Система знакомства с буквами церковно-славянской азбуки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система знакомства с буквами церковно-славянской азбуки



·Знакомство с именем буквы и его значением;

·Работа со словом и его лексическим значением: подбор однокоренных слов, выделение многозначных слов; подбор синонимов; подбор слов, которые начинаются с изучаемой буквы;

·Работа с пословицами, их скрытым смыслом, поучением;

·Знакомство с библейскими сюжетами, русскими народными фольклорными жанрами (песни, потешки), чтение стихотворений;

·Работа с буквицей:

- символика изображения, что она означает;

- символика цвета;

Работа по данной системе предусматривает вариативность использования пунктов в зависимости от творческого подхода и возможностей педагога и учащихся. 

Знакомство с именословом, составленным святыми Кириллом и Мефодием, может идти параллельно с изучением букв современного русского алфавита на уроках обучения грамоте в первом классе согласно предложенным темам, в зависимости от тематического планирования по программе. с целью духовно-нравственного и патриотического просвещения. «Праздник Азбуки» подводит итоги изучения славяно-русского алфавита.

  На этой же основе также разработана программа внеурочной деятельности «Кириллица» из 34 уроков с целью подготовки учащихся к изучению курса ОРКСЭ в 4 классе.

 «Праздник Азбуки». Сценарий

Действующие лица: ГОСТЬ (БУРАТИНО) – учащийся старших классов;

                              ДВА ВЕДУЩИХ – учащиеся класса;

                              БУКВОЕД – учащийся старших классов;

                              БУКВЫ – учащиеся класса.

 

 

Ход урока:

 

Буратино: Здравствуйте, первоклассники!

               Говорят, у вас сегодня праздник?

               Что вы празднуете?

 

Ведущий: Мы азбуку – первую книгу изучили.

 

Буратино: А, знаю, знаю, алфавит прошли: АБВГДЕЁЖЗИЙ….

 

Ведущий: А ты знаешь, что раньше буквы иначе назывались?

 

Буратино: Нет, не знаю. А почему они свои имена изменили?

 

Ведущий: А на них 100 лет назад напал буквоед. Одних совсем проглотил.

             А у других от имени только по одному звуку оставил.

 

Буратино: Надо буквы выручать!

 

Ведущий: Вот и помоги нам с буквоедом справиться.

 

Буратино: Хорошо, помогу, только нам помощники нужны.

               Буквы, кто нам поможет со злодеем справиться?

 

Буква А: Я дам вам в помощь ангела.

           Каждому от Бога дан Святой хранитель,

           В радости и в горе с нами он всегда:

           Ангел белокрылый, ласковый учитель,

           Ангел белокрылый, светлый, как звезда.

           От детских страхов и обид

           С любовью и добром

           Хранитель Ангел оградит

           Тебя своим крылом.

 

Буква К: Я даю вам крестик.

           Крестильный крестик, что надет

           С молитвой, не снимай:

           Он твой защитник, путевождь

             В дорогу – в светлый рай.

 

Буква Ф: Я флаг вам в дорогу даю. Он символизирует ВЕРУ, НАДЕЖДУ,                ЛЮБОВЬ.

 

Буква В: И вера в Бога всем нужна,

          Как воздух, как вода, –  

          С ней ночи темень не страшна,

          И горе, и беда.

          С ней высота – не высота,

          А мелкий бугорок.

          С великой верой жизнь проста –

          С ней всё решает Бог.

 

Буква Н: В беде, в несчастье – никогда надежды не теряй.

 

Буква Л: Любовь Господня велика, –

           Она с тобой, малыш,

           Когда балуешь ты слегка

           Или спокойно спишь,

           Когда ты в комнате один,

           Или в прогулки час,

           Господь над нами,

             Он един,

               И знает всё о нас.

 

Буратино: Теперь нам буквоед не страшен. Эй, буквоед, выходи!

 

Буквоед: Кто меня посмел потревожить?

 

Ведущий: Мы буквы выручать пришли. А ну, отдавай им имена!

 

Буквоед: И не подумаю! Что вы мне сделаете? Я большой и сильный, а вы    маленькие и слабые.

 

Ведущий: Бог не в силе, а в правде.

