Отдел методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдел методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области



Отдел методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Методико-информационный сборник

Тула, 2020

Составление и компьютерный набор текста:

Бобкова Т.В. – методист по детскому направлению отдела методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области ГУК ТО «РБИК»

 

Ответственный за выпуск:

Сидорова Л.В. – заведующий отдела методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области ГУК ТО «РБИК»

 

Современные формы мероприятий для детей и подростков: методико-информационный сборник / ГУК ТО «РБИК», отдел методического обеспечения и проектного развития библиотек Тульской области. – Тула, 2021. – 46 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

БАТТЛ ЛИТЕРАТУРНЫЙ.. 5

БИБЛИОКАФЕ.. 7

БИБЛИОПЛЕНЭР. 10

БУК-СЛЭМ (BOOK SLAM) 12

ЖУРФИКС БИБЛИОТЕЧНЫЙ.. 17

КАРАОКЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ.. 20

КВЕСТ.. 23

КВИЗ. 25

ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЕ.. 27

ПЕЧА-КУЧА ЛИТЕРАТУРНАЯ.. 30

СТОРИСЕК.. 33

СТОРИТЕЛЛИНГ. 36

ФЛЕШБУК.. 39

ФОТОКРОСС.. 43

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Все чаще библиотеки позиционируют себя как творческие учреждения культуры, которые привлекают читателей нетрадиционными формами информационных и культурно-досуговых библиотечных мероприятий. Практика показывает, что сегодня библиотеки стали активно перенимать опыт учреждений других сфер деятельности, где положительно зарекомендовали себя те или иные форматы мероприятий. Чаще всего это развлекательно-досуговая сфера, искусство и спорт, бизнес.

Такие мероприятия без преувеличения можно называть креативными, инновационными в библиотечной сфере, поскольку при подготовке специалистами учитывается не только их информационная значимость, в основе которых лежит книга, но и интересы пользователей с потребностью в наличии интерактивных форм. Понятие интерактивности в переводе с английского языка трактуется как взаимодействие. Взаимодействие в процессе мероприятия делает его запоминающимся для участников и подразумевает совместную деятельность, обмен знаниями и идеями в формате диалога, что в свою очередь делает мероприятие ярким, эмоциональным и стимулирует навыки творческой деятельности.

Эта тенденция актуальна прежде всего при подготовке мероприятий для детей и подростков. Эффективность мероприятий для данной аудитории зависит от выбранной формы, наличия живого общения с читателем, степени вовлечения его в различные виды деятельности через дискуссии, игры, конкурсы, использования визуализации.

Методико-информационный сборник «Современные формы мероприятий для детей и подростков» подготовлен для специалистов библиотек всех типов и видов с целью информирования о современных и наиболее популярных формах проведения мероприятий среди детей и подростков. Материал подготовлен на основе работ участников конкурса профессионального мастерства «БиблиоКреатив: современные формы работы с детьми и подростками», который проводился Отделом методического и проектного развития библиотек Тульской области ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс» в 2020 году среди специалистов библиотек Тульской области, обслуживающих детей и подростков.

Сборник содержит описания 14 форм мероприятий, снабженные списком актуальных ресурсов сети Интернет, с ссылками на них. Описание формы включает: характеристику формы мероприятия, традиционное использование формата в других сферах, степень актуальности для групп пользователей, основные этапы подготовки мероприятия, временные характеристики и т.д. Кроме того, в сборнике представлены паспорт мероприятия со ссылкой на готовый сценарий в сообществе конкурса БиблиоКреатив (https://vk.com/bibliokreatyvtula).

Сборник планируется ежегодно обновлять и дополнять новыми формами мероприятий.

БАТТЛ ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Слово «battle» английского происхождения, в переводе означает «бой, битва». В общем «баттл» толкуется как состязание в мастерстве исполнения. В орфографическом словаре русского языка этого слова нет, но портал «Грамота.ру» говорит следующее: поскольку словарной фиксации нет, допускается писать «баттл» с двумя т по аналогии со словом «шаттл», которое уже внесено в словари.

Такая форма соревнования пришла с улиц «черных» кварталов, где в словесном поединке состязались два рэпера, сохраняя заданные рифму и ритм (рэп-баттлы).

В настоящее время форма «баттла» очень популярна в молодежной среде. Формат легко адаптируется для применения другими возрастными группами (детьми, старшим поколением), а также может быть модифицирован в зависимости от отраслевой принадлежности. Например, существуют научные, танцевальные, театральные, кулинарные, литературные, поэтические баттлы и др.

