Правоохранительная деятельность. Учебное пособие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительная деятельность. Учебное пособие



Учебное пособие

Конституционное право

 

Для специальности

среднего профессионального образования

Правоохранительная деятельность

Базовая подготовка

 

 

Магнитогорск, 2021


 

Учебное пособие разработано на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 40.02.02 Правоохранительная деятельность

 

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

 

Разработчик:

Рахимова Л.М., преподаватель ГБПОУ «МПК»

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономических дисциплин

Протокол №___ от _________ г.

 

 

Одобрено на научно-методическом совете

Протокол №___ от ____________ г.

 


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 5

РАЗДЕЛ 1. «ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 6

Тема 1.1 «Конституционное право в системе российского права». 6

Тема 1.2 «Конституция Российской Федерации и ее развитие». 14

Тема 1.3 «Конституционный строй Российской Федерации и его основы». 23

РАЗДЕЛ 2 «ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ». 28

Тема 2.1 «Конституционно - правовой институт основ правового статуса личности (права, обязанности, гарантии)». 28

Тема 2.2 «Гражданство Российской Федерации». 44

Тема 2.3 «Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в Российской Федерации». 54

РАЗДЕЛ 3 «ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО». 60

3.1. Тема «Конституционные основы федеративного устройства России». 60

3.2. Тема «Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации». 86

3.3. Тема «Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации». 97

3.4. Тема «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации». 104

РАЗДЕЛ 4 «СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ». 116

4.1. Тема «Президент Российской Федерации». 116

4.2. Тема «Федеральное Собрание Российской Федерации». 130

4.3. Тема «Правительство Российской Федерации». 147

Тема 4.4 «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации». 159

Тема 4.5 «Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации». 165

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ: 169

ТЕСТ. 173

ГЛОССАРИЙ.. 181

ЛИТЕРАТУРА.. 185

 


ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие по дисциплине «Конституционное право» предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.02.02 Правоохранительная деятельность я.

Целью пособия является оказание помощи студентам в ходе самостоятельной работы при подготовке студентов к практическим занятиям, написанию курсовой работы, подготовке к экзамену.

Задачи изучения данного теоретического курса состоят:

· в изучении действующего законодательства,

· в овладении научными и практическими навыками его применения в жизни,

· в формировании умений юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства,

· обучение навыкам разработки документов правового характера, осуществления правовой экспертизы нормативных актов, дачи квалифицированных юридических заключений и консультаций;

 


РАЗДЕЛ 1. «ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Тема 1.1 «Конституционное право в системе российского права»

Тема 1.2 «Конституция Российской Федерации и ее развитие»

Конституция РСФСР 1918 года, ее роль в формировании государственного права нового социалистического государства. Предпосылки принятия Конституции РСФСР 1925 года, ее значение для дальнейшего развития институтов государственного права.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов в 1918 г, 10 июля. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Она носила открыто классовый, идеализированный характер. В ней были законодательно закреплены: диктатура пролетариата, государственная власть Советов, руководящая роль рабочего класса, система и порядок деятельности государственных органов в центре и на местах, в соответствии с принципами демократического централизма. Была закреплена экономическая основа государства – земля, недра, леса, ликвидация частной собственности, закрепление принципов избирательного права. Устанавливались основные демократические права и свободы, а также обязанности советских граждан. Это Конституция революционного типа, принятого в результате насильственного изменения общественного и государственного строя РФ.

Конституция 1925 г. Причина - образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в Конституции появились положения, определяющие их статус. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик, столица – Москва. Избирательно право схоже с Конституцией 1918 года.

 

Государственные символы Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. Закон о статусе столицы Российской Федерации.

Государственные символы России - установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации.

В 1993 году была принята Конституция России - Основной закон нашей страны.

Отдельная статья Конституции посвящена государственным символам: в ней говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн, и устанавливается, что эти три символа должны быть утверждены специальными федеральными конституционными законами.

25 декабря 2000 года вступили в силу федеральные конституционные законы России «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации».

Государственный герб России

Государственный герб - это опознавательный знак государства, его официальный символ.

Государственный герб исполняет ту же функцию, что и название страны, её флаг и гимн, - он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) фоне.

Орел увенчан тремя золотыми коронами - символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его - скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа).

