Какая форма гемоглобина преобладает у взрослого человека? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какая форма гемоглобина преобладает у взрослого человека?



1) Hg F; 2)  Hg A; 3) Hg P

16. Эритроциты при цветовом показателе 0,8 – 1,1 называются:

1) гипохромными; 2) нормохромными; 3) гиперхромными

17. Гиперхромия может быть связана:

1) с повышенным насыщением эритроцитов гемоглобином;

2) с увеличением количества эритроцитв;

3) с увеличением объема эритроцитов

18. При нормохромной анемии цветовой показатель:

1) снижается; 2) повышается; 3) не изменяется

19. В норме количество гемоглобина у мужчин:

1) 100-110 г/л; 2) 115-120 г/л; 3) 130-160 г/л

20. Железо в составе гемоглобина в норме:

1) одновалентное; 2) двухвалентное; 3) трехвалентное

Ситуационные задачи:

1. Перед Вами три анализа крови. Сделайте заключение. 1) эритроциты 4,5 *1012/л; 2) эритроциты 2,7 *1012/л; 3) эритроциты 7,2 *1012

2. Количество эритроцитов у человека в течение ряда лет колебалось около 4,8*1012/л, через некоторое время количество эритроцитов в крови увеличилось до 6,5 *1012/л. В какую местность переехал человек? На какой примерно высоте над уровнем моря он мог жить?

3. При подсчете в 5 больших квадратах камеры Горяева оказалось 580 эритроцитов. Сколько их содержится в I литре крови, если кровь набирали в меланжер до метки 0,5?

4. При исследовании осмотической резистентности эритроцитов обнаружено появление гемолиза при концентрации 0,7 % NaCl. Сделать заключение.

5. У обследуемого в периферической крови обнаружено небольшое количество ретикулоцитов. Может ли это быть нормой?

6. У больного моча имеет цвет пива, что обусловлено присутствием большого количества билирубина. С чем может быть связано увеличение количества этого пигмента в моче?

7. Перед Вами два анализа крови. Вычислите цветной показатель у обоих больных и сделайте заключение.

а)  эритроциты 5,5 т /л, Нв - 148 г/л

б)  эритроциты 2,7 т /л, Нв - 74 г/л

8. О чем свидетельствует появление большого количества билирубина в крови?

 9. Результаты анализа крови обследуемого свидетельствуют о том, что кол-во эритроцитов составляет 2,9*10 Т/л, а содержание гемоглобина - 103 г/л. Чему равен цветной показатель? Как вы оцените эритропоэз?

10. У новорожденного содержание гемоглобина в крови составляет 215 г/л. Преобладает Нв Р (составляет 80% общего кол-ва). Оцените эти величины, сопоставьте с таковыми взрослого человека.

11.Почему кол-во гемоглобина в крови новорожденного 130 г/л врачи определяют, как признак анемии? Какие формы гемоглобина присущи в период новорожденности?

Оснащение практического занятия:

1) наглядные пособия (таблицы, комплект анализов крови людей разного пола и возраста)

2) технические средства обучения (TV, DVD-плейер)

 Литература:

а) основная

1. 1.Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил.  

2017.-511с-

б) дополнительная

1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Нормальная физиология: учебник [под ред. Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с

5..Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

 

Тема 3 (12). Защитные функции крови. Физиология лейкоцитов

Мотивация изучения темы:   Лейкоциты являются ведущим звеном в формировании врожденного и приобретенного иммунитета, участвуют в формировании этапов воспалительного процесса, в аллергических реакциях, обеспечивая, таким образом, защиту организма от чужеродных и патогенных факторов внешней и внутренней среды. Знание функций различных фракций лейкоцитов необходимо врачу любого профиля для использования в практической и профилактической медицине. 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате освоения темы студенты должны:

 

   знать функциональное и клиническое значение различных фракций лейкоцитов. 

   уметь интерпретировать результаты клинического анализа крови, лейкоцитарную формулу.

   владеть  методами определения индекса ядерного сдвига в лейкоцитарной формуле.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении строения лейкоцитов, процессов лейкопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии)

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов:

1. Строение и функции лейкоцитов

2. Содержание лейкоцитов в норме

3. Лейкоцитарная формула. Определение сдвига лейкоцитарной формулы.

4. Осуществление клеточного иммунитета

5. Осуществление гуморального иммунитета

 

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)

1.  Написать в тетради лейкоцитарную формулу.

2. Записать формулу индекса ядерного сдвига, расшифровав её показатели. Записать, при каких показателях индекса наблюдается сдвиг вправо и влево.

3. Записать примерные показатели лейкоцитарной формулы при регенеративном сдвиге влево, гиперреактивном сдвиге влево, при сдвиге влево с лейкемическим провалом и при сдвиге вправо.

4.  Дать классификацию видов иммунитета.

 

 

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию:

1. Что отражает индекс ядерного сдвига (ИЯС)?

2. Что отражают понятия: сдвиг лейкоцитарной формулы влево или вправо? 

3. Что такое лейкемический провал?

4. Какие лейкоциты появляются в очаге воспаления первыми? В чем заключается их функция?

5. Какова роль эозинофилов в воспалительном процессе?

6. Какова роль базофилов в воспалительном процессе?

7. О чем может свидетельствовать выраженный моноцитоз?

8. С чем может быть связан физиологический лейкоцитоз?