В библиотеках проводятся литературные или поэтические баттлы, хотя не исключено использование других видов состязаний.

Мероприятие требует большой подготовки со стороны выступающих. Формат проведения не должен быть строгим, он предусматривает активное участие аудитории, поддержку участников, громкие возгласы, аплодисменты, сопровождение музыкой. Это — творческий ринг для самых ярких и самых смелых. Участники поединков могут быть различны: жители, соревнующиеся в прочтении литературных произведений, молодые поэты, юные чтецы, участники литературных объединений, оппонирующие друг другу, родители и дети со своими предпочтениями в литературе и др. Обычно баттлы проходят в виде поединков двух команд. Победитель определяется аплодисментами публики. Чем больше людей принимают участие в баттле, тем зрелищнее выглядит это мероприятие.

Подобное мероприятие будет позиционировать библиотеку как открытую площадку для выражения своих литературных пристрастий, особенно в молодёжной среде.

 

Источники

1. Баттл: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Викисловарь: свободная энциклопедия. — URL:

https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%BB (дата обращения: 15.12.2020).

2. Вопрос № 293510: [ответ на вопрос]. — Текст: электронный // Грамота.ру: портал Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. – URL: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C (дата обращения: 15.12.2020).

3. 10 интерактивных форматов проведения мероприятий в библиотеке: [статья]. — Текст: электронный // Библиошпаргалка: [паблик в социальной сети ВКонтакте]. URL: https://vk.com/@biblio_help-10-interaktivnyh-formatov-provedeniya-meropriyatii-v-bibliot (дата обращения: 15.12.2020).

4. Морозова С.П. Литературный баттл как инновационная форма проведения массовых мероприятий / С.П. Морозова. — Текст: электронный // Современный урок: [всероссийский педагогический журнал]. – URL: https://www.1urok.ru/categories/4/articles/9636 (дата обращения: 15.12.2020).

5. Панкова Е.И. Театрализованные дискуссионные формы в деятельности студенческих научных обществ / Е.И. Панкова. — Текст: электронный // Вестник ТГУ. — 2018. — №7 (177). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannye-diskussionnye-formy-v-deyatelnosti-studencheskih-nauchnyh-obschestv (дата обращения: 18.08.2020).

 

БИБЛИОКАФЕ

Библиокафе – это игровой вариант библиотечно-информационной работы. Откуда появилась эта идея?  Достаточно вспомнить, что книга – тоже пища, только пища для ума и для души. Любители книги их просто «проглатывают», а информацию большинство читателей «переваривают». И практически у каждого есть та самая «вкусная книга», которую читаешь и получаешь истинное наслаждение, а закрываешь последнюю страницу с сожалением. Совместив все это в библиотеке – получаем библиокафе.

В день мероприятия зал библиотеки превращается в настоящее кафе, которое гармонично сочетает в себе основные элементы и того, и другого. Вместо блюд посетителям подают книги. Пространство библиотеки оригинально оформляется. Здесь можно увидеть сервированные столы, накрытые скатертью, «салфетки» с цитатами из книг. Библиотека составляет меню в соответствии с литературными вкусами своих читателей и размещает его на страницах красочных буклетов. Ассортимент блюд может быть самым разнообразным: от информационной закуски из периодической печати, выписываемой библиотекой, до кулинарных шедевров российских и зарубежных авторов, от сказочных десертов для малышей до «кофе из книжных зерен» для гурманов литературы и другие «изюминки». Посетители могут оставить «чаевые» на блюдце – свои пожелания и отзывы.

В библиокафе всегда царит непринужденная обстановка, играет музыка. Это место духовного отдыха с книгой, способствующее спокойному разговору присутствующих о чтении, с использованием интерактивных игровых элементов.

Библиокафе очень интересно можно обыграть в онлайн формате, предлагая посетителям ознакомиться с литературным меню на год, сезон, месяц, неделю и предлагая различный контент по определенным книгам, авторам, жанрам, организуя эмоциональный отклик в виде игровых элементов, комментариев и др.

Подобная нетрадиционная подача информации способствуют развитию познавательного интереса к чтению, особенно у детей и подростков, организации их досуга и общения, привлечению в библиотеку новых пользователей.

