Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система знакомства с буквами церковно-славянской азбуки↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
·Знакомство с именем буквы и его значением; ·Работа со словом и его лексическим значением: подбор однокоренных слов, выделение многозначных слов; подбор синонимов; подбор слов, которые начинаются с изучаемой буквы; ·Работа с пословицами, их скрытым смыслом, поучением; ·Знакомство с библейскими сюжетами, русскими народными фольклорными жанрами (песни, потешки), чтение стихотворений; ·Работа с буквицей: - символика изображения, что она означает; - символика цвета; Работа по данной системе предусматривает вариативность использования пунктов в зависимости от творческого подхода и возможностей педагога и учащихся. Знакомство с именословом, составленным святыми Кириллом и Мефодием, может идти параллельно с изучением букв современного русского алфавита на уроках обучения грамоте в первом классе согласно предложенным темам, в зависимости от тематического планирования по программе. с целью духовно-нравственного и патриотического просвещения. «Праздник Азбуки» подводит итоги изучения славяно-русского алфавита. На этой же основе также разработана программа внеурочной деятельности «Кириллица» из 34 уроков с целью подготовки учащихся к изучению курса ОРКСЭ в 4 классе. «Праздник Азбуки». Сценарий Действующие лица: ГОСТЬ (БУРАТИНО) – учащийся старших классов; ДВА ВЕДУЩИХ – учащиеся класса; БУКВОЕД – учащийся старших классов; БУКВЫ – учащиеся класса.
Ход урока:
Буратино: Здравствуйте, первоклассники! Говорят, у вас сегодня праздник? Что вы празднуете?
Ведущий: Мы азбуку – первую книгу изучили.
Буратино: А, знаю, знаю, алфавит прошли: АБВГДЕЁЖЗИЙ….
Ведущий: А ты знаешь, что раньше буквы иначе назывались?
Буратино: Нет, не знаю. А почему они свои имена изменили?
Ведущий: А на них 100 лет назад напал буквоед. Одних совсем проглотил. А у других от имени только по одному звуку оставил.
Буратино: Надо буквы выручать!
Ведущий: Вот и помоги нам с буквоедом справиться.
Буратино: Хорошо, помогу, только нам помощники нужны. Буквы, кто нам поможет со злодеем справиться?
Буква А: Я дам вам в помощь ангела. Каждому от Бога дан Святой хранитель, В радости и в горе с нами он всегда: Ангел белокрылый, ласковый учитель, Ангел белокрылый, светлый, как звезда. От детских страхов и обид С любовью и добром Хранитель Ангел оградит Тебя своим крылом.
Буква К: Я даю вам крестик. Крестильный крестик, что надет С молитвой, не снимай: Он твой защитник, путевождь В дорогу – в светлый рай.
Буква Ф: Я флаг вам в дорогу даю. Он символизирует ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ.
Буква В: И вера в Бога всем нужна, Как воздух, как вода, – С ней ночи темень не страшна, И горе, и беда. С ней высота – не высота, А мелкий бугорок. С великой верой жизнь проста – С ней всё решает Бог.
Буква Н: В беде, в несчастье – никогда надежды не теряй.
Буква Л: Любовь Господня велика, – Она с тобой, малыш, Когда балуешь ты слегка Или спокойно спишь, Когда ты в комнате один, Или в прогулки час, Господь над нами, Он един, И знает всё о нас.
Буратино: Теперь нам буквоед не страшен. Эй, буквоед, выходи!
Буквоед: Кто меня посмел потревожить?
Ведущий: Мы буквы выручать пришли. А ну, отдавай им имена!
Буквоед: И не подумаю! Что вы мне сделаете? Я большой и сильный, а вы маленькие и слабые.
Ведущий: Бог не в силе, а в правде.
Буквоед: Так и быть, верну имена буквам. Только пусть каждая буква моё задание выполнит.
Буратино: Ну что, буквы, справитесь?
Буквоед: А, знаешь ли ты пословицу?
Буква А: Сперва АЗ да БУКИ, а там и другие науки.
Буквоед: Твоё имя АЗ.
Буквоед: Б, отгадай загадку: Чёрные, кривые, от рожденья все немые, встанут в ряд – сейчас заговорят. Буква Б: Буквы.
Буквоед: Твоё имя БУКИ.
Буквоед: О какой букве речь? Чего нет в России, найдётся в Москве, Нет в Петербурге, а видно в Неве. В, что означает твоё имя?
Буква В: ВЕДИ значит ведать, весть, а совесть – это весть от Бога. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
Буквоед: Г, развесели меня.
Буква Г: АЗ – алашки, БУКИ – букашки, ВЕДИ – валяшки, ГЛАГОЛ – галяшки…(ИГРА В ЛАДУШКИ)
Буквоед: Твоё имя ГЛАГОЛЬ.
Буквоед: Д, знаешь ли ты пословицу?
