Эластичность спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса и предложения



Изменения спроса и предложения выступают важным инструментом экономического анализа и имеют практический смысл, так как оказывают непосредственное влияние на торговую выручку от продаж товаров. Термин “эластичность”, пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимообусловливающих переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.

Показатель ценовой эластичности

 Измерение ценовой эластичности спроса осуществляют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие однопроцентного изменения цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1 % изменения цены. Представить это можно следующим образом:

где ЭР – ценовая эластичность спроса.

Варианты эластичности спроса

В практике могут иметь место по меньшей мере пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

- спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает;

- спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение продаж товаров;

- спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

- спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

- спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от цены.

Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графиках (рис.6.7).

Рис. 6.7. Эластичность спроса

Каждый вариант, представленный на рис. 6.7 имеет свой коэффициент эластичности:

- коэффициент неэластичного спроса меньше единицы;

- при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1 %, коэффициент эластичности больше единицы;

- наконец, при единичной эластичности коэффициент равен единице.

Например, если увеличение цены товара на 100 % приводит к сокращению продаж на 50 %, то эластичность спроса равна 50 %, поделив которые на 100 %, получаем коэффициент 0,5.

В строго математическом смысле этот коэффициент со знаком “минус”, так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении (обратная зависимость переменных). Для простоты анализа коэффициент эластичности рассматривается как положительная величина, тем более, что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема выручки от продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.

Следовательно, когда процент снижения цены вызывает такое увеличение процента продаж, что общая торговая выручка (произведение цены на количество проданного товара) возрастает, то эластичность спроса — положительного коэффициента, приобретает практический смысл.

При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который не имеет торговую выручку.

В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж товара, что общая торговая выручка снижается.

Эластичность предложения

Применимы ли понятия “эластичность” и “коэффициент эластичности” к предложению товаров? Да, применимы.

Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

- эластичного предложения;

- предложения единичной эластичности;

- неэластичного предложения.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены, и вызываемым им тем или иным процентным изменением объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на рис.6.8.

Рис. 6.8. Эластичность предложения

При единичной эластичности предложения 1 % увеличения цены товаров вызывает 1 % увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения, 1 % увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара, значительно превышающее 1 %. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно предусмотреть и другой крайний случай, бесконечно эластичное предложение, которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение – это увеличение поставок товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.

Показатели эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительного периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).

 

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1.Что характеризует конкуренция?  Какие экономические отношения возникают на рынке и в следствии чего?

2. Назовите характерные особенности олигополии. Что такое чистая олигополия и дифференцированная олигополия?

3. Что характеризует монополия как хозяйствующий субъект на рынке? Какие необходимы условия?

4. Что характеризует антимонопольное законодательство? Для чего оно направлено?

5. Для чего используется индекс Герфиндаля? Какова его практическая значимость?

6. Используя график и кривую спроса, объясните, почему ее называют “функцией покупателя”. Что означает обратная зависимость между ценой единицы товара и количеством его покупок?

7. Что подразумевает понятие “изменение величины спроса”? Покажите это на графике. Какие факторы способны вызывать изменение величины спроса?

8. Как изменяются цены и объем продаж на рынке? Какая просматривается зависимость: прямая или обратная?

9. Какие факторы обусловливают смещение кривой предложения влево или вправо?

10. Что означает понятие “конкурентное равновесие спроса и предложения”? В каком случае на рынке будет наблюдаться дефицит товаров? Вследствие чего могут возникать ситуации избытка товаров на рынке?

11. В чем состоит практическая значимость эластичности спроса и эластичности предложения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.007 с.)