

Как из фактов выстраиваются концепции

Понятие "христианин" Принцип: "Христианин — это..." Взгляд назад: от принципа к фактам.

7. ОБУЧЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ................................................................................ 57

Обучение, которое начинается раньше всяких уроков.

Обучение и возраст Обучение в действии Образы, которые учат Обучение словами


8. КАК ОБУЧАТЬ ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ....................................................... 66

Факт + факт = концепция

Подбор верного ответа

Творческий подход к решению проблем.

Самостоятельный нравственный выбор

9. КАК ФОРМИРУЕТСЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ?....................................... 76

Совесть: отличительный признак человека

Влияние сверстников Родители и нравственные ценности. Иисус Христос в сердцах наших детей Роль церкви

10. ВЗГЛЯД В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ.................................................................... 88

"Концептуальная программа"

"Циклическая программа"

Восстановление связи между поколениями

Программированное обучение в церкви

"Текущие события и проблемы" — программа для взрослых

Формула эффективного обучения


ВВЕДЕНИЕ

В конце 6.0-х годов, когда я занимался составлением и изданием учебных программ для воскресных школ, я почувствовал необходимость расширить свое образование. Я искал курс, который бы соответствовал современному уровню знаний, особенно в сфере преподавания и обучения. Хотя я получил базовое богословское образование в семинарии Эшбери (1954) и педагогическое образование в Южном Методистском Университете (1960), я хотел пройти специальный курс по созданию учебных программ.

Поле поисков быстро сузилось. Выбор оказался невелик по двум причинам: (1) Богословские колледжи, в том числе самые престижные, предлагали лишь методики, отставшие по крайней мере на три поколения от результатов современных исследований. (2) Только крупные, хорошо финансируемые, ведущие серьезные исследования университеты имели нужную мне специализацию.

Это отставание примерно на три поколения от современного уровня очевидно, объяснялось тем, что преподаватели (а) пользовались лишь теми знаниями, которыми их снабдили в колледже, и (б) редко сами участвовали в текущих исследованиях. Итак, в 1965 году выбор сводился к трем университетам, имеющим программы исследований и преподавателей по интересующему меня предмету: Колумбийский Университет в Нью-Йорке, Чикагский Университет и Университет штата Индиана.

Учебники по методике преподавания наверняка входят в число самых абстрактных и нечитаемых книг на Земле. Чаще всего это свидетельствует о вторичности учебника — он представляет собой "ту же жижу, разведенную пожиже". Нередко это происходит и потому, что авторы облекают очевидные вещи в наукообразную терминологию.

Благодаря доктору Катрин Стоунхауз, которая в 1969 году была молодым, талантливым сотрудником нашей редакции, эта книга ни в коем случае не будет "абстрактной" и переполненной научными терминами. Рукопись, попавшая к ней, была насыщена педагогическим жаргоном — эхо моей исследовательской и преподавательской деятельности в Университете штата Индиана. Сегодня доктор Стоунхауз — моя коллега. Она воспитывает новое поколение специалистов по разработке учебных программ для многих церквей, лидеры которых получают образование в семинарии Эшбери.

Я надеюсь, что эта книга даст вам ясное представление об образовательной миссии церкви. Я написал ее в соответствии с убеждениями, которые сложились у меня во время учебы в аспирантуре. Книга была написана во многом благодаря настоятельным просьбам коллег из межденоминационной группы, разрабатывающей учебные программы, в которой я работал в конце шестидесятых годов. Пересмотрев книгу сейчас, в конце восьмидесятых, я вижу, что наша задача удивительно мало изменилась за более чем двадцать лет. Некоторые мои предположения сбылись, поэтому я


слегка расширил ту часть книги, в которой говорится о перспективах развития внутрицерковного образования.