Буква Д: Час в ДОБРЕ побудешь, всё горе забудешь.
Буквоед: Твоё имя ДОБРО.
Буквоед: Е, а ты пословицу знаешь?
Буква Е: ЕСТЬ словко – как мёд сладко, а НЕТ словко – как полынь горько.(КОНФЕТЫ)
Буквоед: Сколько значений у слова ЕСТЬ? Твоё имя ЕСТЬ.
Буквоед: Ж, прочитай стихотворение.
Буква Ж: Живите, люди добрые! Живите, люди честные! Стремись ты, юность смелая, Без устали вперёд! Тебе – земля цветущая, Тебе – огни небесные, Тебе – весна румяная И шёпот вешних вод… Живите, возлюбившие Всё светлое, всё чистое… Живите – будьте счастливы!
Буквоед: Твоё имя ЖИВЕТЕ.
Буквоед: З, ты тоже мне стих прочти.
Буква З: И я считал тебя планетой В кругу других небесных тел… А ты была заветным светом, Который в стужу душу грел. Иные ходят, попирая Тебя – не видя, не любя… А ты, ты – наша мать родная – Жизнь отдавали за тебя.
– А я ещё и пословицу знаю. «С родной земли, умри, не сходи» . Буквоед: Твоё имя ЗЕМЛЯ.
Буквоед: Сколько значений имеет слово ЗЕМЛЯ?
Буквоед: Теперь я загадку загадаю: В дряхлой избушке жили ПРОСТО И НИЧЕГО; Избушка стала рушиться; ПРОСТО вышло в двери, а НИЧЕГО в окно. Что протиснулось в щель?
Буквоед: А почему вас две?
Буква И: Со мной мiр – грешный и земной. Со мной – небесный мир, святой.
Буквоед: К, знаешь ли ты пословицу?
Буква К: Как жили деды да прадеды, так и нам жить велели.
Буквоед: Что она означает? (Ответ ребёнка.)
Буквоед: Твоё имя КАКО.
Буквоед: Л, теперь ты пословицу скажи.
Буква Л: Все мы люди, да не все человеки.
Буквоед: А как вы понимаете её смысл?
Буквоед: Твоё имя ЛЮДИЕ.
Буквоед: А вот ещё одна загадка: Что посреди Земли стоит?
Буква М: М.
Буквоед: Отгадай мои ребусы. (Загадывает ребусы.)
Буквоед: Твоё имя МЫСЛЕТЕ.
Буквоед: Н, имя какого святого начинается с Н?
Буква Н: Жил праведник когда-то Ной Примером для всех нас. И Бог от гибели земной Его в ковчеге спас.
Буквоед: Твоё имя НАШ.
Буквоед: А вот самая трудная загадка: В старости я один раз встречаюсь, В молодости – три раза, В огне не сгорю и в воде не потону. Буква О: О.
Буквоед: Твоё имя ОН. А кто этот ОН?
Буква О: На небесах Ты, Отче наш, В заботе обо всех. Ты хлеб на день насущный дашь, Простишь свершённый грех. (Бог) Буквоед: П, знаешь ли ты пословицу?
Буква П: Дурная голова ногам покоя не даёт.
Буквоед: Твоё имя ПОКОЙ.
Буквоед: Р, название какого праздника начинается с твоей буквы? Буква Р: На Христово Рождество Всегда мороз и смех, Искрится снегом торжество, Христос в душе у всех.
Буквоед: Твоё имя РЦЫ.
Буквоед: С, яви свою мудрость!
Буква С: Свою не полностью осознаём мы силу, Что каждый день творим добро иль зло. Кого-то злое слово погубило, А доброе кого-нибудь спасло.
Слова негромкие, поступки мелкие, Из тех, что сразу нами забываются, Мы им совсем не придаём значения, А слабые от этого ломаются. Буквоед: Твоё имя СЛОВО.
Буквоед: Т, название какого праздника начинается с твоей буквы?
Буква Т: Звон светлой Троицы с утра Нас радовать готов, И мы выходим со двора С букетами цветов.
Буквоед: Твоё имя ТВЕРДО.
Буквоед: У, покажи сценку.
Буква помощница: Дала его учить грамоте, Грамота ему в наук пошла; Буква У: Век живи, век учись. Буква помощница: Посадила его пером писать, Письмо Василью в наук пошло; Буква У: Ученье – свет, а не ученье – тьма. Буква помощница: Отдала я его петью учить, Петье ему в наук пошло. Буква У: Ученье лучше богатства.
Буквоед: Твоё имя УК.
Ведущий: Что значит петье? (Ответ детей.) Давайте покажем, как мы петь и дружить умеем.
