Тема 6. Механизм функционирования рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Механизм функционирования рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция



ТЕМА 6. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Целевая установка: Раскрыть содержание совершенной и несовершенной конкуренции, анализ основных форм несовершенной конкуренции, механизма взаимодействия спроса и предложения.

После изучения данной темы слушатели смогут:

- ориентироваться, насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

- уяснить, как государство использует законодательство для создания гарантий конкуренции;

- проводить разграничение между понятиями “изменение спроса” и “изменение величины спроса”, “изменение предложения” и “изменение величины предложения”.

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

       6.1. Совершенная и несовершенная конкуренция.

       6.2. Формы несовершенной конкуренции.

       6.3. Спрос и его изменение. График спроса.

       6.4. Предложение товаров на рынке. График предложения.

       6.5. Рыночное равновесие цен спроса и предложения.

      6.6. Эластичность спроса и предложения.

 

Совершенная и несовершенная конкуренция

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или, как говорят, за “доллар потребителя” в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

 Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

 

Свои функции – передачу достоверной информации покупателям и продавцам, формирование структуры рыночного предложения, распределение ограниченных ресурсов – рынок выполняет беспрепятственно, если отношения между участниками складываются на принципах совершенной конкуренции.

Рынок является совершенно конкурентным, если выполняются следующие основные условия:

1. Каждый участник мал относительно размеров рынка; никто не может оказать влияние на рыночную цену своими индивидуальными действиями.

2. Продаваемые каждым производителем продукты однородны.

3. Покупатели хорошо информированы о ценах. Соблюдение второго и третьего означает, что покупателям безразлично, у какого производителя покупать товар. Если производитель поднимет цену, то потеряет своих покупателей.

4. Продавцы действуют независимо друг от друга. Они не вступают в сговор между собой по поводу цен. Каждый производитель выбирает лучший для себя объем производства.

5. Фирмы-производители могут свободно покидать отрасль или входить в нее, что позволяет фирме выбрать наиболее эффективный вид деятельности, поддерживает “конкурентное давление” в отрасли.

При соблюдении этих условий реализуется совершенная конкуренция между участниками экономического оборота, которая является основной формой связи в рыночной экономике.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Рис. 6.1. Изменение величины спроса

Полого опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными – ценой и количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что объясняет падение его цены. Если цена товара возрастает от точки В до точки А,то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменится на противоположное, если цена снизится в направлении от точки А к точке В. Любой точке – А, B и т.д. – на кривой спроса DD 1 соответствует определенное значение двух переменных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж товаров, но не спрос.

 Изменение спроса

Рассмотрим другой случай. Изменяются не соотношения цен и объемов продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы, мода, потребительские характеристики товаров и т.п. Что происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же, не изменяющейся, цене. Спрос не бывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса. Еще раз подчеркнем, что к числу таких неценовых факторов, меняющих спрос покупателей, относятся следующие:

- уровень доходов в обществе;

- размеры рынка данного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

- субъективное отношение покупателей к товарам;

- гарантийный и постгарантийный сервис продаваемых товаров и т.п.

На рис.6.2 пунктирной кривой спроса показано его увеличение под воздействием неценовых факторов. Рост спроса – это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той же, неизменившейся, цене.

Рис. 6.2. Рост спроса под влиянием неценовых факторов

На рис.6.3 показано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса сместилась влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при неизменяющейся цене за единицу товара.

Рис. 6.3. Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов

Рис.6.4. Изменение величины предложения

Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную “фотографию”, иллюстрацию закона предложения, т.е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой. Закон предложения (см. рис. 6.4) гласит, что, при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.

Двигаясь по кривой предложения (см. рис.6.4) от точки В к точке А, мы отмечаем рост объема (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кривой от точки А к точке В означает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары.

Особенности рыночного предложения

Рыночному предложению товаров свойственны, по меньшей мере, две важные особенности. Во-первых, прямую зависимость между ценой товаров и количеством их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как своеобразную альтернативу ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком “плюс”, а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком “минус”. Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующихся спросом и проданных на рынке. Во-вторых, понятие “объем товаров, их количество” не тождественно понятию “предложение товаров”. Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие “изменяющееся предложение товаров” подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону (рис.6.5).