Книги по христианскому образованию, издаваемые семинариями, по-прежнему годятся в основном только для внутреннего пользования, по-прежнему перекраиваются из старых материалов и по-прежнему их авторы мало озабочены современными представлениями о том, как происходит обучение людей. Трудно понять, почему это происходит; ведь очевидно, что иудео-христианская традиция породила большинство великих идей западного мира. Церковь можно считать матерью современного образования; но теперь она, похоже, стремится сузить границы познания, препятствуя нам исполнить свое предназначение — обладать землей и разумно управлять ей. На протяжении столетий Бог использовал разные методы для того, чтобы явить себя людям и преобразить их; но кульминацией этой "воспитательной программы" преображения человечества было воплощение Бога в Иисусе Христе.

Нам нельзя снимать с повестки дня вопросы о качестве нашей работы в церкви. Необходимо критически взглянуть на христианское образование с тем, чтобы понять, является ли оно действительно христианским по своим целям, методам и содержанию. С другой стороны, нужно рассмотреть и более насущный вопрос: является ли христианское образование действительно образованием"} Бог создал людей и наделил их способностями к обучению и познанию, поэтому кому как не христианским педагогам изучать эти человеческие качества? Будет величайшей нелепицей всех времен, если наша позиция окажется хотя бы похожей на такую: "Нам не важно, как люди учатся, но мы знаем, чему мы хотим их научить."

Поэтому первое, что послужило причиной написания этой книги — это мое убеждение, что Творец наделил людей особыми способностями к обучению и познанию. Поэтому для того, чтобы церковь могла наилучшим образом служить людям, мы должны быть внимательны к новым технологиям обучения.

С этим моим основным убеждением тесно связана и моя вера в то, что будущее человечества будет обусловлено теми религиозными идеями, которые смогут заслужить уважение людей. Это понимают даже в так называемом светском обществе. Один из ведущих американских деятелей в области образования недавно открыто призвал выдвинуть ряд руководящих "мифов", которые бы объединили человечество вокруг значительных и благородных целей. Он говорил как человек светский, но в то же время как реалист. Он напомнил нам, что будущее человечества будет мрачным и, вероятно, очень коротким, если на человеческий род не обретет некое возвышающее прозрение, которое направит нас к созидательным действиям и поведет к высокой цели. Только в таком случае возможно достойное будущее. Коренной порок нашего времени — не наши гнилые трущобы, не сексуальная распущенность, несущая смертельные болезни, не наркомания; главная беда — утрата ощущения ценности человека как такового, отказ от отношения к собственной жизни и к жизни каждого человека как к неизмеримой ценности. Социальные язвы, на


борьбу с которыми уходят миллионы долларов — это только симптомы более глубокой болезни: человек перестал осозновать себя человеком, потерял

чувство человеческого достоинства. ?????

Норман Казенс, редактор газеты Saturday Review, комментируя доклад министра здравоохранения США о проблеме курения, указал на то, что человек, ясно представляющий себе последствия курения и все равно продолжающий курить, символизирует собой опасность, большую, чем само курение. Эта опасность состоит в том, что жизнь потеряла смысл; "Десять лет больше, десять лет меньше — какая разница?"

Второе убеждение, лежащее в основании этой книги, таково: Основополагающие идеи христианской веры, о природе человека, о мире, о Боге, о грехе и о спасении, содержащиеся в Священном Писании и явленные в полной мере в личности Иисуса Христа, составляют самое вдохновляющее и просветляющее прозрение, из всех, когда — либо посещавших умы жителей этой планеты. Мы, кому была ниспослана эта вера, кто является ее хранителем и служителем, должны наилучшим образом донести эти идеи до каждого, кто способен их принять.

Я все больше укрепляюсь в своем убеждении о том, что христианские учителя-добровольцы, работающие в церквях, могут быть самым мощным в мире орудием духовного влияния. В этом моя позиция расходится с позицией большого числа специалистов по христианскому образованию, которые считают, что в наш просвещенный век церкви должны нанимать профессиональных учителей.

