Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9 (18). Регуляция сосудистого тонусаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мотивация изучения темы: от уровня системной гемодинамики зависит трофика, метаболизм тканей, их энергообеспечение. Резкое колебание уровня системного артериального давления может привести к нарушению периферического кровообращения. Знание механизмов регуляции системной гемодинамики позволяет понять причины возникновения нарушений регионарного кровообращения в жизненно важных системах организма. Цели занятия. Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело Конкретные цели и задачи: В результате освоения темы студенты должны: «Знать» механизмы регуляции тонуса сосудов кратковременного, промежуточного и длительного действия, функциональную систему поддержания оптимального уровня артериального давления. «Уметь» определять типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и проводить расчёты гемодинамических показателей. «Владеть» методикой некоторых функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы: 1.Морфофункциональная характеристика сосудистой системы (каф. анатомии человека). 2. Основные законы гидродинамики (каф. физики). 3. Локализация вегетативных ядер в ЦНС (анатомия человека) 4. Иннервация сосудов (анатомия человека)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки: 1. Понятие о сосудистом тонусе и его компонентах. 2.Сосудодвигательный центр (А.Ф.Овсянников, И.П.Павлов). Роль различных отделов ЦНС в регуляции гемодинамики. 3. Рецепторно - афферентное звено в регуляции сосудистого тонуса. 4. Эфферентное звено в регуляции сосудистого тонуса. 5.Классификация механизмов регуляции сосудистого тонуса. Механизмы кратковременного действия. Рефлексы сердечно-сосудистой системы 6. Механизмы промежуточного действия, их характеристика. 7. Механизмы длительного действия, их характеристика. 8. Гуморальные влияния на сосудистый тонус (вазоактивные метаболиты, тканевые и дистантные гормоны). 9. Регуляция системного АД (функциональная система, поддерживающая оптимальное для метаболизма артериальное давление)
Задания для СРС во внеучебное время: 1. Перечислите нервные центры, участвующие в регуляции АД. 2. Нарисуйте рефлекторные дуги рефлексов, обеспечивающих регуляцию тонуса артерий. 3. Перечислите факторы, снижающие и повышающие сосудистый тонус. 4. Опишите виды сосудистого тонуса (пассивный и активный).
Вопросы для самоконтроля: 1.Что такое базальный компонент тонуса сосудов? 2.Что такое вазомоторный компонент тонуса сосудов? 3. Где локализуется прессорный и депрессорный отделы сосудодвигательного центра? 4. Назовите нервы, относящиеся к вазодилататорам и вазоконстрикторам. 5. Какова роль гипоталамуса и коры больших полушарий на тонус сосудов? 6. Какова роль симпатического отдела вегетативной нервной системы на тонус сосудов? 7. Какие гуморальные факторы повышают тонус сосудов? 8. Какие гуморальные факторы понижают тонус сосудов? 9. К какой группе механизмов относится ренин-ангиотензинная система? Влияние ренин-ангиотензинной системы на тонус сосудов? 10. Как влияет натрийуретический фактор на тонус сосудов?
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым резюме преподавателя. Самостоятельная работа проводится с использованием функциональных проб, применяемых в практической медицине, с последующим обсуждением полученных результатов.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время
Тестовый контроль: 1. Главное предстаительство сосудодвигательного центра располагается 1. в ядрах среднего мозга; 2. в боковых рогах шейных сегментов спинного мозга; 3. в ядрах продолговатого мозга; 4.в ядрах моста; 5.в подкорковых ядрах 2. Спинальный и бульбарный уровни регуляции кровообращения выполняют функции: 1.координации кровообращения с другими висцеральными и соматическими функциями; 2. передачи нисходящих эфферентных влияний на эффекторные структуры сердечно-сосудистой системы; 3. прямой тонической регуляции кровообращения, осуществление большинства сердечно-сосудистых рефлексов; 4. обеспечение сопряжённых кардиальных рефлексов при поведенческих реакциях 3. Главные сосудистые рефлексогенные зоны, в которых сконцентрированы барорецепторы, находятся: 1. в головном мозге; 2. в синокаротидной области; 3. в почках; 4.в дуге аорты; 5.в устье полых вен 4. Афферентные нервы, в которых при повышении артериального давления увеличивается частота импульсации: 1.аортальный; 2.симпатический; 3.синокаротидный; 4.блуждающий; 5.диафрагмальный. 5. Импульсная активность в депрессорном нерве при повышении артериального давления: 1.не изменяется; 2.уменьшается; 3. исчезает; 4.усиливается; 5.уменьшается, затем увеличивается; 6 Исполнительными органами и механизмами функциональной системы, поддерживающими оптимальный уровень АД, являются: 1.сердце; 2. легкие,печень,селезёнка; 3.сосуды; 4.объем циркулирующей крови; 5. все вышеперечисленное верно. 7. Базальный тонус сосудов – это тонус, обусловленный: 1.влиянием парасимпатического отдела ВНС; 2.влиянием симпатического отдела ВНС; 3.автоматией гладких мышечных клеток сосудистой стенки; 4.влиянием метасимпатического отдела ВНС; 5.влиянием базальных ядер 8. Гуморальное расширение сосудов вызывают: 1.брадикинин; 2.гисиамин; 3.аденозин; 4.ацетилхолин; 5.ренин-ангиотензин II 9. Раздражение барорецепторов аорты и сонной артерии вызывает рефлексы: 1.депрессорые; 2.прессорные; 3.кардио-кардиальные; 4.Гольца; 5.Данини-Ашнера 10. Коронарный кровоток максимален: 1. в систолу предсердий; 2.в систолу желудочков; 3. в общую паузу; 4.в диастолу предсердий; 5. в диастолу желудочков 11 Нейрогенное сужение сосудов вызвано возбуждением: 1.симпатических нервных волокон, в окончаниях которых выделяется адреналин; 2. симпатических нервов, в окончаниях которых выделяется ацетилхолин; 3. парасимпатических волокон 4.аортального (депрессорного) нерва; 5. синокаротидного нерва
Ситуационные задачи: 1.В результате сильного волнения у человека резко повысилось АД. Объясните возможные механизмы этой реакции. 2. При интенсивной физической работе в мышцах происходит функциональная гиперемия. Объясните механизм этой реакции. 3. Известно, что длительные психотравмы приводят к сосудистой гипертензии. Если же человеку внушить спокойное отношение к травмирующему психику явлению, то АД при них не превышает физиологической нормы. Через какой нервный центр достигается этот эффект?
Оснащение практического занятия:
Наглядные пособия: таблицы, реограммы, сфигмограммы, флебограммы Оборудование: тонометры Технические средства обучения: ТV, DVD
Литература: а) основная 1. 1.Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с. 2. Физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2016.-576с.:ил. 2017.-511с- б) дополнительная 1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с. 3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с. 4. Нормальная физиология: учебник [под ред. Б.И.Ткаченко]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. -688 с 5..Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.01 с.) |