 

Источники

1. Библиокафе «Вкусная книга»: в Торханской сельской библиотеке прошел день открытых дверей в рамках «Библионочи-2018»: [статья о мероприятии]. — Текст: электронный // Шумерлинский район Чувашской Республики: официальный сайт. – URL: http://shumer.cap.ru/news/2018/04/23/bibliokafe-quotvkusnaya-knigaquot-v-torhanskoj (дата обращения: 15.12.2020).

2. Библиокафе «Читать подано!»: [статья о мероприятии]. — Текст: электронный // Библиотечная фея: [блог]. — 2017. — URL: http://biblio-feja.blogspot.com/2017/06/blog-post.html  (дата обращения: 19.08.2020).

3. Полутина Е.В. Библиокафе как инновационный метод привлечения населения в библиотеки: [статья в сборнике трудов конференции] / Е.В. Полутина, Е.А. Родина; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. — Текст: электронный // XLIV Огаревские чтения. — Саранск, 08 — 15 декабря 2015 г. — С. 149 — 152. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26380219_62253396.pdf (дата обращения: 15.12.2020).

 

БИБЛИОПЛЕНЭР

«Пленэр» - это французское слово, в переводе от en plein air означает «на открытом воздухе». Этот термин пришел к нам из живописи и подразумевает написание картин не в мастерской, а на природе, при естественном освещении.

На пленэре художник за ограниченное время должен изобразить на картине все богатство изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей среды. Рисовать можно в любой технике: красками, простым карандашом, маркерами, пастелью или любым другим материалом.

Сейчас данный термин используется не только в живописи, но и в фотографии, а также при проведении библиотечных мероприятий.

В библиотеке любой пленэр – это микс, включающий тематические выставки и выставки книжных новинок, познавательные беседы и экскурсии, мастер-классы и подвижные игры, интерактивные викторины и дискуссионные форматы, музыкальные конкурсы и конкурсы изобразительного искусства, буккроссинг и, конечно, чтение книг. Мероприятие может проводиться как на улице, так и в помещении. Но что может полезней чтения на свежем воздухе! Время проведения пленэра может быть ограничено часами или днями, т.е. проведено одно крупное мероприятие в один день или распределено на несколько, идущих подряд, а может быть это будут выходные дни одного месяца или всего лета и т.д.

Библиотека на своей или чужой территории, в парке встречает любителей книги, чтобы неформально пообщаться с читателями на интерактивных площадках, дать желающим возможность публично читать свои стихи и вспоминать строки произведений любимых авторов, организовать знакомство с библиотекой во всех её современных проявлениях для потенциальных читателей, семей с детьми. Можно организовать тематический библиопленэр, который, будет, например, «вкусным» (День мороженого, День молока), юмористическим (День рождения пирата, День сони), познавательным (День зубной щетки) и другие.

Такой формат мероприятия делает любую библиотеку видимой, слышимой и узнаваемой для всех жителей того или иного населенного пункта.

 

Источники

1. «Литературный пленэр» вместе с «Пушкинкой»: [статья сайта о мероприятии]. — Текст: электронный // БУК Омской области «Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина»: [официальный сайт]. – 2017. — URL: http://omsklib.ru/Novosti_biblioteki/fjk9rekn5u (дата обращения: 28.08.2020).

2. Окружная Т. Городская среда под открытым небом: летние библиопленэры / Т. Окружная // Библиотека. — 2018. — № 3. — С. 69 — 72.

3. Пленэр: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2536/%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8D%D1%80 (дата обращения: 16.12.2020).

 

БУК-СЛЭМ (BOOK SLAM)

 

Слово «слэм» в переводе с английского имеет много значений, например, хлопок, удар, критика и др. В настоящее время существуют разные виды слэмов:

- Slam Dance (танцы в стиле cлэм) — активные танцевальные действия публики на концертах, при которых люди толкаются и врезаются друг в друга (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/589099);

- Science Slam (научный слэм) – научные соревнования молодых учёных (https://vk.com/scienceslamrussia);

- Литературный слэм – формат творческого вечера, конкурса литературных произведений (https://vk.com/lit_slem_bel);

- Poetry Slam (поэтический слэм) – творческое соревнование поэтов с декламацией своих стихов (https://vk.com/slamkrsk);

- Book Slam (бук-слэм) – мероприятия, направленные на популяризацию книги и чтения (https://m.vk.com/public184807062).

Слэмы, связанные с книгой и чтением, больше напоминают формат стендапа (StandUp), и являются не сколько соревнованием (как баттл), а больше выступлением со своим «сочинением» на публике.