Я нелегко пришел к выводу о ведущей роли учителей-добровольцев. ????? Сам я, постоянно стремясь к совершенству, все время работал над повышением своей квалификации и являюсь скорее профессионалом, чем волонтером в области христианского образования; но именно моя многолетняя практика и знание сегодняшней ситуации позволяет мне без сомнений сделать такой вывод.

Учитель-доброволец, если он действительно добрый христианин, является как бы живым "олицетворением" Бога на земле. Он может не очень хорошо владеть родным языком или рисовать неказистые диаграммы, но он являет собой живое доказательство того, что Иисус Христос действительно меняет жизнь человека, его систему ценностей, его цели. Авторы учебных материалов и программ могут помочь учителю-волонтеру понять особенности переходного возраста или указать, какой материал и в какой форме доступен маленьким детям. Они могут предложить максимально эффективный учебный план. Но штатные преподаватели-профессионалы, обучающие всех членов церкви, никогда не смогут убедительно продемонстрировать им, что Бог живет в обыкновенных людях, обитателях их города или деревни: продавцах, рабочих, домохозяйках — живет в них и трудится через них. Вероятно, каждой растущей церкви следует нанять профессионального учителя, но нанять его в первую очередь для подготовки волонтеров и руководства ими. Положение профессионального служителя дает возможность обучать добровольцев; это можно делать на специальных семинарах, а также посредством стажировки.


! Специалист может способствовать тому, чтобы учителя-добровольцы пользовались заслуженным уважением в церкви.

Сторонники другого подхода считают, что мы должны нанять специалиста для каждой учебной группы в церкви или послать всех волонтеров в колледжи для цолучения дипломов; по-видимому, они полагают, что мы имеем дело с предметами, которые очень сложны и трудны для понимания и преподавания. С этим можно поспорить; верно как раз обратное: фактические знания, которыми владеет церковь, по большей части достаточно просты. Но невероятно сложно усвоить систему ценностей и отношение к различным сторонам жизни, которые церковь хранит и передает из поколения в поколение. Поскольку именно эти сложные аспекты христианства особенно важны для нас, мы должны смириться с тем, что их почти невозможно объяснить; в то же время мы можем утверждать, что их легко показать воплощенными в реальной жизни, ибо Христос живет в искупленных им людях. Поэтому нам нужны не столько лекторы, сколько руководители своеобразных "мастерских" и "лабораторий", в которых христианские ценности, христианский способ мышления и образ жизни воспринимались бы учениками в процессе свободного общения.

Более того, сложные теории, выведенные из тщательных исследований в области образования, всегда имеют ядро, которое может быть достоверно и просто сформулировано и в силу этого понято и принято для практического применения восприимчивым учителем-волонтером. Христиане не заблуждается относительно природы человека; но мы обязаны работать с людьми, такими, какие они есть, с тем, чтобы помочь им стать такими, какими их задумал Творец. Эффективное обучение, таким образом, сводится к тому, чтобы взращивать добрые семена, посеянные Создателем при сотворении человечества и в течении всей его истории. Продавцы, строители, врачи и школьные учителя способны обучить собственных детей самым сложным вещам — родному языку, социальным и культурным ценностям, способам поведения в разных ситуациях. Подобным образом они могут и обучить основным понятиям христианства, его ценностям, способам поведения и отношению к различным жизненным вопросам.

Идеи, изложенные в этой книге, могут быть при желании освоены любым неглупым взрослым человеком. Они представляют собой результаты научных исследований, которые проливают свет на природу познания. Учителя, вероятно, надеются найти основополагающие сведения в советах, рассыпанных в христианских методических журналах и руководствах или получить их во время учительских семинаров, проводимых в их церкви. Однако ни поурочный план занятий ни профессиональный лектор, имеющий дело с большими аудиториями, не могут установить живую связь с конкретными рядовыми людьми, живущими при определенных обстоятельствах и в определенной культурной среде. Эта задача под силу только учителю-волонтеру, который живет рядом с этими людьми, говорит с ними на одном языке и является живым носителем христианской системы ценностей, христианского отношения к различным вопросам и христианского образа жизни.


