Направления развития маркетинга в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления развития маркетинга в организации



«Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки.

Российский рынок является самым большим и потенциально самым привлекательным рынком газа для «Газпрома». На внутреннем рынке «Газпром» реализует более половины продаваемого газа — в 2017 году объемы продаж составили 229,9 млрд куб. м газа. Чистая выручка от реализации газа (за вычетом НДС) на внутреннем рынке достигла 875,7 млрд руб. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, цены на газ для конечных потребителей подлежат государственному регулированию и дифференцируются как по категориям потребителей (для населения и промышленности), так и по ценовым поясам с учетом дальности транспортировки газа от региона добычи до потребителя. В целях развития российского рынка газа ПАО «Газпром» наращивает реализацию добытого газа на АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ). В 2017 году в ходе торгов природным газом на АО «СПбМТСБ» было реализовано 17,5 млрд куб. м газа ПАО «Газпром». В сфере распределения газа «Газпром» в Российской Федерации занимает лидирующее место.

В собственности и обслуживании дочерних и зависимых газораспределительных организаций (ГРО) Группы «Газпром» на конец 2017 года находилось 773,4 тыс. км распределительных газопроводов (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Протяженность распределительных газопроводов «Газпрома», тыс. км

Основными элементами стратегии ПАО «Газпром» на рынках стран бывшего Советского Союза (БСС) являются сохранение привлекательности российского газа для потребителей и расширение доступа к конечным потребителям. Главным направлением развития сотрудничества ПАО «Газпром» со странами БСС является обеспечение поставок природного газа, удовлетворяющих потребности экономик этих стран. В 2017 г. в страны БСС Группой «Газпром» реализовано 35,0 млрд куб. м газа, чистая выручка от продажи (за вычетом таможенных пошлин) составила 292,8 млрд руб. В рамках сотрудничества в области маркетинга газа Группа «Газпром» в 2017 году продолжила закупки газа в странах Центральной Азии. Всего в странах Центральной Азии Группой «Газпром» в 2017 году было закуплено 21,3 млрд куб. м газа.

Основными задачами ПАО «Газпром» на европейском рынке являются сохранение лидирующих позиций, обеспечение надежного газоснабжения, а также повышение эффективности сбытовой деятельности. Европейские страны более 40 лет являются важнейшими потребителями российского газа. «Газпром» является крупнейшим экспортером газа на рынок Европы.

В 2017 году Группа «Газпром» реализовала в страны дальнего зарубежья 242,0 млрд куб. м газа (включает как экспорт газа из Российской Федерации, так и продажу объемов газа, приобретенных Группой за пределами РФ). При этом чистая выручка от продажи (за вычетом акциза и таможенных пошлин) составила 2 221,2 млрд руб. Экспорт газа из Российской Федерации в дальнее зарубежье достиг в 2017 году рекордного объема — 194,4 млрд куб. м газа (по контрактам ООО «Газпром экспорт» и Gazprom Schweiz AG). Это на 8,4% или на 15,1 млрд куб. м больше, чем в 2016 году. «Газпром» в качестве основы своей деятельности на европейском газовом рынке использует долгосрочные контракты с нефтепродуктовой привязкой и условием — «бери-или-плати». Используются также новые формы торговли на основе краткосрочных и среднесрочных продаж, а также разменных операций и разовых сделок. Основополагающим элементом экспортной стратегии «Газпрома» является система единого экспортного канала. Согласно российскому закону об экспорте газа, «Газпрому» предоставлено исключительное право на экспорт газа по газопроводам. Закон позволяет проводить скоординированную производственную и маркетинговую политику и является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта российского газа. «Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений. Долгосрочные контракты с нефтепродуктовой привязкой и условием «бери-или-плати» являются основой стабильности и надежности поставок газа. Только такие контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости многомиллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру — гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени. На сегодняшний день портфель подписанных долгосрочных контрактов «Газпрома» обеспечивает на уровне минимальных обязательств сбыт 4 трлн куб. м газа в страны дальнего зарубежья на период до окончания срока действия контрактов. «Газпромом» реализуется комплекс мер по повышению надежности поставок газа европейским потребителям, предусматривающий систематическую работу по контрактации газотранспортных мощностей, оптимизации и перераспределению заказанных мощностей, осуществлению разменных операций, минимизации последствий остановок работы газопроводов и других нештатных ситуаций.

