Виды здоровьесберегающих технологий для учащихся начальной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды здоровьесберегающих технологий для учащихся начальной школы



Аннотация

      Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой  учитель начальных классов или учитель-предметник во время организации учебного процесса.

 

Содержание:

1. Валеологические задачи ………………………………………………..    3

2. Задачи в стихах на тему «Ты и твоё здоровье»…………………………  6            

3. Релаксация………………………………………………………………… 8

4. Физкультурная минутка……………………………………………….. 12

5. Пальчиковая гимнастика……………………………………………….. 15

6. Гимнастика для глаз…………………………………………………… 17

7. Методика по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в начальной школе по методу В.Ф.Базарного…………..18

8. Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко……………………………20

9. Гимнастика до уроков……………………………………………………22

10. Смена видов деятельности……………………………………………….24

11.  Артикуляционная гимнастика…………………………………………..24

12.  Посиди и походи…………………………………………………………29

13. Упражнения для профилактики плоскостопия…………………………29

14. Дыхательная гимнастика…………………………………………………30

15.  Упражнения для формирования правильной осанки…………………..32

16. Подвижные игры на динамических переменах…………………………34

17. Технологии эстетической направленности……………………………  37

18. Оформление кабинета…………………………………………………… 37

19. Позы учащихся……………………………………………………………38

20. Технологии, создающие положительный психологический климат….38

21. Эмоциональные разрядки………………………………………………  39

22. Точечный массаж………………………………………………………... 40

23. Беседы о здоровье……………………………………………………….. 41

24. Стиль общения……………………………………………………………53

25. Работа с родителями…………………………………………………….. 53

26. Праздник…………………………………………………………………..66

27. Конспект урока ………………………………………………………….. 74

Литература……………………………………………………………………79

Упражнение на релаксацию

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело (2 раза)

Будто мы лежим на травке…

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас.

Дышится легко… ровно… глубоко.

Губы чуть приоткрываются

Всё чудесно расслабляется

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

 

Волшебный сон.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышиться легко…ровно…глубоко…

Отдыхают…засыпают…

Шея не напряжена

И рассла-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышиться легко…ровно…глубоко…

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем…

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись. Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать.

(Выполнять движения по тексту.)

 

Упражнение «Лимон»

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой.

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрести уверенность и бодрость.

 

Упражнение «Солнечный зайчик»

«Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня»

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу:

зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке - нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, одну руку, вторую. Погладь его и подружись с ним. Ты отдохнул»

 

Отдых наш – физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.

(Ходьба на месте).

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

(Поднять руки вверх и покачать вправо-влево,

Опустить вниз.)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

(Сделать круг руками, встряхнуть кистями.)

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,

(Развести руки плавно в стороны и

Плавно опустить вниз.)

Как они сядут, мы тоже покажем,

(Сесть за парту.)

Крылышки сложим назад.

(Руки за спину, свести лопатки.)

 

Загадаю вам загадку

Загадаю вам загадку,

Становитесь на зарядку.

(Ходьба на месте.)

Раз – листочки поднимаем.

(Поднять руки через стороны вверх.)

Два – листочки загибаем.

(Согнуть руки в локтях, сделав полукруг.)

Три – ещё разок свернули,

(Обхватить руками плечи.)

На четыре – развернули.

(руки в стороны)

Буква спряталась внутри.

(Приседания.)

Кто догадлив?

(Прыжки на месте.)

Назови!

(Сесть на место.)

 

«Путешествие в лес»

Только в лес мы вошли (маршируют)

Появились комары.

 (лёгкое похлопывание по телу)

Дальше по лесу шагаем (маршируют)

И медведя мы встречаем.

 (раскачивают из стороны в сторону)

Снова дальше мы идём (маршируют)

Перед нами водоём (руки в стороны)

Прыгать мы уже умеем

(руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)

Раз – два, раз – два! (прыжки)

Позади теперь вода! (маршируют)

 

 

 «Зарядка - 3»

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать.

Приседать и вставать(4 раза)

Прыгать и скакать (7 прыжков)

 

 

«Зайка»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.

 (имитировать движения по ходу стиха)

 

Мелкие шажки – раз, два, три (вперёд)

Лёгкие прыжки –раз –два –три (назад)

Вот и вся зарядка – раз-два-три.

Мягкая посадка – раз–два-три.

 

«Ванька-встанька»

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой будто стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мы – упругий мяч.

