Возникновение и развитие института президентства в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие института президентства в России.



Президент – принципиально новый для России государственный институт, который внес значительные изменения в существовавшую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990–1991 гг. был закреплен пост Президента еще существовавшего тогда Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. Тогда же, в 1991 г., был учрежден пост Президента России Федерации, входившей в то время в это союзное государство. Таким образом, была реализована воля российского народа, проголосовавшего за это 17 марта 1991 г. на первом всероссийском референдуме. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Закрепление такого существенного новшества в организации государства мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

При создании института президентства в России использовался опыт зарубежных стран. Этот институт распространен в мире и имеет заметные особенности в разных странах. В одних государствах их называют президентскими республиками – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти.

При организации президентской власти в Российской Федерации использован опыт разных государств, но, естественно, в РФ она имеет свои особенности.

Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента РФ по Конституции России 1993 г. значительно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент РФ рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РФ у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранялись положения о полновластии представительного высшего органа, его всеобъемлющей компетенции. Оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

Принятие Конституции РФ 1993 г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, включающая преобладающие черты президентской республики и элементы смешанной формы правления; моменты, свойственные советской форме государственности, были устранены. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения власти. Внесены большие изменения, новшества в правовой статус Президента РФ, он усилен.

 

Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государственной власти. Президент Российской Федерации – глава государства; его конституционная роль в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Под правовым статусом Президента РФ следует понимать правовое положение данного органа в системе государственной власти, которое характеризуется объемом компетенций и выполняемых функций.

Основополагающее значение для понимания правового статуса Президента РФ имеет ст. 80 Конституции РФ. Данная статья определяет, что Президент РФ является главой государства. Он занимает особое положение в системе государственной власти и не входит ни в одну из ее ветвей. Конституция РФ закрепляет за Президентом РФ как главой государства важнейшие функции, касающиеся основ функционирования государства и общества.

Одной из основных функций Президента РФ является функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент РФ призван обеспечивать бесперебойное функционирование правозащитного механизма в целях реализации прав и свобод человека и гражданина.

Для обеспечения этой функции глава государства принимает меры к тому, чтобы все органы государства четко выполняли свои конституционные обязанности.

Президент РФ вправе потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта РФ привести свои действия и акты в соответствие с Конституцией РФ.

Глава государства, в силу ст. 80 Конституции РФ, осуществляет высший контроль за тем, каким образом государственные органы осуществляют важнейшую функцию - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Надежный правозащитный механизм предполагает постоянную заботу Президента РФ как главы государства об эффективности судебной системы.

Другой важной функцией Президента РФ является принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Президент РФ не может допустить территориальный распад государства, вмешательство во внутренние дела, развитие сепаратизма. Для обеспечения указанной функции Президент РФ наделяется особыми полномочиями. В частности, в установленных законом случаях он вправе вводить военное или чрезвычайное положение на территории страны или в отдельных ее местностях. В целях сохранения государственного единства, территориальной целостности Президент РФ утверждает Концепцию национальной безопасности, военную доктрину, принимает другие меры, связанные с выполнением конституционных требований об обеспечении целостности Российской Федерации.

Важнейшей является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Президенту РФ принадлежит роль арбитра: если органы власти не находят согласованных решений или находятся в состоянии конфликта, глава государства вправе использовать согласительные процедуры, другие меры по разрешению споров. Имеется несколько сфер реализации этой функции: она предполагает эффективное взаимодействие органов государственной власти федерального уровня, между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента РФ функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, которая формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Конституционной формой выражения основных направлений внутренней и внешней политики являются Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Вместе с тем определение основных направлений политики государства осуществляется Президентом РФ в форме не только посланий, но и проектов законов, представляемых парламенту, предложений о целесообразности принятия тех или иных законов в указах главы государства.

Основные направления политики государства находят выражение и во взаимоотношениях Президента РФ с парламентом, Правительством РФ, органами судебной власти, иными государственными органами, негосударственными организациями, институтами гражданского общества.

Как глава государства Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ представляет федеральную власть во взаимоотношениях с субъектами Федерации.

Представительская роль Президента РФ проявляется и во взаимоотношениях с различными структурами гражданского общества.

В международных отношениях Президент РФ представляет Российскую Федерацию как субъект международного права. Президент РФ ведет переговоры с главами других государств и правительств, вправе подписывать от имени России международные договоры, назначать послов в другие государства.

Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ). Тем самым Конституция РФ обеспечивает высокую степень защиты главы государства, который получает высшие полномочия непосредственно от народа на основе свободных выборов. Неприкосновенность обеспечивает свободное осуществление Президентом РФ возложенных на него функций. Конституция РФ предусматривает непрерывность функционирования института главы государства.

Официальной резиденцией Президента РФ является Московский Кремль. На здании официального пребывания Президента РФ размещается Государственный флаг РФ - официальный символ Российской Федерации. Символы президентской власти в Российской Федерации - также штандарт (флаг) Президента РФ и Знак Президента РФ.

Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту РФ во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги. Президент РФ приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.008 с.)