Рис. 6.5. Изменение предложения товаров при неизменной цене:

S1S1 – снижение предложения, S2S2 – рост предложения товаров

  При каких условиях возможно изменение в ту или иную сторону предложения товаров на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:

- наличия взаимозамещаемых и взаимодополняемых товаров производственного назначения и движения их цен;

- уровня технологий, применяемых при производстве одноименных товаров;

- налогов и субсидий;

- качества ресурсов и факторов производства;

- конкуренции на рынках одноименных товаров, условий продажи, таких, как реклама, маркетинг и т.п.

Все перечисленные сказываются на издержках производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке.

 

Рис. 6.6. Рыночное равновесие цен спроса и предложения

Как показано на рис.6.6, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QЕ товаров на рынке.

Варианты эластичности спроса

В практике могут иметь место по меньшей мере пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

- спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает;

- спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение продаж товаров;

- спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

- спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

- спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от цены.

Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графиках (рис.6.7).

Рис. 6.7. Эластичность спроса

Каждый вариант, представленный на рис. 6.7 имеет свой коэффициент эластичности:

- коэффициент неэластичного спроса меньше единицы;

- при эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1 %, коэффициент эластичности больше единицы;

- наконец, при единичной эластичности коэффициент равен единице.

Например, если увеличение цены товара на 100 % приводит к сокращению продаж на 50 %, то эластичность спроса равна 50 %, поделив которые на 100 %, получаем коэффициент 0,5.

В строго математическом смысле этот коэффициент со знаком “минус”, так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении (обратная зависимость переменных). Для простоты анализа коэффициент эластичности рассматривается как положительная величина, тем более, что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема выручки от продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.

Следовательно, когда процент снижения цены вызывает такое увеличение процента продаж, что общая торговая выручка (произведение цены на количество проданного товара) возрастает, то эластичность спроса — положительного коэффициента, приобретает практический смысл.

При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который не имеет торговую выручку.

В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж товара, что общая торговая выручка снижается.

Эластичность предложения

Применимы ли понятия “эластичность” и “коэффициент эластичности” к предложению товаров? Да, применимы.

Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

- эластичного предложения;

- предложения единичной эластичности;

- неэластичного предложения.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены, и вызываемым им тем или иным процентным изменением объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на рис.6.8.

Рис. 6.8. Эластичность предложения

При единичной эластичности предложения 1 % увеличения цены товаров вызывает 1 % увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения, 1 % увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара, значительно превышающее 1 %. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно предусмотреть и другой крайний случай, бесконечно эластичное предложение, которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение – это увеличение поставок товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.

Показатели эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительного периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).

 

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1.Что характеризует конкуренция?  Какие экономические отношения возникают на рынке и в следствии чего?

2. Назовите характерные особенности олигополии. Что такое чистая олигополия и дифференцированная олигополия?

3. Что характеризует монополия как хозяйствующий субъект на рынке? Какие необходимы условия?

4. Что характеризует антимонопольное законодательство? Для чего оно направлено?

5. Для чего используется индекс Герфиндаля? Какова его практическая значимость?

6. Используя график и кривую спроса, объясните, почему ее называют “функцией покупателя”. Что означает обратная зависимость между ценой единицы товара и количеством его покупок?

7. Что подразумевает понятие “изменение величины спроса”? Покажите это на графике. Какие факторы способны вызывать изменение величины спроса?

8. Как изменяются цены и объем продаж на рынке? Какая просматривается зависимость: прямая или обратная?

9. Какие факторы обусловливают смещение кривой предложения влево или вправо?

10. Что означает понятие “конкурентное равновесие спроса и предложения”? В каком случае на рынке будет наблюдаться дефицит товаров? Вследствие чего могут возникать ситуации избытка товаров на рынке?

11. В чем состоит практическая значимость эластичности спроса и эластичности предложения?

 

ТЕМА 6. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Целевая установка: Раскрыть содержание совершенной и несовершенной конкуренции, анализ основных форм несовершенной конкуренции, механизма взаимодействия спроса и предложения.

После изучения данной темы слушатели смогут:

- ориентироваться, насколько эффективно функционируют рынки в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

- уяснить, как государство использует законодательство для создания гарантий конкуренции;

- проводить разграничение между понятиями “изменение спроса” и “изменение величины спроса”, “изменение предложения” и “изменение величины предложения”.

Опорный конспект лекции

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

       6.1. Совершенная и несовершенная конкуренция.

       6.2. Формы несовершенной конкуренции.

       6.3. Спрос и его изменение. График спроса.

       6.4. Предложение товаров на рынке. График предложения.

       6.5. Рыночное равновесие цен спроса и предложения.

      6.6. Эластичность спроса и предложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.037 с.)