Схема 6.1. Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 6.1. Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций



Законы и монополия

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Российской Федерации.

 Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или “принудительные” соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера-Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции.

Антимонопольное регулирование в России

Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, потребовал выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного.

Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” был принят в марте 1991 г. Его целью является определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий, как “товар”, “рынок”, “хозяйствующий субъект”, “конкуренция”, “доминирующее положение”, “монополистическая деятельность”.

Согласно закону, фирма занимает доминирующее положение, если ее доля на рынке превышает 35 % – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 г. ГКАП утвердил “Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов”, включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ:

- контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

- контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %);

- предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

 Для определения законности практики слияний (горизонтальных) используется индекс Герфиндаля. Это индекс рыночной концентрации. Он представляет собой сумму квадратов долей рынка, выраженную в процентах, всех фирм, продающих продукцию на этом рынке. Для определения индекса необходимо возвести во вторую степень процентную долю рынка каждой из фирм и просуммировать полученные результаты. Например в отрасли конкурируют п-фирм:

Н = Р122232+….Рп2

где: Н – индекс Герфиндаля (концентрации производства); Рк – доля рынка к-ой фирмы, выраженная в процентах; к = 1/п;

С увеличением концентрации рынка индекс Герфиндаля увеличивается. Для монополии характерна максимальная величина – 10000.

Если в отрасли действуют 100 фирм, то Н=100;

если 10 фирм, то Н=1000;

если 5 фирм, то Н=2000.

Федеральные органы власти (суд, министерство юстиции) не возражают против слияний, если индекс Герфиндаля не превышает 1000 пунктов. Такое мероприятие будет вполне законным, если на рынке действует 10 равноправных фирм. Если индекс превышает 1000 пунктов, то деятельность слияний может оспариваться в судебном порядке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.005 с.)