 Бук-слэмы в библиотеке все-таки чаще проводятся как соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги. Эта форма была придумана доктором филологии Стефани Джентгенс с целью исследования детской и юношеской книги. Для рекламы выбранной книги можно подготовить выступление, эссе, плакат, рисунок, презентацию, ролик, буктрейлер, в т.ч. онлайн, в сети Интернет, например, в социальных сетях.  Участники могут разделиться на команды, а могут выступать индивидуально. Каждая презентация может оцениваться жюри или публикой по определённой шкале и выбранным критериям (качество исполнения, восприятие текста, эмоциональный посыл и др.).

Успех бук-слема в подростковой и молодежной среде связан с игровым характером мероприятия, возможностью использования современных технологий для подготовки и представления работ, и, как следствие, преобладанием визуальной информации.

Подобные форматы позволяют расширить пространство библиотеки за ее стены и упростить общение с читателями, особенно с молодежью.

Источники

 

1. Агбабова Э.В. Book Slam «Раскрытые в детстве страницы»: [статья о мероприятии] / Э.В. Агбабова. — Текст: электронный // МБУК «Георгиевская централизованная библиотечная система»: [официальный сайт]. – URL: https://biblioteka-geo.ru/39-kalejdoskop-sobytij-2018/1231-book-slam-raskrytye-v-detstve-stranitsy.html (дата обращения: 19.08.2020).

2. Book Slam: [статья]. – Текст: электронный // БиблиоTime: Виртуальный кабинет научно-методического отдела «Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского». - URL: https://metodizi.blogspot.com/p/book-slam.html  (дата обращения: 20.10.2020).

3. Как проводить слэмы библиотекарю и еще раз про слэм в Троицке: [статья о мероприятии]. — Текст: электронный // Портал Марины Волковой. — 2016. — URL: http://mv74.ru/blog/archivs/kak-provodit-slemy-bibliotekaryu-i-eshhe-raz-pro-slem-v-troicke/  (дата обращения: 19.08.2020).

4. Новые формы культурно-массовой работы: [статья из блога]. — Текст: электронный // Библиотечный навигатор: Блог инновационно-методического отдела центральной городской библиотеки им. Н.А. Некрасова МУК ЦБС г. Краснодара. — URL: http://libkrasnodar.blogspot.com/2019/04/blog-post.html  (дата обращения: 18.08.2020).

5. Слэм: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/589099 (дата обращения: 16.12.2020).

6. Современные формы продвижения чтения в библиотеке: [статья]. — Текст: электронный // Справочник руководителя учреждения культуры: [сайт журнала]. — 18 мая 2018. — URL: https://www.cultmanager.ru/article/8039-18-m05-18-sovremennye-formy-prodvizhenie-chteniya-v-biblioteke (дата обращения: 19.08.2020).

 

ЖУРФИКС БИБЛИОТЕЧНЫЙ

«Журфикс» в русском языке – устаревшее слово, происходит от французских слов «jour» - день и «fixe» - назначенный, постоянный, что дословно можно перевести как приемный день или вечер, повторяющийся в определенные сроки, назначенный заранее на весь сезон.

Слово «журфикс» появилось в разговорном лексиконе на рубеже 18-19 вв., а в качестве термина впервые встречается у Н.И. Греча применительно к его «четвергам», где бывали К. Брюллов, Н. Кукольник, П. Плетнёв, А. Пушкин, гастролировавшие в Санкт-Петербурге артисты. Приём, на который гости приезжали без приглашения, подразумевал беседы за чаем, танцы, игры. Многие писатели и поэты в своё время устраивали у себя журфиксы, на которые собирались их коллеги, литераторы, любители литературы, иная образованная публика.

На сегодняшний день журфиксы назначают с целью регулярных встреч группы единомышленников или деловых встреч, совещаний для обсуждения какого-либо проекта.

Библиотечный журфикс может включать встречи с интересными людьми (http://krasnokamskij.permarea.ru/Novosti/Novosti/2018/04/09/153076/), представителями разных профессий

(http://kultvshale.ru/novosti/biblioteki/shalinskaya-detskaya-biblioteka/979-v-ramkakh-novogo-proekta-bibliotechnyj-zhurfiks-rebyata-uznali-o-rabote-pozharnykh), а может быть посвящён памятным датам, юбилеям поэта или писателя (https://news.novgorod.ru/news/zhurfiks-v-oblastnoy-biblioteke--145782.html), направлению в живописи или в любом другом виде искусства. Кроме того, это могут быть информационные или тематические мероприятия по разным направлениям деятельности, сфер жизни человека, например, по праву, здоровому образу жизни, экологии, информационной безопасности и т.д. (https://tambovodb.ru/joomla/index.php/news-mainpage/3138-my-izbirateli-xxi-veka).   