Таким образом, мое третье убеждение таково: Самое убедительное в мире свидетельство силы Иисуса Христаэто рядовой учитель-доброволец, который, может быть, нуждается в существенной помощи для организации эффективной учебы, но который — постольку поскольку сам стремится быть похожим на Христа — привносит в учебный процесс живой пример христианской системы ценностей и христианского образа жизни.

Все последующие главы основаны на этих утверждениях и развивают их. Из книги очевидно, что я испытал влияние большого числа людей, чьи взгляды и представления я использовал, размышляя о проблемах христианского образования в поместной церкви.

Я никогда не написал бы эту книгу — а если написал бы, то получилось бы что-то совсем другое! — если бы не советы, которые мне дали Ширли X. Энгл и Вильям Линч; если бы не участие сотрудников Индианского Университета, которые руководили моими исследованиями. Буквально заставили меня написать эту книгу мои коллеги по межденоминационной группе "Aldersgate Graded Curriculum": Пол Киндсчи и Эрмор Пейскер из Веслеанской Церкви, Альберт Харпер из Церкви Назарянина и Элмон Уайт из Евангельского Союза Друзей ("Evangelical Friends Allians")

Наконец, я должен назвать имена пяти человек, которые в значительной мере определили ту форму, в которой воплотились мои идеи. Я выражаю свою признательность сотрудникам группы "Протестантское религиозное образование", с которыми я шесть недель путешествовал по военно-воздушным базам США в Европе в 1968 году: Томасу Поттеру, представителю Методистского издательства; Финдли Эджу, профессору христианского образования из Семинарии южных баптистов, Луисвиль, штат Кентукки; Джеймсу Нисбету, представителю комитета по христианскому образованию Пресвитерианской церкви Соединенных Штатов; Роберту Л. Томасу, священнику Епископальной церкви всех святых в городе Нортон, штат Вирджиния; и покойному Норману Лангхольцу, который был координатором отдела приходского образования Американской лютеранской церкви.

Книга Чему и как учить в церкви в течение двадцати лет служила "азбукой" христианского образования. Она широко использовалась службой подготовки капелланов для военно-воздушных баз США во всем мире. Однако "азбука" продолжает пользоваться спросом и в различных колледжах и университетах, в которых уделяется внимание христианскому образованию. Мои собственные студенты оценивают ее как одну из тех редких книг, "который может понять каждый"!

"Что вы измените, если мы будем переиздавать книгу?" — спросил меня издатель. Я использовал эту книгу и получал отзывы на нее в течении восемнадцати лет; она послужила основой университетского курса "Преподавание в церкви". "Изменений будет немного" — ответил я. В течение двадцати лет, прошедших после первого издания книги, я никогда не переставал думать о христианском образовании, писать о нем и экспериментировать, и все это время меня не покидало ощущение, что книга Чему и как учить в церкви является фундаментом для всего остального, что я


сказал или написал. Главы моей книги " Bounding: Relationship in the Image of God о важности дружеских и родственных связей и о взаимоотношениях детей и родителей несомненно основаны на ней. То же относится и к теме "Божьих уроков", которая проходит красной нитью через мои книги Parents, Kids, and Sexual Integrity и Walk On! Let God Make You Whole and Holy. По сути дела эта тема представляет собой рассмотрение всего жизненного опыта человека как ряда уроков, преподаваемых человеку Богом, Который формирует дух человека, непрерывно наблюдая за ним и ежедневно посылая ему радости и горести в соответствии со Своей "учебной программой".

Поэтому, когда издатель дал зеленый свет второму изданию этой книги, я с легкостью сказал "Да". Я действительно оставил без изменений большую часть текста, лишь в некоторых местах слегка изменил стиль и добавил несколько новых ссылок на научные исследования, подтверждающие ключевые концепции книги.