На груди орла - щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конем дракона.

Использование Государственного герба России

Правила использования Государственного герба установлены законом «О Государственном гербе Российской Федерации».

Закон позволяет изображать Государственный герб цветным или одноцветным.

По закону Государственный герб может изображаться полностью или в виде двуглавого орла со всеми атрибутами, но без геральдического щита. Это отвечает старинной традиции использования российского Государственного герба.

Правила соблюдения цветов при изображении герба без щита те же, что и при изображении со щитом.

Законом установлены жесткие рамки использования изображений Государственного герба: он должен помещаться на зданиях, в которых расположены органы государственной власти, в кабинетах их руководителей, на бланках законов и других законодательных актов, бланках государственных документов и печатях государственных организаций.

Не предусмотренные законом случаи официального использования Государственного герба допускаются только с разрешения Президента Российской Федерации.

На основе Государственного герба строятся эмблемы органов федеральной исполнительной власти - министерств и ведомств: они представляют собой двуглавого орла, у которого некоторые атрибуты (например, скипетр и держава в лапах, щит на груди) заменяются знаками, указывающими на профиль министерства. Таким образом, герб служит знаком, указывающим на государство и государственную власть.

Государственный гимн России

Государственным гимном стало произведение композитора А. В. Александрова и поэта С. В. Михалкова.

Использование Государственного гимна России

В официальных случаях он обычно исполняется духовым или симфоническим оркестром, а если при этом используются слова, то участвует смешанный хор.

Но это отнюдь не исключает иного состава музыкантов.

Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.

Закон устанавливает случаи, когда гимн должен использоваться обязательно, но он не ограничивает свободу граждан России пользоваться своим гимном.

Мы можем исполнять гимн всегда, когда чувствуем к тому потребность, когда хотим подчеркнуть, что мы граждане своей страны.

Государственный флаг России

Государственный флаг - это опознавательный знак государства, его официальный символ.

Государственный флаг исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

Однако существует и ещё один знак, который обозначает страну цветами и фигурами, - государственный герб.

Герб и флаг дополняют друг друга и каждый из них выполняет особую задачу.

Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат.

Но когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект - морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего цвета и нижней - красного цвета.

Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).

Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая - вверху, синяя - в середине, красная - внизу.

Порядок использования государственного флага определяется Федеральным законом.

Законом описаны случаи, в которых флаг должен использоваться обязательно: он помещается на зданиях, в которых располагаются органы власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, правительство, федеральные министерства и ведомства и их отделения, органы власти субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, автономных округов, органы местного самоуправления муниципальных образований - городов, районов и сельских поселений), в рабочих кабинетах руководителей органов власти, на зданиях представительств России за рубежом, на российских кораблях и судах.

Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии.

Флаг изображается на воздушных судах (самолетах и вертолетах), российских космических аппаратах.

В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.

Закон устанавливает случаи, когда и кем флаг должен использоваться обязательно.

Существуют три основных способа применения флагов: флаг может быть поднят, вывешен (установлен) или растянут. Существует ещё немало тонкостей в правилах использования флагов, общий свод которых называется флажным протоколом.

Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными настоящим Законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функции столицы Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 15.04.93 № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации».

 

Понятие и основные признаки государственного органа. Система и виды органов государственной власти в Российской Федерации. Конституционные основы их классификации. Федеральные органы государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционно-правовое регулирование их организации и деятельности

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

Ø представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

Ø действует от имени государства и по его поручению;

Ø образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом»);

Ø выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

Ø имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);

Ø состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

Ø имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

Ø обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

Ø в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

Ø действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.

Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:

Ø принятием нормативных актов (предписаний общего характера);

Ø принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

Ø конкретно-организационной деятельностью.

Классификация государственных органов:

Ø по порядку образования:

· избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);

· формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).

Ø по форме реализации государственной деятельности:

· на законодательные (представительные);

· исполнительно-распорядительные;

· судебные.

· контрольно-надзорные органы.

Ø по принципу разделения властей:

· законодательные;

· исполнительные;

· судебные.

Ø по иерархии:

· центральные;

· республиканские;

· местные.