9. Что такое физиологический перекрест? Сколько их и когда они происходят?

10. Какие лимфоциты обладают прямым цитотоксическим эффектом?

 

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

  Самостоятельная работа проводится с использованием лабораторных методов, применяемых в практической медицине, с последующим обсуждением полученных результатов.

Задание Программа действий Ориентировочные основы действий
1.Определение концентрации лейкоцитов 1. Подготовить камеру Горяева. 2. Набрать кровь в капилляр, развести 3% р-ром уксусной кислоты. 3. Заполнить камеру разведённой кровью, считать под малым увеличением (об. 8, ок. 10 или 15). 4. Зная объем камеры и разведение крови, высчитывают   кол-во   форменных элементом в 1 л крови  Ах4000х20/1600 (400) Х= Ах50 А-количество лейкоцитов в 100(или 25 квадратах)     Подсчет проводят в 100 больших неразграфленных  квадратах  сетки  Горячева, расположенных по четыре, учитывая, правило Егорова. Для определения кол-ва лейкоцитов в 1мкл крови необходимо число, полученное при подсчёте, умножить на 50. Для пересчёта на 1 л крови число лейкоцитов, выраженное в тысячах, умножить на 106.
2.Подсчёт лейкоцитарной формулы 1. Окрашенный мазок микроскопируют с иммерсионной системой. Используют окуляр 7 или 10 и об. 90 (конденсор поднят, диафрагма открыта). 2. На мазок наносят каплю иммерсионного масла. 3. Считают все встречающиеся лейкоциты, дифференцируя их по видам. Всего считают 200 клеток, подсчитывают каждый вид и делят на 2, чтобы получить процентное соотношение Лейкоциты располагаются о мазке неравномерно: более тяжёлые (эозинофилы, моноциты) встречаются чаше по краю мазка, а более лёгкие (лимфоциты) в середине, поэтому счёт ведут по всему мазку в тонкой его части по методу зигзага, где хорошо просматривается структура клеток. Записать и оценить полученную лейкоцитарную формулу

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль:

1. Количество лейкоцитов в крови взрослого человека:

1) 2,0-5,0*109; 2) 4,0-9,0*109; 3) 4,0-9,0*1012

2. Повышение содержания лейкоцитов в крови называется:

1) лейкопения; 2) лейкоцитоз; 3) лейкемия

3. К гранулоцитам относятся:

1) нейтрофилы; 2) лимфоциты; 3) моноциты

4. Лейкоцитарная формула это:

1) общее количество лейкоцитов; 2) процентное соотношение всех видов лейкоцитов; 3) процентное соотношение лейкоцитов и эритроцитов

5. Сдвиг лейкоцитарной формулы влево это:

1) увеличение количества юных и палочкоядерных нейтрофилов;

2) увеличение количества палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов;

3) отсутствие палочкоядерных нейтрофилов;

6. Основная функция нейтрофилов:

1) фагоцитоз; 2) разрушение токсинов; 3) формирование специфического иммунитета

7. Индекс ядерного сдвига в норме:

1) 0,08-1,0; 2) 0,04-0,07; 3) выше 1,0

8. Клеточный иммунитет осуществляется за счет:

1) В лимфоцитов; 2) Т лимфоцитов; 3) О лимфоцитов

9. Все лимфоциты образуются в:

1) красном костном мозге; 2) селезенке; 3) лимфатических узлах

10. Гуморальный иммунитет осуществляется за счет:

1) В лимфоцитов; 2) Т лимфоцитов; 3) О лимфоцитов

Ситуационные задачи:

1. Какие изменения в составе крови могут наблюдаться при гнойных воспалительных состояниях?

2. В 25 больших квадратах камеры Горяева оказалось 100 лейкоцитов. Сколько их содержится в 1 л крови, если она набиралась в меланжер до метки 0,5?

3. Клинический анализ крови, в частности, определение содержания лейкоцитов, рекомендуется производить утром, сразу же после сна. Почему?

4. В клинику обратился больной с высокой температурой, симптомами воспаления легких. Болен в течение 2-х дней. Врач назначил анализ крови. Какие изменения в периферической крови подтвердят диагноз?

Увеличится общее количество белка, за счет γ-глобулиновой фракции, увеличится количество фибриногена. Произойдет резкое ускорение СОЭ.

5. В клинику поступил ребенок 5 лет с жалобами на вялость, плохой аппетит, периодически в течение месяца боли в животе. В анализе крови: увеличение количества эозинофилов до 16%. О чем можно думать?

6. Машиной СМП к хирургу доставлен ребенок 8 лет с жалобами на боль в правой подвздошной области. Заболел 14 часов назад, была рвота. Стул и мочеиспускание не изменены, температура тела - 37,2. В анализе крови - лейкоцитов 12,6*109/л; Э-1, П-9, С-65, Л- 20,.М-5. Какое заболевание можно предполагать? Чему равен индекс нейтрофильного сдвига? Как охарактеризовать лейкограмму?

 

Оснащение практического занятия:

1) наглядные пособия (таблицы, комплект анализов крови людей разного пола и возраста)

2) технические средства обучения (TV, DVD-плейер)

 

 Литература:

а) основная

3. 1.Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

4. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил.  

2017.-511с-

б) дополнительная

6. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

7. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

8. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

9. Нормальная физиология: учебник [под ред. Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с

10..Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.03 с.)