Сейчас я готов начать писать совсем новую книгу, не для того, чтобы заменить эту, но чтобы опубликовать результаты параллельных фундаментальных исследований в области церковного образования. Издатель одобрил этот план.

Дональд М. Джой

Профессор психологии развития личности,

Кафедра христианского образования Богословской Семинарии Эшбери

Уилмор, штат Кентукки, 40390

Май 1989 г.


/

Не просто факты

Просмотрите содержание любой методической разработки для воскресной школы. В каждой из них вы найдете одни и те же имена: Адам, Авраам, Иосиф, Моисей, Давид, Иоанн Креститель, Иисус, Петр, Павел, Иоанн. Упоминаются одни и те же географические наименования и в основе лежит та же хронология. Можно подумать, что факты — это единственное, что изучается в воскресной школе, и что один и тот же набор фактов кочует из


пособия в пособие. Но представьте себе, что фактический материал, на котором основан курс воскресной школы, — это только кирпичики, из которых предполагается построить нечто большее, чем просто сумма знаний.

Предположим, я спрошу вас о значении принципа равноправия женщин в политической и социальной жизни Америки. Не правда ли, это значит для вас больше, чем вопрос о содержании девятнадцатой поправки к конституции США или содержание концепции равноправия? Можете ли вы объяснить значение принципа "налогоплательщики должны быть представлены в законодательном собрании" в контексте политической истории Соединенных Штатов? "Великая идея", или целостная концепция — вот то непреходящее, что приобретает человек в процессе образования.

Просматриваются ли великие идеи в том море библейских фактов, в которое мы погружаем детей и погружаемся сами? Направляют ли учителя свои беседы с учениками по пути, на котором формируются мировоззренческие убеждения на следующие важнейшие темы:

1. Сущность Бога

2. Сущность человека

3. Грех

4. Спасение

5. Этот мир

Это, как видите, больше, чем просто факты. Но формирование этих великих идей в сознании человека должно происходить в процессе тщательной работы с морем фактов. Каждая церковь, которой есть что сказать миру, имеет ясно очерченный набор убеждений, которые призывает разделить. Каждая деноминация, серьезно относящаяся к своей миссии, делает все возможное для того, чтобы развить эти убеждения в сознании людей, к которым она обращается. Более того, если церковь не несет миру ясную и судьбоносную весть надежды, то зачем она вообще нужна, имеет ли она право на существование? Эта весть надежды ясно звучит в учении церкви о Боге, о человеке, о грехе, о спасении и о мироздании (#4). Можно поставить вопрос и так: должны ли в церкви изучаться какие-либо факты, не связанные с этими основными темами?

#4. Моя приверженность этим основным концепциям отразилась в моей книге, которую один из друзей громко назвал "азбукой богословия": The Holy Spirit and Yow(New York:Abingon,1965).


Дар новой жизни

Итак, может ли церковь, выполняя свою просветительскую миссию или, по крайней мере, с помощью нее, вдохнуть "дыхание жизни" в детей или в тех, кто только начал посещать церковь? Какова связь между миссией церкви как общины свидетелей Господа и ее просветительской миссией? Какова связь между библейскими и историческими фактами и высокой идеей, которая вдохновляет, 'поддерживает и остается даже после того, как частные факты забываются? Как формируются убеждения? Как люди учатся? Как можно научиться принимать верные решения?

Мы должны рассмотреть все эти вопросы не только потому, что от их успешного решения зависит, сможет ли церковь исполнить свою миссию в мире, но и потому, мы стоим на пороге открытия — только сегодня мы начинаем понимать суть процесса обучения.


В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ЛЮДИ

Взгляните на группу воскресной школы в вашей церкви. Вот они сидят перед вами. Что привело их в церковь сегодня? Какие мысли у них в голове? Например:

Как хочется спать. Почему я не лег пораньше вчера? Интересно, почему Сьюзи еще не пришла. Воскресная школа...это как витамины...полезно Он крутой!