Ø по характеру подчиненности:

· «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.);

· «двойного», или «вертикально-горизонтального» подчинения (полиция, государственные банки и т.д.).

Ø по срокам полномочий:

· постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

· временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей.

Ø по порядку осуществления компетенции:

· коллегиальные;

· единоначальные.

Ø по правовым формам деятельности:

· правотворческие;

· правоприменительные;

· правоохранительные.

Ø по характеру компетенции:

· органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);

· органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций.

К числу федеральных органов относятся

Ø Президент РФ,

Ø Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума),

Ø Правительство РФ,

Ø Конституционный Суд РФ,

Ø Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции,

Ø Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды,

Ø Центральный банк РФ,

Ø Счетная палата РФ,

Ø Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,

Ø Прокуратура РФ,

Ø ЦИК РФ.

Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционно-правовое регулирование их организации и деятельности

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре.

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ). В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государственной власти. Президент Российской Федерации – глава государства; его конституционная роль в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Под правовым статусом Президента РФ следует понимать правовое положение данного органа в системе государственной власти, которое характеризуется объемом компетенций и выполняемых функций.

Основополагающее значение для понимания правового статуса Президента РФ имеет ст. 80 Конституции РФ. Данная статья определяет, что Президент РФ является главой государства. Он занимает особое положение в системе государственной власти и не входит ни в одну из ее ветвей. Конституция РФ закрепляет за Президентом РФ как главой государства важнейшие функции, касающиеся основ функционирования государства и общества.

Одной из основных функций Президента РФ является функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент РФ призван обеспечивать бесперебойное функционирование правозащитного механизма в целях реализации прав и свобод человека и гражданина.

Для обеспечения этой функции глава государства принимает меры к тому, чтобы все органы государства четко выполняли свои конституционные обязанности.

Президент РФ вправе потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта РФ привести свои действия и акты в соответствие с Конституцией РФ.

Глава государства, в силу ст. 80 Конституции РФ, осуществляет высший контроль за тем, каким образом государственные органы осуществляют важнейшую функцию - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Надежный правозащитный механизм предполагает постоянную заботу Президента РФ как главы государства об эффективности судебной системы.

Другой важной функцией Президента РФ является принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Президент РФ не может допустить территориальный распад государства, вмешательство во внутренние дела, развитие сепаратизма. Для обеспечения указанной функции Президент РФ наделяется особыми полномочиями. В частности, в установленных законом случаях он вправе вводить военное или чрезвычайное положение на территории страны или в отдельных ее местностях. В целях сохранения государственного единства, территориальной целостности Президент РФ утверждает Концепцию национальной безопасности, военную доктрину, принимает другие меры, связанные с выполнением конституционных требований об обеспечении целостности Российской Федерации.

Важнейшей является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Президенту РФ принадлежит роль арбитра: если органы власти не находят согласованных решений или находятся в состоянии конфликта, глава государства вправе использовать согласительные процедуры, другие меры по разрешению споров. Имеется несколько сфер реализации этой функции: она предполагает эффективное взаимодействие органов государственной власти федерального уровня, между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента РФ функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, которая формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Конституционной формой выражения основных направлений внутренней и внешней политики являются Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Вместе с тем определение основных направлений политики государства осуществляется Президентом РФ в форме не только посланий, но и проектов законов, представляемых парламенту, предложений о целесообразности принятия тех или иных законов в указах главы государства.

Основные направления политики государства находят выражение и во взаимоотношениях Президента РФ с парламентом, Правительством РФ, органами судебной власти, иными государственными органами, негосударственными организациями, институтами гражданского общества.

Как глава государства Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ представляет федеральную власть во взаимоотношениях с субъектами Федерации.

Представительская роль Президента РФ проявляется и во взаимоотношениях с различными структурами гражданского общества.

В международных отношениях Президент РФ представляет Российскую Федерацию как субъект международного права. Президент РФ ведет переговоры с главами других государств и правительств, вправе подписывать от имени России международные договоры, назначать послов в другие государства.

Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Тем самым Конституция РФ обеспечивает высокую степень защиты главы государства, который получает высшие полномочия непосредственно от народа на основе свободных выборов. Неприкосновенность обеспечивает свободное осуществление Президентом РФ возложенных на него функций. Конституция РФ предусматривает непрерывность функционирования института главы государства.