Журфиксы проводятся в определенный день и час с характерной для него периодичностью (по выходным, например, в субботу, или один раз в месяц, к примеру, в последнее воскресенье и т.д.). Но при этом каждый журфикс может иметь свою тематику, которая продумывается заранее. С связи современными тенденциями есть возможность проводить журфиксы, используя онлайн платформы, например, Zoom.

Учитывая свободное посещение журфиксов всеми желающими, необходимо организовать эффективную рекламную кампанию с объявлениями в библиотеке, анонсами на сайте, в социальных сетях, в СМИ, когда это необходимо, чтобы мероприятие имело широкий резонанс.

Журфиксы позволяют организовать в библиотеке свободное пространство для общения людей любых интересов и профессий, а для детей и подростков – это способ узнать что-то новое и познакомиться с известными людьми своего города, региона, и даже страны.

 

Источники

 

1. Журфикс: [краткая статья с толкованием]. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике: [сайт]. — URL:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/801082 (дата обращения: 16.12.2020).

2. Лоневская Л. Новые термины и некоторые формы работы: [статья] / Л. Лоневская. — Текст: электронный // Просто библиоблог. - URL: https://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2017/09/blog-post.html (дата обращения: 14.10.2020).

3. Что значит журфикс?: [статья]. — Текст: электронный // Что означает: [сайт]. - URL: http://chtooznachaet.ru/zhurfiks.html (дата обращения: 20.10.2020).

 

КАРАОКЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ

 

«Караоке» – это сложное слово, образованное слиянием японского «кара», что означает «пустота», и английского «orchestra» — «оркестр». В итоге на японском языке это произносится как «ōkesutora», что дословно означает «пустой оркестр».

В словарях слово «караоке» толкуется как развлечение, заключающееся в непрофессиональном пении при помощи специального электронного устройства, позволяющего петь под заранее записанную музыку (фонограмму).

В библиотеках в последнее время достаточно часто можно встретить мероприятия такой формы. Чаще всего они носят литературный характер, когда участники декламируют произведения (чаще – стихи) известных авторов под музыкальное сопровождение.

Литературное караоке – это своеобразное соревнование чтецов определенного возраста и подготовки. При организации мероприятия можно предусмотреть два варианта: первый, когда участники даже не представляют, какие литературные и музыкальные произведения будут использованы, а второй – чтецы заранее готовят произведения и музыку для своего исполнения.

Темой для караоке могут стать любые произведения, соответствующие возрастной группе, а также литературным и музыкальным пристрастиям участников. Проводить караоке можно как самостоятельное мероприятие и как часть литературно-музыкального вечера. Участники могут выступать индивидуально или командами.

Как проходит мероприятие? Все происходит по аналогии с настоящим караоке: там поют песни под музыкальное сопровождение, читая текст на экране, а в литературном караоке звучит музыка и либо на её фоне читают произведения на экране, или, поймав ритм, исполняют стихи под музыкальное сопровождение.

Музыкальное сопровождение – это очень важная составляющая литературного караоке. В зависимости от задумки организатора, она должна подбираться в зависимости от эмоционального настроения для фона, либо учитывать ритм, размер произведения для исполнения. Для проведения мероприятия можно использовать специальную аппаратуру для караоке, либо технику, способную обеспечить хорошее звучание.

Кроме того, необходимо подготовить слайды с произведениями, если организатор подбирает их сам, ведь караоке предполагает, что зрители могут поддерживать участника, помогая ему читать. При предварительной подготовке участники могут заготовить слайды на свои произведения самостоятельно или при помощи организатора. Строчки размещаются на слайды, на них накладывается индивидуально подобранная музыка. Слайды перелистываются вручную или автоматически, для этого настраивается оптимальное время на автоматическую смену слайдов.

Литературные караоке хорошо воспринимается детьми и молодежью, потому что караоке – это с одной стороны, возможность самопрезентации участников при предварительной подготовке, а с другой стороны – музыкальный эксперимент, позволяющий также проявить себя.