 

Буквоед: Так и быть, верну имена буквам. Только пусть каждая буква моё задание выполнит.

 

Буратино: Ну что, буквы, справитесь?

 

Буквоед: А, знаешь ли ты пословицу?

 

Буква А: Сперва АЗ да БУКИ, а там и другие науки.

 

Буквоед: Твоё имя АЗ.

 

Буквоед: Б, отгадай загадку: Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

                                             встанут в ряд – сейчас заговорят.

Буква Б: Буквы.

 

Буквоед: Твоё имя БУКИ.

 

Буквоед: О какой букве речь?

          Чего нет в России, найдётся в Москве,

          Нет в Петербурге, а видно в Неве.            

          В, что означает твоё имя?

 

Буква В: ВЕДИ значит ведать, весть, а совесть – это весть от Бога.

          У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

 

Буквоед: Г, развесели меня.

 

Буква Г: АЗ – алашки,

          БУКИ – букашки,

          ВЕДИ – валяшки,

          ГЛАГОЛ – галяшки…(ИГРА В ЛАДУШКИ)

 

Буквоед: Твоё имя ГЛАГОЛЬ.

 

Буквоед: Д, знаешь ли ты пословицу?

 

Буква Д: Час в ДОБРЕ побудешь, всё горе забудешь.

 

Буквоед: Твоё имя ДОБРО.

 

Буквоед: Е, а ты пословицу знаешь?

 

Буква Е: ЕСТЬ словко – как мёд сладко,

          а НЕТ словко – как полынь горько.(КОНФЕТЫ)

 

Буквоед: Сколько значений у слова ЕСТЬ?

           Твоё имя ЕСТЬ.

 

Буквоед: Ж, прочитай стихотворение.

 

Буква Ж: Живите, люди добрые!

           Живите, люди честные!

           Стремись ты, юность смелая,

           Без устали вперёд!

           Тебе – земля цветущая,

           Тебе – огни небесные,

           Тебе – весна румяная

           И шёпот вешних вод…

           Живите, возлюбившие

           Всё светлое, всё чистое…

           Живите – будьте счастливы!

 

Буквоед: Твоё имя ЖИВЕТЕ.

 

Буквоед: З, ты тоже мне стих прочти.

 

Буква З: И я считал тебя планетой

          В кругу других небесных тел…

          А ты была заветным светом,

          Который в стужу душу грел.

          Иные ходят, попирая

          Тебя – не видя, не любя…

          А ты, ты – наша мать родная –

          Жизнь отдавали за тебя.

 

 

         – А я ещё и пословицу знаю. «С родной земли, умри, не сходи»

.

Буквоед: Твоё имя ЗЕМЛЯ.

 

Буквоед: Сколько значений имеет слово ЗЕМЛЯ?

 

Буквоед: Теперь я загадку загадаю:

           В дряхлой избушке жили ПРОСТО И НИЧЕГО;

           Избушка стала рушиться;

           ПРОСТО вышло в двери, а НИЧЕГО в окно.

           Что протиснулось в щель?

 

Буквоед: А почему вас две?

 

Буква И: Со мной мiр – грешный и земной.

          Со мной – небесный мир, святой.

 

Буквоед: К, знаешь ли ты пословицу?

 

Буква К: Как жили деды да прадеды, так и нам жить велели.

 

Буквоед: Что она означает? (Ответ ребёнка.)

 

Буквоед: Твоё имя КАКО.

 

Буквоед: Л, теперь ты пословицу скажи.

 

Буква Л: Все мы люди, да не все человеки.

 

Буквоед: А как вы понимаете её смысл?

 

Буквоед: Твоё имя ЛЮДИЕ.

 

Буквоед: А вот ещё одна загадка: Что посреди Земли стоит?

 

Буква М: М.

 

Буквоед: Отгадай мои ребусы. (Загадывает ребусы.)   

 

Буквоед: Твоё имя МЫСЛЕТЕ.

 

Буквоед: Н, имя какого святого начинается с Н?

 

Буква Н: Жил праведник когда-то Ной

           Примером для всех нас.

           И Бог от гибели земной

           Его в ковчеге спас.

 

Буквоед: Твоё имя НАШ.

