Монополистическая конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополистическая конкуренция



Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, при которой достаточно большое количество фирм предлагает дифференцированную продукцию

Большинство производителей старается убедить покупателей, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.

Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и в этом смысле - монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно не велик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25 % общих внутренних поставок, а на восемь – менее 50 %. Например, в США в 1988 г. насчитывалось 1132 независимых продавца мягкой мебели, причем на долю четырех крупнейших приходилось 17 % общих поставок, а на восемь крупнейших – 25 %.

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако, вход на рынок, по сравнению со свободной конкуренцией, не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

Следует подчеркнуть, что дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену.

Основными чертами монополистической конкуренции являются:

* фирмы обладают незначительной долей рынка и поэтому имеют ограниченное влияние на цену;

* дифференциация продукта, которая используется как средство конкуренции между фирмами;

* практическое отсутствие сговора между фирмами с целью снижения объемов производства и повышения цен;

* определенная изолированность производителей.

Олигополия

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой – монополистической конкуренцией.

 Основными чертами олигополии являются:

·  Незначительное количество крупных фирм;

· Тип продукта – дифференцированный или стандартизированный;

· Наличие существенных препятствий для вступления в отрасль;

· Ограниченность доступа к рыночной информации.

Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью участников данной рыночной структуры.

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения, это – автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объема выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли монопольных государственных органов. Олигополия выступает существенным фактором российского национального хозяйства..

Монополия (чистая монополия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.004 с.)