Официальной резиденцией Президента РФ является Московский Кремль. На здании официального пребывания Президента РФ размещается Государственный флаг РФ - официальный символ Российской Федерации. Символы президентской власти в Российской Федерации - также штандарт (флаг) Президента РФ и Знак Президента РФ.

Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту РФ во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги. Президент РФ приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции РФ.

 

Тема «Федеральное Собрание Российской Федерации»

Конституционно-правовое регулирование статуса Федерального Собрания и его палат. Регламенты палат.

Представительный характер Федерального Собрания РФ заключается в том, что парламентаризм является одной из основных форм осуществления народовластия через органы государственной власти. Государственная Дума, состоящая из 450 депутатов и избираемая на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, выражает интересы всех граждан вне зависимости от места их проживания на территории страны. Совет Федерации, в который входят два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти, призван выражать федеративный характер Российского государства, специфику региональных интересов.

Законодательная функция Федерального Собрания РФ выражается в том, что принятие федеральных законов является исключительным правом российского парламента.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации и Государственная Дума не являются соответственно верхней и нижней палатами парламента, так как это не установлено Конституцией РФ. Порядок выборов Государственной Думы и формирования Совета Федерации устанавливается федеральными законами.

Палаты Федерального Собрания заседают раздельно и самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться на совместные заседания для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (ст. 100 Конституции РФ).

Можно выделить три группы полномочий палат Федерального Собрания: во-первых, полномочия, относящиеся к исключительному ведению каждой из палат (ст. ст. 102 и 103 Конституции РФ); во-вторых, полномочия по организации и внутреннему распорядку их деятельности (ст. 101 Конституции РФ); наконец, полномочия по принятию федеральных законов (ст. 105 Конституции РФ).

Правовой статус и полномочия парламентария определяются Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Срок полномочий члена Совета Федерации начинается со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ. Депутат Государственной Думы начинает исполнение своих полномочий со дня избрания или перехода к нему освободившегося мандата. При этом полномочия парламентария могут быть прекращены досрочно в случае письменного заявления о сложении полномочий, смерти, вступления в силу обвинительного приговора суда и по ряду других оснований.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации работают на постоянной основе. Статус накладывает на парламентария ряд ограничений. Так, он не может быть депутатом законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, замещать должность государственной или муниципальной службы, осуществлять предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом. Лишение парламентария неприкосновенности возможно по решению соответствующей палаты Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ.

В рамках исполнения полномочий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы с правом решающего голоса принимают участие в заседании соответствующей палаты, образуемых ими комитетах и комиссиях, совместных заседаниях палат, парламентских слушаниях, согласительных и специальных комиссиях, парламентских комиссиях для проведения парламентских расследований в порядке, установленном Федеральным законом "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации". Депутат Государственной Думы, кроме того, может являться членом фракции. Он обязан работать с избирателями: проводить встречи, вести прием, рассматривать обращения, информировать избирателей о своей деятельности через средства массовой информации. Важной формой парламентской деятельности являются право законодательной инициативы, а также парламентские запросы, оформляемые постановлением палаты, или индивидуальные запросы парламентариев. Ответ на запрос должен быть дан в установленные законом сроки и подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

В качестве других гарантий депутатской деятельности следует назвать право приглашения на пленарные заседания палаты Председателя Правительства РФ и других должностных лиц, право первоочередного приема должностными лицами, гарантии получения информации.

 

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

Конституционный статус Федерального Собрания РФ закреплен в главе 5 Конституции РФ. Рассматривать конституционный статус российского парламента можно лишь в тесной связи с принципиальными положениями Конституции РФ (ст. 10, 11). Теперь из сферы ведения российского парламента исключены распорядительные и исполнительные полномочия, характерные для Верховного Совета России. Федеральное Собрание России не является вышестоящим органом для представительных органов в России, и его правовой статус также закрепляется как в действующем законодательстве, так и в регламентах его палат.

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания определяет совокупность юридических норм (институтов), содержащихся в Конституции РФ, регламентах палат парламента, других законодательных актах, характеризующих его место и роль в системе органов государственной власти.

В статье 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В той же статье Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы конституционного строя.

Согласно ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.092 с.)