 

Буквоед: А вот самая трудная загадка: В старости я один раз встречаюсь,

                                                              В молодости – три раза,

                                                              В огне не сгорю и в воде не потону. 

Буква О: О.

 

Буквоед: Твоё имя ОН. А кто этот ОН?

 

Буква О: На небесах Ты, Отче наш,

           В заботе обо всех.

           Ты хлеб на день насущный дашь,

           Простишь свершённый грех. (Бог)

Буквоед: П, знаешь ли ты пословицу?

 

Буква П: Дурная голова ногам покоя не даёт.

 

Буквоед: Твоё имя ПОКОЙ.

 

Буквоед: Р, название какого праздника начинается с твоей буквы?

Буква Р: На Христово Рождество

          Всегда мороз и смех,

          Искрится снегом торжество,

          Христос в душе у всех.

 

Буквоед: Твоё имя РЦЫ.

 

Буквоед: С, яви свою мудрость!

 

  Буква С: Свою не полностью осознаём мы силу,

           Что каждый день творим добро иль зло.

            Кого-то злое слово погубило,

            А доброе кого-нибудь спасло.

 

Слова негромкие, поступки мелкие,

Из тех, что сразу нами забываются,

Мы им совсем не придаём значения,

А слабые от этого ломаются.

Буквоед: Твоё имя СЛОВО.

 

Буквоед: Т, название какого праздника начинается с твоей буквы?

 

Буква Т: Звон светлой Троицы с утра

           Нас радовать готов,

           И мы выходим со двора

           С букетами цветов.

 

Буквоед: Твоё имя ТВЕРДО.

 

Буквоед: У, покажи сценку.

 

Буква помощница: Дала его учить грамоте,

                            Грамота ему в наук пошла;

Буква У: Век живи, век учись.

Буква помощница: Посадила его пером писать,

                            Письмо Василью в наук пошло;

Буква У: Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Буква помощница: Отдала я его петью учить,

                            Петье ему в наук пошло.

Буква У: Ученье лучше богатства.

 

Буквоед: Твоё имя УК.

 

Ведущий: Что значит петье? (Ответ детей.) Давайте покажем, как мы петь и дружить умеем.

 

 (ДЕТИ ВСТАЮТ В ХОРОВОД)

 

Буквица, походи, туда-сюда походи.

Буквица, походи, туда-сюда походи.

Буквица, потопай, буквица, потопай.

Буквица, похлопай, буквица, похлопай.

Буквица, повернись, туда-сюда повернись.

Буквица, повернись, туда-сюда повернись.

Буквица, выбирай, буквица, выбирай.

Буквица, обнимай, буквица, поцелуй.

Буквица, не балуй, буквица, не балуй.

 

Буквоед: Ч, составь из слова ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ как можно больше слов.

 

Буква Ч составляет слова.

 

Буквоед: Твоё имя ЧЕРВЬ.

 

Буквоед: Все задания выполнили, всем имена вернул.

           Кого обидел, простите меня.

 

Буратино: Ну что, простим буквоеда?

 

Буратино: Мы тебя прощаем, уходи. А я вот что заметил, если все буквы по           

              порядку прочитать, то получается целый рассказ.

 

Ведущий: Правильно. Каждая буква азбуки учит, как нужно жить на свете.

               Вот поэтому-то буквоед и напал на буквы. Раньше целые азбучные               

             молитвы составляли. Буквы, расскажите о себе сами.

 

(ДЕТИ ЧИТАЮТ АЗБУЧНУЮ МОЛИТВУ)

АзБуку Ведай,

Глаголь Добро,

по Естеству Живи,

Заповеди Исполняй

Как Люди Мыслящие

Нашего Отечества Православного.

Рцы Слово Твердо.

Храни Целомудрие,

Честь и послуШание,

Щедроты лЮбви Являй.

 

 

Буратино: А кто же создал для славян азбуку?

 

Ведущий: Её написали Святые Кирилл и Мефодий…(отрывок из азбуки)

 

Ведущий: На праздниках всегда поют песни.

            («У моей России длинные косички».

             Автор текста Соловьева Н., композитор Струве Г.).