 

 

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

1-2-3-4-5.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

 

«Льется чистая водица»

Льется чистая водица

 Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

 И тихонечко садись.

 (Слова текста сопровождаем действиями.)

 

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп

(хлопки над головой)

Мы топаем ногами, топ, топ

(высоко поднимаем колени)

Качаем головой

(головой вперед назад подвигать)

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

(руки поднять, опустить)

Мы низко приседаем и прямо мы встаем

(присесть и подпрыгнуть)

Руки вниз, на бочок.

Разжимаем- в кулачок

 Руки вверх и в кулачок

 Разжимаем на бочок

 На носочки поднимайся

 Приседай и выпрямляйся.

 

5. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

 

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.)

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

 

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один. (Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают

Беда!!! их к груди.)

Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)

Кто куда!

 

«ПТИЧКИ»

Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)

 

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

 

«БОТИНКИ»

Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем. «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному

По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.)

 

6.   Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

Для проведения гимнастики выбираем одно из упражнений и повторяем его три раза.

1. Голову держать, затем поднять до отказа вверх, после этого скосить их до отказа влево прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо и, наконец опустить вниз. Сделав паузу, повторить упражнение в обратном порядке. 

2. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем скосить их до отказа влево, задержаться в этом положении на несколько секунд и возвратиться в исходное положение.

3. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувства усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

4. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

5. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6.

6. Не поворачивая головы. Посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Аналогично – с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

7. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6. Затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6.

8. Используются траектории «восьмёрка», зигзаги, спирали, треугольник с кругом и меньшим треугольником в середине. По ним дети бегают глазами.

9. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот.

10. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

 

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть вправо-влево.)

Ах, ка солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладонями.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернём,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

 

7. Методика по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в начальной школе по методу В.Ф.Базарного. Данная методика предполагает:

      Обучение учащихся в режиме смены динамических поз.

Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью парты и конторки. Часть урока дети стоят за конторкой, другую часть сидят за партой, тем самым сохраняя вертикаль позвоночника, укрепляя осанку. В 1-ом классе дети меняют позу через 5 минут, во 2-4 классах – через 12-15 минут. Работа, стоя за конторкой, способствует формированию координации и равновесия, профилактике опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, близорукости. Уставшие от учёбы могут выйти из-за стола, сесть или прилечь на диван.

 

       Проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счёт максимального удаления от глаз детей учебного дидактического материала. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к люстре в углах класса, на которых располагаются дидактические материалы, карточки с заданиями и ответами,

Разнообразных по форме, цвету и размеру, которые раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями располагаются в классе везде: на книжных полках, на окне, даже за выключателем.

 

      Методика сенсорно-координаторных тренажей «Четыре угла».

Все упражнения выполняются в свободной позе: дети делают движения головой, глазами и туловищем в течение 1,5-2 минут. В четырёх углах кабинета фиксируется яркие изображения: картинки, схемы, слова, формулы, числа, фигуры, правила, сюжеты из сказок, пейзажи и т. д. Здесь присутствует важный эмоционально-мотивационный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на уроке.

 

       Методика зрительно-координационных тренажей. Схема -тренажёр находится на потолке. Незамысловатые круги и восьмёрки – схемы-траектории – используют для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора В.Ф.Базарного, регулярное использование этого тренажёра восстанавливает зрение ребёнка за один учебный год, и он может отказаться от очков.

 

        Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения применяются экологические панно (2 3м). На панно изображается уходящий в бесконечность сельский пейзаж (река, берёза, село). С помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года. Из манекенов кукол и движущихся предметов создаются самые разные сюжеты, связанные с темой урока.

 

       Обязательным учебным предметом доктора В.Ф.Базарного является детское здоровое хоровое пение. Пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики

заболеваний голосового аппарата, органов дыхания. Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования в режиме одухотворённой перспективы.

      Прежде чем начать работу по методике В.Ф.Базарного, необходимо изучить соответствующую литературу по валеологии, ознакомиться с опытом использования здоровьесберегающих принципов обучения и воспитания в школах. Невозможно представить себе учителя с авторитарным подходом к учебному процессу в классе, где внедряется подвижный способ обучения. Учителю необходимо постоянно перемещаться по классу, быть активным, чтобы дети следили за ним. Для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством весь урок строиться в режиме «динамических поз». Прежде всего, учитель должен быть готов к построению урока с учётом здоровьесберегающих технологий.