Источники

 

1. Иванова И. Литературное караоке: выразительное чтение и его новые возможности / И. Иванова. – Текст: электронный // Сайт Национальной библиотеки Чувашской республики. – URL: http://www.nbchr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11002:literaturnoe-karaoke-vyrazitelnoe-chtenie-i-ego-novye-vozmozhnosti&catid=28&Itemid=479 (дата обращения: 06.08.20).

2. Караоке: [краткая статья]. — Текст: электронный // КАРТАСЛОВ.РУ — Карта слов и выражений русского языка. – URL: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BE%D0%BA%D0%B5 (дата обращения: 18.12.2020).

3. Милованова Л.А. Формы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников / Л.А. Милованова. – Текст: электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. - №2 (38). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-effektivnogo-formirovaniya-chitatelskogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 19.08.2020).

4. Процей Е. Литературное караоке «Я талантлив» / Е. Процей. – Текст: электронный // Сайт Централизованной библиотечной системы г. Ноябрьска. - URL: https://ncbs.ru/literaturnoe-karaoke-ya-talantliv/ (дата обращения 06.08.20).

 

КВЕСТ

«Квест» (quest) в переводе с английского языка означает «поиск, предмет поисков, поиск приключений». Суть квеста состоит в преодолении многочисленных трудностей для достижения определенной цели.   

Квесты сейчас очень популярны в подростковой и молодёжной среде. Это прекрасный способ разнообразить семейный досуг, провести день рождения. Кроме того, квесты используются в качестве интерактивной обучающей технологии, поэтому их применение широко распространено в школах, музеях и, конечно, в библиотеках. Библиотечные квесты по сути являются информационными и обязательно должны содержать элемент работы участников с отдельной книгой, книжными выставками и фондом.

Что представляет собой квест? Квест – это чаще всего командная игра, где участники выполняют промежуточные задания (ищут различные предметы, разгадывают кроссворды, шифры, головоломки и т.д.), переходя к новому через самостоятельно найденную подсказку, что должно привести к ответу на главный вопрос.

По сценарию квесты бывают последовательные (когда одна разгадка тянет за собой другую) и нелинейные (необходимо разгадать множество не всегда связанных между собой головоломок). Наибольший интерес у участников, но и сложность в разработке имеют непредопределённые квесты, сюжет которых может меняться в зависимости от решений, принимаемых игроками.

Квест могут быть реальными и виртуальными. Реальные предполагают живое участие игроков и проходят, например, внутри закрытого помещения, на территории учреждения, в городе. Виртуальные проводятся с помощью современных онлайн технологий. Время прохождения маршрута может быть ограничено 60–90 минутами, но есть и более продолжительные варианты.

Виды и типы заданий зависят от темы и разновидности квеста, например:

- эскейп-рум – это квест, в котором необходимо выбраться из запертой комнаты за строго отведенное время, разгадав ее тайну или найти в ней некий предмет;

- перформанс – квест, похожий на предыдущий, но в нем участвуют актеры, которые либо помогают игрокам, либо усложняют им задачу;

- ролевой квест выстраивается на взаимодействии персонажей, поскольку каждый игрок получает роль и перевоплощается в своего героя;

- морфеус – квест, основанный на работе воображения (участникам завязывают глаза).

Тщательно продуманный и организованный квест может стать ярким библиотечным мероприятием, которое будет снова и снова привлекать подростков и молодежь в стены библиотеки.

 

Источники

 

1. Егоренко О.А. Квест как элемент культурного досуга / О.А. Егоренко, Е.Г. Веденеева. – Текст: электронный // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2017. — №2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvest-kak-element-kulturnogo-dosuga (дата обращения: 18.08.2020).

2. Пахорукова А.И. Библиотечно-информационные квесты: особенности и специфика / А.И. Пахорукова, Е.А. Потанина. – Текст: электронный // Вестник ЧГАКИ. — 2018. — №1 (53). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotechno-informatsionnye-kvesty-osobennosti-i-spetsifika (дата обращения: 18.08.2020).

3. Что такое квест: [краткая статья] / – Текст: электронный // KtoNaNovenkogo.ru: [сайт]. – URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kvest-chto-ehto-takoe.html (дата обращения: 22.09.2020).

Паспорт мероприятия

 

1. Форма и название мероприятия. Литературный квест «Сказки с нами повсюду».

2. Автор. Игнатова Инна Александровна, заведующий Алексинским Детским отделом.