 

Буратино: Спасибо вам, ребята, за поучительный рассказ. Я сегодня узнал       

               много интересного и хочу на память вручить вам азбучную  

               молитву и изображение Святых Кирилла и Мефодия.

               Пусть Святые вам помогают хорошо учиться.

 

Все хором: ВОТ И ПРАЗДНИКУ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ, МОЛОДЕЦ!

Список литературы и источников

1. Артемьев Ю. Православная азбука для малышей. М., 2005.

2. Библия: Книги Священного Писания ветхого и нового завета. М., 2006.   

3. Буквицы заставныя. Книга для раскрашивания. СПб., 2002.

4. Георгиев Е. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской литературы. София, 1956.

5. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М., 2005.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1882.

7. Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Май. М., 1992.

8. Зыков Э.Г. Судьба Азбучной молитвы в древнерусской письменности. // ТОДРЛ. Т.26. Л., 1971.

9. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006.

10. Игумен Георгий (Шестун), Захарченко М.В. Введение в традицию как цель образования. // Сб.: Знаменские чтения. СПб., 2006.

11. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004.

12. Краткая литературная энциклопедия. Т.3. М., 1966.

13. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

14. Ломова Н.И. Дипломная работа: Развитие образно-символического мышления как средства усвоения смыслов ценностей отечественных духовных традиций. СПб., АППО, 2005.

15. Минеи. Май. М., 1987.

16. Орлова Н. М. Азбука для православных детей. М., 2003.

17. Патриотическое воспитание: Федеральная программа воспитания, принятая МО РФ 12.03.2000, М., 2000.

18. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М., 2007.

19. Пушкин А.С. Полн. Собр. соч.: Т.7. Л., 1949.

20. Русская азбука: Учеб. Для 1 кл. / В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов. М., 2002.

21. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Круглова Ю.Г. / М.,1990.

22. Саблина Н.П. Буквица славянская: Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. СПб., 2000.

23. Саблина Н.П. Просветительская роль славянского правописания и пути его сохранения. СПб., 2005.

24. Савельева Л.В. Славянская азбука: дешифровка и интерпретация первого славянского поэтического текста. // Сб.: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск. ПетрГУ, 1994.

25. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия: Методическое пособие. СПб., 2006.

26. Троицкий В.Ю. Духовность слова. М., 2001.

27. Шестун Г., свящ. Православная школа. М., 2004.

28. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.1. М., 1973.

29. Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. СПб., 2005.

 

 

 


«Имя буквы Слово». Конспект занятия

Цель: знакомство с буквой кириллицы «Слово».

Задачи:

Образовательные: раскрыть новые значения и смыслы понятия «Слово», растолковать символику изображения буквицы заставной.

Развивающие: способствовать развитию у детей словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, истории, литературе и культуре; воспитывать пытливость, любознательность.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные: формирование целостного взгляда на мир с его духовным началом; осознание себя ответственным за свои слова и дела; развитие навыков сотрудничества;

 - метапредметные: любовь и уважение к родному языку, истории, литературе и культуре;

- предметные: развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Рабочие материалы для обучающихся: карточка и страницы в тетради-раскраске «Кириллица».

 