Маркетинговая стратегия Группы «Газпром» предусматривает диверсификацию источников экспортной выручки за счет расширения присутствия на перспективных рынках газа. В частности, среди приоритетов — наращивание объемов сжиженного природного газа (СПГ) в экспортном портфеле Группы. В 2017 году объем реализации СПГ Группой «Газпром» составил 3,34 млн т (4,46 млрд куб. м). [6]


Заключение

Маркетинг является незаменимой частью менеджмента, особенно для такой крупной компании, как ПАО «Газпром», т.к. маркетинг позволяет производителю ответить на такие вопросы, как «Что производить? Для кого производить? Сколько производить?», помогает в стратегическом планировании и управлении компанией, в определении возможных рисков на рынке и путей их устранения.

Были определены такие цели и задачи маркетинга, как:

· Производство той продукции, которая априори будет продана;

· Удовлетворение потребительского спроса;

· Завоевание наибольшей доли рынка в условиях конкуренции;

· Обеспечение предприятия максимально возможной прибылью.

Мною было дано определение комплекса маркетинга и толкование внешней и внутренней среды организации и что в них входит. К тому же были проанализированы внутренняя и внешняя среды ПАО «Газпром» с помощью PEST- и SWOT-анализа.

Во время проведения анализа основных стейкхолдеров «Газпрома» было выявлено, чего же хотят лица, заинтересованные в деятельности компании ПАО «Газпром».

После описания возможных маркетинговых рисков и способов их оценки мною были указаны риски в деятельности «Газпрома» (в большинстве – политические), а также возможные пути их устранения и что уже смогла сделать компания для минимизации ущерба от этих рисков.

Далее мною были расписаны показатели, из которых формируется устойчивое развитие компании горнопромышленного комплекса: экономика, экология и социальная ответственность. По расчетам можно сделать вывод, что компания работает так же эффективно в анализируемом 2018 году, как и в отчетном 2017 году, даже немного больше. «Газпром» смог увеличить свою прибыль почти на 450 млрд руб., что не может говорить об эффективном функционировании фирмы. Несмотря на то, что «Газпром» - это энергетическая компания, занимающаяся добычей газа и нефти, она проводит множество мероприятий по улучшению экологической ситуации: фиторемедиация земель, использование вторичных и возобновляемых источников энергии, снижение выбросов вредных веществ в экосистему и другое. Помимо экологических мероприятий «Газпром» проводит множество мероприятий в области корпоративной социальной ответственности: начиная с проведения различных мероприятий по повышению квалификации своих сотрудников и заканчивая разработкой инфраструктуры для населения и проведения культурных и спортивных мероприятий.

Стратегия «Газпрома» направлено на увеличение своей доли рынка газа в России и Европе, поэтому проводятся работы по исследованию и обработке новых месторождений (основными на данный момент являются Дальний Восток, Сибирь, Ямал и континентальный шельф). Тем не менее ПАО «Газпром» сталкивается с множеством проблем, препятствующих увеличению доли рынка в Европе ввиду нестабильной политической ситуации, но компания смогла приспособиться к таким условиям и продолжает реализовывать свою продукцию. Мною были приведены возможные пути решения имеющихся проблем компании.

Также указана корпоративная структура управления ПАО «Газпром» для понимания того, какой орган организации за что отвечает.

Наконец, мною были расписаны направления развития маркетинга ПАО «Газпром» в России, СНГ, Европе и направления развития реализации СПГ.

Таким образом, я подтвердил, что с маркетингом существование крупной фирмы имеет шансы на реализацию своих целей, приведя в пример успешную деятельность ПАО «Газпром».


Библиографический список

1. Анализ стейколдеров на примере российских предприятий // Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 – Том 8, №3. – 2016 [Электронный ресурс]: Режим доступа - https://naukovedenie.ru/PDF/42EVN316.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русс.

2. Горнштейн М.Ю. Современный маркетинг: монография / М.Ю. Горнштейн. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 404 с.

3. Добрышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент / Л.А. Добрышева. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 152 с.

4. Межевикина М.В. Проблемы и перспективы развития ПАО «Газпром» // Научная электронная библиотека eLIBRARY. – 2017 [Электронный ресурс]: Режим доступа - https://elibrary.ru/download/elibrary_30089652_48504006.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русс.

5. Новостное интернет-сообщество РБК

6. Официальный сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gazprom.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русс., англ., нем.

7. Романов А.А. Маркетинг / А.А. Романов, В.П. Басенко, Б.М. Жуков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 440 с.

8. Impact of Sanctions of European Union and United States of America on the Development of Russian Oil and Gas Complex / A.Y. Nikulina, M.N. Kruk. – International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, 6(4), 1379-1382. [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.econjournals.com/index.php/ijefi/article/view/2523/pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русс.


Приложение

Приложение 1

Структура корпоративного управления ПАО «Газпром»

 

 

 

 

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.009 с.)