3. Организатор. Детский отдел Центральной городской библиотеки МБУК «Алексинская централизованная библиотечная система» им. князя Г.Е. Львова. г. Алексин.

4. Место и время проведения. Детский отдел Центральной городской библиотеки МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова. Представлена разработка.

5. Аудитория. Учащиеся 4-х классов.

6. Основная идея мероприятия, его цель и задачи, актуальность. Квест направлен на то, чтобы дети смогли показать свои знания в командной игре, а также знали, что в библиотеке играть можно и нужно.

Цель: создание условий для развития читательского и познавательного интереса к сказкам посредством литературной квест-игры; повышение духовной культуры детей посредством сказок.

Задачи:

- расширить знания детей о сказках;

- закрепить знания о прочитанных произведениях;

- сформировать умения работать в команде.

Актуальность квеста в том, чтобы посредством игры вернуть детям желание к чтению.

7. Материально-техническое и ресурсное оснащение мероприятия: маршрутные листы, сундучок, пазлы, клей-карандаш.

8. Партнеры. Отсутствуют.

9. Краткий сценарный план.

- вступительное слово ведущего, организационный момент;

- станция «Ох, уж эти сказочки!»;

- станция «Сундук сказок»;

- станция «Герой из сказки»;

- станция «Волшебные предметы»;

- станция «Пазлы»;

- заключительное слово ведущего, поздравление участников.

10. Результаты мероприятия. Мероприятие в связи эпидемиологической ситуацией не проведено.

11. Ссылка на материалы мероприятия: https://vk.com/@bibliokreatyvtula-konkursnaya-rabota-detskogo-otdela-centralnoi-gorodskoi-bibl.

КВИЗ

Слово «квиз» (quiz) дословно переводится с английского языка как «викторина», «тест», «экзамен».

Это преимущественно командное интеллектуальное соревнование, в котором участники за ограниченный промежуток времени отвечают на вопросы из самых разных сфер знаний. Отличительной чертой квиза от привычной нам викторины является динамичность игры и преобладание вопросов на логику.

Квиз может быть замечательным способом проведения досуга в кругу друзей и близких. Кроме того, сейчас такие игры активно используют в образовательном процессе и в информационных целях, поэтому все чаще квиз становится популярным библиотечным мероприятием, которое в отличие от развлекательных викторин, предлагаемых различными организациями, проводится абсолютно бесплатно.

При организации квиза необходимо сначала определиться с видом соревнования (индивидуальное или командное), выбрать тематику. Темы для квиза подбираются в соответствии с возрастом, интересами или увлечениями участников. Вопросы викторины необходимо тщательно отбирать, чтобы они не были слишком простые или слишком сложные. По форме представления они могут быть текстовые, с картинками, аудиовизуальные. Далее необходимо подготовить интерактивную викторину с таймером и звуковым сопровождением, бланки для регистрации команд и ответов на вопросы, заранее настроить мультимедийное оборудование для демонстрации. Обычно игра длится час-полтора и не предусматривает использование участниками гаджетов для поиска ответов.

После завершения квиза подводятся итоги, подсчитываются баллы за верные ответы, проводится награждение. Если организатор предполагает проведение серии игр, то необходимо составлять рейтинг команд и участников.

С развитием сети Интернет активно развиваются онлайн квизы, которые охотно поддерживаются любой возрастной аудиторией. Ценность онлайн викторин в том, что соревнование можно устраивать с отдельными участниками и командами, находящимися в разных аудиториях, учреждениях, уголках города, страны, мира. Чтобы подготовить онлайн квиз, необходимо воспользоваться современными сервисами для их подготовки и проведения, например, myQuiz.ru.

Данный формат, безусловно, привлечет в библиотек молодежь и семьи с детьми.  

 

Источники

1. 18 крутых квизов с ответами и вопросами для взрослых и детей: дизайны и шаблоны: [статья]. – Текст: электронный // Canva: [сервис для работы с графическим дизайном]. — URL: https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/viktoriny/ (дата обращения: 21.10.2020).

2. Детские квизы: что это такое и зачем нужно. – Текст: электронный // Онлайн-школа Фоксфорд. — URL: https://www.facebook.com/foxford.ru/posts/2530469810401994 (дата обращения: 21.10.2020).

