Формы анализа и самоанализа урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы анализа и самоанализа урока



1. Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

2. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.

3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.

4. Полный – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.

5. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

6. Комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)

9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

  • реализация учителем триединой задачи урока;
  • использование развивающих методов на уроке;
  • пути развития познавательного интереса;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.

10. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей, обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?

5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?

10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?

Примерная схема анализа урока

Число, класс, предмет, учитель.

Тема урока.

Цель урока.

1. Общая оценка урока.

2. Тип и структура урока


Тип урока, целесообразность избранного типа урока с точки зрения дидактической цели, особенностей учебного предмета. Место данного урока в системе урока отведенный на изучение данной темы.
Структура урока. Соответствие структуры урока его типу. Целесообразность соотношения между отдельными элементами урока. Распределение времени на уроке.

3. Методы, приемы и способы обучения на уроке.
Соответствие методических приемов особенностям содержания, типу, цели урока и возрасту уч-ся. Педагогическая эффективность применения на уроке методов обучения.

Активизация познавательной деятельности уч-ся на уроке. Создание проблемной ситуации. Постановка познавательных задач. Виды и место самостоятельной работы на уроке, подготовленность уч-ся, руководящая роль учителя в процессе самостоятельной работы уч-ся. Использование наглядных пособий и технических средств обучения на уроке. Какое место на уроке имело повторение ранее изучаемого материала. Дифференциация знаний уч-ся на уроке в зависимости от их индивидуальных способностей и подготовки. Оценка уч-ся. Подготовка к выполнению домашнего задания. Объем его.

4. Другие стороны урока. Оснащенность, чистота, порядок в классе. Готовность уч-ся к уроку, подготовка наглядных пособий, технической аппаратуры, доски. Точно ли по звонку начался и кончился урок. Педагогический такт учителя. Его внешний вид. Внимание. Дисциплина уч-ся. Наличие интереса уч-ся к изучаемому на уроке.

5. Результат урока. Качество знаний учащихся. Общие выводы и предположения. Достижения цели. Выполнение плана урока. Качество знаний, умений и навыков уч-ся как главный критерий хорошего урока. Воспитательное значение урока, наиболее ценное в проведении урока. Недостатки. Рекомендации учителю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.005 с.)