(ДЕТИ ВСТАЮТ В ХОРОВОД)
Буквица, походи, туда-сюда походи. Буквица, походи, туда-сюда походи. Буквица, потопай, буквица, потопай. Буквица, похлопай, буквица, похлопай. Буквица, повернись, туда-сюда повернись. Буквица, повернись, туда-сюда повернись. Буквица, выбирай, буквица, выбирай. Буквица, обнимай, буквица, поцелуй. Буквица, не балуй, буквица, не балуй.
Буквоед: Ч, составь из слова ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ как можно больше слов.
Буква Ч составляет слова.
Буквоед: Твоё имя ЧЕРВЬ.
Буквоед: Все задания выполнили, всем имена вернул. Кого обидел, простите меня.
Буратино: Ну что, простим буквоеда?
Буратино: Мы тебя прощаем, уходи. А я вот что заметил, если все буквы по порядку прочитать, то получается целый рассказ.
Ведущий: Правильно. Каждая буква азбуки учит, как нужно жить на свете. Вот поэтому-то буквоед и напал на буквы. Раньше целые азбучные молитвы составляли. Буквы, расскажите о себе сами.
(ДЕТИ ЧИТАЮТ АЗБУЧНУЮ МОЛИТВУ) АзБуку Ведай, Глаголь Добро, по Естеству Живи, Заповеди Исполняй Как Люди Мыслящие Нашего Отечества Православного. Рцы Слово Твердо. Храни Целомудрие, Честь и послуШание, Щедроты лЮбви Являй.
Буратино: А кто же создал для славян азбуку?
Ведущий: Её написали Святые Кирилл и Мефодий…(отрывок из азбуки)
Ведущий: На праздниках всегда поют песни. («У моей России длинные косички». Автор текста Соловьева Н., композитор Струве Г.).
Буратино: Спасибо вам, ребята, за поучительный рассказ. Я сегодня узнал много интересного и хочу на память вручить вам азбучную молитву и изображение Святых Кирилла и Мефодия. Пусть Святые вам помогают хорошо учиться.
Все хором: ВОТ И ПРАЗДНИКУ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ, МОЛОДЕЦ! Список литературы и источников 1. Артемьев Ю. Православная азбука для малышей. М., 2005. 2. Библия: Книги Священного Писания ветхого и нового завета. М., 2006. 3. Буквицы заставныя. Книга для раскрашивания. СПб., 2002. 4. Георгиев Е. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской литературы. София, 1956. 5. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М., 2005. 6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1882. 7. Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Май. М., 1992. 8. Зыков Э.Г. Судьба Азбучной молитвы в древнерусской письменности. // ТОДРЛ. Т.26. Л., 1971. 9. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006. 10. Игумен Георгий (Шестун), Захарченко М.В. Введение в традицию как цель образования. // Сб.: Знаменские чтения. СПб., 2006. 11. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004. 12. Краткая литературная энциклопедия. Т.3. М., 1966. 13. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. 14. Ломова Н.И. Дипломная работа: Развитие образно-символического мышления как средства усвоения смыслов ценностей отечественных духовных традиций. СПб., АППО, 2005. 15. Минеи. Май. М., 1987. 16. Орлова Н. М. Азбука для православных детей. М., 2003. 17. Патриотическое воспитание: Федеральная программа воспитания, принятая МО РФ 12.03.2000, М., 2000. 18. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М., 2007. 19. Пушкин А.С. Полн. Собр. соч.: Т.7. Л., 1949. 20. Русская азбука: Учеб. Для 1 кл. / В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов. М., 2002. 21. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Круглова Ю.Г. / М.,1990. 22. Саблина Н.П. Буквица славянская: Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. СПб., 2000. 23. Саблина Н.П. Просветительская роль славянского правописания и пути его сохранения. СПб., 2005. 24. Савельева Л.В. Славянская азбука: дешифровка и интерпретация первого славянского поэтического текста. // Сб.: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск. ПетрГУ, 1994. 25. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия: Методическое пособие. СПб., 2006. 26. Троицкий В.Ю. Духовность слова. М., 2001. 27. Шестун Г., свящ. Православная школа. М., 2004. 28. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.1. М., 1973. 29. Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. СПб., 2005.
«Имя буквы Слово». Конспект занятия Цель: знакомство с буквой кириллицы «Слово». Задачи: Образовательные: раскрыть новые значения и смыслы понятия «Слово», растолковать символику изображения буквицы заставной. Развивающие: способствовать развитию у детей словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, истории, литературе и культуре; воспитывать пытливость, любознательность. УУД, формируемые на уроке: - личностные: формирование целостного взгляда на мир с его духовным началом; осознание себя ответственным за свои слова и дела; развитие навыков сотрудничества; - метапредметные: любовь и уважение к родному языку, истории, литературе и культуре; - предметные: развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа; - коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его. Рабочие материалы для обучающихся: карточка и страницы в тетради-раскраске «Кириллица».
Приложение 1. (смотри на следующей странице)
Автор-составитель
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.014 с.) |