       Технология В.Ф.Базарного помогает учителю стать раскрепощённым, повысить творческий потенциал, значимость и престиж профессии в обществе. И только такой учитель сможет сделать свободным и раскрепощённым подрастающее поколение.

 

Гимнастика для глаз по методу В.Ф. Базарного

Филин.

Закрыть глаза на 3-4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 с.

Весёлые рожицы.

Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ёжика – губы вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом в левую сторону, в правую сторону). Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.

Рисование носом.

Посмотреть на картинку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до картинки. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. Задание можно конкретизировать в соответствии с темой урока (словарное слово, термин и т.д.).

Далеко - близко.

Учитель называет вначале удалённый предмет, а через 2-3 с – предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их.

Во избежание усталости учащиеся на уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устную и письменную), творческие задания.

    

Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (И правой, и левой руки.) - на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раска­чивает, значит, пальминг можно заканчивать.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожицы.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед — влево — вправо -вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может кон­кретизировать задание в соответствии с темой урока.)

Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед со­бой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие мес­та: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

9. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны пред­ставить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Часики.

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за сво­ими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

 

9.Гимнастика до уроков.  Комплекс упражнений гимнастики до учебных занятий проводят под музыку в течение 6 – 8 минут. Он включает в себя 6 - 8 упражнений, выполняемые в такой последовательности: для осанки, мышц плечевого пояса и рук, мышц корпуса, нижних конечностей, на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

 

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Мы присядем десять раз.

Мышцы не болят у нас.

(Приседания.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте.)

От души мы потянулись,

(Потянуться, руки вверх и в стороны.)

И за парты вновь вернулись.

(Сесть за парты.)

 

Вот мы руки развели

Вот мы руки развели.

(Руки в стороны.)

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

(Наклоны вперёд.)

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!

 

Дети вышли по порядку

Дети вышли по порядку

На активную зарядку.

На носочки поднимайтесь,

(Подняться на носки, руки вверх.)

Между парт не потеряйтесь.

(Опуститься на всю стопу, руки вниз.)

Потянулись, наклонились

(Наклон назад, руки в стороны.)

И обратно возвратились.

(Выпрямиться, руки вниз.)

Повернулись вправо дружно,

Влево тоже всем нам нужно,

(Повороты направо-налево, руки на пояс.)

Повороты продолжай

И ладошки раскрывай.

(Повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху.)

Поднимай колени выше –

На прогулку цапля вышла.

(Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.)

А теперь прыжки вприсядку,

Словно заяц через грядку.

(Приседания с выпрыгиванием вверх.)

Закружилась голова?

Отдохнуть и сесть пора.

(Сесть за парты.)

 

Стали мы учениками

Стали мы учениками,

(Шаг на месте.)

Соблюдаем режим сами:

(Хлопать в ладоши.)

Утром мы, когда проснулись,

(Прыжки на месте.)

Улыбнулись, потянулись,

(Потягивания.)

Для здоровья, настроенья,

(Повороты влево, вправо.)

Выполняем упражненья:

(Рывки руками перед грудью.)

Руки вверх и руки вниз,

(Рывки руками поочерёдно вверх – вниз.)

На носочки поднялись.

(Подняться на носочки.)

То присели, то нагнулись

(Присесть, нагнуться.)

И опять же улыбнулись.

(хлопать в ладоши.)

А потом мы умывались,

(Потянуться, руки вверх – вдох-выдох.)

Аккуратно одевались.

(Повороты корпуса влево – вправо.)

В школу шли, не торопясь,

(Приседания.)

К крепким знаниям стремясь.

(шаг на месте.)

 

10. Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

 

11. Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

«Часики»

Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

 

«Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

 

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

 

«Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

 

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

 

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

 

Подъезжает шофёр,

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

 

        

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

 

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

 

 «Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

 

Осторожно народ:

Змея в пещере живёт.

Кто её не хвалит,

Того она ужалит.

 

 «Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

 

 «Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

 

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

 

  «Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 

Ну-ка делай, дружок!

Язычок в желобок.

Щёки ты не надувай,

Губками прижимай!

Плавно воздух выпускается

Желобок не разрушается.

 

 «Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

 

Санки привезли ребятки

Горка есть и – всё в порядке!

 

 «Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

 

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

 

 «Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

 

 «Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

 

 «Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

 

Непослушный язычок

Делает вот так – молчок!

Челюсть нижняя вниз

Это вовсе не каприз.

Гармошку делать продолжаем!

Рот закрываем, открываем.