Каждое воскресение я прихожу сюда. Мне хорошо тут. После церкви мы отправимся на озеро

Папе было бы приятно, что я здесь. Пусть он покоится в мире. У меня болит нога.

Хорошо бы мне подняли зарплату на следующей неделе! Стоит ли мне пойти на вечернее занятие? Интересно, папа еще дома?

Что со мной происходит? Жизнь как-то не складывается... Ему следовало бы поправить свой галстук. Господь Иисус, направь мои мысли, освети мою жизнь. Мне так одиноко. Хоть бы кто-нибудь заговорил со мной!

В центре внимания — Библия?

Иногда происходят дебаты на тему должно ли обучение в церкви быть сфокусировано на Библии или на учащихся. Этим спорам можно, наверное, положить конец, задав ключевой вопрос: Что было в центре внимания, когда учил Иисус? Даже имея ответ на этот ключевой вопрос, не всегда удается подражать Самому Иисусу Христа. Многим из нас кажется, что мы знаем, что делает христианское образование действительно христианским.

Если полистать страницы Евангелия в поисках тех методов, которыми пользовался Иисус, можно найти рассказ о некоторых характерных для Него поступках, Корень этих действий — в Его превосходном понимании людей; Иисус знал каждого человека лично. Иисус видел огромную ценность каждого человека, знал, что каждый заслуживает Его внимания и участия, чувствовал


Свою персональную ответственность за этого человека. Если мы собираемся преподавать, мы должны знать людей, знать, как они отзываются на идеи и концепции — иными словами, как они учатся. Если мы воспринимаем их как толпу безличных и безымянных существ, которые должны быть учтены в нашей церкви и на небесах, то у нас не может получиться настоящего контакта с ними. Если мы пытаемся имитировать методы Иисуса Христа, не стараясь научиться у Него также и глубокому пониманию людей, то мы окажемся вовлеченными в "христианское образование", которое не является на самом деле христианским..

С другой стороны, имея личную связь со Христом и неся на себе отблеск его света, мы можем быть ведомы глубокой и искренней любовью к ближнему. Но если мы не понимаем, как проявить_эту любовь и заботу — если мы не дали себе труда изучить основные человеческие нужды — тогда нет надежды, что нам удастся приблизиться к совершенству в нашей педагогической деятельности. Мы будем заниматься "христианским образованием", которое, на самом деле, не является образованием.

Чтобы христианское образование было действительно христианским и действительно образованием, мы должны учиться у Иисуса как любви к ближнему, так и пониманию человеческой натуры. Он знал людей как никто другой. Это как если бы главный конструктор, создатель машин, неожиданно пришел в мастерскую и нашел там свои изделия в расплющенном и покореженном виде, с разболтанными и поломанными частями. Но, зная нас с момента творения, Христос также знает, как найти контакт с нами; как "починить" нас, вернуть нас к нашему истинному облику — к образу и подобию Божьему.

Христос как учитель

Одно из поразительных качеств Иисуса Христа — это то, что он был способен видеть вещи с точки зрения любого человека. Благодаря такому пониманию Он мог встретить душу на том уровне, на котором она находится в данный момент, на уровне сиюминутных потребностей (даже прихотей) и шаг за шагом подвести ее к тому, чтобы она могла осознать главные в своей жизни задачи и справиться с ними (#1). Приведем некоторые доказательства того, что именно такой подход к обучению является христианским:

#1. Lois E. Le Bar в своей книге Education That is Christian (Westwood, New Jersey: Fleming H. Revell Company, 1958) глубоко исследовала этот педагогический принцип Иисуса. В своей последней работе Focus on People (Westwood, New Jersey: Fleming H. Revell Company, 1968) она указывает на проблемы, подобные тем, что мы затрагиваем в этой книге, обращая особое внимание на правильную организацию служения внутрицерковного образования с учетом нужд людей. Я же хотел бы в первую очередь исследовать природу человеческих нужд; это, на мой взгляд, важнейший богословский вопрос,


который необходимо решить для того, чтобы христианское образование действительно было образованием.