Этапы урока Содержание этапа, деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент.   - Отгадайте загадку. Чёрные кривые от рожденья все немые. Встанут в ряд, сейчас заговорят.     На занятии нужны карточка и пенал. Ответ детей. (Буквы) Рассуждение детей.   Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
2. Определение темы, постановка цели и задач. - Сегодня на уроке вы познакомитесь с ещё одной буквой кириллицы. Догадайтесь с какой. Вставьте в задании 1 пропущенное слово в отрывок из Евангелия от Иоанна. Слайд 1. - Кто догадался, что нужно вставить? Слайд 2. - Прочтите высказывание. - Впишите слово «Слово» в отрывок из Евангелия. Обратите внимание, с какой буквы оно пишется. - Как же называется буква, о которой мы будем сегодня говорить? Запишите её имя.   - Зачем изучать буквы Кириллицы? Карточка, задание1. (Приложение 1.) Выполняют задание самостоятельно.   Ответ детей. (Слово)   Ответ детей. (В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.) [1] Ответ детей. (С заглавной.) Ответ детей. (Имя буквы - Слово.)   (Чтобы знать историю и культуру России. Это интересно.) Мыслить словесно-логически.     Делать вывод.
3. Актуализация знаний. - Кто произнёс первое слово, и какие последствия оно имело? - За сколько дней Господь сотворил Землю? Давайте вспомним дни творения, что в какой день сотворил Бог. Слайд 3. День 1. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. Слайд 4.День 2. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды… И назвал Бог твердь небом. Слайд 5. День 3.     И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.        - Послушайте, как описывает 3 день творения Дмитрий Порфирьевич Варлыгин в своём стихотворении «Море». Слайд 6. (И.О.Ф. автора, его портрет.) Слайд 7. День 4. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. Слайд 8. День 5.  И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся (рыб), душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной.  Слайд 9. День 6. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему и владычествуют они… - Может современная наука проверить слова Библии? Как же в таком случае люди относятся к написанному в Библии?     - Послушайте, как о своей вере говорит поэт Владимир Григорьевич Бенедиктов. Слайд 10. (И.О.Ф. автора, его портрет.)   - Как вы понимаете завет Бога человеку «владычествовать на Земле»? - А вот как это понимает поэт Михаил Александрович Аникин.  Слайд 11. (И.О.Ф. автора, его портрет.) - И так, Бог создал человека по образу Своему и подобию. Каким же даром подобным Богу мы обладаем? Слайд 12.(СЛОВО*СЛОВ-ЕК*ЧЕЛОВЕК) - Давайте рассмотрим одну из версий происхождения слова «ЧЕЛОВЕК». Кто догадался, что здесь имеется в виду?     Просмотр отрывка из д/ф «Великая тайна воды». (Учитель выбирает отрывок на своё усмотрение.) - Чему учит нас этот фильм? - Сказанное слово обладает непреложностью исполнения.     - А вот как это чувствовала сердцем императрица Александра Фёдоровна Романова. Слайд 13. (И.О.Ф. автора, его портрет.)   Физминутка. Дети рассуждают. (Первое Слово произнес Бог. Он сотворил Землю.) (Бог сотворил Землю за шесть дней.)     Дети читают. Дети читают. Дети читают. Один из детей читает стихотворение наизусть. Море. Когда Творец преображал Хаос в великую природу, Он властным Словом обуздал Неограниченную воду. Войдя в пределы берегов Она покорно опочила И голубых небес покров В прозрачном лоне отразила. Се море! – Бог провозгласил, - И пусть оно напоминает Хаос венчанных мною сил, - Приводит в ужас и пленяет. [3]   Дети читают. Дети читают. Дети читают. Дети рассуждают. (Проверить научным путём слова Библии нельзя. Люди могут в это верить.)   Один из детей читает отрывок из стихотворения наизусть. Верю. Верю я и верить буду, Что от сих до оных мест Божество разлито всюду - От былинки вплоть до звезд. Не Оно ль горит звездами, И у солнца из очей С неба падает снопами Ослепительных лучей? Сквозь миры, сквозь неба крышу Углубляюсь в естество, И сдаётся – вижу, слышу, Чую сердцем Божество. [3] Дети рассуждают. (Люди должны беречь Землю, заботиться о ней, любить её.) Один из детей читает стихотворение наизусть. Земля. И я считал тебя планетой В кругу других небесных тел… А ты была заветным светом, Который в стужу душу грел. Иные ходят, попирая Тебя – не видя, не любя… А ты, ты – наша мать родная – Жизнь отдавали за тебя. [3] Дети рассуждают. (Бог наделил человека даром слова.) Дети рассуждают. (От слова «СЛОВО» образовалось слово «СЛОВ-ЕК». В этих словах чередуются буквы «С» и «ЧЕ». Значит, человек – это творение Божие, наделённое даром слова.)   