Спрос и его изменение. График спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и его изменение. График спроса



Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов. В частности, закон спроса выражает:

- обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;

- постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.

Согласно закону спроса, при прочих равных условиях, количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И, наоборот, если цена снижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т.е. очевидна нехватка каких-либо товаров и услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т.е. продажа, возможна лишь при снижении цен.

Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение.

Изменение величины спроса

 В данном случае закон спроса сопряжен с действием закона убывающей предельной полезности экономических благ. На рынках это проявляется в том, что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены на них снизятся.

Особый характер зависимости между ценой товара и количеством его продаж, а также постепенного убывания спроса показан на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Изменение величины спроса

Полого опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными – ценой и количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что объясняет падение его цены. Если цена товара возрастает от точки В до точки А,то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменится на противоположное, если цена снизится в направлении от точки А к точке В. Любой точке – А, B и т.д. – на кривой спроса DD 1 соответствует определенное значение двух переменных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж товаров, но не спрос.

 Изменение спроса

Рассмотрим другой случай. Изменяются не соотношения цен и объемов продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы, мода, потребительские характеристики товаров и т.п. Что происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же, не изменяющейся, цене. Спрос не бывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса. Еще раз подчеркнем, что к числу таких неценовых факторов, меняющих спрос покупателей, относятся следующие:

- уровень доходов в обществе;

- размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

- субъективное отношение покупателей к товарам;

- гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых товаров и т.п.

На рис.6.2 пунктирной кривой спроса показано его увеличение под воздействием неценовых факторов. Рост спроса – это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той же, неизменившейся, цене.

Рис. 6.2. Рост спроса под влиянием неценовых факторов

На рис.6.3 показано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса сместилась влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при неизменяющейся цене за единицу товара.

Рис. 6.3. Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.005 с.)