Христос понимал, что такое физические страдания или дискомфорт и никогда не приставал к людям с поучениями, если они были голодны или страдали от боли.

Христос понимал, что такое чувство страха и действовал так, чтобы устранить причину страха — бурю на море или психическую болезнь ребенка.

Христос понимал одиноких и покинутых. Вся Его жизнь была образцом истинной любви. "Иди в дом твой" (Мф 9:6) — это слова милосердия, ибо дом есть место, где тебя, ждут и любят.

Христос понимал изгнанных и отверженных. Вспомните, как Он защитил женщину, взятую в прелюбодеянии, или как Он разговаривал с самарянкой. Не то чтобы Господа не волновало, что эти люди нарушили моральные и социальные нормы; но Он все равно считал их людьми огромной ценности. Кажется, Он хотел защитить их в этот момент, спасти остатки их самоуважения и человеческого достоинства, чтобы они не были окончательно раздавлены.

Христос понимал человеческое стремление к самосовершенствованию и самореализации. Он объяснил свою миссию одной фразой — "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком." (Ин 10:10) Однажды Иисус разговаривал с юношей, который стремился к совершенной жизни. Иисус сказал, что помимо соблюдения моральных заповедей ему нужно сделать нечто экстраординарное - раздать все свое имение и последовать за Христом, то есть отдать и самого себя (Мк 10:17-22).

Христос отвечал и тем, кто жаждал знания и понимания. Он объяснял древние традиции, очищая их от наросшей шелухи пустых обычаев и открывая их духовную сущность. Он терпеливо придумывал притчи и сравнения, чтобы головы обычных людей смогли вместить понятия о Царствии Небесном и о пути спасения. Он всегда мог найти естественные слова для объяснения сверхъестественных истин.

Иисус был также чуток к человеческому стремлению к красоте и гармонии. В его словах и его делах была логика и гармония, и вся его жизнь излучала и продолжает излучать необыкновенную красоту. Он тонко чувствовал прекрасное в окружающем его мире.

Было бы ошибкой считать, что такой подход к людям развивал в них эгоцентризм, ибо Иисус всегда ставил Своей задачей помочь человеку установить живую и плодотворную связь с Богом и с ближними. Ясно, однако, что Христос пришел не с набором проповедей, составленных из готовых инструкций, на тему "как быть хорошим". Он не пытался вовлечь людей в новую жизнь посредством лекций о правилах поведения. Конечно, он имел что


сказать, но не это было главной Его заботой.,, Его главной заботой была личность — он пришел ради людей. Он, знал, что если знать сегодняшние нужды человека, то можно помочь ему справиться с этими нуждами, а затем вместе с ним обратиться к более важным жизненным задачам.

Если мы работаем в области церковного образования и хотим быть добрыми христианами, нам следует попытаться изучить человеческие потребности. Существует теория, которая предлагает рассматривать общие для всех нас потребности в виде лестницы(#2). Эта лестница состоит из семи ступенек, которые соответствуют семи типам потребностей. Ступеньки устроены так, что человек сначала сталкивается с потребностями низшего типа и лишь после этого может осознать более высокие потребности и начать действовать, чтобы удовлетворить их. Рассмотрим подробнее эту лестницу потребностей:

#2.,Abraham H.JMaslow, Motivation and Personality (New York Harper
& Row Publishers, 1954), глава 5.                                                                                          ~