3. Молочко А.В. Опыт адаптации мэйнстримовых мероприятий в организации внеаудиторной деятельности студентов: на примере создания, подготовки и реализации интеллектуально-развлекательной игры «геоквиз» / А.В. Молочко – Текст: электронный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. — 2019. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-adaptatsii-meynstrimovyh-meropriyatiy-v-organizatsii-vneauditornoy-deyatelnosti-studentov-na-primere-sozdaniya-podgotovki-i (дата обращения: 18.08.2020).

4. Новые формы культурно-массовой работы: [статья из блога]. — Текст: электронный // Библиотечный навигатор: Блог инновационно-методического отдела центральной городской библиотеки им. Н. А. Некрасова МУК ЦБС г. Краснодара. — URL: http://libkrasnodar.blogspot.com/2019/04/blog-post.html (дата обращения: 18.08.2020).

5. Что такое квиз? Вопросы для квиза: [краткая статья]. – Текст: электронный // Пандарина: [сервис онлайн квизов]. — URL: https://pandarina.com/text/what_is_quiz (дата обращения: 21.10.2020).

 

Паспорт проведения квиза

1. Форма и название мероприятия. Квиз «Эрудит».

2. Автор. Клешина Раиса Николаевна, библиотекарь Черепетского сельского филиала.

3. Организатор. Черепетский сельский филиал МКУК «Суворовская межпоселенческая Централизованная библиотечная система».

4. Место и время проведения. Черепетский сельский филиал МКУК «Суворовская межпоселенческая Централизованная библиотечная система». Мероприятие не проводилось.

5. Аудитория. 12+.

6. Основная идея мероприятия, его цель и задачи, актуальность.

Квиз направлен на то, чтобы дети смогли показать свои знания в командной игре, а также знали, что в библиотеке можно интересно и с пользой провести досуг.

Цель: развитие интереса обучающихся к интеллектуальным видам досуга, развитие творческого мышления и интеллекта.

Задачи:

— формировать навык работать в команде,

— выявление и развитие творческого потенциала,

— организация досуга.

7. Материально-техническое и ресурсное оснащение мероприятия: компьютер, проектор, экран, колонки; презентация (форматы файлов, поддерживаемые в PowerPoint), бланки для ответов, оценочные бланки для жюри.

8. Партнеры: отсутствуют.

9. Краткий сценарный план: в ступительное слово ведущего, организационный момент, проведение игры, подведение итогов.

10. Результаты мероприятия. Представлена разработка.

11. Ссылка на материалы: https://vk.com/@bibliokreatyvtula-konkursnaya-rabota-cherepetskogo-selskogo-filiala-suvorovsko

ОНЛАЙН-МЕРОПРИЯТИЕ

 

Оксфордский словарь определяет «онлайн» (иногда упоминается дословный перевод с английского языка «to be on line» - «на линии»), как «управляемый или подключён к компьютеру» или как «деятельность», «служба», которая доступна исключительно через Интернет.

Библиотеки в настоящее время активно оказывают библиотечно-информационные услуги своим пользователям дистанционно, проводят онлайн мероприятия на своих сайтах и страницах социальных сетей, других открытых интернет-ресурсах (медиа).

Что такое онлайн мероприятие по сути? Это мероприятие, доступное в сети Интернет и размещенное на каком-либо ресурсе. Существуют два типа подобных мероприятий: трансляция и видеозапись. Трансляция осуществляется строго в определенную дату и время, предполагает обратную связь с пользователями (ответ на вопрос, прямое подключение, общение). Трансляцию можно сохранить для дальнейшего просмотра в режиме видеозаписи. Видеозапись можно разместить на любом ресурсе библиотеки для открытого доступа пользователя в режиме 24/7. В этом случае просмотр будет осуществляться пассивно, без возможности обратной связи.

В зависимости от возраста целевой аудитории, ее интересов и предпочтений необходимо выбрать не только тип мероприятия, но и форму: встреча с писателем или другим интересным человеком, сетевая акция, викторина и квиз, игра, виртуальная экскурсия или выставка, громкое чтение, мастер-класс, видеообзор и т.д.

Как представить мероприятие в онлайн формате, чтобы пользователю не было скучно, однообразно и хотелось просмотреть его или участвовать в нем до самого конца? Необходимо учесть много особенностей онлайн: создание качественной трансляции или видеозаписи, интересный контент, соответствие запросам аудитории, хештег при размещении в социальных сетях и др. Формируя контент (текст, фото, видео, аудио) необходимо обратить внимание на их качество, отсутс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.152 с.)