Дети рассуждают. (Слова влияют на всё окружающее нас.)     Один из детей читает стихотворение наизусть. Свою не полностью осознаём мы силу, Что каждый день творим добро иль зло. Кого-то злое слово погубило, А доброе кого-нибудь спасло. Слова негромкие, поступки мелкие Из тех, что сразу забываются. Мы им совсем не придаём значения, А слабые от этого ломаются. [3]   Дети водят хоровод, поют песенку и выполняют движения. Буквица, походи, туда-сюда походи. Буквица, потопай, буквица, потопай. Буквица, похлопай, буквица, похлопай. Буквица, повернись, туда-сюда повернись. Буквица, повернись, туда-сюда повернись. Буквица, выбирай, буквица, выбирай. Буквица, обнимай, буквица, поцелуй. Буквица, не балуй, буквица, не балуй. Буквица, походи, туда-сюда походи… (На мотив хоровода «Заинька») Мыслить, рассуждать и доказывать свою точку зрения.     Читать выразительно текст, передавая интонацией значимость происходящего.     Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.     Читать выразительно текст, передавая интонацией значимость происходящего.     Мыслить, рассуждать и доказывать свою точку зрения.     Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.     Уметь выразить своё эмоциональное состояние.   Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.     Анализировать словообразовательную схему.     Анализировать и делать вывод на основе просмотренного фильма.   Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.   Создание атмосферы дружелюбия и симпатии.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. - Давайте вспомним, что гласит о слове народная мудрость. Прочитайте задание 2. (Приложение 1.) - Составь пословицы и объясни их смысл.     Слайд 14. (Пословицы.) - Прочти народную мудрость в задании 3. (Приложение 1.) - Как это произошло? Какая пословица связана с этим событием? Докажи. - Где рождаются слова? Объясни свою позицию.   - Рассмотрите внимательно буквицу созданную художником и скажите, с какими пословицами её можно связать? Соедини стрелками. Слайд 15. (Изображение буквицы) Задание 4. - Раскрасьте и объясните свой рисунок. - Прежде чем вы приступите к раскрашиванию, повторите символику цвета в православной традиции. Слайд 16. (Символика цвета в православной традиции.) - Рассмотрите икону и скажите, кто на ней изображён? Слайд 17. (Икона Святой Троицы.)     - Как вы думаете, кого из трёх лиц Святой Троицы называют в православной традиции «СЛОВОМ»? Обоснуйте свой ответ. Слайд 18. (Икона Иисуса Христа.)  - Какими словами человек обращается к Богу? При помощи чего человек общается с Богом? Слайд 19. (Текст азбучной молитвы.) - А что называют азбучной молитвой? - Прочтите предложение, в котором стоит «СЛОВО». Как вы его понимаете?   Работа в группах (по 4 человека) Сказанное слово – серебряное, а несказанное – золотое. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Гнилое слово от гнилого сердца. Доброе слово железные ворота отопрёт. От одного слова - да навек ссора. Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает. Немного слов, да много дела. Каждая группа объясняет 1 пословицу. Дети читают и рассуждают. Слово слову рознь: словом Господь мир создал, словом Иуда Господа предал. (Иуда предал Иисуса Христа.) (К этому событию подходит пословица: «Гнилое слово от гнилого сердца» и т.д.)   Дети рассматривают и обсуждают своё решение в парах. (Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Т.к. буквица изображена в виде птицы.)   Дети раскрашивают и комментируют выбор цвета. Дети отвечают. (На иконе изображена Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух.)     Дети рассуждают. (Словом называют Иисуса Христа, потому что он общался с людьми при помощи слов.) Дети отвечают. (Человек обращается к Богу при помощи молитвы.) (Азбучная молитва – это текст азбуки.) (РЦЫ СЛОВО ТВЁРДО) (Это значит, что нужно говорить только хорошие слова, и чтобы слова не расходились с делом.) Уметь работать в группе. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием текста, жизненным опытом.     Уметь работать в паре. Соотносить пословицы с иллюстрацией.   Выбрать цвет соответствующий символической традиции. Аргументировать выбор.   Уметь объяснит содержание иконы.   Мыслить, рассуждать и доказывать свою точку зрения.  
5. Рефлексия Задание 5. (Приложение 1.) - Составьте синквейн по теме урока. Прочтите. - Спасибо. Занятие окончено. Дети составляют синквейн и зачитывают. Выделять главные, существенные признаки, делать вывод, кратко формулировать его.

 

Приложение 1. (смотри на следующей странице)


 

 

Автор-составитель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.127 с.)