 

 «Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

 

Отплывает пароход

Ы-Ы-Ы-Ы

Набирает он свой ход.

Ы-Ы-Ы-Ы

Он в гудок гудит, гудит

Ы-Ы-Ы-Ы

«Путь счастливый говорит»

Ы-Ы-Ы-Ы

 

 «Болтушка – индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

 

По двору индюк ходил

Бл-Бл-Бл

Хвост, как веер, распустил.

Бл-Бл-Бл

Вот какой красивый я,

Бл-Бл-Бл

Полюбуйтесь на меня!

 

 «Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

 

Дятел, дятел тук-тук-тук.

Д-Д-Д-Д

Ты чего стучишь, мой друг!

Д-Д-Д-Д

-Я не зря во рту стучу

Д-Д-Д-Д

Звукам правильным учу.

Д-Д-Д-Д

 

12. Посиди и походи.

Эта методика применяется при особенно большой нагрузке – на уроках математики, русского языка, литературного чтения. Во время урока через каждые 15 минут проводиться смена деятельности учащихся. По традиции называем их физкультминутками, но их задача не только в снятии физического напряжения, но и в развитии эмоционально-волевой сферы. Упражнения, включённые в физкультминутку, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.

 

Балерина

     Сидя на стульчике, упереться кончиками пальцев в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.

 

Весёлые ножки

      Выполняется сидя. Выставить одну ногу вперёд на пятку, на носок, убрать под стул. То же - другой ногой.

Медвежонок

     Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней. Руки на пояс.

 

Пружинки

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

(Приподнимать носки, пятки прижать к полу.)

Ты носочки опускай,

(Опустить носки на пол,

Пальцами нос прижаться к полу.)

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай.

Не пружинок – отдыхай!

 

Очень трудно так стоять

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Читать стихотворение два раза, стоя на одной ноге, меняя ноги.)

 

Котёнок

Котёнок крадётся.

(Ходьба на цыпочках.)

Котёнок бежит.

(Бег на носочках.)

Котёнок прыгает, ловит бабочку.

(Мягкие подпрыгивания, опускаться нужно на всю ступню.)

 

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и корпуса, а динамические - сопровождаются движениями.

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал:

- В – в – в – в – в!

Дул он долго, зло ворчал:

Ф – ф – ф – ф – ф!

(Вдох. Выдох. Вдох. Выдох)

 

Гудок паровоза

  Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинён). Учимся дышать в темпе 3 – 6. Вдох короче (1 – 3 счёта). Задержка дыхания, выдох длинный (1 – 6 счётов).

 

Гуляем по полянке

  В ходьбе с длинными махами руками, глубокие вдохи – выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

 

Дышим глубже

Носом – вдох,

(Поднять руки – вдох.)

А выдох – ртом,

(Свободно опустить руки – выдох.)

Дышим глубже, а потом –

Марш на месте не спеша.

Коль погода хороша!

 

Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш – ш – ш – ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш – ш – ш – ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш – ш – ш – ш – ш – ш.

 

«Пятёрочка»

    Вдохнуть воздух через нос и на выдохе посчитать 1,2, 3, 4, 5.

 

«Именинный пирог»

    Руками изобразить пирог, сделав из них круг. Представить, что на пироги свечки (столько, сколько лет ребёнку). Вдохнуть воздух через нос, и прерывистыми выдохами задуть каждую свечку.

 

Надуваем шар

    И.п. – сидя

    На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе – втянуть живот по возможной амплитуде.

 

Дракончик

    И.п. – сидя

    1 – 2 – глубокий вдох через нос;

    3 – 4 – похлопать пальцем по правой половинке носа на выдохе, произносить «м – м – м», то же с другой половинкой носа.

 

Прищепка

     И.п. – всать, ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох через нос.

     На выдохе зажать пальцами нос (2 – 3с), полный выдох через нос.

 

Сдуй лепесток

     И.п. – сидя (стоя), на ладони нарезанная бумага (пушинки, лепестки).

     Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2 – 3 с.

     Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по несколько «лепестков».

 

Мы проверили осанку

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

(Ходьба на месте.)

Мы походим на носках,

(Ходьба на носках.)

А потом на пятках.

(Ходьба на пятках.)

Мы идём, как все ребята,

(Ходьба на месте.)

И, как мишка косолапый

(Ходьба на внешней стороне стопы.)

Потом быстрей, быстрей пойдём

И после к бегу перейдём.

(Бег на месте.)

 

Чтобы отдых дать спине



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.421 с.)