1. Физические потребности

Голод, жажда и боль — вот примеры проявления физических  потребностей. Есть и другие. Все они составляют первую ступень нашей лестницы. Большинство из жителей Северной Америки никогда не испытывали действительно сильного голода или жажды, но если такое случается со средним человеком, он обычно не в состоянии думать ни о чем другом. Любой нормальный учитель заметит, если его ученик страдает от переутомления или от перегрузки или болен — вообще, испытывает какой-то физический дискомфорт. Совсем нетрудно понять, что наш Господь Сам был часто движим состраданием к больным и голодным. Нетрудно также представить, какие ситуации Он имеет ввиду, говоря:"...ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня" (Мф 25:42). Церковь — если она заботится о человеке в целом — должна быть внимательна к физическим нуждам людей. Иаков, брат Господа, направляет стрелу прямо нам в сердце, говоря: "Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "Идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?"(Иак 2:15-16)

Потребность в безопасности

Человеку нужно чувствовать себя защищенным от опасностей и угроз. Соответствующие потребности находятся на второй ступеньке нашей лестницы. Тот, кто испытывает сильную физическую боль, не имеет сил, времени и интереса думать о чем-то еще, что может угрожать жизни. Действительно, отчаявшийся человек может пить зараженную воду или есть испорченную пищу. Но когда жажда или голод немного отпустят, мысли, скорее всего, обратятся к безопасности.


Все люди нуждаются в такой окружающей среде, которая была бы упорядочена, предсказуема и надежна; в таком случае они могут думать о более высоких потребностях. Когда мысли ребенка все время находятся во власти какого-то страха, когда взрослый обнаруживает, что у него выбита почва из-под ног, когда смерть уносит одного из членов семьи, никакие идеи не могут завоевать внимание человека, которое целиком направлено на то, чтобы справиться с навалившейся бедой. "Извините, я не слышала, что Вы сказали. Папа вчера ушел из дома, и сказал, что не придет назад."... Да и как она могла бы услышать то, чему мы хотели научить ее? Человек может номинально присутствовать в воскресной школе, но если его существование отравляет страх или если ревность (которая представляет собой особую форму страха) съедает сердце, он очень мало сможет усвоить раньше, чем чудовище страха будет побеждено.

 

                              3. Потребность быть принятым (принадлежность, кто я)

За физическими нуждами и потребностями в безопасности следует потребность быть любимым и принятым. Нам всем хорошо бы прийти к уверенности в собственной неизмеримой ценности. Обычно люди склонны судить о себе в соответствии с оценкой, которую дают им те из окружающих, которые играют важную роль в их жизни. Хорошо, когда человек видит, что в церкви больше щедрой любви и заботы, чем где-либо еще за стенами его дома. Многие из нас на самом деле сформировали понятие о самих себе под непосредственным влиянием тех, кто о нас заботился.

Два обстоятельства могут, однако, помешать воскресной школе служить удовлетворению этой человеческой потребности. (1) Сушествует тенденция непреднамеренно ограничивать круг любви и заботы, включая в него только тех, кто давно входит в компанию. Новенькие, которые могут быстро отпасть, отчаявшись установить значимые человеческие связи, чувствуют себя как незваные гости на чужой вечеринке и ищут случая ускользнуть и вернуться в свое одиночестве и к своим проблемам. (2) Мы не всегда принимаем людей такими, какие они есть, когда они приходят к нам учиться. Мы не следуем Христу в Его непредвзятой любви ко всем людям во всех обстоятельствах, если отталкиваем их презрительными взглядами или безразличием. Если мы не будем уделять внимания человеческой потребности в любви и участии, то вряд ли сможем быть достойными представителями Христа.

 

Потребность в познании

Жажда знать и понимать приводит нас на еще более высокую ступеньку лестницы человеческих нужд. Ясно, что мотивом к приобретению знаний может служить и страх (потребность обеспечить свою безопасность), и желание утвердить свой статус (потребность в признании) и стремление к самосовершенствованию и самореализации. Но также становится все более очевидным, что человек наделен и жаждой познания как таковой, что ему присуще сильнейшее стремление исследовать и понимать.

В том, кто свободен от мук, связанных с потребностями предыдущих уровней, прорастает любопытство. Нас "привлекает все таинственное,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.067 с.)