Зачем младшему школьнику «Кириллица»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зачем младшему школьнику «Кириллица»?



Этот вопрос может задать учитель, родитель и даже сам школьник. Разве в век стремительной модернизации образования церковно-славянская азбука будет востребована, да и еще и в начальной школе?

    Чтобы найти ответ, обратимся к наследию отечественной педагогики. Известный русский педагог К.Д. Ушинский назвал серию своих книг для первоначального обучения детей «Родное слово», подчеркнув тем самым христианский смысл грамотности – познание Слова Божия путем декодировки системы графических знаков – азбуки, созданной святыми братьями Кириллом и Мефодием для письменной передачи славянской речи. По мнению Ушинского, такая декодировка способствует гармоничному усвоению ребенком базовых национальных ценностей и формированию ценностно-смысловой сферы личности.

    Предлагаемые материалы Е.Б. Потаповой разработаны в русле традиций педагогики Ушинского. Сам ученый писал, что «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно чрез посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только чрез посредство той же среды – отечественного языка».

В условиях глобализации и нарастающей угрозы потери личностью идентичности, введение ребенка в духовный мир отечественного языка через востребованные сегодня активные и творческие формы занятий, представляется педагогически целесообразным, особенно в начальной школе, когда он только начинает постигать азы грамотности.

Именно на данном возрастном этапе ребенок сможет не только научиться читать и писать на русском языке, но и, что важно, обогатить свой мир живыми смыслообразующими образами русской духовной культуры.

В.О. Гусакова, кандидат искусствоведения

Победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагоги высшей школы средней школе» в 2015 году.

Программа внеурочной деятельности «Кириллица»

Содержание

Автор-составитель: Потапова Е.Б. учитель высшей категории, магистр педагогики, победитель городского этапа и призёр регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2016 году.

Возрастная категория учащихся: 1 - 4 класс.

Количество часов: 34 часа.

Дата разработки: 2014 год.

 

Пояснительная записка

Анализируя взаимоотношения школьников друг с другом, мы видим, что одна из причин трудностей в общении и обучении у младших школьников возникает из-за отсутствия целостного представления о мире с его духовным началом. Ребенок приходит в школу с собственной мифологической картиной мира, которая дает ему собственное целостное мировоззрение, а школа развивает в нём рациональное мышление, с его естественно­научной парадигмой, разбивающей целостность его мифа и мира на отдельные несвязанные фрагменты. В результате возникает душевное «раздвоение»: с одной стороны, сильно собственное «сказочное» сознание, с другой – происходит резкое погружение в научную парадигму.

Выделение проблемы «сохранения и формирования» целостного миропонимания связано с необходимостью воспитания духовно-нравственного человека и переосмысления старого знания и его взаимодействия с новым знанием.

Курс «Кириллица» как раз и направлен на установление таких связей. Так, на начальном этапе образования целесообразно ввести изучение не только букв русского алфавита, но и церковнославянских букв кириллицы, в которых заложен целостный образ бесконечного мира, призванный сформировать не только мироощущение, но и социокультурный стереотип поведения. Не случайно для русских людей буква всегда была и есть не просто графический знак из палочек и колечек. Каждая буква имела одухотворённое имя. Святые Кирилл и Мефодий так создавали имяслов славянского алфавита, что в нём мистически (таинственным образом) отразились мир и суть евангельского учения о мире.

Цель курса – создание условий для формирования у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним.

Задачи курса

1. Познакомить с именословом церковно-славянской азбуки, азбучной молитвой, художественно-символическим смыслом буквицы заставной. 

2. Способствовать духовно-нравственному, моральному и патриотическому воспитанию школьников на основе православной традиции.

3. Формировать целостное восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства.

Общая характеристика курса

В основу курса «Кириллица» заложен культурологический концепт, о котором много пишут современные исследователи слова: Ю.В.Степанов, В.В.Колесов, О.А.Сергеева.

Концепт – это внутренняя сущность слова, явленная в своих содержательных формах: в образе, понятии и символе; основа первосмысла.                

Народная культура ценит в слове образ, а христианская – символ. Мир слова, все его значения, вместе взятые – образное, понятийное и символическое – выражают тот первосмысл, который называется концептом национальной речемысли.Концепт – сущность понятия, смысл, не обретший формы, ибо сам и есть внутренняя форма слова, ячейка его первосмысла.

Русская ментальность отражена в значениях русских слов, в смысле русских текстов. Русская философия в отражении народной ментальности есть в прямом смысле любомудрие, т.е. всеохватывающая мудрость; которая своим предметом имеет идею в отношении к вещи, но ищет эту связь в слове. Тут-то и нужны, и важны особенности языка, сохраняющего во времени основные концепты национального сознания.

В слове сосредоточен генофонд миросозерцания, источник сопричастности культуре, оно совмещает в себе многие признаки языка. А язык, в свою очередь, по мысли В.Ю. Троицкого, есть умственный, чувственный и духовный опыт человечества, среда обитания и памятник культуры, который как таковой, надо охранять и защищать от разрушения. «Генная память» народа – его ментальность – складывалась веками, основательно укладывалась в словесном знаке, который обслуживал каждого в соответствии с его личным уровнем чувства или интеллекта: в сказке – для маленьких, в пословицах – для несмышленых и в каждом отдельном слове, таинственную силу которого мог раскрыть мудрый.

Христианская культура формирует принцип умолчания, а не познания – все признается уже известным, фиксированным в символе. На символе стоит душа человека. То, что хранится, ждёт своего открытия – откровения, снятия какого-то покрова, возможно, тайны. Такой загадкой, раскрытой в последнее время, является имяслов славянской азбуки. В ключевых словах азбуки – наименованиях предметного характера – легко узнаются привычные, традиционные символы христианской культуры, представляющие «вечные истины».

В целом, славянская азбука представляет собой текст. При переводе на современный язык голос Первоучителя славян звучит так:

Я грамоту осознаю. Говори: Добро существует!

Живи совершенно, Земля! Но как?

Люди, размышляйте! У нас потустороннее прибежище.

Скажи слово истинное. Научение избирательно:

Херувим, – отрешением печали, – или червь.

С изучения азов должно начинаться не только усвоение грамотности ребёнком, но и познание устройства мира с его духовным началом. В русской истории с создания азбуки начинается история письменности и приобщение русского народа к христианским ценностям.

Воспитание детей есть именно «пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нём их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов», – говорит русский философ И.А. Ильин.

При изучении курса «Кириллица» предполагается интеграция с предметами «Основы религиозных культур и светской этики», «Литературное чтение», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Место предмета в учебном плане

 На изучение курса «Кириллица» в начальной школе в 1 (или2,3,4) классе отводится 34 ч (1 ч в неделю).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.006 с.)